Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Принцип осуществления правосудия только судом».
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Содержание методологического подхода к теме «Принцип осуществления правосудия только судом» в целом рассматривается в исследованиях, но в них не раскрываются узкие вопросы принципа.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые направлены на защиту законных прав и интересов граждан РФ.
Предметом исследования выступают нормы права, направленные на реализацию правосудия в РФ.
Цель курсовой работы — раскрыть принцип осуществления правосудия только судом.
Достижению поставленной цели были подчинены следующие основные задачи исследования:
- Провести анализ «Принципов правосудия»;
- Выявить основные характеристики «Принципа осуществления правосудия только судом»;
- Рассмотрение материалов судебной практики.
суд арбитражный правосудие подведомственность
Глава 1. Принципы арбитражного процессуального права
§ 1. Понятие и виды принципов арбитражного процессуального права
Выделение в структуре системы права помимо правовых норм таких элементов, как принципы права, предполагает и обоснование их функционального назначения. Принципы придают правовому комплексу стабильность, упорядоченность, предсказуемость его действия.
Принципы права выполняют две основные функции: структурирующую и организующую. Первая касается в основном обеспечения внутрисистемного единства и непротиворечивости правового комплекса, вторая выступает ориентиром в правореализации. Принципы права, являясь организующим началом всей системы права и его реализации, характеризуя содержание права, обеспечивая поддержание его внутренней формы (структуры), имеют в то же время определенные черты различия, в зависимости от того, проявляются ли они в материальной или процессуально-правовой сфере.
Специфика принципа как элемента теоретического знания в области любой отрасли права заключается в том, что он является по существу исходным положением теории. Именно из принципов теории дедуктивно выводятся другие ее положения, законы, следствия и т.д.
Принципы — это положения высшей степени обобщенности, они предельно абстрактны. Они позволяют глубже понять объективную действительность и являются наиболее устойчивыми элементами юридического знания.Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. Самара, 2005. С. 12.
Принципы участия граждан в осуществлении правосудия
... что требует его внедрения в систему принципов, закрепленных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Цель работы – изучить принципы участия граждан в осуществлении правосудия. 1. Сущность участия граждан в осуществлении правосудия Суть принципа участия граждан в отправлении правосудия заключается в привлечении граждан к разрешению по существу ...
Принцип права обладает характерным качеством пронизывать, связывать воедино нормы права, правовые институты, отрасли и систему права в целом. Принципы права отражают общие закономерности и тенденции развития общества, фокусируют внимание субъектов права на актуальных, существенных сторонах жизни общества. Одновременно принципы права выступают мерилом, критерием оценки как поведения субъектов, сообразованного с нормами права, выраженными в различных источниках (формах), так и самой системы законодательства — того, насколько она соответствует динамике развивающихся общественных отношений, выступая для нее своего рода основополагающими нормами. Кроме того, принципы права позволяют обеспечить действенность каналов межотраслевых связей в системе права.
Создание четкой системы принципов и непротиворечивость их со держания, устранение многозначности толкования влияет на эффективность юридической практики, особенно в тех случаях, когда возникают коллизии правовых норм или обнаруживаются пробелы в праве и правоприменители вынуждены опираться в своих решениях не на конкретные нормы, а на исходные начала — при этом право мерность их решений определяется правильным использованием принципов.
Фактически в содержание каждого из принципов включается и элемент защиты. В условиях демократического государства это предполагает возможность цивилизованного судебного и иного юрисдикционного способа разрешения конфликтной или неоднозначной ситуации. Это позволяет распространить действие отдельных материальных по своему содержанию правовых принципов и на процессуальные отрасли и институты права, для которых охранительная функция права наиболее существенная.
В этой связи следует выделить ряд положений, касающихся назначения принципов.
1. Принципы права должны представлять правовую константу и не должны существенно изменяться в угоду политическим приоритетам, сиюминутной целесообразности. Это фундаментальные и упорядочивающие основы правовой системы общества.
2. Принципы, будучи переходным элементом правовой системы между юридической и иными сферами общественных отношений, легализуют юридические установления, обеспечивают общественное восприятие права при отсутствии сложных юридических конструкций и наполняют его содержание нравственным и гуманистическим содержанием. Это своеобразное сочетание «писаного» и «неписаного» права.
3. Недопустимо состояние «беспринципности» в сфере действия права, т.е., полное отсутствие принципов, равно как и превращение их в своего рода «юридические химеры», а также осуществление правовой деятельности вопреки, в нарушение принципов (с научной точки зрения подобная практика приводит к деактуализации самой проблемы существования принципов в праве).
4. Принципы права представляют собой довольно устойчивую и в то же время динамическую, развивающуюся систему основных начал права. Вопрос .сколько у права исходных начал? предлагается оставить бесконечно открытым, насколько это позволяет само развитие права.
5. Принципы права являются результатом человеческой деятельности по созданию права в целом, одним из ее направлений. Их не следует считать имманентным свойством права. Они сами наполняются содержанием в соответствии с уровнем развития общества.
Международное воздушное право: принципы, конвенции, организации
... основные принципы играют роль критерия законности двусторонних норм. Рассмотрим основные принципы международного воздушного права. Принцип суверенитета ... б) порядок и условия коммерческой деятельности авиапредприятий; в) функции и компетенцию исполнительных авиатранспортных ... территорией. Принцип суверенитета над воздушным пространством является исходным при определении многих положений двусторонних ...
6. Принцип права — это условие, внутренняя норма, относящаяся ко всем субъектам юридической деятельности. Субъекты правотворчества ориентируются на принципы при создании норм права. Субъекты — правоприменители должны строго их соблюдать при властном осуществлении предписаний правовых норм и не оборачивать в свою пользу. Субъекты-адресаты права должны соотносить свою деятельность и деятельность других лиц с основными началами права.
7. Принципы должны стать основным функциональным элементом системы права с точки зрения взаимодействия государства с общественной средой. В этом смысле принципы выступают своего рода .каналами. общественно-политической связи.
8. Принцип права — это элемент государственной идеологии, выражающий определенный уровень развития правосознания, юридически концентрированное выражение общечеловеческих ценностей, воплощенных в праве.
Для каждой отрасли права характерно наличие целостного и довольно устойчивого комплекса принципов. Однако эта система является исторически изменчивой, зависящей от правовой политики и идеологии, позиции законодателя. Тем не менее идея права должна иметь единообразный характер во всей системе права, а не только в определенных отраслях. Целостный характер правовой сферы обеспечивается в том числе и единством системы принципов права, которые и приобретают особую роль в системе правовой регламентации общественных отношений.
Вывод о единстве системы принципов арбитражного процессуального права возможен путем использования метода индукции на основе анализа отдельных норм, институтов арбитражного процессуального права и соотношения их с другими отраслями системы права, в первую очередь с гражданским, гражданским процессуальным и конституционным правом.
При определении принципа следует исходить из того положения, что принцип является обязательным для участников правоотношений правилом поведения. Принцип не только выражен в правовых нормах, он сам есть своего рода норма. Точно так же, как и любую правовую норму, принципы нельзя нарушать. Более того, их следует соблюдать прежде всего и ими руководствоваться в юридической деятельности. Поэтому для субъекта нарушение принципов должно влечь такие же неблагоприятные правовые последствия, как и пренебрежение иными нормами права. Конечно, правоотношения не могут регулироваться правовыми идеями, поэтому и принципы права не должны оставаться лишь доктринальными декларациями. Реализация принципов права, так же как и способы их осуществления, возможна только в том порядке и тех формах, которые предписаны законом.
Выделяются следующие виды принципов права:
1) по масштабу действия: универсальные общеправовые принципы, межотраслевые принципы, отраслевые принципы, принципы отдельных институтов;
2) по внутреннему содержанию: частноправовые и публично-правовые;
— Все вышеперечисленные принципы находятся между собой во взаимосвязи, порой явно прослеживается генетическая (производная) связь, что свидетельствует об их функциональном единстве и иных факторах объективного порядка. Значение каждого из них обусловливается не только и не столько собственным содержанием, сколько единством функционирования всей системы права в целом, согласованностью форм и способов их реализации.
Принципы арбитражно-процессуального права: понятие и система
... идеи, пронизывающие все арбитражные процессуальные нормы и институты, определяющие такое построение арбитражного процесса, который обеспечивал бы вынесение законных и обоснованных решений. в Конституции РФ В принципах арбитражного процессуального права концентрируются взгляды законодателя ...
Форма закрепления принципов арбитражного процессуального права аналогична форме закрепления иных правовых принципов. Они могут быть выражены в виде конкретной нормы — нормы-принципа, могут быть растворенными в содержании процессуального права и выводиться из него путем логического и системного толкований. М.Г. Авдюков подчеркивал, что понятие правового принципа должно выводиться из всех элементов юридической надстройки и, следовательно, охватывать ведущие правовые взгляды, основные положения права и практику применения последних. Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. М., 1970. С. 9. Но в любом случае юридическая природа принципов такова, что они не отождествляются с конкретной правовой нормой, а связаны с более масштабным образованием: институтом, отраслью, подсистемой.
Принципы арбитражного процессуального права закреплены в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 31 декабря1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. и Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589., Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ), Арбитражном процессуальном кодексе РФ (АПК РФ).
Правовой принцип находит всегда конкретное закрепление в нормах права или он должен быть выведен из содержания норм действующего права.
Таким образом, принципы права — это основные положения, руководящие идеи, закрепленные нормами права, связанные между собой в определенную систему, которая определяется самостоятельностью отрасли права, выполняющие внутрисистемную организующую роль и являющиеся ориентиром при осуществлении предписаний правовых норм.
§ 2. Конституционные принципы арбитражного процессуального права
Раскрывая содержание принципов арбитражного процессуального права, необходимо отдельно оговорить их соотношение с конституционными принципами, касающимися основ федерализма, в частности с установленным в ст. 8 Конституции РФ принципом единства экономического пространства. Несмотря на общую цивилистическую направленность арбитражного процессуального права, очевидно, что далеко не все положения, которые касаются экономических общественных отношений, могут быть урегулированы частным правом. В экономике находят свое воплощение как частные индивидуальные и корпоративные интересы, так и интересы публичные. В этой связи конституционные принципы служат универсальным правовым средством, способным объединить различное содержание в единой форме: Основной закон Российской Федерации закрепляет не конкретную категорию принципов, а наиболее важные, основные начала, которые носят вне отраслевой характер, что подчеркивает также то — обстоятельство, что Конституция является источником права для любой отрасли.
Вместе с тем именно в Конституции РФ закреплены основополагающие идеи, заложенные в процессуальное право и служащие мерилом законности при осуществлении процессуальной юридической деятельности. При этом данная категория принципов в полной мере отражает как особенности цивилистического процесса — гражданского и арбитражного, так и публичного — уголовного, административного.
К конституционным принципам арбитражного процесса относятся.
1. Осуществление правосудия по гражданским делам только судом
(ст. 118 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов ...
... основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними. Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства. ...
2. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральным законам (ст. 120 Конституции РФ; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792. — ст. 9 Закона определяет гарантии независимости судей; ст. 8 ГПК РФ; ст. 5
АПК РФ).
3. Гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ — разбирательство во всех судах Российской Федерации открытое; ст. 10 ГПК РФ; ст. 11 АПК РФ).
4. Равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ; ст. 6 ГПК РФ — осуществление правосудия только судом и на началах равенства граждан перед законом и судом; ст. 7 АПК РФ).
5. Состязательность (ст. 123 Конституции РФ; ст. 12 ГПК РФ — осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон; ст. 9 АПК РФ);
6. Равноправие сторон (ст. 123 Конституции РФ; ст. 12 ГПК РФ; ст. 8 АПК РФ).
Конкретные принципы права весьма условно носят характер правовых универсалий, поскольку, если мы будем рассматривать их с позитивистских позиций, наполнение определенным содержанием основных начал, структурирующих систему права, во многом зависит от правовой политики конкретного государства. Кроме того, в различных правовых семьях современности сам набор и иерархия принципов права обусловлены специфическими особенностями сущности и содержания правовых традиций.
Принципы права не следует воспринимать как нечто безусловно стабильное. На самом деле в них нет закостенелости, и, более того, в условиях динамики общественной жизни такая сверх прочность представляется вредной. Принципы права подвержены трансформации в связи с изменением конкретно-исторических условий. Важными чертами принципов арбитражного процессуального права является то, что они являются историческими категориями, выработанными на протяжении длительного развития гражданского процесса и современного состояния теории и практики арбитражного процесса. В этом смысле они являются элементами человеческой культуры, ценностями идеологического порядка, таких как разделение властей, правовое государство, гражданское общество, равенство, независимость и диспозитивность субъектов гражданского общества. Конституционные принципы арбитражного процессуального права следует рассматривать именно через призму правовой политики в этой области.
Способ выражения принципов зависит от содержания нормативного акта, которым они фиксируются, и соответственно выделяется три вида статей: 1) содержащие наименование принципа; 2) содержащие краткое описание сущности принципа; 3) закрепляющие конкретное содержание правил. В последнем случае содержание принципа может быть раскрыто несколькими статьями, институтами.
Глава 2. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду
§ 1. Осуществление правосудия арбитражными судами
В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.
Понятие, сущность арбитражного процессуального права, предмет ...
... императивность и диспозитивность характеризуют метод арбитражного процессуального права. Система арбитражного процессуального права подразделяется на общую и особенную части и отражает содержание Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, административное процессуальное право – это система юридических норм, регулирующих деятельность арбитражного суда и других ...
Принцип осуществления правосудия только арбитражным судом можно и надо рассматривать в качестве отраслевого наряду с другими принципами арбитражного судопроизводства.
В теории и практике при исследовании принципа осуществления правосудия только арбитражным судом акцентируется внимание на субъекте, уполномоченном законом на осуществление правосудия по экономическим спорам, на разграничении компетенции арбитражного суда и органов исполнительной и представительной власти, арбитражного суда и других указанных в Конституции РФ судов по рассмотрению и разрешению экономических споров, а также на специфике процессуальной формы его деятельности Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. 4-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 101.. Такой традиционный в процессуальной науке подход к пониманию сущности и содержания рассматриваемого принципа, безусловно, весьма важен и имеет не только теоретическое, но большое практическое значение. Никакой другой юрисдикционный орган не вправе осуществлять правосудие по экономическим спорам, вместе с тем и арбитражный суд вправе заниматься этой деятельностью только по делам, отнесенным законом к его ведению.
Арбитражный суд самостоятельный орган государственной власти, занимающий особое место в судебной системе. Это единственный в Российской Федерации судебный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ отнесенные законом к его ведению экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.
Судьи арбитражного суда назначаются на должность в порядке, установленном ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 ФКЗ «О судебной системе». Только назначенные в установленном законом порядке судьи арбитражных судов могут от имени государства выносить решения по экономическим спорам и иным делам, отнесенным к исключительной компетенции арбитражного суда. Такие решения не вправе выносить ни судьи судов общей юрисдикции, ни судьи Конституционного Суда РФ.
Арбитражный суд имеет не только свою, отличную от других судов, систему (ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 23 25 ФКЗ «О судебной системе»), свои задачи (ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), но и свою процессуальную форму деятельности.
Правосудие это деятельность, осуществляемая жестко по правилам, установленным федеральным законом. Эти правила разрабатываются с учетом специфики деятельности каждого конкретного суда, действующего в рамках судебной системы федеральных судов Российской Федерации в конкретных условиях. Урегулированная законом специфика деятельности арбитражного суда и обеспечивает, прежде всего, надежные гарантии прав организаций и граждан на судебную защиту в арбитражном процессе.
При рассмотрении и разрешении гражданских споров ни один из юрисдикционных органов (ни Конституционный Суд РФ, ни суд общей юрисдикции, ни третейский суд, ни административные органы) не вправе использовать процессуальную форму защиты права, установленную законом для системы арбитражных судов.
Судебная система Российской Федерации. Суд как орган судебной власти
... Президиуму Верховного Суда РФ . Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их. 1. Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ...
Наличие у системы арбитражных судов своей процессуальной формы деятельности сейчас закреплено в ст. 2 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в которой говорится, что «порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами» (это правило воспроизводится в ч. 2 ст. 3 АПК).
И наконец, правосудие, осуществляемое системой арбитражных судов, имеет свой предмет деятельности экономические споры и иные, отнесенные законом к ведению арбитражного суда. Споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности компетенция арбитражного суда (из общего правила, конечно, могут быть и исключения).
Итак, если проблему содержания принципа осуществления правосудия только арбитражным судом рассматривать, используя традиционные подходы, то его будут раскрывать следующие взаимосвязанные положения Комментарий к АПК РФ// Под ред. Яковлева В.Ф., Юкова М.К. — М., 2005. С. 12.:
1) только арбитражные суды, созданные в предусмотренном законом порядке и с целью разрешения экономических споров, могут осуществлять правосудие;
2) только арбитражные суды вправе (и обязаны) осуществлять свою специфическую деятельность в арбитражной процессуальной форме в порядке, установленном нормами арбитражного процессуального права. Эта форма не может быть использована ни одним юрисдикционным органом при рассмотрении и разрешении дел;
3) только арбитражные суды могут осуществлять правосудие по экономическим и иным спорам, отнесенным федеральным законом к их ведению.
В ст. 2 АПК определены задачи арбитражного судопроизводства. Все они взаимосвязаны между собой. Задачи судопроизводства выполняются при рассмотрении и разрешении арбитражным судом в порядке, установленном законом, отнесенных к его ведению споров.
Основной задачей арбитражного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере.
Эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и реализуется во всех стадиях процесса, но главным образом в решении арбитражного суда первой инстанции. Именно в решении получают защиту нарушенные права сторон, третьих лиц с самостоятельными требованиями на предмет спора. При полном удовлетворении иска решением арбитражного суда защиту получают права истца, нарушенные или оспариваемые ответчиком. При отказе в иске права ответчика от неосновательных требований истца. В случае частичного удовлетворения иска в одной части защищаются права истца, в другой права ответчика.
Самостоятельным предметом защиты в арбитражном суде являются не только права, но и законные интересы. В частности, охраняемые законом интересы подлежат защите по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. По данным делам суд не разрешает споры о праве гражданском, не применяет, как правило, нормы материального права, а лишь подтверждает определенные факты, имеющие юридическое значение.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации: состав, структура, полномочия
... статус аналогичен статусу президиума федерального арбитражного суда округа. Судебные коллегии и судебные составы арбитражных судов субъектов Российской Федерации Так же, как и в федеральных арбитражных судах округов, в арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться: судебная коллегия ...
Арбитражный суд в каждом конкретном случае, помогая реализации прав и добиваясь выполнения обязанностей, вытекающих из правоотношения, содействует укреплению законности в Российской Федерации.
Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в арбитражном судопроизводстве осуществляется и путем отнесения судебных расходов на лиц, злоупотребляющих своими процессуальными правами.
§ 2. Система арбитражных судов РФ
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов Российской Федерации не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного суда, и для судов общей юрисдикции.
Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Арбитражное судопроизводство основывается на соблюдении установленных федеральными законами правил судопроизводства, содержащихся в АПК и других федеральных законах, в частности в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов Российской Федерации. Судебные постановления арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статус Судей арбитражных судов законодательно закреплен в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», а сама система арбитражных судов финансируется из федерального бюджета.
Систему арбитражных судов в РФ в настоящее время составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. В силу такого правового статуса Высший Арбитражный Суд РФ в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики; в соответствии с федеральным законом рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и споров, возникающих из административных правоотношений.
Доступность правосудия как европейский стандарт справедливого ...
... правосудии. В российском арбитражном процессуальном законодательстве доступность правосудия не обозначается как принцип правосудия. Вместе с тем, ст. 2 АПК РФ в числе задач судопроизводства в арбитражных судах называет обеспечение доступности правосудия ... не противоречат стандарту доступности правосудия, была подтверждена ЕСПЧ в деле «Коловангина против Российской Федерации». Заявительнице было ...
Однако, 6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон о поправке к Конституции РФ, в соответствии с которым будут объединены Верховный и Высший Арбитражный суды.
Отмечается, что «в целях совершенствования судебной системы РФ и укрепления ее единства предлагается сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом». В законопроекте говорится, что таким органом может стать Верховный суд.
«Высший арбитражный суд РФ как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, а также как орган, призванный осуществлять судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики, упраздняется», — утверждается в документе. Полномочия Высшего арбитражного суда предлагается передать в юрисдикцию Верховного суда.
«Для осуществления указанных процедур устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев», — отмечается в законопроекте. Статья: Верховный и Высший арбитражный суды объединят // Опубликовано на сайте «Российской Газеты» 7 октября 2013 г.
Федеральные арбитражные суды округов
В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта Федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Судьей арбитражного суда субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей.
При этом судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ в месячный срок со дня получения необходимых материалов в порядке, установленном федеральным законом.
Изложенные выше положения о принципе осуществления правосудия только арбитражным судом имеют значение и для правоприменительной практики и выражаются вовне чаще всего при решении вопросов о подведомственности споров конкретному суду судебной системы.
Понимание принципа осуществления правосудия только арбитражным судом (как и принципа осуществления правосудия только судом общей юрисдикции) стало традиционным. В основном именно таким образом он рассматривается и исследуется в литературе. Но такая характеристика принципа осуществления правосудия только арбитражным судом в настоящих условиях становится неполной, односторонней и не позволяет всесторонне изучить и понять его сущность.
Исследуя содержание этого принципа, нужно и необходимо раскрывать и вторую, «внутреннюю», его сторону, прямо связанную с реализацией организациями и гражданами права на судебную защиту и потому не менее значимую.
Право на осуществление правосудия закон закрепляет не только за каждым из указанных в ст. 4 ФКЗ «О судебной системе» судов, понимаемых здесь в качестве самостоятельных и сложных по составу систем, но и за каждым конкретным судом, составляющим эту систему, за каждой инстанцией того или иного суда, конкретным судьей, уполномоченными законом на рассмотрение возникшего спора. Рассмотрение и разрешение дела некомпетентными судом системы арбитражных судов, судебной инстанцией, судьей основание для отмены решения, определения, постановления. Приведем пример Постановление ВАС РФ от 27 ноября 2001 г. № 3788/01..
Дебесский лесхоз Управления лесами Удмуртской Республики обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к предпринимателю о взыскании неустойки за нарушение лесохозяйственных требований. Предприниматель предъявил встречный иск о взыскании убытков с лесхоза.
Арбитражный суд взыскал с предпринимателя в пользу Дебесского лесхоза неустойку; в удовлетворении встречного иска отказал.
Суд кассационной инстанции постановлением это решение оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ предлагается постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Президиум протест удовлетворил по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель обжаловал решение до вступления его в законную силу. Следовательно, данная апелляционная жалоба подлежала рассмотрению в порядке апелляционного производства.
Однако Арбитражный суд Удмуртской Республики направил апелляционную жалобу ответчика в суд кассационной инстанции Федеральный арбитражный суд Уральского округа, где она была принята к производству.
В силу арбитражного процессуального законодательства РФ обязанность кассационной инстанции в отличие от апелляционной инстанции, где дело рассматривается и разрешается по существу, состоит в проверке законности вынесенного по делу решения (постановления), т.е. апелляционная и кассационная инстанции обладают различной компетенцией по рассмотрению дела.
При таких обстоятельствах рассмотрение судом кассационной инстанции апелляционной жалобы существенно ограничило ответчика в реализации им права на апелляционное обжалование вынесенного судебного акта; фактически предприниматель был лишен возможности рассмотрения дела в апелляционной инстанции, т.е. повторного рассмотрения дела по существу.
Итак, закрепленный в законе принцип осуществления правосудия только арбитражным судом гораздо богаче по содержанию и характеризуется не только признаками (субъектом, объектом и спецификой процессуальной формы деятельности арбитражного суда и др.), позволяющими разграничить компетенцию арбитражного суда и органов исполнительной и представительной власти, арбитражного суда и других указанных в Конституции РФ судов, но и признаками, позволяющими определить компетентный на рассмотрение конкретного дела арбитражный суд, судебную инстанцию, судью «внутри» системы арбитражных судов и процессуальную форму рассмотрения дела «внутри» судебной системы.
Вторая, «внутренняя», сторона принципа осуществления правосудия только арбитражным судом в практическом отношении не менее значима и является надежной гарантией судебной защиты прав организаций и граждан в арбитражном процессе. В законодательстве и практике она проявляет себя через институт подсудности, правила, закрепляющие невозможность рассмотрения дела судебной инстанцией, созданной с нарушением федерального закона, недопустимость рассмотрения судьей нижестоящего суда дел, отнесенных к компетенции вышестоящего, недопустимость рассмотрения дела судьей (арбитражным заседателем), чьи полномочия истекли, через установленные в законе запреты на принятие решения судьями, которые не входили в состав суда, рассматривающего дело, и на подписание решения судьями, которые не указаны в решении.
Заключение
Понятие «принцип» означает основополагающее начало, правило поведения ( в переводе с латинского — основа, первооснова, первоначало. Как основа, первооснова, принципы арбитражного процесса в полной мере нацелены и служат для решения задач, стоящих перед арбитражным судопроизводством.
Система принципов арбитражного процесса не стабильна и динамично развивается. Например, Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации 1995 г. ввел такие отсутствующие в Арбитражно-процессуальном кодексе Российской Федерации 1992 г. принципы, как принцип осуществления правосудия арбитражным судом, принцип непосредственности, и принцип непрерывности, а Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. к ним добавил принцип законности, и более полно раскрыл принцип состязательности, в классическом его понимании. Однако, не смотря на постоянные дополнения в Арбитражно-процессуальном кодексе Российской Федерации, следует подчеркнуть определенную стабильность системы арбитражно-процессуальных принципов. Нововведенные принципы развивают и дополняют положения других. В иных случаях они являются гарантиями других.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/osuschestvlenie-pravosudiya-tolko-sudom/
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // КонсультантПлюс, 2014.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30 . (принят ГД ФС РФ 14.06.2002), (действующая редакция от 03.11.2013).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Постановление ВАС РФ от 27 ноября 2001 г. № 3788/01.
Литературные источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/osuschestvlenie-pravosudiya-tolko-sudom/
Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. Д.Х. Валеев и М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2010.
Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. 4-е изд., испр. и доп. М., 2000.
Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М.: Инфотропик Медиа. 2010.
Комментарий к АПК РФ// Под ред. Яковлева В.Ф., Юкова М.К. — М., 2005.
Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. Самара, 2005. С. 12.
Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. М., 1970. С. 9.
Статьи из периодических изданий:
Статья: Верховный и Высший арбитражный суды объединят // Опубликовано на сайте «Российской Газеты» 7 октября 2013 г.