ТЕМА 5. Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития

Также введены в действие и иные нормативные акты. Например, приказом Минюста России от 20.05.2009 г. № 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Данной инструкцией устанавливается порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в разных сферах, обязательных работ, осуществлению контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом отсрочено отбывание наказания, а также предупреждению преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях. Работа по совершенствованию нормативных правовых актов исполнения уголовных наказаний активно ведется и в настоящее время.Продолжается реформирование и уголовно-исполнительной системы РФ (далее — УИС РФ).

Так, распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», предусматривающая конкретные меры, сроки и этапы реформирования уголовно-исполнительной системы с целью приведения условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством России и международными стандартами.Уголовно-исполнительное законодательство РФ характеризуется серьезными противоречиями, которые связаны с тем, что в начале 90-х годов XX века не были учтены возможности государства по реализации многих видов наказания. До настоящего времени не исполняются такие виды уголовных наказаний, как арест и принудительные работы, назначение и исполнение которых регулируются УК РФ. Эти проблемы в значительной степени закономерны в связи с тем, что законодательные и правоприменительные органы недостаточно учитывали опыт развития и применения системы уголовных наказаний в СССР, когда была создана материально-техническая база исправительно-трудовых учреждений, определены основополагающие направления политико-воспитательной работы с осужденными. В данный момент мы должны признать, что положительные составляющие уголовно-исполнительного законодательства тех лет были неоправданно отвергнуты.Реформа УИС РФ, изначально заложенная в концепции, ее преобразования и предусматривающая серьезные изменения в видах исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, была продиктована тем, что уголовно-исполнительная система оказалась неспособной отреагировать на резкие изменения, характеризующие преступность в целом. Ее проведение было также необходимо в связи с выполнением условия вступления России в Совет Европы (передача учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в Минюст России из МВД России).

6 стр., 2945 слов

Нормативно-правовое регулирование системы исполнительной власти

... п. Ее нормативно-правовое регулирование включает не только законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации [2] . В настоящей работе система органов исполнительной власти ...

Данная реформа стала составной частью государственной политики РФ.Смягчение законодательства в области борьбы с преступностью как основополагающая цель достижения неотвратимости наказания, а не чрезмерной его суровости основывалась на фундаменте обновления и совершенствования законодательной базы. В данный момент приоритет в работе с осужденными отдается педагогическим и психологическим методикам и технологиям. В соответствии с нормами УИК РФ в исправительных учреждениях реализуется право каждого осужденного на получение общего и профессионального образования, дальнейшее развитие получило профессиональное обучение, актуально на данный момент и профессиональное образование в форме дистанционного обучения.В результате можно сделать вывод о том, что реформа УИС РФ стала важнейшим шагом на пути построения современного, демократического, социального, правового государства и выполнения современных требований, предъявляемых к уголовно-исполнительным учреждениям международными стандартами.Вместе с тем необходимо также отметить, что в уголовно-исполнительной системе не все гладко и многое предстоит еще сделать. В последние годы все чаще приходится слышать о том, что в различных исправительных учреждениях России вспыхивают бунты заключенных, которые не имея возможности выразить свой протест против нечеловеческих условий содержания мирным путем, заявляют о себе массовыми беспорядками.

Это не может не тревожить правозащитные организации и должно отразиться на дальнейшем развитии уголовно-исполнительного законодательства и реформировании уголовно-исполнительной системы.Нужно отметить, что УИС РФ сейчас функционирует в более благоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственных структур, гражданского общества, включая общественные организации, а также мирового сообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование и развитие уголовно-исполнительной системы, несмотря на имеющиеся материально-технические затруднения.Глава 3. Связь науки уголовно-исполнительного права с другими науками, практикой деятельности учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказанияВажнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.Реализуя уголовно-исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний.В настоящее время образована достаточно широкая сеть учебных заведений, которые ведут подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы и разрабатывают различные научные проблемы данной отрасли знаний; создан и функционирует Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.Особенно важно значение науки в разработке концептуальных основ и перспектив развития деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными. В соответствии с данными программами разрабатывается нормативная база, обобщается опыт функционирования системы органов и учреждений, исполняющих наказания, идет подготовка кадров для практической и научной деятельности, создается учебная и научная литература.Сферу уголовно-исполнительной деятельности обслуживают различные отрасли научных знаний: право, экономика, управление, психология, педагогика, военное дело и др. Она носит комплексный характер, особенно при исполнении таких наказаний, как лишение свободы, арест, направление в дисциплинарную воинскую часть.Это особенно важно иметь в виду при подготовке специалистов для работы в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Они должны обладать комплексными знаниями для обеспечения жизнедеятельности осужденных. Наука уголовно-исполнительного права обслуживает самостоятельную отрасль законодательства — уголовно-исполнительное, изучает практику его применения и соотносит с международными стандартами обращения с осужденными и зарубежным опытом исполнения наказаний и работы по исправлению осужденных, анализирует историю развития исправительного законодательства, пенитенциарного дела и научных исследований в России, формулирует принципы и научные основы этой деятельности, обеспечивая при этом подготовку необходимых кадров.Наука уголовно-исполнительного права использует все оправдавшие себя на практике методы научных исследований (и прежде всего исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологические); это обеспечивает достаточно высокую степень достоверности и эффективности предлагаемых ею рекомендаций.ЗаключениеСовременная государственная уголовно-исполнительная политика как составляющая часть взятого руководством страны курса на преобразование России находится в постоянном развитии и совершенствовании. Еще совсем недавно уголовно-исполнительная система находилась в тяжелом кризисном положении. Руководством страны была проявлена политическая воля в проведении реформирования системы исполнения наказаний.Россия пошла по пути увеличения сроков лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления. В науке центральными стали заявления типа «необходимо предусмотреть в законе альтернативные лишению свободы наказания». Такой подход среди ученых стал доминирующим и во многом предопределил методологическую ошибку в установлении в УК РФ видов наказаний. В последние десятилетия отмечаются значительные изменения в культурной и социально-экономической жизни страны.В уголовно-исполнительной системе не все гладко и многое предстоит еще сделать. В последние годы все чаще приходится слышать о том, что в различных исправительных учреждениях России вспыхивают бунты заключенных, которые не имея возможности выразить свой протест против нечеловеческих условий содержания мирным путем, заявляют о себе массовыми беспорядками. Это не может не тревожить правозащитные организации и должно отразиться на дальнейшем развитии уголовно-исполнительного законодательства и реформировании уголовно-исполнительной системы.Нужно отметить, что УИС РФ сейчас функционирует в более благоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственных структур, гражданского общества, включая общественные организации, а также мирового сообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование и развитие уголовно-исполнительной системы, несмотря на имеющиеся материально-технические затруднения.Определение путей реформирования политики, законодательства и самой системы учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно без активной роли науки уголовно-исполнительного права.Список литературыНормативно-правовые актыУголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 № 104-ФЗ) // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 № 128-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.ЛитератураАртамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1974. Гурин С. О. История становления и развития органов уголовно-исполнительной системы // Следователь. — 2001. — № 1. Европейские пенитенциарные правила. Совет Европы. Комитет Министров. Рекомендации Rec (2006)2 Комитета Министров к государствам-членам. [Электронный ресурс]. URL: http://zagr.org/25.html Жадан В. Н. О развитии и значении проверки сообщения о преступлении в досудебном производстве // Молодой ученый. — 2013. — № 06 (53).

8 стр., 3927 слов

Понятие, предмет и метод финансового права. Система финансового права

... или органом местного самоуправления. Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования. особенности а) регулируемых правоотношений – финансовые; б) содержании финансово-правовых норм; в) характере установленных в ...

3 стр., 1354 слов

Уголовно-исполнительная система

... Законом РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” в уголовно-исполнительную систему России. Исполнение наказания в виде направления военнослужащего в ... лишению свободы, * общеобразовательное обучение и профессионально-техническая подготовка осужденных, * обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, * социальная защита персонала мест лишения ...

Жадан В. Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. — 2013. — № 8. Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. — М.: Юрайт. 2013.Калинин Ю. И. Факторы развития уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. — 2008. — № 2. Кузьмин С.И. Некоторые проблемы науки уголовно-исполнительного права России // Вестник Владимирского юридического института. – 2008. — №2(7).

Курков К. Н. К вопросу о становлении и развитии уголовно-исполнительной системы в России // История исполнения уголовных наказаний в России. Сборник статей. — М.: НИИ ФСИН России, 2006. Миклин С. А. Развитие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и направления его совершенствования // Журнал российского права. — 2005. — № 10. О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: доклад. Вологда, 2009.Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы. Монография / Зубарев С. М. — М.: Изд-во ГУУ, 2004.Стручков Н.А. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1989. Толкаченко А.А. Уголовно-исполнительное право СПб., 2004.Уголовно-исполнительное право / под ред. В.М. Анисимкова, В.И. Селиверстова. Ростов н/Д, 2008. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.Уголовно-исполнительное право России: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. М., 2006. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. А.И. Зубкова. М., 1997.

Список литературы [ всего 20]

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/nauka-ugolovno-ispolnitelnogo-prava/

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/nauka-ugolovno-ispolnitelnogo-prava/

Нормативно-правовые акты

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 № 104-ФЗ) // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 № 128-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Литература

10 стр., 4917 слов

Конституционное право России : Избирательное право в РФ

... 40 дней до дня выборов. 2.2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. 9 - Подготовку и проведение ... сударственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Пре- зидента) субъекта Российской Федерации и ...

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/nauka-ugolovno-ispolnitelnogo-prava/

3. Артамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1974.

4. Гурин С. О. История становления и развития органов уголовно-исполнительной системы // Следователь. — 2001. — № 1.

5. Европейские пенитенциарные правила. Совет Европы. Комитет Министров. Рекомендации Rec (2006)2 Комитета Министров к государствам-членам. [Электронный ресурс]. URL: http://zagr.org/25.html

6. Жадан В. Н. О развитии и значении проверки сообщения о преступлении в досудебном производстве // Молодой ученый. — 2013. — № 06 (53).

7. Жадан В. Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. — 2013. — № 8.

8. Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. — М.: Юрайт. 2013.

9. Калинин Ю. И. Факторы развития уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. — 2008. — № 2.

10. Кузьмин С.И. Некоторые проблемы науки уголовно-исполнительного права России // Вестник Владимирского юридического института. – 2008. — №2(7).

11. Курков К. Н. К вопросу о становлении и развитии уголовно-исполнительной системы в России // История исполнения уголовных наказаний в России. Сборник статей. — М.: НИИ ФСИН России, 2006.

12. Миклин С. А. Развитие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и направления его совершенствования // Журнал российского права. — 2005. — № 10.

13. О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: доклад. Вологда, 2009.

14. Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы. Монография / Зубарев С. М. — М.: Изд-во ГУУ, 2004.

15. Стручков Н.А. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1989.

16. Толкаченко А.А. Уголовно-исполнительное право СПб., 2004.

17. Уголовно-исполнительное право / под ред. В.М. Анисимкова, В.И. Селиверстова. Ростов н/Д, 2008.

18. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

19. Уголовно-исполнительное право России: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. М., 2006.

20. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. А.И. Зубкова. М., 1997.