Автономное образование имеет свой особый вид публичной власти — власть автономии. Организация власти в автономии, ее структура и компетенция определяются центральными органами государственной власти и закрепляются в конституции унитарного государства. Автономия в унитарном государстве не может самостоятельно определять основы своей организации, принимать свою конституцию и самостоятельно определять принципы своих взаимоотношений с центральной властью, поскольку основы правового статуса автономии в унитарном государстве определяются органами государственной власти унитарного государств. Автономное образование имеет свой специфический предмет ведения. Автономное образование не имеет права самостоятельно изменить свой правовой статус. Автономия в унитарном государстве выступает одним из средств децентрализации публичной власти. Выступает средством децентрализации в осуществлении публичной власти. Что касается классификации автономных образований, которые сегодня существуют в мире, то следует отметить, что единые критерии такой классификации также отсутствуют. Мировой опыт и отечественная практика конституционно правового строительства свидетельствуют, что есть несколько основных видов автономии: политическая, административная. Различные формы (виды) автономии могут существовать как в федеративном, так и в унитарном государстве. Из этого следует наука конституционного (государственного) права. Поэтому есть необходимость коротко раскрыть содержание каждого из названных видов автономий. Политическая автономия связана со статусом государства, в состав которой она входит. Это самый высокий уровень автономии, при котором автономные образования имеют значительный объем политико-правовых полномочий (свою конституцию, законодательство, представительный орган, иногда свое правительство, могут самостоятельно решать некоторые вопросы административно национального устройства и т.п.).
Характерные особенности правового статуса политической автономии наиболее полно находят свое выражение в государствах с федеративной формой государственного устройства, где автономные образования, как правило, являются субъектами федерации (пример — Российская Федерация).
Исследование взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти
... понятий. Гражданское общество, Взаимодействие —, Структура, Публичная власть —, Управленческий процесс — Объект — гражданское общество. Предмет — особенности взаимодействия между гражданским обществом и структурами публичной власти в Российской Федерации. Цель данной работы Задачи : 1. Определить понятие «гражданское общество», «государство», «публичная власть» ...
Полу-политическая автономия по сравнению с политической имеет значительно меньший объем полномочий в политико-правовой области, в сфере взаимоотношений с другими субъектами государства. К ведению этой автономии в основном относятся: организация институтов местного самоуправления, планирования территории, местного хозяйства, развитие культуры, социального обеспечения и тому подобное. Одновременно полу-политическая автономия может иметь ряд признаков государственности — собственную конституцию (или устав), свои органы публичной власти, свой предмет ведения и др. При административной автономии соответствующий регион имеет право самостоятельно решать административные, то есть управленческие, функции. По своему правовому статусу этот вид автономии ближайший к полу политической автономии. Разница между ними не четкая и она заключается в том, что полу-политическая автономия при решении административных вопросов больше учитывает национальные, культурные, исторические и другие особенности данной территории, а административная, как правило, направлена только на обеспечение большей эффективности управления в определенном регионе. Вместе с тем необходимо отметить, что эти различия правового статуса различных автономных образований в основном условные. Можно отметить, что существование того или иного вида автономии в унитарном государстве вполне оправдано, поскольку часто решает определенную этническую, национальную, социальную или политическую проблему в том или ином государстве. Автономная республика — это форма политической организации населения, проживающего на территории автономии (а не только этнических или религиозных общественных групп).
Кроме того, мировая практика государственного строительства, и опыт в частности, свидетельствуют, что провозглашение автономии определенной административно-территориальной единицы может быть обусловлено историческими, экономическими, политическими, культурными, моральными, собственно территориальными и другими факторами. Рассматривая правовой статус Автономной Республики Крым, важно определиться, к какому виду автономии следует отнести эту республику как автономное образование, а также выяснить, какие конкретные политические, экономические, национальные, исторические, культурные и другие факторы предшествовали ее образованию в составе России и обусловили особенности ее сегодняшнего правового статуса. Согласно ст. 2 Основного Закона, суверенитет России распространяется на ее территорию, и Россия является унитарным государством. Статья 133 Конституции России закрепляет, что Автономная Республика Крым, вместе с административно-территориальными единицами, является составной частью административно-территориального устройства России. В то же время Конституция России содержит даже не отдельную статью, а целый раздел, который называется «Автономная Республика Крым», и закрепляет основы ее правового статуса в составе России.
Однако названные признаки государственности существенно ограничиваются другими нормами раздела Х Конституции России: Конституция Автономной Республики Крым должна быть утверждена не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады России; нормативно-правовые акты органов власти Автономной Республики Крым принимаются согласно Конституции России, законов России, актов Президента и Кабинета Министров России и на их выполнение. Кроме этого, Автономная Республика Крым имеет право осуществлять нормативное регулирование исключительно по вопросам, определенные ст. 137 Конституции России. К этим вопросам относятся, в основном, вопросы местного хозяйства; полномочия, порядок формирования Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики и некоторые другие. Приведенные положения Основного Закона России дают основания сделать вывод, что Автономная Республика Крым в составе России является полу-политическая автономией (исходя из того понимания этого вида автономии, которое приводилось выше), поскольку политические полномочия этого образования достаточно существенно ограничены Конституцией России. Вместе с тем это еще раз подчеркивает, что Автономная Республика Крым не является обычной административно-территориальной автономией, а тем более — обычной административно-территориальной единицей.
Правовое регулирование национально-культурной автономии
... статуса национально-культурных автономий. Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач: изучение понятия и сущности национально-культурной автономии; рассмотрение предпосылок возникновения национально-культурной автономии; изучение правового статуса национально-культурной автономии; выявление проблем, касающихся правового регулирования национально-культурных автономий и ...
Исходя из изложенного, можно сделать вывод: восстановление в 1991 г. В условиях демократизации государственной и общественной жизни России довольно ярко сказываются проблемы конституционно-правового статуса Автономной Республики Крым. В советской государственно-правовой доктрине течение достаточно длительного времени автономные республики фактически приравнивали к обычным административно-территориальных единиц, несмотря на их названия «республика». Советские ученые доказывали, что автономия советских республик означает лишь дарованное свыше право на специфический вид местного самоуправления и местного хозяйства. Советские автономные республики, так же как и советские автономные области, признавались не государство, а только внутренне государственными территориальными единицами. Современная конституционно-правовая наука, которая вышла из советской правовой доктрины, также в основном продолжает обосновывать специфику правового статуса Автономной Республики Крым в составе России как особого вида административно-территориальной единицы. А установленный Конституцией России порядок принятия и утверждения Конституции Автономной Республики Крым, на наш взгляд, фактически повторяет процедуру принятия и утверждения конституции автономных республик, которая была установлена еще в конституционном законодательстве СССР 20-х годов прошлого века.
Хотя правовой статус Автономной Республики Крым в составе России по своему содержанию и объему полномочий несколько шире и демократическим ниши, чем статус советской автономной республики, его основы обусловлены именно советской правовой доктриной. В связи с этим необходимость совершенствования правового статуса автономии остается одной из наиболее актуальных политико-правовых проблем современности.1.2 Основы конституционно-правового статуса РФКонституционно-правовой статус России определяется Конституцией РФ, которая в данной части воплотила основные идеи и принципы Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративного договора от 31 марта 1992 г. Важное значение для характеристики статуса РФ имеют федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, государственно-правовые договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.Важнейшими элементами конституционно-правового статуса Российской Федерации являются:1) Конституция, учреждающая основные государственные институты и наименование государства;2) территория и территориальное верховенство. Территорию составляют ее субъекты (ст. 65 Конституции), территориальные воды и воздушное пространство, а также недра и внутренние воды;3) государственный суверенитет (ст. 1, 4 Конституции РФ).
Конституционное право России : Принятие Российской Конституции 1993г
... 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», ... был выдержан принцип равноправия субъектов Российской Федерации – в Совете Федерации 50 % всех мест предполагалось ... ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем ... для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую ...
Российская Федерация на всей своей территории самостоятельно осуществляет государственную власть и полномочия, отнесенные Конституцией РФ к ее ведению;4) многосубъектный и многонациональный состав Российской Федерации (ст. 3, 65 Конституции РФ);5) федеральная система органов государственной власти;6) международная правосубъектность. Россия вправе вступать в союзы с другими государствами, заключать договоры и соглашения, самостоятельно осуществлять внешнюю политику;7) наличие Вооруженных Сил для защиты своего суверенитета;8) федеральная государственная собственность и единая кредитно-денежная система;9) федеральное гражданство;10) символы государственности: Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн и столица, а также государственный язык.Конституция РФ носит учредительный характер, провозглашает Россию федерацией и определяет наименования Российская Федерация — Россия как равнозначные (ст. 1 Конституции РФ).Россия как суверенное государство обладает исключительным правом на установление и изменение собственного наименования. До революции наше государство именовалась Российской империей. Наименование «Российская Федерация» введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г.
на смену прежнему наименованию «РСФСР». Наименование «Российская Федерация» используется в наименовании государственных органов и официальных актов, в текстовом оформлении государственных символов. Негосударственные объединения могут использовать в своем названии наименования «Российская Федерация» и «Россия» и образованные на их основе слова и словосочетания в случаях, установленных законодательством.В соответствии со ст. 65 федеральной Конституции Российская Федерация состоит из шести видов субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В состав России входят 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Российская Федерация — государство с уникальной многонациональной структурой. В ней проживают более 180 народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ России.Важно подчеркнуть, что состав Российской Федерации определен в ст. 65 Конституции РФ и Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 65 Конституции РФ состоит из субъектов, которые находятся в ее составе, а не образуют федерацию.В современной науке конституционного права под суверенитетом понимаются верховенство и независимость и выделяются три вида суверенитета — государственный, народный и национальный.Под государственным суверенитетом понимаются верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.
Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов ...
... основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними. Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства. ...
В настоящее время государственный суверенитет рассматривается не сам по себе, а лишь в комплексе с народным суверенитетом. Появление понятия «народный суверенитет» связывают с именами Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других представителей либеральной идеологии и противоречиями между гражданским обществом и абсолютизмом в новое время.Однако при изучении всех трех видов суверенитетов трудно не заметить, что наибольшие проблемы связаны с национальным суверенитетом, причем зачастую отождествляемым с народным, что не всегда оправданно. Важно подчеркнуть первичный характер народного суверенитета, где государственный и национальный суверенитеты являются основными каналами его реализации.В отечественной конституционной модели достаточно четко обозначен принцип государственного суверенитета как единого и неделимого, распространяемого на всю ее территорию (ст. 4 федеральной Конституции).
Конституция изъяла из оборота понятие «суверенные» в отношении республик в составе РФ, ошибочно использованное в Федеративном договоре, и продекларировала юридическое верховенство норм Конституции над положениями Федеративного и иных договоров.В настоящее время в российском федеральном законодательстве сложился единый подход — отказ от признания государственного суверенитета субъектов Российской Федерации. Не может быть суверенитета в суверенитете. Если государство входит в состав другого государства, то утрата, а не просто ограничение суверенитета, неизбежна. Субъекты Российской Федерации, даже обладающие большими полномочиями, не являются суверенными. М.В. Баглай совершенно верно подчеркнул, что не может быть суверенных республик внутри федеративного государства, это противоречит самим принципам федерализма. Если бы одни субъекты Федерации признавались суверенными, а другие нет, то о каком равноправии субъектов можно говорить?Точку в дискуссиях поставил Конституционный Суд России. В Постановлении от 7 июня 2000 г. Конституционный Суд подчеркнул, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета России.
Субъекты Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. В Определении от 27 июня 2000 г. Конституционный Суд отметил, что использование в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство) не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера».Другим важнейшим признаком конституционно-правового статуса Российской Федерации является территория.Для России государственная организованность имеет особое значение: 1) территория РФ уникальна по размерам; 2) Россия переживает сложный и противоречивый период реформирования, большие изменения в федерализации и регионализации.Территория — это исторически сложившееся в пределах государственной границы политико-правовое природное пространство, на которое распространяется верховная власть государства.В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. К сухопутной территории относятся также острова. Внутренние воды включают и внутренние морские воды (заливы, бухты, лиманы).
Толкование гражданских законов по субъекту и по объему. Способы ...
... толкованию. Применение гражданского законодательства ... Российской Федерации не допускается, но и по самому существу дела. В зависимости от объема толкования Буквальное; Ограничительное; Расширительное толкование. 1. Буквальное толкование ограничительное толкование. ... толкования гражданско-правовых норм. В зависимости от субъекта Аутентическое (аутентичное); Легальное; Судебное; Научное толкование. ... закона ...
Территориальное море (прежнее название — территориальные воды) — это морской пояс, прилегающий к берегу и внутренним морским водам государства. В России в соответствии с международным правом установлена 12-мильная ширина территориального моря.Международное толкование территории суверенного государства нашло отражение в текущем законодательстве, в частности, в ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ» устанавливается, что государственную территорию образуют суша, вода, недра и воздушное пространство.Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых федеральная Конституция не упоминает. Однако по сложившемуся обычаю они входят в понятие государственной территории.Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. «О недрах» устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).В конституционном праве есть понятия «территория России» и «территория субъекта РФ», первое включает в себя второе. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы своих субъектов. В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия, если речь идет о внутригосударственных преобразованиях. Территория субъекта РФ может быть изменена лишь в двух случаях:
- при взаимном согласии граничащих субъектов РФ с последующим обязательным утверждением Советом Федерации, который такое решение утвердить вправе, а не обязан;
— при заключении международного договора с граничащим государством по территориальным вопросам без согласия субъекта РФ, но с обязательным проведением опроса населения субъекта (субъектов) РФ, территория которого (которых) может измениться.Наряду с собственной территорией Российская Федерация обладает суверенными правами на континентальный шельф и исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).
Однако распространение этих суверенных прав не является полноценным распространением суверенитета государства и ограничено функционально только изысканием, добыванием, разработкой и сохранением природных ресурсов в их пределах.Континентальный шельф — это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка на расстоянии, не превышающем, как правило, 200 морских миль. Исключительная экономическая зона — это район, находящийся за внешней границей территориального моря, шириной до 200 морских миль. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона подчинены юрисдикции России, которая осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права.Другим важным элементом правового статуса Российской Федерации в соответствии со ст. 70 Конституции РФ являются государственные символы и государственный язык. Три ФКЗ от 25 декабря 2000 г. определяют статус и порядок использования государственных символов России — Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна.Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.Государственный флаг необходимо отличать от штандарта Президента РФ. Штандарт (флаг) Президента РФ представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета (цвета Государственного флага РФ).
Российские нормативно-правовые акты как основной источник права
... Далее следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы федеральных органов субъектов Федерации, стоящие ниже первых в правовой иерархии. Подзаконный нормативный правовой акт – это документ, издавае-мый в соответствии с законом и ...
В центре — золотое изображение Государственного герба РФ. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента РФ и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта (флага) увенчано металлическим навершием в виде копья.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionno-pravovoy-status-rf/
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionno-pravovoy-status-rf/
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
3. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 29.12.2015) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
4. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)
5. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном гербе Российской Федерации»
6. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) «О Государственном гимне Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
9. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях
10. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 30.12.2015) «О Государственной границе Российской Федерации»
11. Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 29.12.2014) «О статусе столицы Российской Федерации»
12. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения ...
... РФ Конституция Российской Федерации имеет «жесткий» характер. Глава 9 Конституции предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: пересмотр Конституции и внесение конституционных поправок. Эти юридические процедуры значительно сложнее, чем процедуры принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов, ...
13. Указ Президента РФ от 15.02.1994 N 319 (ред. от 06.05.2000) «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации»
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г.; Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. // Российская газета. 21.06.2000; 25.07.2000.
15. Баглай М.В. История не знает примеров, когда Федерация выжила в условиях войны регионов с Центром // Российская газета. 20.07.2000. С. 1 — 2
16. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с
17. Безруков А.В. Опасные пробелы правового регулирования территориальных преобразований Российской Федерации // Федерализм. 2006. N 3
18. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 47
19. Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов Советского государства. М., 1982. С. 10–11
20. Золотарева М.В. Национальный суверенитет на стыке права и политики // Федерализм. 1999. N 3. С. 142
21. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2005. N 1
22. Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.2014. — С. 295 — 303
23. Конституционное право России / Отв. ред. Г.Н. Комкова. М., 2007.
24. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между РФ и ее субъектами. СПб., 2004. С. 164 — 165
25. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между РФ и ее субъектами. СПб., 2004. С. 164 — 165