Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления.
В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Федеральной Программе развития образования на 2000-2005 годы, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.
Изучая ситуацию в сфере образования, можно отметить, что в последние годы появились некоторые обнадеживающие тенденции в развитии образования в России, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер. С одной стороны, можно отметить, что начиная с 1999 года наблюдается некоторый рост расходов на образование в бюджетах всех уровней; с другой — российскую общественность не может не беспокоить состояние экономики образования в целом, обострение проблем в ее правовом регулировании, противоречие реальной практики действующему законодательству.
Тревогу вызывает стремление некоторых радикальных политиков и экономистов пересмотреть принципы всеобщности и обязательности общего образования. До настоящего времени не разработаны и не утверждены федеральным законом государственные нормативы финансирования образовательных учреждений, не отработана система социального образовательного процесса.
Все это происходит в обстановке отсутствия единого взгляда на роль и значение образовательного права в регулировании реально существующих образовательных отношений. Как верно отмечает один из ведущих ученых в области образовательного права профессор В. М. Сырых, тезис об образовательном законодательстве как самостоятельной отрасли права не является общепризнанным в юридической литературе. Значительная часть российских правоведов по традиции, идущей еще от советских времен, рассматривает массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права — собственного оригинального предмета и метода правового регулирования.
План 2. Влияние научно технического прогресса на уголовное право России
... Рассмотреть структуру и функции достижений научно-технического прогресса Проанализировать функциональность уголовного права Российской Федерации в условиях научно-технического прогресса Предметом данной курсовой работы является влияние продуктов научно-технического прогресса на состояние преступности в России Объектом исследования ...
Актуальность темы курсовой работы в том, что в настоящее время образовательное право следует признать отраслью права. Объективный ход развития современной системы права Российской Федерации привел к появлению образовательного права в качестве новой отрасли права. Особому предмету этой отрасли, наличие которого доказано предшествующим изложением, соответствуют и юридические признаки отрасли, о чем идет речь в курсовой работе.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды отечественных ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистов-правоведов, философов, психологов, политологов, социологов. В частности, использовались работы отечественных ученых: С.В. Барабанова, Е.В. Буслова, Ю.А. Кудрявцева, В.М. Сырых, В.II. Шкатуллы, В.И. Жукова, Г.Е. Зборовского, С.В. Курова.
Целью курсовой работы является рассмотрение образовательного права как отрасли права, определение его места в системе права России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть признаки отрасли права;
- раскрыть принципы образовательного права;
- выявить особенности предмета образовательного права;
- изучить становление образовательного права в России;
- проанализировать проблему признания образовательного права как отрасли права в России.
Задачи курсовой работы конкретизированы в следующей гипотезе.
Образовательное право является отраслью права, так как предмет этой отрасли соответствует юридическим признакам отрасли::
- особый правовой режим в виде специфического метода правового регулирования и принципов образовательного права;
- основной институт, содержащий принципы и иные общие положения отрасли;
- развитая совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, принятых по вопросам образования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В ходе диссертационного исследования использовались общенаучные методы: историко-правовой, логико-юридический, комплексный, методы анализа и синтеза.
Глава 1. Содержание образовательного права как отрасли права
1.1 Системообразующие признаки отрасли права
Если в системе законодательства имеется достаточно развитый массив норм прав и институтов, который не подпадает под действие традиционных отраслей права и образует некое автономное образование, то, чтобы правомерно рассматривать его в качестве новой самостоятельной отрасли права, необходимо осуществить научную классификацию — взять признаки, которые согласно воззрениям российских правоведов присущи каждой отрасли права, и посмотреть, в какой мере эти признаки присущи массиву норм права по вопросам образования.
Если этот массив обладает всеми признаками отрасли права, то его следует признать и в качестве отрасли права, даже если этот научный факт плохо согласуется с субъективными ожиданиями и представлениями. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.II. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие. — М., 2000. — С. 91. Способность логики обеспечивать правильные выводы при объективности ее исходных посылок могут подвергать сомнению лишь лица, для которых вера в непогрешимость собственных знаний стоит превыше научных истин и доказанных фактов, а собственные воззрения выступают «передовым рубежом» современного научного знания.
Понятие, сущность арбитражного процессуального права, предмет ...
... по гражданским и уголовным делам и арбитражного суда соответственно. Арбитражное процессуальное право является самостоятельной отраслью права и имеет свой предмет и метод регулирования. Предметом регулирования выступает арбитражный процесс, т.е. урегулированная арбитражным процессуальным правом совокупность процессуальных действий и арбитражно-процессуальных правоотношений, складывающихся между ...
Под юридическим режимом понимаются специфические приемы регулирования — особые способы закрепления и осуществления прав и обязанностей субъектов правоотношений, специфические санкции и способы их применения, иные компоненты, образующие метод правового регулирования отрасли права, а также действующие в пределах этой отрасли единые принципы, иные общие положения. Правоведение / Под ред. Абдуллаева Е.И. — М.: Финансовый контроль, 2004. — С. 76-77.
Таким образом, правовой режим отрасли подразделяется на два компонента: а) особые приемы регулирования, воплощающиеся в методе правового регулирования; б) особые принципы, общие положения, пронизывающих содержание отрасли
Метод правового регулирования понимается как система способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Правоведение / Под ред. Абдуллаева Е.И. — М.: Финансовый контроль, 2004. — С. 81. С его помощью закрепляются отраслевое своеобразие правового статуса субъектов правоотношений, способы реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных правоотношениях.
Считается, что в основе метода правового регулирования отдельной отрасли лежат императивный, диспозитивный либо запретительный способ правового регулирования, либо сочетание этих методов. Так, административному праву присуще императивное регулирование общественных отношений, основанное на безусловном подчинении граждан и иных лиц законным действиям и решениям государственных органов и должностных лиц. В гражданском праве превалирует диспозитивный, дозволительный метод, позволяющий субъектам конкретных правоотношений самостоятельно определять свои права и обязанности, а в уголовном праве — запретительный метод правового регулирования.
Другой специфической чертой метода правового регулирования признается правовой статус субъектов правоотношений, составляющих предмет правового регулирования отрасли. Каждая основная отрасль права характеризуется тем, что участники регулируемых ею отношений обладают особым правовым статусом, охватывающим правосубъектность, а также основные права и обязанности субъектов.
Специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений присущ ко всем компонентам системы российского права. В гражданском праве субъекты правоотношений обладают равноправием и вступают в правоотношения только по собственному желанию и при наличии соответствующей совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения гражданских правоотношений. Куров С.В. Образование и гражданское право. — М., 2004. — С. 119-121. Специфика правового статуса субъектов семейного права характеризуется тем, что членам семьи присущ «лично-правовой статус», с учетом которого определяются имущественные и иные их права и обязанности. Особый правовой статус участников трудовых отношений выражается в сочетании их равенства при вступлении в трудовые отношения, с определенной зависимостью подчинением работников трудовой и иной дисциплине в процессе труда.
Международно-правовое регулирование трудовых правоотношений
... работы является изучение механизма международно-правового регулирования труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи: рассмотреть основные положения о международно-правовом регулировании трудовых правоотношений ... интеграцию России в правовую систему цивилизованного мира. 1.2 Принципы международного трудового права Принципом любой отрасли права считаются базовые идеи ...
Еще один признак метода правового регулирования отрасли характеризуется особыми способами возникновения и изменения конкретных правоотношений и формирования содержания прав и обязанностей их субъектов. Такими способами могут выступать соглашения сторон, правоприменительные акты, факты совершения противоправных деяний, события и др. Так, в административном праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: М.: Норма, 2005. — С. 37-39.
Специфика метода правового регулирования отрасли права может проявляться также в санкциях, применяемых к нарушителям норм права, а также в способах и процедурах их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут применяться к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений.
Различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.
Отрасль права как самостоятельное системное образование помимо основных классификационных оснований — предмета и метода правового регулирования — характеризуется и некоторыми дополнительными признаками. В их числе чаще всего российские правоведы называют наличие у отрасли, во-первых, общих принципов права, во-вторых, отдельного самостоятельного института, закрепляющего эти принципы и содержащего иные общие для всего массива норм положения, и в-третьих, достаточно развитого массива законов и иных нормативно-правовых актов.
Принципы отрасли права не заменяют предмета и метода правового регулирования как основных классификационных признаков отрасли права, а служат вспомогательным, дополнительным к ним классификационным средством. Общеотраслевые принципы права, как правило, закрепляются в отдельном институте, в котором также определяются предмет и задачи отрасли, содержатся иные общие положения.
Каждая отрасль права имеет развитую систему источников, обеспечивающих полное и последовательное регулирование всех отношений, образующих содержание предмета этой отрасли. Предмет отраслей российского права регулируется при помощи ряда законов и конкретизирующих их подзаконных нормативно-правовых актов.
В основе множества источников права отрасли лежит кодифицированный акт, содержащий ее основополагающие, исходные нормы. Исключение составляет только административное право. Вследствие сложности предмета правового регулирования этой отрасли и недостаточно тесной связи между ее основными компонентами — государственным управлением, государственной службой и административной ответственностью — отрасль не имеет единого кодифицированного акта. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. — М.: Юристъ, 2007. — С. 92-95.
Спортивное право как межотраслевое образование
... исходящие международных организаций национальных государств. важной части спортивного права относить и нормативный характер спортивных общественных – спортивных клубов, федераций, спортивных . 35 Спортивное право- отрасль права, признаками которой специфические комплексный и методы регулирования, а принципы и права как ...
Обоснование того или иного массива норм права в качестве самостоятельной системы права представляет собой сложную научную проблему, для решения которой требуются специальные научные исследования. Сложность проблемы объясняется двумя факторами: постоянным изменением системы права и консервативностью взглядов правоведов на систему основных отраслей права.
Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения. И наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.
1.2 Принципы образовательного права
Образовательное право в полной мере обладает таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права.
В теории права под правовым принципом понимается общее положение, высказывание, которое имеет обязательное значение и подлежит применению при регулировании конкретных отношений, как в процессе правотворчества, так и на стадии реализации норм права. Образовательное право: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Шкатулла. — М.: Норма, 2001. — С. 19-20. Это, например, принципы: законности, равноправия, гуманизма, верховенства закона, приоритета и охраны прав и свобод личности.
Принципы отрасли права выступают основанием для всех норм права отрасли и непосредственно влияют на их содержание. Каждая норма права может осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в строгом соответствии с принципами отрасли права, с учетом их требований относительно правового статуса субъектов правоотношений, совокупности их прав и обязанностей, а также системы санкций.
Принципы образовательного права остаются неизвестными действующему законодательству. Вместо них в Законе РФ «Об образовании» закреплены принципы государственной политики. В статье говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
Соотношение права и силы в международных отношениях
... и экспорте многих важных товаров (правда, в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным ... груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот. В отношениях между странами СНГ по-прежнему первое место ... Международных кредиторов — Парижского и Лондонского клубов, вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским ...
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений». Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.).
— Ст. 2.
Как видно, изложенные принципы в Законе признаются принципами государственной политики, а не образовательного права. Все они формулируют исходные, основополагающие требования, которым должна удовлетворять деятельность как законодательной, так и исполнительной и судебной ветвей власти в области законодательства. Независимо от того, принимается ли подзаконный нормативно-правовой акт или акт применения нормы права, органы государства всегда должны защищать гуманистический характер образования, сохранять его общедоступность, демократизм и автономность образовательных учреждений и т. д.
Все изложенные принципы, так или иначе, лежат в основе Закона РФ «Об образовании», его конкретных статей и нормативных предписаний. Законодатель, формулируя принципы государственной политики в области образования, дал образец их соблюдения и творческого воплощения в тексте Закона. При этом в нем содержится достаточно развитая система мер, призванных обеспечить действие принципов на стадии реализации закона, его воплощения в конкретных правоотношениях. Например, в Законе РФ «Об образовании» имеются специальные нормы, направленные на обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, на воспитание гражданственности, трудолюбия и иных социально необходимых человеку знаний, навыков и умений.
В этой ситуации возникает вопрос: можно ли принципы государственной политики, примененные в законотворческой деятельности при подготовке законов и иных нормативно-правовых актов, признавать принципами образовательного права? Если нет, то почему? Чтобы аргументировано ответить эти вопросы, следует дать некоторые дополнительные пояснения.
Система действующих норм образовательного права основывается не только на вышеприведенных принципах государственной политики, но и на собственно правовых принципах, ведущую роль среди которых играют конституционные принципы.
Конституционные принципы имеют всеобщее значение и выступают исходным пунктом нормативно-правового регулирования общественных отношений любой отрасли права. Ни одна отрасль права не может содержать норм, направленных на умаление достоинства личности, посягающих на свободу личной жизни, слова и мысли, свободу передвижения, закрепляющих дискриминацию субъектов или ограничивающих право граждан на участие в управлении делами государства и др. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. — СПб., 2003. — ч. 2 ст. 15
Не может противоречить конституционным нормам и принципам и образовательное право. Призванная обеспечивать реальное действие конституционного права жителей России на образование, данная отрасль права органично переводит положения Конституции РФ на уровень конкретных нормативных предписаний.
Современная образовательная система России
... система входит в качестве подсистемы в систему образования. Образовательный процесс как система имеет конкретные цели, функции и свойства, которые отличаются от целей, функций и свойств составляющих его объектов, отношений ... позволяет прогнозировать возможность введения новой структуры и содержания общего среднего образования (Россия, в отличие от стран Балтии, Украины, Белоруссии и Молдовы, не ...
Так, в полном соответствии с конституционными нормами решается вопрос о социальном обеспечении обучающихся и педагогических работников, о разделении компетенции Федерации и ее субъектов в области образования, о создании и функционировании в системе образования общественных и государственно-общественных объединений и др.
Хотя в конкретных отраслях права применяются практически все конституционные принципы, однако в ранг принципов отрасли права переходят лишь те из них, которые прямо и непосредственно относятся к предмету соответствующей отрасли права. Так, в УК РФ принципами уголовного права признаны принципы: законности; равенства граждан перед законом и др. Принципами семейного права признаются такие конституционные положения, как равенство прав супругов, право и обязанность родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Поэтому можно полагать, что принципами образовательного права выступают общедоступность и бесплатность образования, закрепленные ст. 43 Конституции РФ.
Рассматривая с этих позиций систему принципов государственной политики, закрепленную ст. 2 Закона РФ «Об образовании», можно отметить, что не все они характеризуют предмет правового регулирования образовательного права. Так, требования, согласно которым образование должно носить гуманистический характер, обеспечивать приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине и семье, представляют собой не принципы, а перечень требований, которым должно отвечать современное образование.
В этот же перечень входят и положения, согласно которым в условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, образование должно органически сочетать общие для всех жителей страны знания с изучением национальных культур и региональных культурных традиций, а система образования должна быть адаптирована к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Таким образом, из принципов государственной политики в области образования, содержащихся в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», принципами образовательного права могут быть признаны те, которые имеют в пределах отрасли общий характер: общедоступность образования, светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учеб. пособие. Под ред. В.М. Сырых. — М.: Академия труда и социальных от ношений, 2000. — С. 79-80.
Проблема системы принципов образовательного права пока что остается малоисследованной и во многом дискуссионной. К сожалению, коллективный законотворческий опыт не дает четкого ответа на вопрос, какие конкретно принципы можно отнести к образовательному праву. Критерий повторяемости не может служить аргументом для вывода о том, что искомыми принципами являются те, которые чаще всего встречаются в исследуемых законах об образовании. Истинность мысли не зависит от числа признающих ее лиц. При этом принципы, закрепленные в законах, являются весьма разнородными по содержанию.
Комерческое право по отношению к другим отраслям права
... отрасли права, в других – его подотраслью. Таким образом, следует согласиться с позицией М.А. Егоровой, которая иллюстрирует соотношение отраслей (сфер общественных отношений) коммерческого права, потребительского права, предпринимательского права и гражданского права между собой следующим образом: коммерческое право наряду с ...
Принципы, признаваемые государствами-участниками СНГ и странами Балтии в качестве всеобщих требований организации образования или образовательной политики, можно разбить (с определенной долей условности) по сфере их действия на три группы: Образовательное законодательство государств-участников СНГ и стран Балтии / Сост.: Ю.А. Кудрявцев. И.Ю. Егорова. О.Л. Ворожейкина и др. Под ред. В.М. Сырых. — М., 2003 (Законодательство об образовании. Т.2).
— С. 131-139.
1) определяющие содержание образования;
2) определяющие содержание и задачи образовательного процесса;
3) определяющие специфику правового статуса участников общественных отношений и их иные компоненты.
В первую группу входят такие принципы, как гуманизма, научности, адаптивности, гибкости, целостности образования, защита и развитие национальной культуры, мировой уровень образования и др.
Вторую группу составляют принципы, характеризующие образовательный процесс: демократизм, непрерывность, преемственность, многообразие образовательных учреждений, творчество и целостность, воспитание гражданственности, единство обучения духовного и физического совершенствования и др. Многообразие принципов, закрепленных в законах государств-участников СНГ и стран Балтии, объясняется теми же причинами, что и в российском законодательстве. Это отсутствие у законодателя четких критериев, которым должны удовлетворять принципы образовательных отношений. В результате произошло смешение их с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования либо образовательному процессу. Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов: Образовательное право: Уч. — методич. пособие / Колл. Авторов: Е.Д. Воло-хова. Ю.А. Кудрявцев. Рожков И.А. В.М. Сырых и др. — Уфа. 2002. — С. 65.
1) общедоступность образования;
2) обязательность основного общего образования;
3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования;
4) государственная социальная помощь обучающимся;
5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям);
6) светский характер образования.
В конечном итоге современная номенклатура понятий образовательного права в полной мере отражает специфику ее предмета и метода правового регулирования и позволяет законодателю без какого-либо труда формулировать нормативные предписания, способные полно и всесторонне отразить специфику регулируемых ими отношений. Для образовательного права, имеющего собственную теоретическую основу в виде его принципов и развитой номенклатуры понятий, характерна своя структура, т.е. устойчивая система связей на уровне норм права, объединенных в правовые институты, которые образуют единое целое — отрасль.
1.3 Становление образовательного права в Российской Федерации
В ходе коренного изменения социально-экономических условий жизни российского общества идет неизбежный процесс адекватного изменения законодательной и правовой систем страны. 10 июля 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Закон «Об образовании». 12 декабря 1993 г. на Всенародном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, две статьи которой (43 и 44.1) прямо связаны с правом на образование и свободой преподавания. 22 августа 1996 г. появился Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Образование СССР. Его международные отношения
... Признание СССР странами Запада Отношения со странами Востока прорвали международную изоляцию Советского государства. И все же полоса дипломатических признаний СССР ... возражениях против укрепления суверенности Украины, поспешности образования Закавказской федерации. Постоянное объединение, по ... вызывающих споры и обострение отношений. Это права на рыбную ловлю, конкуренция между КВЖД и японской Южно- ...
Всего за последние два десятилетия в России принято около 40 федеральных законов, так или иначе касающихся правового регулирования отношений в сфере образования. В Общеправовой классификатор отраслей законодательства в качестве самостоятельной рубрики включено «Законодательство об образовании», в литературе ставится вопрос о разработке Образовательного кодекса Российской Федерации. Нормотворческая деятельность Российского государства в сфере образования требует теоретического осмысления. В этой связи можно говорить о формировании новой комплексной предметно-ориентированной отрасли российского права — образовательном праве и обеспечивающей ее развитие юридической науке, а также учебной дисциплине «Образовательное право».
Каждая самостоятельная отрасль права имеет свой предмет и, как правило, адекватный ему метод правового регулирования, который рассматривается российской правовой наукой в качестве материального критерия разграничения отраслей права. Определить предмет правового регулирования — значит ответить на вопрос «что регулируется?», какие общественные отношения, какая сфера жизни общества.
Образовательное право РФ можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната. Эти отношения составляют основу предмета образовательного права как самостоятельной правовой отрасли. Это основные или базовые образовательные отношения.
Кроме базовых образовательных отношений, существуют образовательные отношения — сателлиты, дополнительные к основным, зависимые от основных образовательные отношения. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.)/ В.П. Борисенков // Педагогика. — 2006. — 7 сент.- С. 3-16.
Подобно тому, как сгусток материи изменяет пространство вокруг себя, образование, провозглашенное государством приоритетной областью, влияет на обслуживающие эту область трудовые, пенсионные, финансовые, управленческие и иные отношения, во многом определяя содержание регулирующих их правовых норм. Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.).
— С. 1.1. Образовательные правоотношения-сателлиты — общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, обслуживающие основные образовательные правоотношения, исходя из провозглашенной в законе приоритетности сферы образования для государства и общества. Так, в гражданско-правовой сфере в настоящее время для государственных и муниципальных образовательных учреждений в России установлен особый режим реорганизации и ликвидации, изменения состава учредителей, действует мораторий на их приватизацию.
Законодательство о труде, исходя из приоритетности образования и особых условий труда педагогов, устанавливает для них сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск, дополнительные основания для увольнения за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, предусматривает льготы для лиц, совмещающих работу с учебой. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. — С.178.
В сфере пенсионного обеспечения и социального страхования педагоги пользуются правом на пенсию за выслугу лет, льготами по оплате периода временной нетрудоспособности.
Современное российское законодательство предусматривает особый порядок финансирования образовательных учреждений, налоговые льготы для них и обучающихся, а также для субъектов хозяйственной деятельности, направляющих средства на нужды образования.
В этой связи возникает так называемый эффект удвоения правовых норм, когда одна и та же норма права принадлежит одновременно двум правовым отраслям. Например, нормы, регулирующие сокращенное рабочее время и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск педагогических работников, одновременно принадлежат трудовому и образовательному праву.
Под методом или юридическим режимом правового регулирования в российской правовой системе понимаются правовые приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения. Определяя метод правового регулирования, необходимо ответить на вопрос, «как, каким образом регулируются отношения?». Метод рассматривается как юридический критерий разграничения отраслей права.
Специфический метод правового регулирования характерен для основных правовых отраслей — гражданского, административного, уголовного права. Это давно сложившиеся отрасли с хорошо разработанным понятийным аппаратом и научным обеспечением. Но правовые системы так же, как и общество, в котором они функционируют, находятся в постоянном развитии: формируются новые отрасли права, какие-то из ранее существовавших сходят с исторической сцены.
Анализируя приемы правового регулирования основных (базовых) образовательных отношений, применяемые в современной России, можно сделать вывод, что законодатель использует своеобразное сочетание различных методов правового регулирования: в основном метода автономии и равенства сторон, метода свободного волеизъявления, метода субординации. Что касается образовательных отношений — сателлитов, то в их правовом регулировании применяются методы, характерные для тех отраслей права, к которым, наряду с образовательным, относятся эти отношения. Однако при этом учитывается патронаж государства над сферой образования, приоритетность этой сферы для общества.
Помимо предмета и метода для образовательного права как новой правовой отрасли, характерен свой понятийный аппарат. В образовательном праве оперируют такими понятиями и терминами, как государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, годовой календарный учебный график, образовательный процесс, формы получения образования, образовательный уровень (образовательный ценз), тип и вид образовательного учреждения, государственная аккредитация образовательного учреждения и др., не специфичными для других правовых отраслей. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. — М.: Изд-во «Готика», 2005. — С. 69.
Для нормального развития образовательного права в качестве самостоятельной отрасли российской правовой системы необходимо ее научное обеспечение. Исследования правоотношений в сфере образования ведутся в ряде научных и учебных центров, среди которых можно назвать Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, Академию труда и социальных отношений, Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Минобразования России. Для координации и проведения научных исследований в области образовательного права в 1999 г. Министерством образования Российской Федерации создан Центр образовательного законодательства. Ежегодно проводятся научные конференции по проблемам образовательного законодательства. С 1996 г. действует Межрегиональная общественная организация «Лига сторонников развития образовательного права».
Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, подготовка научных кадров в области образовательного права сдерживается тем обстоятельством, что до сих пор образовательное право не включено в Номенклатуру специальностей научных работников, по которым допускается защита диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук. В настоящее время исследователи-юристы, изучающие правовые вопросы образования, готовят и защищают диссертационные работы в основном по специальностям «Конституционное право; муниципальное право»; «Гражданское право; семейное право; международное частное право»; «Трудовое право; право социального обеспечения»; «Международное право; европейское право»; «Административное право, финансовое право». Очевидно, назрела необходимость дополнить Номенклатуру специальностей научных работников новой специальностью: «Образовательное право». Без такого дополнения нельзя открывать аспирантуры и докторантуры в высших учебных заведениях и научных учреждениях, а, следовательно, нельзя готовить научные кадры высшей квалификации по специальности «Образовательное право».
Подготовка юристов-практиков для работы в органах управления образованием и образовательных учреждениях требует включения в учебные планы юридических вузов и факультетов образовательного права в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Необходимо, чтобы преподавание образовательного права в обязательном порядке предусматривалось Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по направлению и специальности юриспруденция. Необходимо также, чтобы студенты юридических вузов и факультетов, желающие получить углубленные профессиональные знания, умения и навыки по образовательному праву, имели возможность соответствующей специализации в необходимом объеме аудиторных часов.
Можно сделать следующие выводы по первой главе курсовой работы.
Образовательное право можно определить как отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната.
Кроме базовых образовательных отношений, существуют образовательные отношения — сателлиты. Это — общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, обслуживающие основные образовательные правоотношения, исходя из провозглашенной в законе приоритетности сферы образования для государства и общества. Для регулирования этих отношений законодатель использует своеобразное сочетание различных правовых средств — методов правового регулирования.
Самостоятельность образовательного права как правовой отрасли характеризуется также использованием своеобразного понятийного аппарата. Для развития образовательного права в России необходимо его научное и кадровое обеспечение, включение образовательного права в учебные планы юридических вузов и факультетов, в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению и специальности «Юриспруденция», а также в Номенклатуру специальностей научных работников.
Глава 2. Проблемы признания образовательного права как отрасли права
Следуя правилам формальной логики, применяемым в процедурах научной классификации, необходимо признать образовательное право в качестве отдельной отрасли права. Все классификационные признаки, которыми должны обладать и обладают действующие традиционные отрасли права, в полной мере присущи и образовательному праву.
Во-первых, оно имеет свой, не дублируемый другими отраслями права, устойчивый, массовидный предмет правового регулирования, которым охватываются отношения в такой особой сфере предметно-практической деятельности общества, как образование. Образовательные отношения, составляя сердцевину (профиль) отрасли, характеризуются уникальным составом. Все компоненты состава данных отношений — объект, субъект и содержание — отличаются от соответствующих компонентов гражданско-правовых, трудовых, административных и иных отношений, образующих предметы традиционных отраслей права. Комплексные институты, возникающие на стыке образовательного права с гражданским, административным, трудовым и иными отраслями права, носят вторичный, обеспечительный характер и входят в предмет образовательного права в той мере, в какой они способствуют созданию необходимых условий для надлежащего функционирования образовательных отношений.
Во-вторых, сообразно специфике предмета правового регулирования образовательное право устанавливает и особый режим нормативно-правового регулирования образовательных отношений. Как показано в первой главе, данная отрасль права обладает совокупностью только ей присущих правовых принципов и особым методом правового регулирования. При этом уникальность метода образовательного права проявляется во всех его компонентах. В-третьих, образовательное право имеет весьма развитую систему источников, в которую входят федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты Минобразования России и иных центральных органов исполнительной власти. Значительной предстает система законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам образования. В систему источников образовательного права входят также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций. и нормативные договоры. Таким образом, образовательное право в полной мере соответствует и такому признаку отрасли, как наличие значительной совокупности правовых источников.
В-четвертых, образовательное право интернирует свои предмет в ряд отраслей права, образуя в их структуре комплексные институты, и тем самым обладает еще одним атрибутом отрасли права.
Имеется ряд причин, препятствующих восприятию широкой научной общественностью образовательного права как новой отрасли права, в том числе: Барабанова Е.В. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании / Е.В. Барабанова // «Право и образование» . — 2006. — № 3. — С. 22-26.
1) консерватизм мышления;
2) недостаточно широкий круг специалистов, занимающихся проблемам образовательного права;
3) неглубокая исследованность проблем системного строения образовательного права, его связей с другими отраслями права;
4) отсутствие в основополагающем законе отрасли — Законе РФ «Об образовании» и других нормативно-правовых актах отдельного правового института или совокупности таковых, имеющих своим предметом образовательные отношения в чистом виде, свободном от связей с другими отраслями права;
5) наличие в законодательстве об образовании нормативных предписаний, дублирующих без должных к тому оснований нормы гражданского, трудового, административного права и усиливающих иллюзию вторичного, комплексного характера образовательного права, лишенного собственного предмета, метода и остальных системообразующих признаков.
Для ряда российских правоведов по традиции, идущей от советских времен, признание образовательного права в качестве новой самостоятельной отрасли права, является делом не только невероятным, но и кощунственным. Они по-прежнему рассматривает массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права, — собственного, оригинального предмета и метода правового регулирования.
Действительно, законодательство об образовании советские правоведы признавали составной частью административного права, хотя и в тот период было видно, что значительная часть отношений в сфере народного образования имеет особый, специфический характер и не относится к сфере государственного управления. Это, например, отношения, связанные с организацией учебного процесса, деятельностью образовательных учреждений, трудовой деятельностью педагогических кадров, их подготовкой и переподготовкой, аттестацией, предоставлением участникам образовательного процесса разного рода социальных льгот и гарантий. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.)/ В.П. Борисенков // Педагогика. — 2006. — 7 сент.- С. 3-16.
После принятия Закона РФ «Об образовании», который разрешил организацию и функционирование негосударственных образовательных учреждений и предоставил обучающимся право получать общее и профессиональное образование не только на бюджетной, но и на платной основе, отпочкование законодательства об образовании от административного права стало неизбежным фактом. Одним из первых, кто признал образовательное законодательство в качестве «самостоятельной отрасли правовой системы России», был В.И. Шкатулла. К сожалению, в его работе этот тезис не получил надлежащего обоснования. Да и сам автор рассматривал образовательное законодательство лишь в качестве комплексной отрасли, «включающей нормы различных отраслей: педагогического, трудового, административного, гражданского, финансового и др. Эти нормы не объединены единым методом правового регулирования, но связаны предметом и задачами регулирования. Все эти нормы регулируют единое образовательное пространство, единые образовательные отношения». Шкатулла В.И., Кудрявцев Ю.А. Законодательство об образовании и правовые аспекты совершенствования управления образованием: Экспериментальная учебная авторская программа. — М., 2000. — С. 164.
В.П. Борисенков, поддержав тезис о целесообразности формирования и развития законодательства об образовании как новой отрасли законодательства, обосновал его несколько иначе. По его мнению, у новой отрасли законодательства складываются «свой предмет и методы правового регулирования, включающие применение наряду с административным правом, норм гражданского, трудового права». Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.)/ В.П. Борисенков // Педагогика. — 2006. — 7 сент.- С. 3-16.
Итак, в каком же качестве следует трактовать образовательное право — как отрасль права или как отрасль законодательства? Вопрос имеет не только чисто познавательный интерес. От позитивного решения этого вопроса зависит разработка ряда принципиально важных практических проблем, в том числе определение законотворческой стратегии на ближайшие годы, путей систематизации законодательного массива, поиск и установление пределов применения норм гражданского права и других отраслей для регулирования образовательных отношений, успешная подготовка проекта Кодекса РФ об образовании.
Теоретическая неразработанность названных вопросов приводит нередко к неверным практическим решениям. Например, представление об образовательном праве как конгломерате разноотраслевых норм оправдывает экспансию норм гражданского права на чуждые им образовательные отношения, как это имеет место в решении Коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24 ноября 1999 г. «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг». Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование в России (в свете вхождения России в Болонский процесс) / А.Н. Козырин // Юридическое образование и наука. 2006. № 4.
Коллегия, в частности, усмотрела ряд нарушений гражданского законодательства в образовательной деятельности негосударственных вузов. Были признаны несоответствующими гражданскому законодательству положения договоров, заключенных вузами с обучающимися, в соответствии с которыми вузу предоставляется право в одностороннем порядке расторгать договоры с обучающимися в случаях неоплаты ими стоимости обучения, просрочки оплаты образовательных услуг, а также отчислять обучающихся в связи с невыполнением ими учебного плана. По мнению Коллегии, эти положения нарушают ст. 310 ГК РФ, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением предусмотренных законом случаев.
Между тем решение Коллегии, основанное на нормах гражданского права без учета специфики образовательных отношений, порождает «тупиковую ситуацию» для вузов и иных образовательных учреждений, ибо из решения Коллегии неясно, за счет каких ресурсов негосударственный вуз должен обучать студента, не внесшего плату за свое обучение, и что делать с обучающимся, который систематически не исполняет свои обязанности по договору и не выполняет учебный план.
Несоответствие юридической формы фактическому содержанию правоотношений в данном случае — следствие неправомерного распространения норм гражданского права на образовательные отношения. Последние отражают специфику взаимоотношений личности, общества и государства в такой обширной сфере социального бытия, каковой является сфера образования и представляют собой самостоятельный вид общественных отношений, наряду с отношениями в сфере гражданского, трудового, административного права.
Стремление законодателя к максимально полному регулированию образовательных отношений с применением соответствующего их специфике метода и приводит к появлению в системе российского права новой отрасли — образовательного права.
Ученые Российской Федерации пришли к выводу, что гражданское и административное право — отрасли, которые, по мнению противников образовательного права, включают в себя все его нормы, — в действительности в силу специфики их предмета и метода не регулируют и не могут регулировать образовательные отношения. Рожков И.А. Становление образовательного права в Российской Федерации / Директор школы. — № 6. — 2000. — С 81-86. Наличие в системе законодательства об образовании норм гражданского, административного и других отраслей права, образующих так называемые комплексные институты, не меняют способности образовательного права быть самостоятельной отраслью права.
Таким образом, требуется совершенствовать законодательство в области образования, подготовить и принять Кодекс РФ об образовании. Подобный Кодекс, максимально полно и логически последовательно закрепляющий основы нормативно-правового регулирования образовательных отношений, позволит улучшить правоприменительную практику, создать действенную нормативную базу для реализации и защиты конституционного права личности на образование.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государственных образовательных уровней (образовательных цензов).
Образование должно рассматриваться и как определенное социальное явление, и как социальный институт, и как система социальных связей. Возможен подход к образованию как к объекту экономических отношений и как к психолого-педагогическому феномену.
Одной из центральных задач образования как социального явления является формирование, воспитание человека как субъекта жизнедеятельности, а сама система образования в правовом аспекте включает в себя следующие взаимосвязанные, взаимодействующие элементы: преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательное право можно определить как отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната.
Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов: 1) общедоступность образования; 2) обязательность основного общего образования; 3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям); 6) светский характер образования.
Образовательные отношения формируются с учетом специфики образовательной сферы и представляют собой самостоятельный вид правоотношений, которые существенно отличаются от правоотношений других отношений права. Специфика образовательных отношений проявляется во всех их компонентах: объекте, субъекте, содержании, основании возникновения, изменения или прекращения.
Существует ряд причин, препятствующих восприятию широкой научной общественностью образовательного права как новой отрасли права. К основным причинам относятся: консерватизм мышления и отсутствие основополагающего законодательных актов, имеющих своим предметом образовательные отношения в чистом виде, свободном от связей с другими отраслями права