Структура и виды органов местного самоуправления в Российской Федерации

Актуальность. При формировании долгосрочной стратегии развития нашей страны Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию РФ провозгласил важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие социальной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

Следует отметить, что на сегодняшний день реформирование местного самоуправления идет по пути соблюдения интересов населения, создания новых видов муниципальных образований и усиления ответственности выборных представителей власти. При этом, основная цель реформирования системы органов местного самоуправления видится нам в том, чтобы максимально приблизить публичную власть к населению и к решению вопросов местного значения. По сей день механизм функционирования органов местного самоуправления и установление пределов формирования сферы собственного ведения местного самоуправления несовершенен и требует обращения более пристального внимания со стороны государственной власти и общественности.

Актуальность выбранной темы обусловлена еще и тем, что в настоящее время остро ощущается необходимость в определении структуры органов местного самоуправления, а также места и роли последнего в структуре организации публичной власти в государстве.

Исходя из выше изложенного, нам представляется необходимым рассмотреть структуру и виды органов местного самоуправления в Российской Федерации.

В практическом плане тема исследования является широко обсуждаемой и поэтому достаточно интересной с позиции как теории, так и практической деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Различные вопросы местного самоуправления являются предметом рассмотрения многих отечественных и зарубежных ученых. При этом, с каждым годом и интерес российских ученых-юристов к данной теме только возрастает.

Эмпирическую и нормативную базу исследования составили:

  • международные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов организации и функционирования местного самоуправления;
  • Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты в области организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • материалы и сведения, полученные в сети Интернет на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления, а так же на многочисленных блогах, консультационных и медийных порталах.

Таким образом, исходя из степени разработанности темы, определяется следующие цели и задачи исследования:

4 стр., 1601 слов

Местное самоуправление в РФ

... свое право на местное самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Местное самоуправление в Российской Федерации — это такой способ организации и осуществления власти ...

Цель исследования — рассмотреть структуру и виды органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Задачи исследования:

  • исследовать понятие и сущность местного самоуправления в России;
  • проанализировать систему органов местного самоуправления;
  • определить структуру и компетенцию органов местного самоуправления.

Методология. Анализ структуры и видов органов местного самоуправления в Российской Федерации проводился с использованием следующих научных методов и принципов: системный метод, сравнительно — исторический метод, позволивший определить предпосылки возникновения рассматриваемого явления, дедукция, синтез, широко используемые при написании выпускной квалификационной работы.

По своему содержанию курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка используемой литературы.

1. Правовая природа местного самоуправления, .1 Общая характеристика местного самоуправления

Местное самоуправление есть всестороннее общественное явление. Российская Федерация как демократическое и правовое государство признает самостоятельность местного самоуправления. Предлагаем проанализировать местное самоуправление как форму народовластия и основу государственного строя Российской Федерации.

На наш взгляд нельзя выявить сущность и правовую природу данного понятия без определения теоретических положений местного самоуправления, а также соотношения понятий «самоуправление» и «управление».

Думается, что необходимо заострить внимание на научном понимании термина «местное самоуправление» — это организационно-управленческая форма деятельности, которая основана на историческом опыте взаимодействия государства с населением, традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав граждан в обществе, учёта их мнения в вопросах его развития.

При изучении данного явления возникает проблема целостного восприятия понятия «местного самоуправления». Вместе с тем, на сегодняшний момент трудно дать однозначное и четкое, не порождающее многочисленных дискуссий определение термина «самоуправление», так как данное явление имеет относительно небольшую историю существования.

С позиции науки муниципального права понятие «местное самоуправление» трактуется неоднозначно. В частности, Райзберг Б.А. трактует понятие управление как систематический, сознательный, целенаправленный процесс воздействия людей на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе познания и применения, присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в целях обеспечения его эффективного функционирования и развития.

В общем смысле термин «управление трактуется как функция по организации систем различной природы, обеспечивающую сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализацию определенных программ и действий», а самоуправление как «самостоятельность какой либо организованной социальной общности в управлении собственными делами».

Все перечисленные термины, которые дают нам представление о понятии «управление» и «самоуправление» акцентируют внимание на том, что эти юридические категории могут рассматриваться как целое и часть, поскольку самоуправление является одним из видов управленческой деятельности, однако разница между данными понятиями в способе реализации такого управления и субъектах, осуществляющих данное управление.

4 стр., 1896 слов

История развития муниципального права в Российской Федерации

... местного самоуправления и местного хозяйства (1990г.) и Закон Российской Федерации о местном самоуправлении (1991г.) сыграли важную роль в становлении и развитии начал местного самоуправления в нашей стране: они ввели понятие муниципальной собственности, повысили роль суда в защите прав субъектов местного самоуправления ...

В целом, что касается научного толкования местного самоуправления, то весьма интересным, и в большей мере соответствующим действительности, на наш взгляд, является определение местного самоуправления, предложенное В.И. Васильевым. В его понимании местное самоуправление понимается как «самостоятельное устройство своих дел территориальными сообществами, действующими в установленных пространственных границах».

Основными нормативными источниками регулирования основ местного самоуправления в России выступают, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно положениям ст.1 федерального закона №131-ФЗ под местном самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Исходя из этого следует, что местное самоуправление — это автономная деятельность населения, призванная решать вопросы местного значения, то есть вопросы, исходящие из интересов населения той или иной территории.

Важность реформирования местного самоуправления сегодня подчеркивается Президентом РФ В.В.Путиным: «местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой».

На наш взгляд сущность местного самоуправления состоит в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности, посредством чего местное самоуправление представляет собой процесс самоорганизации общества и важнейшую форму народовластия. Данное утверждение находит подтверждение и в положениях Основного закона России — в Конституции.

Так, согласно ч.1 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Исходя из этого следует, что местное самоуправление — это наиболее приближенная к населению власть, которая создана для решения вопросов местного значения в пределах своей компетенции. Выше изложенное также означает, что субъект управления муниципальным образованием — само население или формируемые им органы местного самоуправления, а объектом выступают вопросы местного значения, то есть те вопросы, которые направлены на непосредственное обеспечение потребностей жизнедеятельности населения территориального образования.

Некоторые ученые-юристы, такие как С.Г.Еремин, В.И.Васильев,рассматривая вопрос о сущности местного самоуправления, говорят о его двойственной природе, которая выражается в том, что местное самоуправление предполагает самостоятельность формируемых населением органов местного самоуправления. Местное самоуправление предоставляет также населению возможность самоорганизации, самоуправления как способа осуществления публичной власти. Так, положения главы 5 ФЗ №131 и устанавливают формы участия местного населения в осуществлении самоуправления: референдум, собрание, сходы, выборы и другие формы прямого волеизъявления как лично, так и через формируемые органы местного самоуправления.

В соответствии со п.1 ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации». Вышеизложенное означает, что местное самоуправление представлено не просто случайной организацией власти на определенной территории, это провозглашенная и гарантируемая Конституцией РФ и иными федеральными законами система организации и деятельности граждан, а также один из принципов государственного устройства.

4 стр., 1507 слов

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды

... попытки теоретического осмысления проблемы ответственности населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления. Это нашло отражение в работах С.А. Авакьяна, К.И. Амирбекова, В.И. Бабичева, О.В. Берга, Н.С. Бондаря, Н.А. Вагановой, А.Н. Широкова, Е.С. ...

Таким образом, на основании вышеизложенного отмечаем, что местное самоуправление представляет собой явление самоорганизации общества, и служит воплощением территориальной демократии. Отличительной чертой местного самоуправления выступает тот факт, что оно выступает основным элементом гражданского общества, посредством чего способствует развитию в гражданах самодеятельности, общественной активности, личной ответственности и ведет к высокому развитию общественного контроля за органами власти на местах.

2 Система органов местного самоуправления

Конституция РФ установила, что многонациональный народ — единственный источник власти в России, который в свою очередь, реализует власть непосредственно либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституционное закрепление основ местного самоуправления явно показывает интерес законодательной власти федерального уровня в процесс привлечения населения в решение проблем местного значения путем реформирования и систематизации местного самоуправления на территориях административно-территориальных единиц страны.

В связи с этим, предлагаем для уяснения видов органов местного самоуправления проанализировать систему органов местного самоуправления Российской Федерации. В общем смысле под системой понимается не «хаотичный» набор каких-то элементов, обладающих общими чертами и свойствами, а нечто целое, что представляет собой единство упорядоченно расположенных и взаимосвязанных частей. Что касается системы местного самоуправления, то это мноаспектное общественное явление можно рассматривать с двух позиций.

С одной стороны система местного самоуправления представлена как совокупность так называемых организационных, территориальных, юридических и социально-экономических основ местного самоуправления. При этом, под основами в данном контексте понимаются базовые понятия, которые обуславливаются природой и сущностью местного самоуправления, охватывают основные, существенные общественные отношения, которые составляют систему его основных гарантий.

На наш взгляд, в большей мере соответствует реалиям современной действительности определение основ местного самоуправления, сформулированное О.Е. Кутафиным и В.И. Фадеевым, которые трактуют их как совокупность определенных предпосылок и условий, лишь при наличии которых возможно реальное и эффективное местное самоуправление.

С другой стороны, система местного самоуправления рассматривается как конкретная система организации определенного муниципального образования. С этой точки зрения к системе местного самоуправления относятся формы прямой территориальной демократии, то есть формы участия населения в решении вопросов местного характера и деятельность органов местного самоуправления.

13 стр., 6479 слов

Финансово-экономические основы местного самоуправления

... на уровне местного самоуправления относятся: основные принципы организации местных финансов; источники формирования и направление использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами; гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и ...

Неординарен в вопросе определения системы местного самоуправления В.Б Зотов, который полагает, что система местного самоуправления выражена в виде совокупности подсистем, отражающих отдельные стороны и виды управления — функции, цели, задачи, полномочия и др. Представляется, что такое трактование системы местного самоуправления также имеет место быть.

Исходя из выше изложенного, систему местного самоуправления можно охарактеризовать как совокупность упорядоченных норм права, направленных на урегулирование общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.

Однако, стоит отличать такие понятия как «система местного самоуправления» и «система органов местного самоуправления», ввиду того, что система органов местного самоуправления представляет собой определенный перечень органов местного самоуправления и объединение ее структурных элементов на основе единых целей и задач. Из этого следует, что система местного самоуправления более объемное понятие, чем система органов местного самоуправления, которая призвана упорядочивать и систематизировать систему местного самоуправления.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в главе 6 «органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления» система органов местного самоуправления представлена в виде представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольного органа муниципального образования, иных органов местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями в области решения вопросов местного значения.

Предлагаем рассмотреть систему органов местного самоуправления на примере конкретного муниципального образования (г. Москвы).

В частности, полномочия должностных лиц и структура органов местного самоуправления регламентируется Уставом соответствующего муниципального образования.

Вопросам системы местного самоуправления в г. Москва посвящена статья 56 Устава г. Москвы, в которой установлено, что структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Москва составляют органы, которые обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В свою очередь, система органов местного самоуправления муниципального образования г. Москвы представлена в виде муниципального Собрания (представительный орган), муниципалитет (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Следовательно, ключевым элементом системы органов местного самоуправления, который осуществляет ежедневную деятельность по воплощению в жизнь основных целей и задач местного самоуправления, в конечном счете, выступают органы местного самоуправления. Образование органов местного самоуправления на территориях субъектов РФ выступает гарантией надлежащего функционирования указанной системы и обусловлено, прежде всего, реалиями современной действительности.

4 стр., 1784 слов

Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка

... муниципальными органами охраны общественного порядка своих полномочий, их взаимодействие с органами внутренних дел РФ. Органам местного самоуправления рекомендовалось предусматривать в уставах муниципальных образований выборность населением руководителей муниципальных органов охраны общественного порядка. В целях ускорения процесса формирования муниципальных органов охраны общественного порядка ...

По поводу определения органов местного самоуправления в отечественном правовой науке имеется несколько точек зрения. Так, профессор О.Е.Кутафин утверждает, что под органами местного самоуправления понимаются «органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий». Он также полагает, что органы местного самоуправления отражают порядок образования и исполнения власти на местах, который способствует самостоятельному решению гражданами вопросов местной жизни.

Профессор Е.В.Колесников утверждает, что органы местного самоуправления — это «созданные в порядке, регламентированным уставом муниципального образования составная часть системы местного самоуправления, которая состоит из коллектива муниципальных служащих, выполняющих функции по разрешению вопросов местного значения и которые обладают организационной обособленностью».

В свою очередь, согласно статье 2 федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления — это «избираемые непосредственно населением или образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».Однако, Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в статье 2 дает иное определение органов местного самоуправления, согласно которому — это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. На наш взгляд, последнее определение органов местного самоуправления позволяет сформировать более полное и системное представление о данном понятии, а также раскрыть правовую природу деятельности органов местного самоуправления, нежели определение, указанное в федеральном законе №131-ФЗ.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что под системой местного самоуправления, в наиболее общем виде понимается управленческая система, направленная на самостоятельное устройство своих дел в пределах определенного муниципального образования. Основная цель функционирования данной системы выражается в оптимизации управленческих процессов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и благоустройством конкретной административно-территориальной единицы.

2. Структура и компетенция органов местного самоуправления

.1 Состав и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

Восполнив этот пробел, Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 1 ст. 34 определяет, что «структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-ревизионный орган местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».

11 стр., 5009 слов

Исполнительный орган местного самоуправления в России

... местное самоуправление муниципальный исполнительный Органы местного самоуправления представляют собой структуру, с различными её элементами: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, ...

Перечисляя органы, формирование которых должно быть предусмотрено в муниципальном образовании, законодатель исходит из того, что это определенная совокупность учреждений, действующих в муниципальном образовании.

При этом, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Таким образом, представительный орган местного самоуправления является обязательным в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования.

Многие представительные органы муниципальных образований не имеют внутренней структуры или имеют крайне простую внутреннюю организацию, включающую председателя и (возможно) его заместителя, и в таком случае в подготовке и рассмотрении любых проектов решений по вопросам местного значения участвуют все его депутаты. Таковы представительные органы сел, поселков, небольших городов, других поселений, а также представительные органы иных муниципальных образований с небольшим численным составом представительного органа.

Возглавляет внутреннюю структуру представительного органа его председатель, глава муниципального образования или иное лицо. Соответствующее должностное лицо организует работу представительного органа. муниципальный правовой администрация Председатель представительного органа, как правило, работает на штатной оплачиваемой основе. Председатель представительного органа избирается из числа его депутатов (обычно тайным голосованием простым большинством голосов от общего числа депутатов).

Уставы муниципальных образований и регламенты представительных органов наделяют председателя собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия председателя истекают с истечением срока полномочий представительного органа или досрочно.

Заместитель председателя представительного органа избирается по предложению председателя представительного органа в том же порядке и на тот же срок, который предусмотрен для избрания председателя представительного органа местного самоуправления. Заместитель председателя представительного органа (если это должность имеется) исполняет по поручению председателя отдельные полномочия, а в случаях отсутствия председателя, в том числе временной невозможности выполнения им своих обязанностей — замещает его. Вопросы, отнесенные к ведению заместителя председателя представительного органа, определяются в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.

Следующим элементом представительного органа являются депутатские объединения, которые образуют депутаты представительного органа на основе свободного волеизъявления. К депутатским объединениям относятся фракции, блоки и другие структуры. Регламент представительного органа может установить минимальную численность депутатского объединения, а также решить вопрос о возможности одновременного нахождения депутата в нескольких депутатских объединениях. Как правило, цель создания депутатского объединения — отражение и преследование общих политических интересов.

9 стр., 4179 слов

Организация местного самоуправления в субъектах Федерации

... субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества. Большое значение в управлении имеют цели муниципального ... и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Органы муниципального управления, руководствуясь в своей ...

Более того, стоит отметить, что представительный орган может включать комитеты и комиссии. Включение депутатов в состав комитетов и комиссий осуществляется на основе их волеизъявления.

Профильные комитеты (комиссии) выступают постоянно действующими структурными подразделениями представительного органа и осуществляют свою деятельность на принципах коллегиальности, свободы обсуждения, гласности. На их заседания могут приглашаться представители средств массовой информации и иные лица, представляющие общественность.

Основные цели образования комитетов (комиссий): разработка и рассмотрение проектов решений, иных правовых актов представительного органа; подготовка заключений по проектам решений; внесение проектов решений на рассмотрение представительного органа; участие в разработке проектов планов и программ экономического и социального развития муниципального образования; участие в подготовке и проведении публичных слушаний; решение организационных вопросов функционирования муниципального образования.

Как правило, депутату представительного органа муниципального образования предоставляется право одновременно входить в состав нескольких комитетов (комиссий).

Основной формой работы комитета (комиссии) является заседание. Комитеты (комиссии) могут быть постоянными, т.е. создаваемыми на весь срок полномочий представительного органа, и временными, т.е. создаваемыми на определенный срок или для решения определенной задачи, например проведения депутатского расследования.

Для обеспечения деятельности представительного органа может быть создан (и соответственно включен в его структуру) аппарат представительного органа муниципального образования (помощники, секретари).

Положение об аппарате, его структура и штат утверждаются депутатами представительного органа, равно как и решаются вопросы финансового, материального, организационного и иного обеспечения деятельности его сотрудников.

2.2 Организационно-правовой статус главы муниципального образования

В ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статус главы муниципального образования определен как высшее должностное лицо муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования оно наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Так, например, в городе Москве местное самоуправление реализовывается в границах внутригородских муниципальных образований, в сфере которой имеется бюджет, собственность и выборные органы. Одно или несколько муниципальных образований может существовать в границах района. Не может быть муниципальных образований, которые включают в себя два или более районов города. Образование муниципальных образований, утверждение их территорий и наименований реализовываются законом г. Москвы, которое представляется мэром г. Москвы с учетом исторических, культурных и других местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социального, экономического положения территорий, нахождения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и прочих свойств местности.

4 стр., 1597 слов

Правовой статус главы муниципального образования

... лицами местного самоуправления. Полномочия главы муниципального образования закрепляются в уставах муниципальных образований, законодательных актах субъектов Федерации. Можно выделить три варианта статуса глав муниципальных образований, влияющего на его полномочия: 1) Глава муниципального образования - "глава местной администрации" . В этом случае глава муниципального образования избирается ...

В муниципальном образовании органами местного самоуправления в г. Москве являются: совет депутатов муниципального образования, который является ее представительным органом; администрация муниципального образования, который является исполнительно-распорядительным органом, а также иные органы, которые образуются в соответствии с Уставом мунципальных образований. Возглавляет муниципальное образование — глава муниципального образования. Территориально-административное деление г. Москвы подразделяется на административные округа, районы и поселения. Административные округа, в свою очередь, включают в себя несколько и районов или поселений. Округа являются префектами. Префект осуществляет руководство за управами районов города. Управы районов города — это территориальные органы исполнительной власти, которые подчинены Правительству г. Москвы. Являются юридическими лицами. Они контролируют государственные унитарные предприятия, организации совместно с органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

Законодательным (представительным) органом является Московская городская Дума, которая состоит из 45 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Высшим должностным лицом города является мэр, который возглавляет высший исполнительный орган — Правительство Москвы. Органами судебной власти города Москвы являются Уставный суд города Москвы и мировые судьи.

Федеральный законодатель установил рамочные нормы порядка наделения полномочиями главы муниципального образования. Так, глава самоуправления может быть избран: на муниципальных выборах; представительным органом муниципального образования из своего состава;

  • представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Представляется целесообразным отметить, что закон определил, что в поселениях, где число жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Здесь его функции выполняет сход граждан. В таких случаях глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет одновременно и полномочия главы местной администрации.

.3 Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата администрации муниципального образования

Местная администрация, которая является, как уже отмечалось, коллегиальным, постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, призвана решать вопросы местного значения и осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Организует и руководит работой местной администрации на принципах единоначалия глава местной администрации.

Главой местной администрации является либо глава муниципального образования или же лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

В частности, представительный орган утверждает условия контракта для главы местной администрации в части, которая касается осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Та часть, которая связана с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта, утверждается законом субъекта. Уставом муниципального образования и законом субъекта в отношении должности главы местной администрации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на эту должность.

Глава местной администрации, который осуществляет свои полномочия на основе контракта, ежегодно представляет представительному органу муниципального образования отчет о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. В целом, он призван обеспечивать осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта.

Назначенный по контракту глава администрации (сити-менеджер) фактически является наемным администратором, управляющим муниципалитетом. Он наделяется властными полномочиями не населением, в отличие от главы муниципального образования, что имеет принципиально важное значение при организации местного самоуправления депутатами муниципального представительного органа. Таким образом, принципиальное отличие избранного на выборах главы муниципального образования от «сити-менеджера» (назначенный представительным органом глава местной администрации) прежде всего, заключается в степени легитимности и в источнике получения власти.

Из анализа уставов различных муниципальных образований следует, что перечень полномочий главы местной администрации весьма обширен, объемен и остается открытым. В связи с этим несложно понять, что единолично он не в состоянии их выполнять. Для непрерывной квалифицированной исполнительно-распорядительной деятельности создаются внутренние подразделения — органы местной администрации. Они входят в структуру местной администрации, не являющуюся по точному смыслу закона структурой органов местного самоуправления.

Структура местной администрации формируется в результате использования научных наработок современности в сочетании с деятельностью квалифицированных специалистов (муниципальных служащих), вследствие чего основные направления муниципального управления распределяются между входящими в состав администрации как коллегиальный орган подразделениями и должностными лицами.

При этом, следует различать органы местного самоуправления и подразделения местной администрации. Последние не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку являются лишь структурными подразделениями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом, органы местной администрации получают правовое закрепление не в уставе муниципального образования, а, как правило, в положении о местной администрации.

В настоящее время выделяют территориальные, отраслевые и функциональные органы местной администрации. Наименования названных органов могут варьироваться в зависимости от их участия в жизнеобеспечении муниципального образования; количества подчиненных им муниципальных предприятий и учреждений; взглядов главы местной администрации и представительного органа на их роль в управлении местными делами.

Таким образом, органы местной администрации играют немаловажную роль в обеспечении жизнедеятельности муниципального образования. Это, прежде всего, обусловлено спецификой исполнительно-распорядительной деятельности на местном уровне: необходимостью в большинстве случаев осуществления текущего руководства на основании принятия оперативных мер реагирования. В целом, структура местной администрации является динамичным явлением, в связи с этим с течением времени отпадает необходимость в существовании тех или иных структурных подразделений, выявляется осуществление ими сходных полномочий или же возникает потребность в создании новых органов (например, в связи с введением законодателем новых полномочий или направлений деятельности местной администрации, с появлением новых задач).

Таким образом, подводя некоторые итоги соотношения правового положения и компетенции главы самоуправления и главы местной администрации, следует отметить, что указанные лица являются ключевыми должностными лицами в системе местного самоуправления. От их компетентности и профессиональных способностей напрямую зависит полноценное решение всех вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования.

Заключение

Подводя итог проведенного исследования необходимо отметить некоторые выводы.

Местное самоуправление — это автономная деятельность населения, призванная решать вопросы местного значения, то есть вопросы, исходящие из интересов населения, той или иной территории.

В рамках данного исследования была изучена система местного самоуправления, под которой понимается управленческая система, направленная на самостоятельное устройство местных дел в пределах определенного муниципального образования. Основная цель функционирования данной системы выражается в оптимизации управленческих процессов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и благоустройством локально-территориальной единицы.

Что касается структуры органов местного самоуправления, то на сегодняшний день является обязательным наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

В свою очередь, компетенция и порядок формирования органов местного самоуправления регламентируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и непосредственно уставом муниципального образования.

Таким образом, можно отметить, что, выступая целостной системой, органы местного самоуправления являются публичной формой решения вопросов местного значения. Им присущи такие признаки публичной власти, как: публичный интерес, который представляет собой выражение общесоциальных потребностей и стремлений; особые субъекты публичной власти, для которых характерно наличие собственной и властных полномочий; публичное регулирование осуществляется в основном императивным методом. Эффективное взаимодействие всех структурных элементов системы местного самоуправления позволит решить вопросы, местного значения, обеспечить удовлетворение насущных и жизненно необходимых потребностей населения.

В заключении необходимо отметить, что по нашему глубокому убеждению, необходимость развития и состоятельность местного самоуправления в России не вызывает сомнений. Местное самоуправление несет в себе инновационный потенциал использования современных методов и приемов работы с гражданами и населением.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/mestnyie-organyi-ispolnitelnoy-vlasti/

Нормативно-правовые акты

-Европейская хартия местного самоуправления (принята в г. Страсбург 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. №36, ст.1728.

2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

-Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40, ст.3822.

-Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»// Собрание законодательства РФ. 2002. №24, ст.2253; 2015. №41 (часть II), ст.5639.

-Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2015. № 48 (часть I).

Ст. 6720.

6.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2005 № 97 — ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506;.2005. № 30 (ч. 1).

Ст. 3108 (утратил силу).

Учебники, учебные пособия

-Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. / Г.В. Атаманчук. М.: Юридическая литература, 1997.

8.Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ. 2012.

-Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева (Липчанская) М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. Основы наук./М.: Высшее образование,2008.

-Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.: Проспект, 2013.

-Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.

-Муниципальное право России: учебник/ Урал .гос. юрид. акад.: под. ред. А.Н. Кокотова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2011

-Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е издание, перераб. и доп. М.:ИНФРА-М. 2006.

-Система государственного и муниципального управления : учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер. 2008.

-Юридический энциклопедический словарь/ М.О.Буянова; ред.М.Н.Марченко. М.: Проспект. 2009.

Научные статьи

-Алексеева Л.Н. Местное самоуправление как политический феномен и его сущность// Вестник ВГУ: История. Политология. Социология. 2012. №2.

17.Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс. 2008. № 5.

-Бондарь Н.С. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24.

-Бондаренко Г.И. Основные аспекты взаимодействия местного самоуправления, властных структур и населения // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12.

-Васильев В.И. Местное самоуправление: конституционные идеи и практика // Журнал российского права. 2013. № 9.

-Гулина В.В Функциональное назначение местного самоуправления как политико-правового института// Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 9.

-Джагарян А., Шевченко Н. Система и структура органов местного самоуправления: конституционное содержание и соотношение в контексте муниципальной реформы. // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1.

-Ежукова О.А. Современный законодательный подход к правовому регулированию компетенции органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3.

-Кузин Д.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления в Российской Федерации//Право. 2012. №4

25.Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 13.02.2017г.)