В процессе развития конституционализма и демократизации государства институт непосредственного участия
Согласно Конституции Российской Федерации «народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч.2 ст.3), при этом «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч.3 ст.3), в ракурсе моей работы – местный референдум и муниципальные выборы.
В Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской федерацией в 1988 году (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ), этот институт упоминается как институт, дополняющий основную форму организации и деятельности местного самоуправления, каковой являются советы или собрания, состоящие из членов, избираемых путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. В ч. 2 ст. 3 Европейской хартии специально указывается, что наряду с осуществлением местного самоуправления через советы (собрания) и подотчетные им исполнительные органы не исключается возможность обращения к таким формам непосредственной демократии, как собрания граждан, референдум, или любым другим формам прямого участия граждан в местном самоуправлении. Возможность обращения граждан к формам непосредственной демократии должна быть установлена законом. Сравнение конституционных положений и текста Европейской хартии местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что в отличие от Европейской хартии в Конституции Российской Федерации в большей степени делается акцент на непосредственных формах участия населения в осуществлении местной власти 1 .
Этот способ принятия решения имеет как сильные, так и слабые стороны. В связи с этим следует считать, что проблемы института референдума, его роли в становлении демократических основ
Правовую основу местного референдума в настоящее время составляют следующие нормативно-правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации (ст. ст. 130, 32);
2) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2008);
3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
Понятие и система источников муниципального права. Европейская ...
... государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации. Значение Конституции как источника муниципального права состоит в том, что ...
4) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
5) конституции, уставы субъектов Российской
6) законы субъектов Российской Федерации о местном
7) законы субъектов Российской Федерации о местном
8) местные нормативные акты (уставы муниципальных
Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.
Данная цель достигается путем разрешения ряда следующих задач:
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и проведения местного референдума. Предмет исследования – правовая сфера регулирования местного референдума.
-
Понятие и сущность местного референдума
Местному референдуму в конституционно-правовой системе Российской Федерации отведено значимое положение как институту, создающему правовые условия для осуществления местного самоуправления, участия жителей в процессе подготовки, обсуждения, принятия, исполнения и контроля за исполнением решений органами местного самоуправления. Частью 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Это положение
В международной практике местного самоуправления местный референдум занимает различное положение среди форм непосредственной демократии и института выборов. В некоторых странах, например в Швейцарии, местный референдум является традиционной формой выявления мнения населения по вопросам организации и деятельности органов местной власти и решению местных проблем 2 .
Местный референдум – форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме. 3
Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а так же уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.
Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме (наряду с уставом муниципального образования, решением, принятым на сходе граждан) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования 4 . Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для муниципальных образований вопросов5 .
Правовое регулирование референдума в РФ
... референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. В третьей главе проанализированы современные проблемы содержания и применения конституционноправового института референдума в Российской Федерации. ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ 1.1 Понятие и виды референдума ...
Значение местного референдума трудно переоценить: ведь здесь население самостоятельно решает отдельные вопросы местного значения, и от их решения будет зависеть дальнейшее развитие той или иной территории 6 .
Конституция РФ закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст.130).
Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).
Формы непосредственной демократии, такие, как референдум, сход, собрание, конференция в большинстве
Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает: на какой территории может проводится местный референдум; кто и в каком порядке
На сегодняшний день в России принят и действует специальный нормативно-правовой акт, непосредственно посвященный вопросам организации форм народного волеизъявления, – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
В его преамбуле указано, что демократические, свободные и периодические выборы в органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме 9 .
Структура и виды органов местного самоуправления в Российской Федерации
... народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя ...
Помимо закрепления в основных гарантий на участие в референдуме в Федеральном законе № 67-ФЗ, ФКЗ, иными ФЗ, законами субъектов Федерации могут устанавливаться
Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы проведения местных референдумов, можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся субъекты Российской Федерации, в которых указанные вопросы регулируются отдельными законами. Практика принятия таких специальных законов
Ко второй группе субъектов Российской Федерации относятся субъекты Российской Федерации, в которых регламентация проведения местных референдумов проводится в избирательных кодексах. Избирательные кодексы приняты в Алтайском, Хабаровском краях, Владимирской области и других субъектах Российской Федерации. В Алтайском крае в Избирательном кодексе регулируется также институт отзыва избирателями депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления 12 .
Если закон субъекта отсутствует либо положения закона субъекта Федерации не могут быть применены вследствие признания его судом
При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий референдума по обеспечению права на участие в референдуме граждан
Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования в целях решения
Зарубежная и отечественная практика выработала определенные требования к проведению местного референдума. Так, вопросы, выносимые на местный референдум, или совокупность предполагаемых вариантов принято называть формулой референдума15 . Общим правилом является то, что формула референдума не должна содержать следующее: 1) вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); 2) вопросы, требующие специальных знаний (принятие и изменение бюджета); 3) вопросы, ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение коммунальных платежей); 4) кадровые вопросы (о формировании органов местного самоуправления и их персональном составе); 5) вопросы амнистии16 .
Законодательные (представительные) органы государственной власти ...
... органы законодательной власти субъектов РФ (ч.2 ст. 125). В статье 136 Конституции России право субъектов РФ решать вопрос об одобрении принятых Федеральным Собранием поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. ...