Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По сравнению с законом 2001 года ФЗ № 99 внес ряд изменений. В Законе № 99-ФЗ предусмотрено проведение документарных, внеплановых выездных, а также плановых проверок (только в отношении лицензиата).
Плановые проверки будут проводиться в соответствии с ежегодным планом, разработанным лицензирующим органом. Компания-лицензиат может попасть в него, если:
- прошел один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или ее переоформления;
- прошло три года со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
— истек срок, который установлен Правительством РФ, со дня окончания последней плановой проверки лицензиата (для деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере).
Что касается внеплановых выездных проверок лицензиата, то они могут проводиться по следующим основаниям:
- при прекращении срока, в течение которого нужно было исполнить ранее выданное лицензирующим органом предписание об устранении нарушения;
- при обращениях и заявлениях граждан, организаций, органов власти и т. д. о фактах грубых нарушений компанией лицензионных требований;
- при истечении срока, на который было приостановлено действие лицензии;
- по ходатайству самого лицензиата, если он досрочно исполнил предписание лицензирующего органа;
— при наличии приказа или распоряжения, изданного лицензирующим органом по поручению Президента России или Правительства РФ. Закрытый перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается отдельно для каждого вида деятельности. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
Рассмотрение видов лицензий и их классификации
... закона при осуществлении лицензирования. Лицензирование - это набор видов деятельности, связанных с предоставлением лицензий, возобновлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, продлением или прекращением лицензий, отменой лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдение лицензиатов при осуществлении ...
Таким образом, законодателем определяется не только перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, но и конкретно устанавливается порядок получения той или иной лицензии. В работе рассмотрены общий правила получения лицензии предпринимателем, дополнительно следует отметить, что правила получения той либо иной лицензии детально регламентируются подзаконными нормативно-правовыми актами соответствующего исполнительного органа.
5. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий
Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Помимо этого, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.
Санкция статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.
Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Основания освобождения перевозчика от ответственности. Размер ...
... Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности Законодательство предусматривает предельный размер ответственности перевозчика ... транспорта РФ"; обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, а также аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности ... ответственности перевозчика на ...
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.
Согласно статье 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Часть 2 статьи 171 УК РФ:
«2. То же деяние:
- а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».
Крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей полтора миллиона рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.
Субъектами уголовной ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.
Заключение
Процедуры лицензирования являются одной из самых распространенных форм разрешительных административных процедур.
Законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических реформ специального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензирования предпринимательской деятельности, не было вообще.
Лицензированием являются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Российское экологическое законодательство: современное состояние ...
... перспективы развития экологического законодательства, предполагается показать научный взгляд на проблему совершенствования данной отрасли законодательства, особенно в нынешних условиях правовой реформы, проводимой в Российской Федерации. Отсутствие единой концепции развития экологического законодательства затрудняет законотворческую деятельность в ...
Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Общими признаками для правоотношений лицензирования являются:
- наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения;
- осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов;
- контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении;
- применение принудительных мер для прекращения или недопущения нарушения правил, условий разрешенной деятельности.
Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/litsenzirovanie-otdelnyih-vidov-deyatelnosti/
Кoнституция Рoссийской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года по состоянию на 15.01.2013 // Российская газета. — 1993. — № 197.
Кoдекс Рoссийской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ по состоянию на 15.01.2013 // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1).
— Ст. 1.
Налогoвый кодекс Рoссийской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3824.
Угoловный кодекс Рoссийской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ по состоянию на 15.01.2013 // Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ по состоянию на 15.01.2013 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 04.05.11 № 99-ФЗ // «Парламентская газета», N 23, 13-19.05.2011
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ по состоянию на 15.01.2013 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. — № 33. — Ст. 3431.
О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. — № 27. — Ст. 357.
Постановление правительства РФ от 21.11.2011г. № 957// «Об организациилицензирования отдельных видов деятельности»//»Собрание законодательства РФ», 28.11.11., № 48 ст. 693
Виды и формы собственности по Российскому законодательству
... связанным с реализацией права собственности; рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности; исследовать особенности государственной, муниципальной и общей собственности; 1 Понятие и содержание права собственности 1.1 Понятие права собственности по действующему Российскому законодательству В обществе ...
Административное право: учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2005.
Бахрах Д.Н. Административное право России. — М., 2010.
Багандов А.Б. Лицензирование как правовая и государственно-управленческая категория // Законодательство и экономика. – 2005. — № 10.
Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: учеб. пособие. — М., 2009. — С.3-5.
Голубцов В.Г. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации // Законодательство и экономика. – 2011. — № 3.
Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» / Под ред. А.Н.Ткач. — М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2011.
Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. — М., 2007.
Матвеенко П.В. Правовое регулирование лицензирования // Гражданское право. – 2008. — № 4.
Мельничук Г. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция. – 2008. — № 5.
Олейник О.М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. — 2004. — № 6.
Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2008.
Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. — 2008. — № 8 (196).
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 1993. — № 197.
О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 04.05.11 № 99-ФЗ // «Парламентская газета», N 23, 13-19.05.2011
Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. — № 27. — Ст. 357.
О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 39. — Ст. 4857.
Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
Петрученко О. Латинско-русский словарь. — СПб., 2004. — С.364.
Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — М., 2005. — С.144.
Современный словарь иностранных слов. — СПб., 2009. — С. 345.
Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. — 2000. — № 8 (196).
— С. 21.
Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. — М., 2007. — С.301.
Мельничук Г. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция. – 2008. — № 5.
Бахрах Д.Н. Административное право России. — М., 2008. — С.375.
Дело. № А74-2490/04-К2-Ф02-5769/04-С1Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2005 года.
Гражданское право как базовая отрасль российского частного права
... исключительно как самостоятельная правовая отрасль в системе права. Многие гражданско-правовые нормы аккумулируют в себе данные об общественных отношениях, подпадающих под сферу действия как публичного, так и частного права. Гражданское законодательство России ...
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1).
— Ст. 1.
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. — № 33. — Ст. 3431.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 25. — Ст. 2954.
3
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/litsenzirovanie-otdelnyih-vidov-deyatelnosti/
1.Кoнституция Рoссийской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года по состоянию на 15.01.2013 // Российская газета. — 1993. — № 197.
2.Кoдекс Рoссийской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ по состоянию на 15.01.2013 // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1).
— Ст. 1.
3.Налогoвый кодекс Рoссийской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3824.
4.Угoловный кодекс Рoссийской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ по состоянию на 15.01.2013 // Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 25. — Ст. 2954.
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ по состоянию на 15.01.2013 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
6.О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 04.05.11 № 99-ФЗ // «Парламентская газета», N 23, 13-19.05.2011
7.О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ по состоянию на 15.01.2013 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. — № 33. — Ст. 3431.
8.О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. — № 27. — Ст. 357.
9. Постановление правительства РФ от 21.11.2011г. № 957// «Об организациилицензирования отдельных видов деятельности»//»Собрание законодательства РФ», 28.11.11., № 48 ст. 693
10.Административное право: учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2005.
11.Бахрах Д.Н. Административное право России. — М., 2010.
12.Багандов А.Б. Лицензирование как правовая и государственно-управленческая категория // Законодательство и экономика. – 2005. — № 10.
13.Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: учеб. пособие. — М., 2009. — С.3-5.
14.Голубцов В.Г. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации // Законодательство и экономика. – 2011. — № 3.
15.Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» / Под ред. А.Н.Ткач. — М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2011.
16.Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. — М., 2007.
Судебная практика как источник российского права
от 29.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, - 1998. - № 1 - ст. 1. 4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, - 1997. - № 1 - ст. ...
17.Матвеенко П.В. Правовое регулирование лицензирования // Гражданское право. – 2008. — № 4.
18.Мельничук Г. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция. – 2008. — № 5.
19.Олейник О.М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. — 2004. — № 6.
20.Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2008.
21.Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
22.Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. — 2008. — № 8 (196).