Общая характеристика политических прав и свобод граждан РФ
1.1. Понятие политических прав и свобод граждан
Понятие правового статуса личности вводится ст. 64 Конституции РФ, являющейся заключительной в рамках определяющей основы данного института главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».
В свою очередь гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ —
Речь идет о закрепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, где говорится, что в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это прямая обязанность государства.
Легального определения понятия «политические права и свободы» в законе не дано, однако в доктрине Конституционного права под политическими правами в самом общем смысле понимают права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, но лишь в том случае, если он выступает в качестве гражданина государства. Это права и свободы, связанные с участием в общественной жизни, в управлении государством, и обеспечиваемые им. т. е., иными словами, политические права — это обеспеченные юридически меры возможного поведения, которые гарантируют свободу действий граждан при участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Политические права и свободы —
Это можно отчасти объяснить тем, что эти права предназначены в первую очередь для категории лиц, имеющих гражданство, т. е. для граждан. «Связь политических прав и свобод с гражданством, однако не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права гражданина демократического государства». Но некоторыми из прав и свобод этой категории (например, свободой слова, свободой объединений) могут пользоваться и иностранцы. Однако все политические права и свободы имеют равную судебную защиту и в равной степени гарантируются государством, вне зависимости от их содержания.
Политические права и свободы в Российской Федерации имеют две формы реализации: индивидуальная форма и коллективная. В индивидуальном порядке каждый гражданин, например, может реализовать свое право на равный доступ к государственной службе. Но есть и ряд прав, которые носят коллективный характер и которые в порядке индивидуальном реализованы быть не могут, например, право на собрания, демонстрации или на создание политических партий.
Основные черты права политического убежища в Российской Федерации
... в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Иностранный гражданин и лицо без гражданства в соответствии со ст. 2 Положения «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» могут претендовать на предоставление политического убежища в ...
Перечень политических прав исчерпывающе составляют следующие права и свободы:
- Избирательные права — право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право).
- Право обращений или петиций — право гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
- Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе — право граждан на занятие любой государственной должности.
- Право на участие в отправлении правосудия — предоставляет возможность гражданам быть судьями, присяжными и арбитражными заседателями.
- Свобода ассоциаций — регулирующее свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право организаций исключать своих членов.
- Свобода слова — право человека свободно выражать свои мысли.
- Свобода собраний — право проводить митинги и демонстрации, организовывать пикеты, а также собираться в помещениях.
- Свобода печати и информации — основой данной свободы является право человека искать и получать информацию.
Это основные политические права, которые предлагаются общей доктриной конституционного (государственного) права, и все из этих перечисленных прав и свобод закреплены в Конституции Российской Федерации и их соблюдение ей гарантируются.
1.2. Классификация политических прав граждан и свобод, Политические права и свободы —
Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами.
К числу политических прав и свобод относятся:
- право на свободу слова;
- право на объединение в союзы для защиты своих интересов;
- право на проведение собраний, митингов, демонстраций.
Одним из основных политических прав —
По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего — это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32).
Право граждан на жилище
... задачи: раскрыть природу и право граждан на жилище; исследовать порядок участия государства в осуществлении конституционного права на жилище; рассмотреть государственное обеспечение жилищем ... граждан жилья; неприкосновенность жилища . При этом П.И. Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы ...
Право на участие в управлении делами государства через исполнительные органы реализуется путем права граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судебной власти — через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32).
Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной.
В качестве форм прямой (непосредственной) демократии выступают такие основные права граждан, как:
- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов (ст. 30);
- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);
- право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).
Политические права и свободы, Некоторые из политических прав и свобод —
Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.
Право на информацию:
1. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию.
2. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне).
3. Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.
Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.
К общественным объединениям относятся:
- партии;
- профессиональные союзы;
- различные организации граждан.
Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение:
1. Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.
2. Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.
Конституционный принцип разделения государственной власти в РФ
... в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ...
3. Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.
Глава 2. Система и гарантии политических прав граждан РФ
2.1. Система политических прав, Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем:, Первая из них —
- избирательное право;
- право на референдум;
- право обращаться в государственные органы, право участвовать в управлении государством и отправления правосудия.
Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических прав, —
- право на свободу слова и печати;
- право на объединение;
- право на проведение публичных мероприятий.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч. 2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание гражданством РФ).
В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы — обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).
Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями. Референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность — т. е они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т. е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права.
Конституционно закрепленное право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) — является важным средством защиты прав и свобод граждан.
Судебная защита избирательных прав граждан РФ
... и органами регионального конституционного (уставного) правосудия, в тех же рамках, т.е. в соответствии нормативным актам Российской Федерации, конституции (уставу) этого субъекта. Необходимо отметить, что объектом судебной защиты являются избирательные права граждан, ...
Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.
Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов имеют право обращаться в государственные органы. Закреплено так же право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
Нормативными актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, — безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемы в них вопросы.
Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия.
Прежде всего следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делам государства которое закреплено в ст. 32 ч. 1. Конституции Российской Федерации.
Положения данных статей непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:
- Принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.
- Голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
- Допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т. е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия можно различить две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшем выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т. е. высшим среди форм непосредственной демократии.
Об уполномоченном по правам человека в РФ
... Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Уполномоченный рассматривает жалобы на решения ... порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на ...
Что касается последовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В действующей Конституции Российской Федерации говорится о том, что народ осуществляет государственную власть «через органы государственной власти» (ст. 3 ч. 2)
В ст. 3 ч. 3 конституции РФ названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.
Референдум —
Выборы — наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы — один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, —
Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам. «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» Конституция РФ ст. 19, ч. 2.
Статья 21. Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гласит:
1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.
В статье 22 указано, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Также в этой статье перечислены случаи в которых конкурс не проводится и условия, при которых конкурс может не проводиться.
Право граждан на участие в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время это право закреплено в Конституции РФ (ст. 32 ч. 5) и в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8 ч. 1).
Законом также предусмотрено введение в России института присяжных заседателей. «Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом» Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» ст.8 ч. 2.
Эпидемиологический подход к изучению болезней человека
... пациентов, получающих разное лечение. Методы подобных исследований являются предметом эпидемиологии. Иными словами, методы медицинских исследований являются эпидемиологическими методами. Эпидемиология как наука возникла из изучения ... причинами. Это направление послужило основой для выделения общих для заболевающих людей внешних агентов, таких как микроорганизмы, химические вещества, условия труда. ...
Статья 9 указанного Федерального конституционного закона предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия.
Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому право на свободу слова и мысли. Свобода слова прежде всего предполагает выражение своих мнений не в частной беседе, а публично, не по личным вопросам, а по проблемам общественного характера, как в устной форме, так и в любом другом виде (в печати, по радио и т. д.).
Свобода слова неотделима от права искать, получать, производить, передавать, распространять информацию любым законным способом. Учредителем средства массовой информации может быть гражданин РФ (с 18 лет, не находящийся в местах лишения свободы по решению суда, не душевнобольной), а также лицо без гражданства, постоянно проживающий в России.
В соответствии с Международными пактами о правах человека свобода слова (поскольку её использование может иметь дестабилизирующее и отрицательное значение для общества) может подвергаться ограничениям. Такие ограничения возможны с целью охраны государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, уважения прав и репутации других лиц. Ограничения могут устанавливаться только законом и в соответствии с Конституцией.
Конституция РФ закрепляет право граждан РФ проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования (ст. 31).
В данной статье речь идёт о публичных собраниях и иных публичных мероприятиях по общественно значимым вопросам. Поэтому такое право предоставляется только гражданам.
Инициаторами публичных мероприятий могут быть граждане, достигшие 18 лет, уполномоченные общественных объединений, трудовых коллективов, отдельных групп граждан. Уполномоченный подаёт заявление о публичных мероприятиях в местную администрацию (мэрию и др.) не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты проведения мероприятия.
Право на объединенье —, Его цель состоит в том, —
2.2. Гарантии политических прав, Гарантия —, Гарантии прав и свобод человека и гражданина —, Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина —, Социально-экономические (материальные) гарантии —, Политические гарантии —, Юридические гарантии —, Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы:
- Формально-юридические.
- Институциональные гарантии.
Формально-юридические гарантии —
Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.
Учение Цицерона о праве и государстве
... развитие государства и права с учётом конкретно исторических условий развития Римской Республики. Задачи работы: определить понятие и происхождение государства в учениях философов; рассмотреть учение Цицерона о происхождении государства; выделить основные идеи Цицерона о формах государства; изучить государство ...
Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа — не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции).
Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России.
Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями:
Во-первых,, Во-вторых,
Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:
- защита основ конституционного строя;
- защита нравственности;
- защита здоровья других лиц;
- защита прав и законных интересов других лиц;
- обеспечение обороны и безопасности государства.
В-третьих,
Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.
Глава 3. Политические права и свободы граждан зарубежных стран
3.1. Политические права. Общая характеристика
Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций).
Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользоваться лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь на основе взаимности, по соглашениям государств).
К числу политических прав, давно получивших закрепление в конституциях, —, Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры —
Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов о печати, о средствах массовой информации он несет ответственность. Она возможна за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету (распространение заведомо ложных порочащих сведений), за диффамацию (распространение порочащих, но не ложных сведений).
В странах тоталитарного социализма свобода выражения мнений ограничена зафиксированным в законах запрещением антисоциалистической пропаганды, которая составляет “контрреволюционное преступление”.
Средства массовой информации в силу их особой роли в обществе находятся под прямым или косвенным контролем государства. Прямой контроль осуществляется в случае, если они принадлежат государству. Косвенный контроль осуществляется через публичные корпорации с участием государства, которому принадлежит нередко контрольный пакет акций, с помощью соответствующего законодательства, через министерства информации (печати), регистраторов, суд и т. д. В демократических странах государство следит и за тем, чтобы не было монополизации средств массовой информации, поскольку это нарушает свободу слова.
Система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой ...
... во Франции. Тщательному исследованию В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и либеральное. Либеральное направление., ... государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа сегодня практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права ...
Почти во всех конституциях, включая страны тоталитарного социализма, говорится о свободе объединения в политические партии, профессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Лишь в единичных странах исключение делается для партий: они запрещены как нарушающие единство мусульманской общины (уммы).
До 80—90-х годов в тоталитарных развивающихся странах, особенно в Африке, запрещались все партии, кроме правящей. В государствах тоталитарного социализма таких запретов не существовало. В некоторых из них была одна партия, в других — несколько, но в условиях конституционно провозглашаемой руководящей роли коммунистической партии существование других партий не имело особого значения.
Конституции устанавливают лишь самые общие положения, относящиеся к партиям, иногда упоминают о свободе образования профсоюзов, лишь в конституциях стран тоталитарного социализма содержатся пространные статьи об общественных организациях и их роли в обществе. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавливают многопартийность, говорят о роли партий в демократическом обществе (они содействуют выражению политической воли народа путем голосования), устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости.
Иногда говорится также, что партии не могут создаваться на этнической, национальной, религиозной основе (обычно это относится к развивающимся странам), а их организации учреждаются только по территориальному признаку, что нельзя создавать партийные организации на предприятиях, в учреждениях (последнее положение типично для постсоциалистических государств).
Во многих европейских странах, однако, таких запретов нет, есть клерикальные партии (создаваемые с учетом религиозного признака), в ряде стран создаются партийные организации и по месту работы. Коммунистические партии в государствах тоталитарного социализма всегда строятся по территориально-производственному признаку.
Важнейшим политическим правом граждан является свобода собраний, митингов (собраний только под открытым небом) и демонстраций (собраний в движении, хотя бывают, например, и “сидячие” демонстрации).
Это формы выражения коллективного мнения по общественно значимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Лишь при возникновении массовых беспорядков, а также если собравшиеся имеют оружие и специально подготовленные предметы, которые могут причинить ущерб здоровью людей, представитель полиции может действовать самостоятельно.
Для демонстраций существуют более жесткие требования: мэрия утверждает маршрут движения, может ограничить число участников демонстрации. При отклонении от установленного маршрута полиция вправе вмешаться и рассеять демонстрацию с применением силы и технических средств. В развивающихся странах полиция при несанкционированных демонстрациях часто применяет оружие, бывают значительные человеческие жертвы.
Особую форму имеет пикетирование —
К числу политических прав относится право петиций. Это индивидуальные и коллективные обращения граждан к высшим органам государства (в англосаксонских странах под петициями понимается прежде всего обращение к парламенту).
Военнослужащие вправе подавать только индивидуальные петиции. Хотя по своему характеру петиции — это политическое право, они могут содержать и чаще всего содержат обращения по личным вопросам. В мусульманских странах этому праву соответствует право любого мусульманина (члена уммы) прийти во двор резиденции монарха и обратиться с просьбой в часы и дни приема. В постсоциалистических странах, а также странах тоталитарного социализма праву петиций отчасти соответствует право граждан обращаться с жалобами и заявлениями во все органы государственной власти, включая высшие.
Промежуточное место между политическими и личными правами занимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет прежде всего о так называемой классифицированной государственной службе с ее чинами и рангами. К государственной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народных заседателей.
Заключение
В процессе написания данной работы мне довелось изучить ряд вопросов, касающихся прав и свобод человека в целом, и политических – в частности. Ряд авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежение со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими – что является проявлением правового нигилизма у наших людей.
Но меня, как и многих людей, имеющих какое-либо отношение к деятельности, связанной с законом и юриспруденцией, не оставляет надежда повышения правовой культуры нашего общества и здесь огромную роль должно играть изучение права, его институтов, в том числе – прав и свобод человека и гражданина. Изучение этого правового института позволяет развить правовую грамотность, разумно и в полной мере пользоваться своими правами и свободами, и, следовательно, помогает ускорению становления демократизма в стране, формированию правового государства и гражданского общества внутри страны.
Очень важно, что бы все граждане знали основные положения Конституции, которые касаются прав и свобод человека и гражданина, но зачастую мы сталкиваемся с не знанием в этой области у многих юристов. Основы правового воспитания и правовой культуры должны закладываться каждому гражданину на общеобразовательном уровне, особенный упор должен делаться на изучение Конституции и ее основных положений. Ведь знание своих конституционных прав не только поможет ими пользоваться, но и заложит в сознании людей чувство ответственности и долга перед государством в участии в политической жизни страны.
Помимо всего прочего, изучив механизм реализации политических прав и ознакомившись с проблемами в этой области, я сделал несколько выводов о том, что было бы необходимо сделать для решения этих проблем.
В частности, я считаю, что необходимо:
1. Законодательно закрепить формы правовой ответственности различных структур и должностных лиц за неисполнение права на получение гражданами информации, т. е. за необоснованный отказ от предоставления информации.
2. Конкретизировать в федеральном законодательстве или законодательстве субъектов федерации положения ст. 33 Конституции об обращениях граждан.
3. Всесторонне развивать институт гражданской законодательной инициативы как одного из важнейших демократических институтов.
4. Наиболее конкретно законодательно определить в рамках свободы слова и печати перечень тех областей жизни или тех тем, о которых нельзя упоминать открыто в СМИ или публично оглашать с помощью других информационных источников (в частности — сети Интернет).
5. Законодательно закрепить формы ответственности правоохранительных органов и местных властей, в случаях нарушения законодательства в области права граждан на собрания и фактах «перегибов» при борьбе с проведением незаконных собраний и манифестаций.
6. Бороться с законодательным выведением массовых мероприятий, связанных с критикой действий властей под особый надзор правоохранительных органов в регионах.
Решение этих задач, несомненно, поможет решить (хотя бы отчасти) некоторые из проблем в области политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, что конечно же позволит сделать определенные шаги нашего государства к дальнейшей демократизации российского общества и страны в целом.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/mejdunarodnyie-garantii-prav-cheloveka/
1. Конституция Российской Федерации : федеральный закон от 30.12.2008 г. № 6-ФК З с измен. и доп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi req=doc;base=LAW;n=2875;div=LAW;dst=100639,0;rnd=203280.9991110723931342
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/
3. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-Ф З (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
5. Конституционное право и международное право: взаимодействие и развитие в современную эпоху [Электронный ресурс]: Сборник научных статей по материалам Вторых Конституционных чтений. — М.: РАП, 2010. — 128 с.
6. Конституционное право. Общая теория государства: Монография / Л. Дюги; Сост. Р. С. Куракин, А. Н. Барков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 427 с.
7. Конституционное право России: Учеб. пособие / С. А. Голубок. — 4-e изд. — М.: РИОР, 2012. — 161 с.
8. Конституционное право зарубежных стран: Повторительный курс в вопросах и ответах / Г. Н. Андреева. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2012. — 416 с.
9. Конституционное право зарубежных стран: Учеб.пособие / К. Д. Шестакова. — 2-e изд. — М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. — 192 с.
10. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В. Е. Чиркин; Институт государства и права РАН. — 6-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 608 с.
11. Конституционное право России: Учебник / С. Н. Братановский. — 2-e изд. — М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. — 375 с.
12. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М. В. Баглай. — 9-e изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 768 с.
13. Конституционное право России: Учебник/П. А.Астафичев — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 390 с.
14. Конституционное право России: Курс лекций/Е. И.Колюшин — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 416 с.
15. Конституционное право России: Учебник/Меньшов В. Л. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 208 с.