Принцип разделения властей

Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти на «ветви» не лишает ее главного качества: целостности и единства.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма — законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Цели такой системы построения власти:

1) создать гарантии от ее произвола, сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;

2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;

3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничена и контролируется другой, уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, препятствующих узурпации власти, ее монополизации.

Актуальность выбранного аргумента обусловлена ​​недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти.

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.

В данной работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление;

  • выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России.

Структура курсовой работы следующая: введение, три главы, заключение и библиография.

При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как «Конституционное право» под редакцией С. Баламезова, Баглая М.В. и др., а также статьи таких журналов как «Государство и право», «Политические исследования».

Глава 1. Содержание принципа разделения властей

Разделение властей — один из важнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и ее использования в ущерб общественным интересам. Принцип разделения властей сегодня является одним из основополагающих конституционных принципов всех демократических государств, который представляет собой систему конституционных и правовых норм, регулирующих разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

2 стр., 816 слов

Преступления против государственной власти, интересов государственной ...

... характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включена в разд. X "Преступления против государственной власти" УК ...

Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества — целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделения властей являются формами структурирования государственной власти согласно рассмотренному принципу разделения властей.

В юридической науке термин «разделение» применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма — как «разделение власти».

По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под «разграничением властей» понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность «разделения властей» состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. В кандидате отмечается, что закрепление принципа разделения властей как основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только независимость и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимную умеренность и взаимный контроль. В настоящее время Конституция Российской Федерации предусматривает механизмы взаимного контроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что такой контроль равнозначен и эквивалентен.

Принцип разделения властей в его современной интерпретации содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. Как и прежде, он направлен на недопущение абсолютизации одной из властей, установления авторитарного правления в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Одна из потребностей нашего времени — устранение институциональных несоответствий, которые отражают путаницу и переплетение функций различных ветвей власти.

29 стр., 14275 слов

Принцип разделения властей в Российском Государстве

... Федерации» и судебной власти – в гл. 7 «Судебная власть». Основная задача обеспечения взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента. Именно поэтому главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует гл. 4 «Президент Российской Федерации»[1]. Разделение властей на законодательную, ...

В то же время ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другого правительства, не говоря уже о слиянии с другим правительством. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.

Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня имеют решающее значение для построения правового государства в России.

Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства — на практическую реализацию законов; судебный орган — на улаживание споров и конфликтов. Вынужденное вторжение одной из ветвей власти в зону деятельности другой может привести к смешению функций и, как следствие, к ослаблению авторитета власти в целом.

Есть и другие подходы к оценке способов разграничения функций власти. Болгарский исследователь С. Баламезов считает, что власти не обязательно уравнивать друг друга, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону. Это обеспечивает трансформацию принципа разделения властей в важнейший элемент верховенства закона. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из политических соображений, сколько из-за медленного развития законодательного процесса.

Российские эксперты также по-разному оценивают важность каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль властей субъектов РФ, третьи считают исполнительную власть «центром притяжения» всей государственной машины.

Российская Федерация — наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Установление президентства вносит дополнительные сложности в истинную политику разделения властей, поскольку фактически значительная часть полномочий ветвей власти сосредоточена в руках президента как главы государства. Следовательно, почва создается дисбалансом сил, который приводит не к их взаимодействию на основе взаимодополняемости, а к прояснению сфер влияния.

Большинство российских ученых склоняются к тому, что президент РФ не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. В то же время существуют разные взгляды на место и характер президентской власти в России.

Так, О.Е. Кутафин считает, что сегодня разделение властей в России «характеризуется почти повсеместным доминированием исполнительной власти, помимо президентской, которая стоит над всеми остальными властями». Близкую по смыслу позицию, которую разделяем и мы, занимает Ю.И. Скуратова, утверждающего, что «институт президентства в России сочетает в себе характеристики президентской и полупрезидентской республики». Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснова, который заявляет, что «мы наблюдаем формирование другой ветви власти — президентской». Однако такая позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов «глава государства», «президент» вовсе не означает появление четвертой ветви власти.

13 стр., 6027 слов

Конституционное право России : Принятие Российской Конституции 1993г

... апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента. Работа Конституционного совещания 12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», ...

Предусмотренный Конституцией РФ механизм разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями очень сложен. У президента очень большой арсенал средств воздействия на законодательную и исполнительную власть. Президент — не просто арбитр, который со стороны наблюдает за правилами политической игры своих участников. Он сам участвует в этой политической игре, которая может повлиять только на работу властей.

В России, как и в большинстве стран мира, отсутствует парламентская ответственность главы государства. Это означает, что парламент не может заставить президента уйти в отставку, отказавшись одобрить его политику или предлагаемые решения. Но это отнюдь не означает, что глава государства освобождается от выполнения предписаний Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо американской практикой, называют импичментом.

Поэтому, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, закреплен в конституции и так или иначе применяется при построении и функционировании государственных институтов.

Глава 2. Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти независимы.»

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст.3).

Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Органы государственной власти Российской Федерации основывают свою деятельность на принципах, лежащих в основе конституционного строя России. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения незаконной узурпации власти и нарушения прав и свобод установлен принцип разделения властей.

В Российской Федерации законодательной властью и представительным органом является Федеральное Собрание. Исполнительной

властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляется судами, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Кажется, что у всех ветвей власти есть свои представители, а президент России как бы находится вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

8 стр., 3823 слов

Правотворческие полномочия Президента Российской Федерации. Формы ...

... государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений. Одной из важнейших групп полномочий Президента Российской Федерации являются правотворческие полномочия. В данную группу входят не только собственно полномочия по ...

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации как внутри страны, так и в международной жизни. На него возложено выполнение задач, связанных с обеспечением соблюдения Конституции, прав и свобод, защиты суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Это осуществляется всеми ветвями власти, каждая из которых действует в пределах своей юрисдикции и по-своему. Президент должен обеспечить согласованность и слаженность действий всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении высшего представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом президент РФ наделен очень значительными полномочиями. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Поэтому президент России может очень активно влиять на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. При этом законодательные акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент Российской Федерации наделен довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров,

принимает решение об отставки правительства. Чтобы ограничить влияние президента на правительство, были введены некоторые меры контроля.

Во-первых, председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной Думы. Однако, если Государственная Дума трижды отклоняет кандидатуру Председателя Правительства, Президент имеет право назначить его сам и одновременно распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Осуществление этой власти, очевидно, создает особую чрезвычайную ситуацию, которая, однако, не может привести к установлению единого президентского правления. Конституция не допускает этого.

Следовательно, в случае роспуска Государственной Думы необходимо назначить новые выборы таким образом, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новую сессию в течение четырех месяцев после роспуска. Это означает, что период, в течение которого парламентский контроль над правительством может отсутствовать, ограничен. Поскольку согласно Конституции, Государственная Дума может выражать недоверие правительству, исход выборов предопределяет судьбу правительства. правда, сам президент может не согласиться с Госдумой и не отправить, выразив ей недоверие, в отставку. Чтобы решение о вотуме недоверия возымело действие, оно должно быть подтверждено Государственной Думой через три месяца. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить

4 стр., 1609 слов

Роль и место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации

... России, наоборот, изъятие некоторых несвойственных прокуратуре функций сделает её положение действительно конституционным. В данной дипломной работе будет рассмотрено роль и место прокуратуры в структуре государственных органов Российской Федерации её взаимоотношения со всеми ветвями государственной власти. Не возможность определения прокуратуры ...

палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

Предусмотренный Конституцией РФ механизм разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями очень сложен. Президент — арбитр в споре между властями — может, по крайней мере теоретически, управлять страной в течение нескольких месяцев через правительство, которое не пользуется поддержкой Государственной Думы. После выборов президенту придется как-то разобраться с результатами выборов. Однако следует признать, что у главы государства есть большие возможности влиять на законодательную и исполнительную ветви власти. Он не только арбитр, курирующий все ветви власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах — чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.).

Формирует Совет безопасности и администрацию президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, полномочия президента. Президент Российской Федерации высшее командование Вооруженных сил.

В России нет парламентской ответственности главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования

предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает

противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент).

Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. По Конституции РФ 1993 г. отрешение от должности Президента становится практически невозможным.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции (ст.94 Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации.

18 стр., 8758 слов

Органы исполнительной власти Российской Федерации

... функция); информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность. Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия. 2.Понятие и виды органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен ...

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11).

Важная гарантия, закрепленная в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношения к другим органам государственной власти.

Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, это гарантирует законодательной власти право принимать или не принимать любые законы без чьих-либо указаний.

Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти, оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. В своей деятельности Федеральное Собрание руководствуется только требованиями Конституции РФ.

Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой Финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами». При этом они не умаляют независимого положения Федерального “Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, оказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

13 стр., 6025 слов

Исполнительная власть в системе государственного управления

... органов исполнительной власти и понятия исполнительной власти Республики Беларусь, и на основе работ и мнений ученых предоставлю наиболее приемлемые и исчерпывающие классификации органов исполнительной власти и понятие исполнительной власти Республики Беларусь. 1. Исполнительная власть: понятие и функции 1.1 Исполнительная власть и государственное управление Если понимать государственную власть ...

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полу-года свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых

нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

Глава 3. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России

Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.

3 стр., 1047 слов

Символика пожарной охраны России и зарубежных стран

... добровольного пожарного общества левая ветвь венка состоит из лавровых листьев, правая — из дубовых листьев. Для выделения начальствующего состава и повышения дисциплины среди подчиненных, руководящему составу пожарной охраны ... странах изображение топора принято вводить в эмблемы пожарной охраны или в знаки отличия за ликвидацию пожаров. Но в этих случаях топор дается в сочетании с пожарной каской и ...

Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, что ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России — правовое закрепление принципа разделения властей.

Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной.

В президентской республике России при «жестком» разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов явно не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Кроме того, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Казалось бы, в данных сложных, кризисных условиях при наличии очевидного отсутствия конкретных полномочий, прописанных законодательно, ветви власти должны сплотиться для поиска механизмов решения общих проблем. Но в России каждая из них старается стать автономной, независимой, что может привести к неуправляемости страной.

В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной власти, ее месте и роли в системе властей говорят и пишут мало.

Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. В то же время заметно стремление ряда авторов описать власть средств массовой информации и криминалитета в качестве нарождающихся, реальных «четвертой» и «пятой» ветвей государственной власти. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти.

В настоящее время процесс взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен еще и потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.

Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России.

Отсутствие опыта демократизации управления и руководства при постановке цели либерализации демократического процесса привело к децентрализации власти, усилению региональных властей и «приватизации» государства административным аппаратом. Реформы сверху были очень слабо поддержаны народом. Поэтому социальная база реформ, в отличие от многих постсоциалистических обществ, была не просто размытой, но индифферентной по отношению к кардинальным преобразованиям. Ветви государственной власти объективно получили шанс экспериментирования без опаски контроля со стороны народа.

В отличие от стран Восточной Европы, в России не оказалось в наличии политических институтов, способных мобилизовать социальную базу поддержки реформаторского курса верхов. При наличии объективных условий и субъективной поддержки реформ страны Восточной Европы сделали довольно значительный шаг в сторону единства ветвей государственной власти, эффективности каждой из них. В этих странах действенно заработал общественный договор между властью и народом, чего в России не случилось.

С началом реформ в России возникла проблема разделения и перераспределения власти. Причем ее надо было решать параллельно с другими задачами демократических преобразований, что не могло не сказаться на характере и механизме преобразовательного процесса. Впервые закрепленный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позднее в Конституции принцип разделения властей не мог заработать в силу отсутствия правовой базы.

Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Институт президентства для России новый и он не может сложиться быстро. Для его успешного функционирования необходимо четкое разделение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность, опора на влиятельную организацию и парламентскую фракцию. Ни одно из этих условий в России не выполняется. В результате Президент вынужден порой поступаться принципами, подменять указами правотворческую деятельность парламента, вступать в конфронтацию с ним. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

В условиях федеративного государства очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы властного взаимодействия.

Взаимодействие ветвей российской государственной власти, как правило, ограничивается взаимовлиянием законодательной и исполнительной федеральных властей, а также взаимодействием федеральных органов государственной власти с региональными (органами государственной власти субъектов Федерации).

Механизмы этого взаимодействия, однако, не отрегулированы, правовое обеспечение не отлажено. Отсюда — низкая эффективность властей.

Представляется, что в современных условиях, сложившихся в российском обществе, принцип разделения властей нуждается в некоторой модификации. Государственную власть следует разделить не на три, как ныне, а на четыре ветви: законодательную, исполнительную, судебную и надзорную.

С этой целью законодательная власть должна остаться такой, какая она есть в настоящее время.

Исполнительная и судебная, в принципе, тоже должны оставаться с функциями, выполняемыми ими ныне.

Надзорная власть должна быть образована следующим образом:

Во-первых, следует существующий ныне Конституционный Суд Российской Федерации преобразовать в Федеральный Комитет конституционного надзора с наделением его правом рассматривать дела о конституционности любых нормативно-правовых и правоприменительных актах как по запросам уполномоченных на то субъектов, так и по собственной инициативе, и тем самым повысить его роль в охране Конституции Российской Федерации.

Во-вторых, вывести Прокуратуру из системы судебной власти, куда она, в силу своей основной функции — надзора за законностью — не совсем хорошо вписывается, и отнести ее к надзорной ветви власти. Но при этом ее надо одновременно вывести из того нелепого положения, в котором она находится: освободить от двух функций: следствие и поддержание обвинения в суде.

В-третьих, создать, наконец, Федеральный следственный комитет, в ведение которого сосредоточить следствие по всем видам преступлений. На его же органы следовало бы возложить утверждения обвинительных заключений и поддержания обвинения в суде при рассмотрении дел о преступлениях.

Эти меры, несомненно, сделают пристрастными органы Федерального следственного комитета, но зато освободят от ведомственных пристрастий органы Прокуратуры, повысят ее потенциальные возможности в осуществлении надзора за законностью, освободив ее от надзора за самой собой.

В-четвертых, создать Федеральную контрольно-ревизионную службу (или иной федеральный орган), переподчинив ей ведомственные контрольно-ревизионные службы с одновременным предоставлением ей права назначать должностных лиц этих служб и осуществлять их финансирование из своего фонда.

Представляется целесообразным, при выделении надзорной власти, назначение руководителей Федерального следственного комитета и федеральной контрольно-ревизионной службы отнести к компетенции Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Осуществление перечисленных мер, как представляется, способствовало бы повышению эффективности разделения властей, ответственности органов всех ветвей государственной власти и укреплению законности в деятельности всех субъектов права.

Заключение

Принцип разделения властей в его современной интерпретации содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. Как и прежде, он направлен на недопущение абсолютизации одной из властей, установления авторитарного правления в обществе.

В то же время ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другого правительства, не говоря уже о слиянии с другим правительством. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей.

В настоящее время процесс взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен еще и потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/printsip-razdeleniya-vlastey-i-ego-realizatsiya-v-konstitutsii-rf/

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями от 30.12.2008 // Российская газета, 2015. № 7.
  1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. — М., Инфра, 2014. — 351 с.
  2. Баламезов С. Конституционное право. Учебник для вузов. — М., 2016. — 432 с.
  3. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 2017. № 8.
  4. Керимов А.А. Президентская власть // Государство и право. 2016. № 5
  5. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М., 2015. — 376 с.
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. Ред. Л.А. Окуньков. — М., 2016. — 523 с.
  7. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под. Ред. Акад. Б.Н. Топорнина. — 470 с.
  8. Кутафин О.Е. Источники конституционного права. — М., 2016. — 432 с.
  9. Местное самоуправление и государственная власть: Монография / МарГУ. Йошкар-Ола, 2014.
  10. Михайлева Н.А. Конституционное право России. М., 2015. — 325 с.
  11. Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. — 2014. — №4. — с.51-54.
  12. Николаев А.В. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь. 2016. № 25. С. 12-22.
  13. Никоров Г.И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2015. № 3. С. 24-32.
  14. Органы государственной власти РФ: учебное пособие. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
  15. Политология. Энциклопедический словарь — М., 2016. — 542 с.
  16. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2016.
  17. Радченко В.И. Президент в Конституционном строе Российской Федерации. М. 2015. — 345 с.
  18. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2015. С. 302-303.
  19. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. 2-изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2015.
  20. Салищева Н., Абдуллаев Е.В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право, 2016. № 1. С. 21-29.
  21. Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной власти // Политические исследования. 2016. № 1.
  22. Тарасова О.Е. Принцип разделения властей и гражданское общество. Диалектика взаимосвязи (социально-философский аспект).

    — Красноярск: Красноярский государственный технический университет, 2014. — 452 с.

  23. Тусупов Е. Концепция разделения властей Ш. Монтескье / Е. Тусупов // Право и жизнь. 2015. № 34. С. 147 155.
  24. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2013. — 342 с.
  25. Чиркин. Основы государственной власти. — М.: Юристъ, 2016. — 432 с.