Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная задача актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур — все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация — управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности, и занимается административное право.
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом.
В связи с этим в настоящей работе будет рассмотрено административное право в системе права России и его назначение.
С этой целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть административное право как отрасль российского права
раскрыть понятие административного права;
- определить предмет и методы административного права;
- изучить систему административного права;
- выявить назначение административного права;
- проанализировать взаимодействие административного права с другими отраслями российского права;
- показать значение принципов административного права;
— Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной админестрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государсвенного управления.
Предмет исследования — общественные отношения, регулируемые юридическими нормами.
Право собственности и иные вещные права, их значение для предпринимателя
... иные вещные права, их значение для предпринимателя. Предприниматель — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. В современном значении предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность. В свою очередь, предпринимательская деятельность ...
При написании работы применялись следующие методы исследования: аналитический, логический и системный.
В работе использованы труды Бельского К.С., доктора юридических наук, профессора Российской академии правосудия; Хаманевой Н.Ю., доктора юридических наук, профессора; Бахраха Д.Н., заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора.
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти подпунктов, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматривается понятие административного права, предмет, система и методы правового регулирования административного права. Во второй главе рассматривается взаимодействие административного права с другими отраслями российского права, а также значение принципов административного права.
административный право юридический норма
1. Административное право как отрасль российского права, .1 Понятие административного права
Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.
Эта деятельность непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом. Отсюда, как в России, так и за рубежом, административное право нередко называют «правом исполнительной власти», «управленческим правом», «правом государственного управления».
В XIX в. оно называлось также «полицейским правом», поскольку под полицией понималось «внутреннее управление» государством. В качестве объекта этого управления рассматривалось «общественное благоустройство и благочиние» — внутренний порядок и безопасность страны, значительная часть экономики, финансы, торговля, общественная нравственность.
Решение основных задач исполнительной власти по непосредственной реализации целей и приоритетов государственного управления обществом возложено на государственную администрацию, которая представляет государство в повседневных отношениях с частными лицами.
Государственная администрация являет собой систему государственных органов (с их персоналом в лице государственных служащих), осуществляющих «администрирование», т.е. организаторскую, управленческую деятельность путем реализации закрепленных в правовых нормах функций и исполнительно-распорядительных полномочий <javascript:void(0);> .
Отсюда совокупность норм, регулирующая отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации, получила обозначение «административное право».
Государственная администрация уполномочена непосредственно устанавливать и поддерживать соответствующие отношения между государством и частными лицами в тех областях общественной жизни, в которых государственное вмешательство представляется важным и необходимым. Она представляет собой часть публичной администрации, в состав которой входит также администрация муниципальных образований. Отношения с участием муниципальной администрации касаются вопросов местного самоуправления и регулируются муниципальным правом.
По административному праву «Административно-правовые нормы»
... органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия. Нормам административного права присущи следующие характерные черты: обеспечение ...
Деятельность государственной администрации затрагивает интересы и ценности всего общества в противовес хотя и общественным, но в определенной степени корпоративным интересам партий, профсоюзов и иных общественных объединений. По целям своей деятельности она отличается также от администрации частных, коммерческих организаций, деятельность которой регулируется гражданским правом. Основная цель государственной администрации — удовлетворение общественных интересов. Выгоду от эффективного управления получает не сама государственная администрация, а государство, его граждане.
Государственная администрация призвана обеспечивать общественное благо. Ее представители не имеют права во взаимоотношениях с частными лицами выступать от своего лица, в своих непосредственных или косвенных интересах. Они должны действовать в интересах общества. Отсюда необходимы правовые нормы, обеспечивающие четкую компетенцию ее органов и служащих, действенность и законность принимаемых ею мер.
Административное право призвано обеспечить эффективность и правовую силу государственной администрации в процессе управления делами государства. Оно наделяет ее прерогативами государственной власти, которыми не располагают частные лица. Эти прерогативы придают отношениям, регулируемым административным правом, характер неравноправных отношений «власть-подчинение».
Не имея легитимных властных полномочий, государственная администрация вряд ли могла бы обеспечивать верховенство общественных интересов, принуждать к их соблюдению в случае конфликта с частными интересами, пренебрегающими общественным благом.
Однако властные прерогативы государственной администрации не беспредельны. Во имя подчинения общему благу они должны быть ограничены правом, устанавливающим рамки для свободы административных действий в отношении прав и законных интересов частных лиц.
Такие ограничения устанавливает административное право, определяя правовые процедуры осуществления исполнительной власти и гарантии прав и законных интересов частных лиц. Оно не позволяет государственной администрации при осуществлении властных прерогатив проявлять пристрастность и произвол, ограничивать законные рамки свободы действий, предоставленной частному лицу в сфере исполнительной власти.
Административное право, следовательно, выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях «исполнительная власть — частное лицо» и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. В его задачу входит обеспечить справедливый баланс интересов в повседневных отношениях «государство — частное лицо», в том числе в тех из них, которые приобретают конфликтную форму.
Государственная администрация осуществляет различные виды деятельности, в том числе не имеющие властного характера. Например, она может совершать сделки купли-продажи, сдавать в аренду или арендовать и т.д. В этом случае она выступает как обычный субъект частного права.
Особенности судебного порядка рассмотрения жалоб на действия ...
... причиненного действиями (бездействиями) органов власти. 1. Особенности судебного порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения должностных лиц и государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан . ... с вышеизложенным интерес будет представлять формирование позиции судов в отношении обязательности досудебного обжалования отдельных актов, например, производных от решения ...
Административное право регулирует только те отношения, в которые государственная администрация вступает в связи с реализацией исполнительной власти. Оно устанавливает определенные формы и процедуры реализации властной административной деятельности и способы защиты прав граждан от неправомерных действий государственной администрации.
Тем самым оно придает административной деятельности юридический характер. Это означает, что исполнительная власть облекается в правовую форму и осуществляется под эгидой закона, порождающего права и обязанности как для самой государственной администрации, так и для частных лиц.
Таким образом, административное право — это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.
В этом определении выделяются три основных аспекта, выражающих сущность административного права:
- o административное право — это отрасль публичного права, которое регулирует отношения неравноправных сторон и отличается от частного права, основанного на равноправии его субъектов. В публичном праве властный субъект может предписывать определенные варианты поведения другим его субъектам, требовать от них точного соблюдения предписаний правовых норм и применять к нарушителям меры юридической ответственности;
- o административное право устанавливает порядок формирования органов исполнительной власти, структуру, компетенцию этих органов, способы их взаимодействия между собой, формы и методы их функционирования, процедуры правоприменительной и правоохранительной деятельности и т.д.;
— o административное право определяет порядок отношений государственной администрации с частными лицами, их взаимные права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, способы защиты нарушенных прав и гарантии беспристрастного и справедливого осуществления исполнительной власти в процессе государственного управления.
Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административного произвола.
1.2 Предмет и методы административного права
Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения.
В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь наиболее принципиальные, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Предмет административного права имеет свою структуру, которая включает определенные составные части.
Среди них можно выделить:
общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления. Эти отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Внутриорганизационные отношения можно, в свою очередь, подразделить на внутрисистемные и внутриаппаратные.
Административно-правовые методы в осуществлении функций исполнительной ...
... и оказание других административных услуг физическим и юридическим лицам. Метод убеждения является основным методом в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций ... -правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех государственных и негосударственных структур общества и граждан. В этом отношении принят рад нормативно-правовых ...
Внутрисистемные отношения — это отношения, связанные с организацией и функционированием самой системы исполнительной власти. Они касаются формирования структур государственного управления, определения форм взаимодействия органов исполнительной власти, распределения полномочий, организации государственной службы и т.д. Внутрисистемные отношения в зависимости от положения их участников в системе органов исполнительной власти могут быть вертикальными (иерархическими) и горизонтальными.
Вертикальные отношения складываются:
- o между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например между вышестоящими и нижестоящими органами);
- o между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.
Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).
Внутриаппаратные отношения связаны с внутренней организацией и функционированием отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенции и т.д. Такого рода управленческие отношения возникают не только в органах исполнительной власти, но и при обеспечении деятельности институтов законодательной и судебной властей. Нормы административного права распространяют свое регулирующее воздействие на деятельность вспомогательных структур, обеспечивающих функционирование законодательных и судебных органов (Аппарат Государственной думы, Аппарат Верховного суда и т.д.).
Внешние отношения связаны с управленческим воздействием на субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти и не находящихся в их официальном, служебном подчинении.
Среди них можно выделить отношения:
- o между органами исполнительной власти и гражданами;
- o между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями;
- o между государственной администрацией и негосударственными (коммерческими) предприятиями и организациями, действующими в различных областях государственного регулирования.
Нормы административного права определяют правовой статус этих субъектов и пределы допустимого государственного вмешательства в их деятельность;
- в предмет административного права входят отношения, возникающие в связи с осуществлением контроля над деятельностью государственной администрации. Этот контроль может быть внутренним и внешним.
Внутренний (административный) контроль осуществляется органами самой государственной администрации. Для его проведения могут создаваться специализированные контрольные структуры (например, Контрольное управление администрации Президента РФ).
Административная власть в управлении
... административных органов. Административная власть - это управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного ... квалификации и ответственности всех государственных служащих. Органы административной власти наделены правом принимать решения по ...
Внешний контроль осуществляют законодательные и судебные органы, Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и т.д.;
— важнейшей составляющей предмета административного права является система отношений государственной администрации с частными лицами. Она устанавливает гарантии реализации прав, свобод и законных интересов частных лиц в сфере исполнительной власти.
Нормы административного права обеспечивают возможность обжаловать неправомерные действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации и защитить свои права как в административном, так и в судебном порядке;
- административное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством для предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, для пресечения противоправных деяний и возмещения ущерба, причиненного правонарушениями;
- предмет административного права включает отношения, возникающие в связи с правоприменительной оперативно-исполнительной деятельностью государственной администрации. Эти отношения отражают динамику государственного управления и связаны с разрешением индивидуальных конкретных дел, не носящих спорного (конфликтного) характера. Они регулируются административно-процедурными нормами (отношения по лицензированию, регистрации и т.д.);
— в предмет административного права входят отношения в связи с осуществлением административными органами юрисдикционной функции. Этой функцией они наделяются для разрешения правовых конфликтов в сфере исполнительной власти, которые могут иметь форму административных правонарушений или административных споров.
Предмет административного права включает процессуальную деятельность этих органов, а также охватывает деятельность судов по разрешению административных конфликтов. Разбирательство административных дел, отнесенных к ведению суда, осуществляется в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Кроме того в рамках становления в России административной юстиции предполагается принятие закона об административных судах и Кодекса административного судопроизводства, регулирующего порядок разрешения административных споров. Создание административных судов и административно-процессуального законодательства повысит эффективность защиты прав граждан в их отношениях с государственной администрацией.
Категория «предмет административного права» характеризует сферу правового регулирования, а понятие «метод административного права» раскрывает средства этого регулирования. Оно обозначает способы воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений.
Среди таких методов можно выделить:
- o метод властных предписаний или императивный метод, предполагающий неукоснительное выполнение требований, приказов, команд, запретов органов и должностных лиц государственной администрации. В соответствии с императивным методом отношения строятся на подчинении одного их участника воле другого. Эти отношения характеризуются юридическим неравенством сторон: одна из них в лице органов исполнительной власти наделена государственно-властными распорядительными полномочиями по отношению к другой. Юридическое неравенство обусловлено не только подчиненным положением одной из сторон, но и различием их задач, целей, ролей. Органы исполнительной власти в интересах общего блага вправе принимать юридически обязательные решения, контролировать их исполнение и в предусмотренных законом случаях применять административное принуждение. Состояние юридического неравенства сторон в регулятивных правоотношениях при осуществлении властных полномочий не исключает, а предполагает их юридическое равенство перед законом и судом в охранительных правоотношениях;
- o метод рекомендаций предполагает, что рекомендации субъекта исполнительной власти приобретают правовую силу при условии их принятия другим участником административно-правовых отношений. Рекомендации могут высказываться в ходе консультаций по решению тех или иных управленческих проблем либо в актах, издаваемых органами государственной администрации. Они носят характер наставлений, советов другой стороне по поводу того, как ей поступить, какой вариант поведения выбрать в определенной ситуации;
- o метод согласования или координации используется, как правило, в отношениях между субъектами, не находящимися в прямом подчинении. Координация осуществляется обычно на основе правовых актов, которые устанавливают ее цели, участников, пределы и т.д. Координационные функции могут возлагаться на специально созданные для этой цели правительственные и межведомственные органы (комиссии).
13 стр., 6025 слов
Исполнительная власть в системе государственного управления
... органов исполнительной власти и понятия исполнительной власти Республики Беларусь, и на основе работ и мнений ученых предоставлю наиболее приемлемые и исчерпывающие классификации органов исполнительной власти и понятие исполнительной власти Республики Беларусь. 1. Исполнительная власть: понятие и функции 1.1 Исполнительная власть и государственное управление Если понимать государственную власть ...
Правовыми формами координации являются: принятие совместных нормативно-правовых актов, издание органом-координатором правовых актов, определяющих права и обязанности координируемых субъектов;
- визирование проектов документов, составление планов совместных мероприятий и т.д.;
— o метод административного арбитража используется для устранения разногласий между органами исполнительной власти, возникающих в процессе государственного управления. Правительство РФ, в пределах своих полномочий, разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ. В этих целях могут создаваться согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
В административном праве, как и в других отраслях права, используют три основных средства правового регулирования:
- o предписания, т.е. возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
- o запреты, т.е. возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренные правовой нормой;
- o дозволения, т.е.
юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Для административного права наиболее характерны прямые средства регулирования — предписания и запреты. Их преобладание обусловлено тем, что ядром административно-правовых отношений являются отношения власти-подчинения.
Административное право, административный процесс, участники административного ...
... случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей. Вопрос об участниках административного процесса является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, ...
В них одной стороне предоставлен определенный объем властных полномочий по отношению к другой стороне. Эти полномочия реализуются, прежде всего, путем предписания определенного порядка действий либо запрещения определенных действий под угрозой применения соответствующих санкций.
Метод дозволения предоставляет субъектам административного права возможность выбирать один из вариантов должного поведения либо действовать по своему усмотрению в рамках правовой нормы. Наглядно предмет и методы административного права представлены в Приложении А.
1.3 Система административного права
Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой. Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей. Правовые нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.
Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.
Отрасль — главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.
Подотрасль — упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.
Институт права — обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.
Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.
Общая часть включает в себя институты:
- устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;
- регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
- обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;
- регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть включает институты, регулирующие:
- обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;
- организационно-хозяйственную деятельность;
- социально-культурную деятельность;
- деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
Традиционное построение системы административного права сохраняется во всех опубликованных учебниках, книгах и статьях по административному праву. Устойчивость общей части административного права можно объяснить преемственностью его основных элементов и средств воздействия.
Необходимо различать систему административного права и систему административно-процессуального законодательства. В основном они совпадают — по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов.
Формы и методы реализации исполнительной власти в процессе государственного ...
... соотношения исполнительной власти с государственным управлением, роль исполнительной власти в процессе государственного управления. «Конституционное право». Дало общую характеристику органов исполнительной власти, их классификацию и роль в процессе государственного управления. «Теория государственного управления». Прорабатывались, собственно, формы и методы реализации исполнительной власти. ...
Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства.
Отрасль административного права можно разделить
а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);
- б) органы исполнительной власти;
- в) государственная служба;
- г) административно-правовые режимы;
- д) административный процесс, законность в управлении;
- е) организация государственного управления в сферах и отраслях.
К подотраслям административного законодательства можно отнести:
- а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более подробные классификации их органов;
- б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;
- в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;
- г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.
д) «Обеспечение эффективной деятельности государственного аппарата» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п. Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);
- е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».
Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает. В рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство также делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты. Членение отрасли на подотрасли, институты, подинституты, акты, нормы отражает их связь и внутреннюю соподчиненность.
2. Назначение административного права, .1 Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права
Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.
Административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.
Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие:
- а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов);
- б) существенное возрастание роли региональных регуляторов;