Объектом исследования является источник права в форме нормативного правового акта как наиболее распространённый и применяемый в российском праве. Предметом исследования данной курсовой работы является нормативный правовой акт – официальный документ, содержащий в себе обязательные правовые нормы. В ходе моего исследования использовались такие методы как: всеобщий философский (в форме диалектического материализма и принципа объективности), сравнительно – правовой, анализ, синтез, формально – логический, исторический и системный.
Структура данной работы определяется целью и задачами исследования и включает в себя введение, три вопроса, заключение и список использованной литературы.
1. Понятие и признаки нормативного правового акта.
Под нормативно правовым актом понимают акт правотворчества, принятый компетентными государственными органами, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ. Достоинства нормативно правового акта как источника права:
- Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность;
- Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность;
- Нормативные правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники.
4 стр., 1596 слов
Понятие и виды правовых актов
... теории права, а другие находятся в стадии разработки. Таким образом, тема исследования правовых актов является достаточно актуальной в настоящее время, так как нормативно-правовой акт влияет ... Так, в Конституции РФ в различных значениях употребляются термины «правовой акт», «нормативный правовой акт», «акт». В этой связи многие авторы к проблеме правовых актов проявляют повышенное внимание ...
Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм;
- Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
- Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются.
- Нормативно-правовой акт в силу своих четких требований, традиционно сложившихся правил изложения содержания считается лучшим способом оформления устоявшихся норм;
- что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права;
Таким образом, нормативный правовой акт имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками права.
Нормативные правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативные правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий. В числе нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативных правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. Например, согласно Конституции РФ высший представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты». Конституция определяет круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативные правовые акты. В соответствии со ст. 114 с Конституции РФ, российское правительство может издавать свои постановления.
Соотношение правовых норм и норм нравственности
... и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззр Социальные нормы ... нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Мораль и право – основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют и общие черты, и различаются, и ...
Правительство РФ разрешают вопросы, касающиеся федерального бюджета, единой финансовой, кредитной и денежной политики, проведения в РФ государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Согласно п. «ж» ст. 114 Конституции РФ правительство «осуществляет иные полномочия», возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Для того чтобы полностью рассмотреть сущность нормативно правового акта, необходимо уделить внимание отличию нормативно правового акта от иных разновидностей правового акта.
Термин «нормативно-правовой акт» следует отличать от термина «нормативный акт». Нормативный акт — более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания, например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений — все это виды нормативных актов. Нормативный правовой акт — это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.
Нормативные правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. Прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты. Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.).
Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Нормативные правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативные правовые акты адресованы широкому, точнее — неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.).
И, наконец, нормативными правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативные правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов
... завода, а значит их деятельность была неправомерно приостановлена. Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов. Состояние атмосферного воздуха непосредственно отражается на состоянии здоровья ... выявить такие средства и принять решение о запрете. Запрет на использование транспортных и иных передвижных средств, не соответствующих требованиям Закона, затрагивает ...
Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права. Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативные правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно статьям 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции Совет Федерации — верхняя палата российского парламента и Государственная Дума — его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.