В течение жизни человек очень часто стоит перед моральным выбором: делать или не делать. То, как он будет действовать, во многом зависит от уровня его сознания, общественного развития, уважения к его личности, обществу и государству в целом. Выбор того или иного поведения человеком — это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мероприятий, влияния общества.
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в их совокупности, составляют социальные нормы.
Целостная и динамичная система социальных норм — необходимое условие жизни общества, средство государственного управления, организации и функционирования государства, гарантирующее скоординированное взаимодействие людей и соблюдение прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.
Решение масштабных задач, стоящих перед обществом и государством, во многом зависит от точности функционирования государственной службы, честности и подотчетности ее сотрудников. Между тем, некоторые сотрудники этих структур и служб подвержены коррупции, взяточничеству и другим негативным явлениям, которые нарушают их нормальную деятельность, подрывают их авторитет в глазах общества.
Должностная преступность появилась не в наши дни. Распространенность и социальная опасность этого явления возросли во времена больших социальных потрясений. Современная Россия — не исключение.
В настоящее время материальные ценности в нашем обществе стали важнее моральных. И в таких условиях поведение человека, прежде всего, зависит от его нравственных устоев.
Актуальность этого аргумента заключается в том, что количество правонарушений растет с каждым днем. Это связано с тем, что должностные лица так или иначе в большинстве случаев избегают или несут уголовную ответственность, но не в той мере, в какой этого требуют текущие обстоятельства в стране. И это имеет довольно плачевные последствия — например, ослабление общественного порядка в стране, что, в свою очередь, приводит к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.
В этой работе исследуются различные типы правонарушений, а также следует показать важность борьбы с ними. Внимание уделяется мерам, необходимым для искоренения должностных должностных преступлений во всех их проявлениях.
Объект исследования — описание и общий анализ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в местных администрациях.
Социальные структуры франкского общества по Салической правде
... положение которых сильно меняется даже всего за несколько веков действия Салической правды (в дальнейшем СП). Таким образом, во франкском обществе появились элементы социальной структуры, и мы можем выделить основные общественные группы. ... население ... Салическая правда, являющаясяся записью древних судебных обычаев салических франков. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по ...
Цель работы — изучить общую характеристику и виды правонарушений.
Задачи работы:
- Раскрыть понятие должностного лица.
.Рассмотреть различные виды должностных преступлений.
.Дайте общую характеристику преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в местных администрациях.
.Исследовать проблемы квалификации преступлений, совершенных с использованием служебных должностей.
Теоретической основой работы послужили труды А.И. Рарог, Д.Г. Долгих, Е.А. Свинарева и др., законодательные и нормативные акты Российской Федерации, комментарии законодательства, литература справочного характера, материалы периодической печати.
1. Понятие должностного лица
Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в главе 30 УК РФ преступлений дано в примечании 1 к статье 285: должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:
— характер выполняемых лицом функций (полномочий и обязанностей);
— правовое основание наделения его этими функциями;
принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится лицо.
В этом случае решающим фактором является характер функций, выполняемых должностным лицом. Указание в законе характера выполняемых функций позволяет четко обозначить круг лиц, признаваемых должностными лицами, и исключает возможность широкого толкования предмета данной группы правонарушений. Этот признак позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и т.д., но выполняющих иные, технические функции.
Содержание функции власти и, следовательно, характер действий представителя власти определяется задачами, возложенными на тело, которое он представляет. Например, представитель власти — сотрудник полиции осуществляет свои функции власти в сфере охраны общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий, а также предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественных действий, быстрого и полного раскрытия преступлений, всемерного содействия устранению причин, порождающих преступление и иные правонарушения. Вся его деятельность основана на отношениях с людьми, не находящимися в его административном подчинении. Это бесконечно большой круг людей, в отношениях с которыми представитель власти вводит в действие полномочия, данные и строго регламентированные для выполнения конкретных задач.
Дипломная работа судебная власть как вид государственной власти
... судебной власти. Однако по вполне понятным причинам судебная власть как самостоятельная и независимая ветвь государственной власти ими не выделялась и комплексно не исследовалась. К анализу судебной власти как ... обществе, государстве, судебной системе. Цель настоящей дипломной работы заключается в ... достигли представители русской правовой науки «века серебряного» - отцы и дети первой судебной реформы: ...
Полномочия некоторых государственных чиновников, хотя и распространяются на неопределенный круг лиц, действуют в определенных ведомственных границах. Так, сотрудники налоговой полиции, таможенных органов выступают как представители власти лишь в рамках отношений, возникающих при выполнении возложенных на них задач; судебные приставы действуют как представители власти, когда исполняют решения суда по различного рода взысканиям.
Деятельность представителя власти выражается в постановлениях или актах, имеющих юридическое значение по отношению к отдельным гражданам, должностным лицам, учреждениям, организациям и предприятиям, независимо от их членства и ведомственной подчиненности. Например, представитель власти — сотрудник полиции имеет право в отдельных случаях проверять документы, удостоверяющие личность граждан и должностных лиц, беспрепятственно входить в жилые и другие помещения граждан.
Правовые системы представителя власти, обусловленные предоставленными ему полномочиями, являются обязательными. Обязанность выполнять законные распоряжения представителя власти обеспечивается полномочиями того государственного органа, от имени которого он действует. В случаях, предусмотренных законом, деятельность представителя власти может поддерживаться принудительным воздействием. Например, для защиты граждан от нападения, угрожающего жизни или здоровью, сотрудники полиции имеют право в исключительных случаях, в крайнем случае, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Такое же право предоставляется, например, должностным лицам таможни и судебным приставам.
Представитель власти как лицо, осуществляющее властные функции в соответствии с законом, является должностным лицом. В примечании к статье 318 УК РФ сказано: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».
К признанию тех или иных лиц представителями власти нужно подходить иначе.
Требование о том, что исполнению подлежат только приказы или действия представителя властей, обязывает в любом случае решить вопрос о наличии в его актах признаков преступления или другого правонарушения, чтобы понять их компетенцию, права и предусмотренные им обязательства. Обычно эти вопросы регулируются законами и другими нормативными актами.
СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ КАК АКТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
... по различным направлениям дел, в том числе гражданским. Судебное решение как акт судебной власти выполняет следующие функции: судебное решение прекращает спор о праве после его рассмотрения по ... выпускной квалификационной работы.Представляемая выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена проблемам понятия и сущности судебного решения в целом. Во второй главе ...
Организационно-распорядительные функции связаны с управлением. Лицо, выполняющее их, руководит деятельностью учреждения, организацией, предприятия, отдела, участка и т.д. (подбирает кадры, руководит действиями находящихся в его подчинении работников и т.п.).
Выполнение организационно-распорядительных задач неизменно связано с направлением деятельности других людей.
Для административных функций знак чужого лидерства не требуется. На первое место здесь выступают контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получение, ответственного хранения, реализация и т.п. В большинстве случаев чиновники выполняют как организационно-административные, так и административно-хозяйственные функции. Направление к должностным лицам, выполняющим иные функции, лишает смысла установленную законом уголовную ответственность, особенно для должностных лиц, и ведет к потере специфики, присущей данной группе.
Критерием, который позволяет выделить из всех лиц, работающих в органах государственной власти и управления, в органах местного самоуправления тех, кто может стать субъектами рассматриваемой группы преступлений, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий, имеющих юридическое значение, то есть связанных с установлением, изменением, или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц. Для того чтобы такие действия стали основанием для признания лица должностным лицом, они должны быть обусловлены служебными потребностями и проистекать из функций представителя власти или из организационно-административных или административно-экономических функций. Это условие, вместе с выполнением этих функций и исполнением актов, имеющих юридическое значение в отношении этого, является обязательным для признания лица должностным лицом.
При этом чиновниками не признаются люди, хотя и связанные, например, с материальными ценностями, но выполняющие чисто технические или производственные функции. Именно поэтому заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам).
Иные признаки должностного лица, указанные в законе, не имеют решающего значения. Для признания лица должностным лицом не имеет значения, находится ли он постоянно, временно или в особой власти, выполняет возложенные на него функции, назначается или избирается, работает за вознаграждение или бесплатно.
Правовой основой для наделения лица соответствующими функциями является закон, статут, инструкция или другой нормативный акт, порядок назначения, в котором формулируются права и обязанности лица, занимающего определенную должность. Создание такой правовой основы в каждом конкретном случае обязательно. Игнорирование этого требования приводит к судебным ошибкам.
Должностная инструкция: понятие, значение, важность
... трудовые права работника и, возможно, “нарвется” на судебные разбирательства, административную ответственность и т.п. Надо учитывать, что должностная инструкция разрабатывается не для конкретного работника, а для определенной должности. ... поможет отказать в приеме на работу лицам, которые не подходят по деловым качествам, если последние указаны в инструкции, а у кандидата отсутствуют; используется ...
Установление прав и обязанностей представителей власти — должностных лиц в нормативном правовом акте обеспечивает их ясность и полноту, но также при четком регулировании прав и обязанностей допускается различное толкование предоставленных лицу полномочий. Такие ситуации возможны, например, когда при назначении на должность или наделении специальных полномочий для осуществления функций власти лицу не разъясняются его права и обязанности. Если в таких случаях, например, представитель правительства превысил свои полномочия, необходимо очень тщательно привлекать его к ответственности. Для решения вопроса об ответственности важно знать, с какого момента лицо считается должностным лицом. Лицо приобретает ряд официальных прав и обязанностей с даты, указанной в приказе о допуске к работе или в акте об избрании, даже в тех случаях, когда требуется последующее одобрение назначения. Если высший орган государства выразил несогласие с назначением, то лицо по-прежнему признается должностным лицом, но только на период с момента выдачи приказа о допуске к работе до момента выражения несогласия.
Лицо, выполняющее служебные функции во время болезни, отпуска, командировки должностного лица, признается таковым только на основании акта о назначении. Это эквивалентно акту перехода с одной должности на другую, согласно которой лицо, ранее не являвшееся должностным лицом, может получить ряд прав и обязанностей должностного лица.
Лица, которым поручено выполнение организационно-распорядительных или распорядительных функций с испытательным сроком, признаются субъектами правонарушения, если правонарушение было совершено в этот период. Также решается вопрос о должностных лицах, проходящих обязательную стажировку (например, в должности народных судей, следователей, адвокатов, членов областных судов).
Лицо считается должностным лицом до момента прекращения трудовых отношений. Они прекращаются вследствие наступления определенных юридических фактов: а) истечения срока должностных полномочий; б) досрочного отзыва с выборной должности; в) увольнения (в случае увольнения вопреки желанию и даже при наличии согласия профсоюзного комитета лицо считается должностным до издания приказа об увольнении); г) наступления смерти.
На практике затруднения вызывает вопрос о признании возможными субъектами правонарушений субъектов, которые, не занимая соответствующих должностей, фактически выполняют функции должностного лица. В соответствии с примечанием к ст.285 УК РФ они могут признаваться должностными, если выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию.
Самостоятельным признаком должностного лица является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудиться лицо. По закону это могут быть государственные образования, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения. К ним относятся также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ.
Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица
... злоупотребления должностными полномочиями: основной, характеризуемый рассмотренными выше признаками (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированный (ч. 3). Квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями считается совершение преступления лицом, ... деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого ...
В соответствии с примечанием 1 к ст.285 УК РФ не могут быть отнесены к должностным лица, занимающие должности не в перечисленных структурах, а в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях. Их ответственность наступает по ст. 201-204 УК РФ.
Недостаточное внимание к пониманию назначенного должностным лицом атрибута приводит к трудностям в квалификации.
Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ.
Первая категория субъектов — должностные лица, которые отвечают признакам, названным в примечании 1 к ст.285 УК РФ. Эти должностные лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ч.1 и 3 ст.285; ч.1,3 ст.286; ст.289; ч.1, 2 и 4 ст.290; ч.1 и 2 ст.293 УК РФ.
Вторая категория субъектов — лица, занимающие государственные должности РФ. Под таковым в соответствии с примечанием 2 к ст.285 УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним в первую очередь относятся должности президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, федеральных министров, Председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный Прокурор РФ, Председатель Счетной палаты и т.д.
Третья категория субъектов — лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст.285 УК РФ относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это — президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты органов законодательной власти и т.д.
Четвертая категория субъектов — это субъекты, занимающие должности главы местного самоуправления. Глава местного самоуправления избирается на территории муниципалитета и имеет право решать вопросы местного значения в соответствии с уставом муниципалитета.
Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч.2 и 3 ст.285; ч.2 и 3 ст.286; ч.3 и 4 ст.290 УК РФ. Все рассмотренные категории должностных лиц, кроме специальных признаков, должны обладать и общими признаками субъекта: быть вменяемыми и достичь возраста уголовной ответственности — 16 лет. В отношении ряда установлен возрастной ценз. Например, на государственную должность назначаются лица не моложе 18 лет; лицо моложе 25 лет не может быть судьей, прокурором, судебным приставом.
Виновными в преступлениях с особыми объектами являются только люди, обладающие характеристиками. Другие люди также могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей и соучастников. Их действия следует квалифицировать по соответствующим статьям гл.30 УК РФ со ссылкой на ст.33 УК РФ при условии, если для совершения преступления они использовали должностное положение и это охватывалось его и их умыслом.
Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору
... работы является исследование преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, раскрытие общих начал назначения наказания, рассмотреть объективные признаки состава преступления. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору Лицо может выступать в роли организатора группы лиц, ...
2. Понятие должностных преступлений
Борьба с преступным миром — проблема, с которой сталкивается весь мир. Западные ученые определяют преступный мир тремя разными способами. Одни называют их «преступлениями белых воротничков». Такое понятие впервые ввел в 1939 г. американский ученый Саселан. Оно предполагает стремление уважаемых обществом и обладающих довольно высоким социальным и экономическим положением людей к получению в процессе исполнения служебных обязанностей выгоды незаконными способами, при котором нарушаются нормы уголовного права. На Западе социальный класс «белых воротничков» выделяется по профессиональному критерию: относящиеся к нему люди занимаются умственным трудом, это в основном правительственные чиновники, судебные чиновники, юристы, преподаватели, врачи, менеджеры предприятий и другие служащие высокого уровня. Как видно, особенностью тем не менее «преступлений белых воротничков» является руководящее положение преступников в политике и экономике и то, что они используют свое служебное положение при совершении преступлений. Другие называют эти преступления «служебными». Это происходит потому, что на Западе уголовное право определяет субъектов этих преступлений как государственных служащих. Впервые понятие служебных преступлений было введено в Великобритании в середине 19 века. В США работников правительственных органов называют «государственными служащими», а во Франции так называют правительственных чиновников. Третьи называют должностные преступления «преступлениями общественного положения». При этом под «общественным положением» имеются в виду должностные полномочия. Другими словами, обладатель «общественного положения» должен заниматься государственной службой.
Тем не менее, государственная служба подразумевает работу по управлению государством и обществом. Особенностями государственной являются: ее властный, управленческий и принудительный характер. Преступления, лишенные вышеперечисленных особенностей, не являются «преступлениями общественного положения». В нашей стране должностные преступления — преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30).
К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.
3. Виды должностных преступлений: квалификация и ответственность
Родовой объект преступлений, рассматриваемых в главе 30 УК РФ, — общественные отношения, содержание которых составляет охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Должностная преступность
... должностными полномочиями имеет теоретическое и практическое значение для совершенствования действующего уголовного законодательства и практики его применения. Фрагмент работы для ознакомления 1.1 Понятие должностной преступности Должностная преступность представляет собой совокупность совершаемых должностными лицами преступлений (и лиц, ... либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в ...
.1 Злоупотребление должностными полномочиями
В соответствии с ч.1 ст.285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями означает использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
С объективной стороны преступление характеризуется: а) использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) наступлением общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) наличием причинной связи между указанными в законе общественно опасными последствиями и использованием должностным лицом своих служебных полномочий.
Распространенной формой злоупотребления должностными полномочиями является так называемое временное позаимствование. Оно состоит в том, что должностное лицо, злоупотребляя полномочиями, из корыстной или иной личной заинтересованности пользуется денежными средствами, имуществом, имея намерение со временем возвратить их собственнику. На практике не редки случаи, когда эту форму должностного злоупотребления принимают за хищение. Однако при злоупотреблении должностными полномочиями нет безвозмездного изъятия и обращения чужих денег, имущества в свою пользу или пользу других лиц. В то же время присвоение имущества, которое должно было поступить в фонды государственных организаций, является хищением.
Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отличать от таких преступлений, как присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК).
Эти преступления имеют разные объекты.
Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями предполагает наличие одного квалифицирующего признака — совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).
Особо квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями будет иметь место тогда, когда оно повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК).
Тяжесть причиненных последствий — признак оценочный.
Статья 285 УК РФ является общей нормой по отношению к специальным нормам, содержащим признаки иных должностных преступлений. По правилам квалификации при конкуренции норм в таких ситуациях применяется специальная норма.
3.2 Нецелевое расходование бюджетных средств
Нецелевое расходование бюджетных средств в соответствии со ст. 285.1 УК РФ — расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.. Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Предметом преступления являются средства бюджета соответствующего уровня.
Организация расследования должностных преступлений
... должностных преступлений; изучение способов выявления признаков преступления, а также тактики расследования должностных преступлений; изучение методик планирования расследования, ... должностного преступления не содержится признак использования служебного положения, и он не усматривается из диспозиции статьи, хотя конкретное деяние и было совершено с использованием полномочий должностного лица, ...
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действии — расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. В соответствии со ст. 219 и п. 1 ст. 227 БК РФ расходование бюджетных средств — это процедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.
Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, допустившие злоупотребления при составлении бюджетной росписи, не являются субъектами рассматриваемого преступления и при наличии к тому оснований должны отвечать по ст. 285 УК.
В ч. 2 ст. 285.1 УК предусмотрены два квалифицирующих признака — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.
Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК).
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием — расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фондов, и их бюджетам. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируются значительным числом нормативных правовых актов.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, обладающее статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда или отделения фонда).
3.3 Превышение должностных полномочий
Статья 286 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за превышение должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объективная сторона преступления состоит из трех признаков: а) общественно опасного действия, явно выходящего за пределы полномочий, предоставленных должностному лицу законом; б) общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связи между общественно опасными последствиями и преступными действиями.
Закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий, так как сфера действия государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений чрезвычайно широка, а должностные лица этих органов наделены весьма разнообразными полномочиями. Обобщение судебно-следственной практики позволяет назвать такие формы превышения должностных полномочий, когда должностное лицо совершает действия:
) входящие в компетенцию другого должностного лица данного ведомства (контролер исправительно-трудового учреждения водворяет нарушителя режима в штрафной изолятор, в то время как это может сделать только начальник или дежурный помощник);
) входящие в компетенцию должностного лица другого ведомства (инспектор охотобщества, подозревая гражданина в том, что он охотился без соответствующего разрешения, производит обыск его автомашины);
) которые могли быть совершены только коллегиально;
) хотя и входящие в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условий.
С субъективной стороны превышение должностных полномочий — это умышленное преступление. Лицо осознает общественно опасный характер совершаемого действия, явный характер выхода за пределы предоставленных полномочий, осознает, что его поведение идет вразрез с направлением деятельности того учреждения, где оно работает; предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства именно вследствие совершения им явно выходящих за пределы его компетенции действий; желает или сознательно допускает наступление указанных последствий либо относится к ним безразлично, т.е. совершает преступление с прямым или косвенным умыслом.
Особо квалифицированный вид превышения должностных полномочий назван в ч.3 ст.286 УК РФ. Его образуют деяния предусмотренные ч.1 или 2 ст., если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств либо; в) с причинением тяжких последствий. Для квалификации по ч.3 статьи достаточно хотя бы одного из перечисленных признаков. Насилие может иметь форму истязания, т.е. причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иных насильственных действий (ст.117 УК РФ).
При отграничении превышения должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо явно выходит за пределы предоставленных ему полномочий, во втором — действует в рамках предоставленных ему полномочий; в первом случае он совершает преступление только путем активных действий, во втором — путем действия либо бездействия; для превышения должностных полномочий корыстная или иная личная заинтересованность не является обязательным признаком состава, при злоупотреблении должностными полномочиями — без него нет состава преступления.
3.4 Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или счётной палате РФ
В ст.287 УК РФ ответственность за это преступление предусматривается впервые. Преступление образует неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.
Обязательным признаком преступления является предмет — это информация в виде документации, материалов. В свою очередь, это могут быть самые разнообразные справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п. Документы в отличие от материалов, должны иметь соответствующие реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.д.).
Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание или Счетная палата. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации установлена, если за такой информацией обращается только Федеральное Собрание или Счетная палата. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право при обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации получать информацию по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью. В свою очередь должностные лица обеспечивают депутата такой информацией безотлагательно независимо от степени секретности документов или материалов в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов.
Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.
Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации б) уклонение от предоставления информации (не отказывая прямо, лицо под предлогом отсутствия в его распоряжении таких материалов, не поступления их с мест и т.п. не предоставляет необходимую информацию) либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации (предоставляя требуемую информацию, лицо сознательно изменяет ее содержание путем предоставления не всех сведений, расчетов, материалов, либо вообще искажает информацию, делая ее не соответствующей действительности).
Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Оно имеет формальный состав. Преступление считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).
С субъективной стороны — это умышленное преступление. Оно совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ, будучи обязанным сделать это, либо уклоняется от предоставления информации, либо предоставляет неполную или ложную информацию и желает этого.
Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ. Таким образом, кроме обязательных признаков должностного лица, на субъекта должна быть возложена обязанность предоставлять такую информацию.
Квалифицированный вид преступления составляют деяния, предусмотренные в ч.2 ст.287 Ук РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.
Особо квалифицированный вид данного преступления образуют деяния, предусмотренные в ч.1 или 2 ст.287 УК РФ, если оно: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Для квалификации по этому признаку необходимо, чтобы роль исполнителя выполняло должностное лицо, обязанное предоставлять информацию; в) повлекли тяжкие последствия. Это оценочный признак. В каждом конкретном случае он подлежит установлению. К тяжким последствиям можно отнести, например, искажение данных об экологической обстановке, состоянии здравоохранения и др.
3.5 Присвоение полномочий должностного лица
Преступление, предусмотренное ст.288 УК РФ, состоит в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Объективную сторону преступления составляют: а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б) наступление общественно — опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная связь между наступившими последствиями и совершенными действиями.
Преступное поведение в этом преступлении складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий.
Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять его полномочия, и не смотря на это использует его права и обязанности по осуществлению организационно — распорядительных, административно — хозяйственных функций или функций представителя власти. Равно никакое должностное лицо не поручало ему осуществлять полномочия должностного лица. Для данного состава преступления требуется присвоение полномочий именно должностного лица. Присвоение лицом звания специалиста и совершения в связи с этим каких-либо действие не образует рассматриваемого преступления.
Присвоение должностных полномочий осуществляется для совершения определенных действий. Такие действия могут быть очень разными, но они всегда неправомерны, общественно опасны и по сути своей являются правонарушением. Это вытекает из текста ст.288 УК РФ, предусматривающей наступление от таких действий общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий должностного лица для осуществления общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.
Между наступившими последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.
Данный состав сформулирован как материальный. Преступление считается оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.
С субъективной стороны присвоение полномочий должностного лица — умышленное преступление. Лицо осознает, что присваивает полномочия должностного лица неправомерно и неправомерно совершает в связи с этим общественно опасные действия, предвидит возможность или неизбежность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций вследствие совершения присвоенных им полномочий и желает или сознательно допускает такие последствия либо относится к ним безразлично.
Для квалификации по ст.288 УК РФ не имеет значения, сознавали ли граждане или представители организаций, что они имеют дело с лицом, присвоившим должностные полномочия, либо принимали его за должностное лицо.
Субъектом этого преступления являются две категории служащих, достигших 16-летнего возраста: государственные служащие либо служащие органа местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Если должностные полномочия присваивает лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, его действия квалифицируются по другим статьям УК РФ в зависимости от совершенных им действий (нарушение неприкосновенности частной жизни — ст.137; мошенничество — 159 и т.п.).
Если полномочия должностного лица присваивает должностное лицо, при наличии всех признаков состава преступления оно должно отвечать за превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).
3.6 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ), означает учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Установление уголовной ответственности за названные действия в УК РФ имеет своим основанием запрет государственным служащим (к каковым относятся и должностные лица) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Эти же ограничения (равно как и другие) распространяются на муниципальных служащих. Закон запрещает такую деятельность еще большой категории должностных лиц (судьям, прокурорским работникам, сотрудникам полиции, и др.).
Объективную сторону преступления образует: а) незаконное учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо б) незаконное участие должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, лично или через доверенное лицо. Этот признак является обязательным для рассматриваемого преступления, он с неизбежностью вытекает из сформулированного в законе условия уголовной ответственности по ст.289 УК РФ. Каждый из этих двух вариантов действий субъекта преступления должен быть связан с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или покровительством в иной форме. Если организация не получила льгот и преимуществ либо покровительства в иной форме, содеянное может образовать дисциплинарный проступок.
Данный состав преступления сформулирован как формальный и его окончание не связано с наступлением преступных последствий в результате незаконных действий должностного лица.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своего незаконного поведения, знает о запрете для него на занятия предпринимательством, осознает, что использует свои должностные полномочия для учреждения организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо для управления ею с целью предоставления такой организации разного рода льгот и преимуществ, и желает так действовать.
Субъект преступления — должностное лицо, которому закон запрещает заниматься предпринимательской деятельностью.
3.7 Получение взятки
В ч.1 ст.290 УК РФ получение взятки определено как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями (в сфере экономики, должностными, экологическими, против правосудия и т.д.) и является одной из распространенных форм коррупции.
В законе полно раскрывается содержание предмета взятки. Это могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, акция, депозитный и сберегательный сертификаты — ст.143 ГК РФ), иное имущество (импортная техника, автомашины, мебель, драгоценные камни и металлы антиквариат и т.п.) или выгоды имущественного характера (например, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате санаторные путевки, туры проездные билеты, ремонтные строительные работы, бесплатный проезд на воздушном, водном и др. транспорте).
Как взяточничество оценивается неосновательное получение например, выгодной работы, фиктивных дипломов, трудовых книжек. Дорогостоящее бесплатное угощение должностного лица в ресторане, подарки также рассматриваются как взятка.
В соответствии со ст.575 ГК РФ допускается дарение подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Очевидно, именно эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.
В тех случаях, когда предметом взятки является заведомо добытое преступным путем имущество, действия взяткодателя следует квалифицировать по ст.290 и 175 УК РФ.
Объективная сторона преступления складывается из: а) получения должностным лицом взятки, т.е. вознаграждения, и б) получения взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Получить взятку — это значит принять ее лично или через посредников. Если взятка передана лицу (положена в его письменный стол, в карман пальто), это еще не означает, что он принял ее. Если у должностного лица не было умысла на получение взятки, а обнаружив ее у себя, оно немедленно заявило об этом, вопрос об уголовной ответственности не возникает.
Если должностное лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь это сделать, присваивает их, содеянное образует мошенничество (п. «в» ч.2 ст.159 УК РФ).
При получении взятки не непосредственно, а через посредников следует установить, что должностное лицо воспринимает получаемую таким образом имущественную выгоду именно как взятку.
В законе названы исчерпывающие варианты действий (бездействия), во имя совершения которых дается взятка: а) они входят в служебные полномочия должностного лица (перемещение по службе, прием на работу и увольнение), б) лицо в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), т.е. может принять меры к совершению другими должностными лицами действий, желательных для взяткодателя (например, быстро получить лицензию, установить телефон).
Использование при этом личных связей должностного лица не может рассматриваться как использование должностного положения; в) за общее покровительство со стороны должностного лица (незаслуженно представляет к премиям, необоснованно продвигает по службе, посылает в заграничные командировки), г) за попустительство по службе (оставляет без внимания, без наказания промахи, упущения, неквалифицированные действия, прогулы).
Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления. Однако возможность выполнения этих действий (воздержание от них) обязательно должна быть обусловлена занимаемым должностным положением. Причем получатель взятки должен использовать в этих целях свое действительное, а не мнимое положение.
Условия получения имущественных выгод могут специально не оговариваться, однако участники преступления должны сознавать, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц.
Преступление признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. При отсутствии такового налицо покушение на получение взятки. Взятка может быть получена как до совершения (воздержания) в интересах дающего того или иного действия (взятка — подкуп), так и после того, как это действие совершено (взятка — вознаграждение).
Взятка получается за совершение (воздержание) определенных действий в интересах взяткодателя или представляемых им лиц. Имеются в виду его близкие, друзья, организации, предприятия, чьи интересы он представляет.
С субъективной стороны получение взятки характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что получает взятку за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые входят в его служебные полномочия совершению которых он может способствовать в силу своего служебного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе и желает сделать это. Получение взятки — корыстное преступление.
Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Работники, временно исполняющие обязанности должностного лица хотя бы и по устному распоряжению руководителя, обладающего соответствующими полномочиями, если они получили взятки в связи с выполнением этих временных обязанностей, также подлежат ответственности за получение взятки.
Известные сложности возникают при признании взяткополучателями врачей, преподавателей, воспитателей и т.п. Их можно привлекать к ответственности по ст.290 УК РФ лишь при условии, если они выполняли организационно-распорядительные или административно — хозяйственные обязанности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах РФ, других войсках и в воинских формированиях РФ. К таковым относятся, например, незаконная выдача врачом листков временной нетрудоспособности, установления основания и очередности госпитализации; завышение преподавателем оценок, следствием чего становятся незаконное получение стипендии, диплома. Указанные действия являются юридически значимыми, порождают определенные права и обязанности для других лиц.
Квалифицированный вид получения взятки предусмотрен ч.2 и 3 ст.290 УК РФ. В этом случае ответственность по ч.2 наступает за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).
В соответствии с ч.3 ответственность за деяния, названные в ч.1 и 2 ст.290 УК РФ, несут лица, занимающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ либо глава органа местного самоуправления.
Особо квалифицированный вид получения взятки предусмотрен в ч.4 ст.290 УК РФ. Эти деяния, предусмотренные ч.1,2,3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере.
Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления (ст.35 УК РФ).
Входящие в состав группы не должностные лица отвечают как соучастники в получении взятки.
Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Все взяточники в таком случае являются соисполнителями. Каждый несет ответственность, исходя из денежной суммы полученных взяток, независимо от того как деньги были поделены. Однако при этом следует учитывать содержание умысла, т.е. было ли желание получить взятку, например, в крупном размере или нет.
Должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя или представляемых им лиц часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.
Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой. Лицо, создавшее организованную группу взяточников, либо руководившее такой группой подлежит ответственности за все совершенные группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность за участие в ней, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали (ч.3,5 ст.35 УК РФ).
Неоднократной считается взятка, полученная не менее двух раз, если при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст.78 УК РФ).
Не является неоднократным получение обусловленной взятки в несколько приемов, а равно получение взятки группой должностных лиц, совершающих преступление по предварительному сговору.
Если действия взяткополучателя подпадают под признаки, предусмотренные разными частями ст.290, квалифицировать содеянное следует по части статьи, предусматривающей наиболее строгое наказание. Однако, в описательной части приговора надо указать все квалифицирующие признаки.
Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную опасность преступления, следует вменять в вину и соучастникам получения взятки, если они охватывались их умыслом. Признаки, характеризующие личность одного из соучастников (например, неоднократное получение им взяток), не должны вменяться другим соучастникам.
3.8 Дача взятки
Дача взятки в соответствии со ст.291 УК РФ — это вручение должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе.
Предмет дачи взятки, характер действий (бездействия), за совершение которых дается взятка, такие же, как и при получении взятки (ст.290 УК РФ).
Взятка должна быть вручена только должностному лицу. По этому признаку от дачи взятки следует отграничивать преступления, предусмотренные ст.184 и 201 УК РФ.
Взятка передается лично либо через посредника. Если взятка передается через посредника, то он подлежит ответственности за пособничество в даче взятки при условии осознания передачи именно взятки за совершение определенных действий (ст.34 и 291 УК РФ).
Признаки дачи взятки указаны не только в ст. 291 УК, где преступным объявляется дача взятки должностному лицу лично или через посредника, но и в ст. 290 УК, где описывается предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) должностного лица, за которые дается взятка.
Состав дачи взятки является формальным, это преступление окончено в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что дает взятку должностному лицу за совершение им действий (бездействия) по службе, и желает этого. Мотивы и цели на квалификацию не влияют.
Субъект преступления общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав этого преступления предполагает дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (ч. 2 ст. 291 УК).
В примечании к ст.291 УК РФ названы два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо б) лицо после дачи взятки добровольно сообщило о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Добровольным сообщение о даче взятки будет, если оно сделано по собственному желанию, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении стало известно органам власти. Сообщение может быть устным и письменным. Такое сообщение свидетельствует о раскаянии, готовности помочь органам расследования и суду в разоблачении должностного лица, получившего взятку.
Сообщение о даче взятки должно быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело, т.е. в прокуратуру, суд, органы следствия и дознания.
3.9 Служебный подлог
Статья 292 УК РФ определяет служебный подлог как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Предметом рассматриваемого преступления является официальный документ, т.е. письменный акт, удостоверяющий с соблюдением принятой формы и реквизитов (дата, наименование органа, номер, печать или бланк, подпись составившего лица и др.) определенные юридические факты и в силу этого способный порождать определенные правовые последствия. В большинстве случаев официальным является документ, выданный (составленный) государственным органом или органом местного самоуправления.
Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий:
) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) — предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. При этом сам документ полностью соответствует предъявляемым требованиям и не подвергается каким-либо изменениям;
) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог) — предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть подчистка, пометка другим числом, вытравливание надписей и т.п.
Состав преступления является формальным, оно окончено в момент совершения одного из указанных выше действий. Фактического наступления общественно опасных последствий не требуется.
Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива. Виновный осознает, что, используя свое служебное положение, совершает подлог официального документа, и желает действовать таким образом. При этом он руководствуется корыстной или иной личной заинтересованностью.
Субъект преступления специальный — должностное лицо или государственный служащий, не являющийся должностным лицом, или служащий органа местного самоуправления, также не являющийся должностным лицом.
По способу совершения должностной подлог может быть материальным и интеллектуальным. Материальный подлог выражается в изменении содержания и вида документа: подделки, подчистки, приписки, вытравлении текста документа, переделке его реквизитов и т.п. Такой подлог оставляет невидимые, материальные следы и может быть установлен криминалистической экспертизой. Интеллектуальный подлог состоит в изготовлении документа ложного по содержанию, но правильного по форме, составленного на подлинном бланке соответствующего учреждения, скрепленного печатью учреждения и т.п. В этом случае подлог определяется путем доказывания ложности самих фактов или событий, о которых свидетельствует документ.
Служебный подлог нередко выступает в качестве способа совершения или сокрытия другого преступления. В частности, если для сокрытия, присвоения или растраты чужого имущества в официальных документах совершаются подлоги, то содеянное образует реальную совокупность двух преступлений и квалифицируется по ст.160 и 292 УК РФ. Если должностное лицо выдало частному лицу заведомо подложный документ для получения пенсии, пособия или других выплат, его действия следует квалифицировать по ст.159 и 292 УК РФ при условии, что оно имело цель обратить в свою пользу или в пользу других лиц все незаконно полученные средства или их часть.
Квалификация служебного подлога по совокупности преступлений, предусмотренных ст.285, 293 УК РФ, возможно при наличии реальной совокупности преступлений.
Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является конструктивным признаком другого преступления.
3.10 Халатность
Халатность, как сказано в ч.1 ст.293 УК РФ — это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Халатность (ст. 293 УК).
Халатность является единственным должностным преступлением, совершаемым по неосторожности. Уголовный закон определяет это преступление как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.
Объективная сторона халатности образована тремя признаками: 1) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; 2) общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба; 3) причинной связью между деянием и последствиями.
Состав преступления материальный, оно окончено в момент наступления общественно опасных последствий. Если же должностное лицо и не выполняло возложенных на него обязанностей, но последствия не наступили в силу разных причин, состава рассматриваемого преступления не имеется.
Субъективная сторона халатности выражается в обоих видах неосторожности.
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
В ч. 2 ст. 293 УК сформулирован квалифицированный состав халатности, который имеет место при неосторожном причинении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть человека.
В ч. 3 ст. 293 УК предусмотрен особо квалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинением смерти.
Для привлечения к уголовной ответственности по ст.293 УК РФ необходимо установить, что в результате халатности наступили преступные последствия. И хотя законодатель в с.285, 286 и 293 УК РФ сформулировал их одинаково, содержание существенного нарушения соответствующих прав и интересов в умышленном и неосторожном преступлениях различно. В первую очередь это относится к размеру имущественного ущерба. При халатности он должен быть значительно больше. Ущерб при халатности может быть как нематериальным, так и материальным.
Существенным считается также нарушение работы предприятия, организации, учреждения.
Квалифицированный вид халатности образует неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. По ч.2 ст.293 УК РФ следует квалифицировать, например, неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем туристической группы обязанностей по организации и безопасному проведению туристического похода или путешествия, если это привело к гибели человека.
Характеристика иных тяжких последствий в каждом конкретном случае подлежит тщательному установлению.
Таким образом, должностное преступление — это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.
Заключение
Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных и общественных учреждений, предприятий, независимо от их форм собственности.
Вывод по субъектам должностных преступлений можно сделать такой: Общественно опасное действие или бездействие в должностном преступлении должно находиться либо в непосредственной деятельности со служебной компенсацией должностного лица, либо выполняемых или определенных функций в сфере служебной деятельности, либо совершаться хотя и вне служебной деятельности, но с использованием и исключительно благодаря служебному положению.
Субъективная сторона данных составов как указано в законе, выражается только в умышленном совершении преступления.
В правильной юридической оценке совершенного преступления (квалификации) заинтересованы, как правило, все участники уголовного процесса. Преступник (если он раскаялся в совершении преступления и ожидает справедливого наказания); жертва преступления (потерпевший), требующий воздаяния причиненного вреда по закону, адвокат защищающий интересы обвиняемого или потерпевшего; судья, постановляющий обоснованный приговор; прокурор, призванный обеспечить соблюдение законности.
Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных органов и общественных организаций, предприятий и учреждений не зависимо от их форм собственности. Наиболее опасные посягательства из такого рода считаются должностные преступления.
Прежде всего, на тенденцию роста преступления влияют многие причины и условия. Наиболее важнейшими из них являются несовершенная правовая база, неблагоприятная политическая и экономическая обстановка и ситуация в России приводят к тому, что различного уровня должностные лица государственного аппарата, которые признаны стоять на страже и соблюдения закона — сами нарушают законодательство и совершают различные преступления связанные с занимаемой ими должности или служебным положением. Даже самые незначительные противозаконные деяния должностных лиц порождают нежелательные последствия, например, хотя это и стало самым распространенным последствием, неверие народа в государственную власть и других государственных организаций.
Наше законодательство должно пройти еще долгий путь до своего совершенства.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prisvoenie-polnomochiy-doljnostnogo-litsa/
Нормативно-правовые акты:
.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (с последними поправками от 30 декабря 2008 №7 ФКЗ).
.Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 №63- ФЗ (с последними изменениями и дополнениями на 20 апреля 2013 года).
.Комментарий к Уголовному РФ. М.: «Норма» 2011 г.
.Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79 — ФЗ (с последними изменениями от 14 февраля 2010).
.Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ. ст. 14
.Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в действующей редакции от 01.09.2013)
7.Федеральный закон РФ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» ст.17. от 8.05.1994 г. № 3-ФЗ//СЗ РФ 1994. №2 ст.74.
8.Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 32.
.Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 2001 года.
10.Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР (РФ) по уголовным делам. — М.: Спарк, 1996 г. ст.354.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prisvoenie-polnomochiy-doljnostnogo-litsa/
.Кан Шухуа. Изд. Пекинского университета. 2000 г. с.248.
.Галахова. А.В. Должностные преступления. М., 1998 г. с.238.
.Долгих Д.Г., Регулирование уголовной ответственности за служебные преступления: исторический анализ Российского законодательства. // История государства и права. — 2009. — №1.
.Дуюнов В.К., Уголовное право России. Общая и особенная часть. — М.: «Риор», 2009.
.Иногамова-Хегай Л., Черебедов С., Квалификация преступлений, совершенных с использованием служебного положения. // Уголовное право. — 2008. — №4.
.Макаров С.Д., Квалификация взяточничества и коммерческого подкупа по объективным признакам. // Уголовный процесс. — 2008. — №9
.Сверчков В.В. Уголовное право. Особенная часть. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.