Коррупция в органах государственной власти

Актуальность выбранной для работы темы обусловлена тем, что проблемы борьбы с коррупцией в последнее время привлекают к себе пристальное внимание, являясь острейшими и крайне актуальными обсуждаемыми вопросами нашего общества, высокий уровень коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации так же является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества.

На сегодняшний день в Российской Федерации происходит становление института государственной службы и, одновременно, разрабатывается законодательство, направленное на борьбу с коррупцией. В современной научной литературе существует большое число определений термина «коррупция». Она рассматривается с разных сторон: с социальной, с политической, с правовой. Некоторые ученые считают, что коррупцию необходимо рассматривать не в виде конкретного состава преступления или административного правонарушения, а в виде совокупности схожих по сути деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений властью.

Сегодня Россия, к сожалению, не в состоянии обеспечить необходимую политическую безопасность и экономическую устойчивость страны, посредством создания системы противодействия коррупции и принятия разных профилактических, предупредительных и карательных мер. А ведь и правда, что феномен коррупции в общественной и государственной жизни имеет критическую степень социальной опасности в сравнении со всеми иными схожими составляющими общественной жизни.

Государственная коррупция начинается тогда, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И в тех местах, где степень данного вмешательства растет, уровень коррумпированности выше. Но до того как начинать приступать к уничтожению коррупции, необходимо побеспокоиться о том, чтобы свести к минимуму порождающие ее социально-экономические условия. Принципиально сознавать, что борьба с коррупцией не есть лишь борьба с ее проявлениями. Подобная борьба всегда сопряжена с урегулированием всех элементов жизни общества и страны.

Бессмысленно сражаться с коррупцией силами самих коррупционеров. Необходимо сначала создать подходящую для этой борьбы политическую среду, которая должна подразумевать наличие оппозиции, реальной свободы слова и прозрачность власти. Три данных условия, без которых любая борьба будет являться просто видимостью. Так же, важными условиями являются: создание условий для формирования гражданского общества; повышение образовательного уровня населения, в том числе и в плане правовой грамотности, четкое законодательное определение функций государства и отдельных чиновников; сокращение сфер, в которых принятие решений зависит от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства.

4 стр., 1854 слов

Коррупция в России

... медленнее, чем в остальных трех странах БРИК, где уровень коррупции оценивается намного ниже. Борьба с коррупцией в России Указ президента РФ Бориса Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», ... Такая ситуация крайне опасна как для государства, так и для общества. В сущности, в современной России отсутствует какая-либо политическая конкуренция, поскольку оппозиция (системная и ...

Д.А. Медведев, будучи Президентом РФ, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул необходимость проведения более эффективной антикоррупционной политики с применением новых методов и приемов. Также, отметил что «деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство».

Объектом исследования данной курсовой работы является антикоррупционная политика Российской Федерации. Предметом исследования в работе являются особенности и механизмы борьбы с коррупцией в органах государственной гражданской службы.

Целью исследования является рассмотрение антикоррупционной политики государства и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:

  • определить понятие коррупции, рассмотреть ее виды и функции;
  • изучить опыт противодействия различных коррупции государств;
  • рассмотреть основные механизмы противодействия коррупции в Российской Федерации.

Условиями достижения поставленной в работе цели являются следующие научные методы: анализ, аналогия, измерение, сравнение.

Данная работа начинается с рассмотрения различных понятий коррупции, дается ее классификация, рассматриваются функции данного социального явления. Анализируется теоретическая база, необходимая для более глубокого изучения объекта исследования.

Во второй главе изучается опыт противодействия коррупции ряда зарубежных стран и его сравнение с российским опытом противодействия коррупции. Подобным способом, изучается антикоррупционная политика государств с целью выявления наиболее эффективных методов борьбы с коррупцией.

В третьей главе определяется основное направление антикоррупционной политики Российской Федерации и рассматриваются наиболее перспективные направления борьбы с коррупцией.

1 Коррупция: понятие, виды и функции

1.1 Понятие и виды коррупции

В римском праве термин «corrumpere» объяснялся, как разрушать, ломать, подкупать, повреждать и означал незаконные действия в судебной практике. Этот термин появился от сложения латинских слов «correi» — означающего несколько участников одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» — ломать, повреждать, отменять. В итоге образовалось самостоятельное определение, которое предполагало участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В литературе научной, учебной и общественно-публицистической существует много определений термина «коррупция». В толковом словаре русского языка он характеризуется как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» Лукашук, И.И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией [Текст]/ — М.: Логос, 2001 — с. 24.. Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

5 стр., 2496 слов

Коррупция в Украине

... противоположным эффектом — всплеском коррупции. В-третьих, исследования показывают отсутствие зависимости уровня коррупции при либерально-демократической политической ... незаполненная до сих пор. Сейчас в Украине слабость судебной системы проявляется в том, что: бюджет и исполнительная ... выступать в судах с исками в защиту интересов общества и государства, в том числе о признании незаконными действий ...

Междисциплинарная группа по коррупции Совета Европы определяет границы коррупции гораздо шире. По этому определению, коррупция представляет из себя взяточничество и любое другое подобное поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Также, в докладе, который был подготовлен Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом «Индем», говорится, что под коррупцией (в узком смысле) понимается ситуация, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-то вторая сторона (к примеру, компания, которая обеспечивает себе, благодаря этому решению, государственный заказ не следуя установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Признаки, характеризующие данную ситуацию: принимается незаконное или нарушающее общественные нормы решение, обоюдное согласие сторон; получение обоими сторонами незаконной выгоды и преимуществ; сокрытие сторонами своих действий.

В статье 1 ФЗ № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», коррупция трактуется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации № 273 -ФЗ от 28 декабря 2008 г. [Текст] // Российская газета. — 2008. — 30 декабря. — № 4823.

Вот такое определение государственной коррупции даётся в Российской юридической энциклопедии от 2003 года: «коррупция — это использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях». Российская юридическая энциклопедия [Текст]/ Т.Е. Абова, С.А. Авакьян, А.Я. Сухарев. — М.: Инфра, 2003. — 547 с.

Наличие столь различных точек зрения на определение коррупции говорит о сложности этого явления и свидетельствует о необходимости более глубокого и всестороннего его изучения.

Возникновение и существование коррупции, с точки зрения теории, возможно с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. В этот момент у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения исходя из своих корыстных побуждений, а не из интересов общества, государства или фирмы. С точки зрения истории, это начинается со времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.

6 стр., 2670 слов

Коррупция ее причины и пути устранения

... направлениям. Перечислить все возможные в сложившейся ситуации меры борьбы с коррупцией невозможно. Истребить коррупцию до конца невозможно, общество способно лишь уменьшить ее размеры и сделать ее проявления ... службы»; в Приказе ГТК РФ от 26.04.1995 г. «О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов РФ»; ...

Следовательно, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны, под которой может пониматься государство, общество или фирма.

Субъектами коррупционных отношений могут выступать как должностные лица, так и представители легального и нелегального частного сектора.

Объектами коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Сегодня коррупция это не простейший уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию необходимо рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что коррупция распространяется абсолютно во всех сферах общественной жизни.

Классифицировать коррупцию можно по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Так как формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, то виды коррупции выделяют по разным критериям

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

  • государственная коррупция (коррупция госчиновников);
  • коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);
  • политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

  • запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;
  • подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

  • индивидуальная взятка (со стороны гражданина);
  • предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);
  • криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей — например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

  • денежные взятки;
  • обмен услугами (патронаж, непотизм).
    6 стр., 2852 слов

    Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах ...

    ... коррупцией в России. Монография / Моисеев В. В. - М.: Директ-медиа, 2014. - 415с. 18. Мусаева, А.М. Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти // Проблемы противодействия коррупции на государственной ... 368с. 24. Смирнова, А.А. Характеристика факторов, способствующих развитию коррупции в органах государственной власти // Государственное и муниципальное право: теория и практика : ...

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

  • децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);
  • централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими);
  • централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

  • низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);
  • верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);
  • международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

  • эпизодическая коррупция;
  • систематическая (институциональная) коррупция;

— клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

Андрианов, В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность [Текст]: монография / В.Д. Андрианов. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — с. 178.

1.2 Функции коррупции

Поскольку коррупция рассматривается как социальное явление, то необходимо отметить и её функции.

М. Вебером был введен функциональный подход к исследованию коррупции. Он пришел к выводу, что коррупция функциональна и приемлема в том случае, если она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Сторонники такого подхода считают, что выполнив свои политические и экономические функции, коррупция в итоге исчезает. По их мнению, экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Ещё один сторонник функционального подхода к исследованию коррупции — Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. Он считает, что коррупция является препятствием для развития общества.

Также, существует институциональный подход к исследованию коррупции. С. Хантингтон и Я. Тарковски, являясь его сторонниками, исследуя модернизацию развивающихся стран, говорят о том, что для постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества коррупция необходима как единственное средство. Они считают, что индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти изменения не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следуя из их выводов, коррупция является несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения, а не результатом отклонения поведения от норм.

Выгоду и негативные последствия от коррупции выделяет Р. Теобальд.

Выгодами от коррупции он называет стимулирование экономического роста и содействие политическому развитию.

Стимулирование экономического роста, по его словам, предполагает накопление капитала, предприимчивость, проникновение делового подхода в бюрократическую среду и т.д.

По мнению Р.Теобальда, в слаборазвитых странах в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные границы, создает климат, благоприятный для реализации стремления к получению прибыли и расширения экономических возможностей

12 стр., 5691 слов

Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах ...

... ·федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба); ·государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации). Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по ...

Под влиянием коррупции возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такие условия рынка позволяют выявить реальное соотношение спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена. Курганов, С.И. Социология для юристов: учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2007. — с. 116.

Р. Теобальд видит содействие коррупции политическому развитию в том, что она, способствуя формированию политических партий, участвующих в выборах, стимулирует массовое участие в политическом процессе.

К негативным сторонам коррупции Р.Теобальд относит препятствие экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого потенциала, подрыв демократии) и фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции.

Следовательно, коррупция — это сложнейшее социальное явление, которое требует глубокого всестороннего изучения. В научных кругах дают различные определения коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция — это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.

Коррупция классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует о ее многогранности и глубоком проникновении в общество и государство. В разных сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция выполняет разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые ученые, но сам факт сомнителен), так и отрицательные.

К

2 Антикоррупционная политика

2.1 Опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы зарубежных стран

В том или ином виде коррупция существует во многих зарубежных государствах, её международный характер давно общепризнан. В международно-правовых актах коррупцию определяют как одну из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится объединить усилия в области борьбы с коррупцией. Сегодня меры, направленные на предупреждение коррупции представлены в международных антикоррупционных программах, таких, как глобальная программа против коррупции ООН, Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, Конвенция ООН против коррупции и т.д.

Чтобы ограничить распространение коррупции мировое сообщество разработало много форм и методов борьбы с ней:

1. Чистки и кампании

2. Административно-правовые меры. Создание специализированных органов, предназначенных для расследования нарушений законности в сфере государственной службы.

3. Идейно-нравственное возрождение общества

4. Подотчетность правительств выборным представителям и массовому электорату

В качестве примера успешного антикоррупционного мероприятия можно привести операцию «Чистые руки», проводимую в Италии в течение пяти лет с 1992 г. Парламентские партии, фактически управлявшие всем, проявляли намного больше интереса к получению так называемых откатов, чем к необходимости и эффективности производящихся работ. Предприниматели сориентировались, что заплатить крупную сумму партиям для получения подряда, чем решать проблемы конкуренции и свободного рынка. По данным, полученным экономистом Марио Деальо, за 1992 год сумма взяток в Италии чуть-чуть не превышает 5 млрд. евро. Предприниматели таким образом получали выгодные соглашения, а партии огромные деньги.

4 стр., 1997 слов

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих ...

... актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства. служебный поведение этический государственный Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных ...

По итогам операции «Чистые руки», которая проводилась правоохранительными органами, лишились своих должностей 80% политиков, крупные партии почти прекратили своё существование. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции [Текст] / И.В. Бочарников // Государственная власть и местное самоуправление. — 2008. — № 9. — С. 17-18.

Успешная антикоррупционная политика проводится в КНР. Эффективность используемых Китаем методов на сегодняшний день обусловлена тем, что китайское руководство видит причины роста коррупции в результате капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это необычное видение позволяет переместить акценты на внешние причины. Одним из наиболее эффективных на практике способов борьбы с коррупцией является ротация кадров во всех органах власти. По итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня — кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

Также инструментом борьбы с коррупцией в Китае является этическое воспитание общества и антикоррупционная пропаганда.

Существуют отдельные случаи, когда применяется высшая мера наказания — смертная казнь. Исходя из опубликованных китайскими властями данных, с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников. Также наказанием за взяточничество в Китае является отрубание руки .

По оценкам экспертов, китайские методы борьбы с коррупцией дают четко видимый результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс. чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов. Ахметшин, Н.Х. Политико-правовые аспекты борьбы с коррупцией в КНР [Текст] / Н.Х. Ахметшин // Государство и право. — 2008. № 8. с. 20 -24.

В числе самых коррупционно независимых стран числится государственная служба Канады. В стране придается огромное значение этическим стандартам на государственной службе, в связи с этим в отношении коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.

В законодательстве о государственной службе Канады присутствует комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе. Но запреты касаются только тех сторон совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения государственных служащих, тем не менее, таки предоставляет возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности одновременно с государственной службой.

4 стр., 1769 слов

Коррупция в здравоохранении

... взятка. В свете вышесказанного выявление причин коррупции в медицине, равно как и исследование самого вопроса коррупции в медицинской ... ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь ... необходимы для развития здравоохранения. Основными формами коррупции в российском здравоохранении, по мнению А.В.Тихомирова, являются: ...

Получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений, согласно Конституции США, принятой в 1787 г. По Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен даже импичмент.

Специальными методами с коррупцией в США решили бороться в конце 1960-х годов. Специалисты ФБР разработали и успешно применили операцию под названием «Шейх и пчела»: агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети, прикинувшись посредниками арабских миллионеров, и предлагали высокопоставленным государственным служащим большие взятки за лоббирование их интересов. По результатам операции только за один год было замечено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено с должностей более двухсот государственных чиновников.

Правительство США в последние годы приняло ряд новых законов, направленных на борьбу с коррупцией, и привлекает к уголовной ответственности за коррупционные преступления все большее число чиновников. Колчеманов, Д.Н. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы США и Канады [Текст] / Д.Н. Колчеманов // Административное и муниципальное право. — 2009 . — № 6. — с. 39-47.

В таких странах как США, Германия, Великобритания, Франция и некоторых других государствах, важную роль в борьбе с коррупцией играет налоговая администрация. К примеру, законодательство США требует от должностных лиц представления декларации о доходах и имуществе своей супруги (супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.

Также, в Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38. Финляндия по праву считается одной из наименее коррумпированных стран.

В этой стране никогда не создавалось специального закона о коррупции или специальных органов контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса, законодательства о гражданской службе, административных инструкций и других подзаконных актов. Особую роль там играют этические нормы.

В общем необходимо отметить, что было бы неправильно говорить о какой-то специфической «финской модели» борьбы с коррупцией. Естественно, имеется ряд законодательно-правовых особенностей, которые могли бы быть использованы и в Российской Федерации. Но, основное это то, что в «финской модели» социально-экономического развития, в формировании условий, которые не создавали бы благоприятных условий для коррупции и которые, если бы не исключали ее, то, во всяком случае, минимизировали это явление, делали возможной эффективную борьбу с ним. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции [Текст] / И.В. Бочарников // Государственная власть и местное самоуправление. — 2008. — № 9. — С. 19-20.

11 стр., 5158 слов

Формы и методы реализации исполнительной власти в процессе государственного ...

... власти с государственным управлением, роль исполнительной власти в процессе государственного управления. «Конституционное право». Дало общую характеристику органов исполнительной власти, их классификацию и роль в процессе государственного управления. «Теория государственного управления». Прорабатывались, собственно, формы и методы реализации исполнительной власти. Конституция Российской Федерации. ...

Самая необычная антикоррупционная политика действует в Сингапуре. Там, в отличие от известного юридического принципа презумпции невиновности, специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип — презумпция коррумпированности. Он означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий при малейшем подозрении заведомо виновен — до тех пор пока он не докажет свою невиновность. К примеру, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу или преимущественное право, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору не нужно — это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на последующие поколения, должен суметь в суде сам доказать свою невиновность.

2.2 Политика противодействия коррупции в Российской Федерации

Разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер государством и обществом по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и благоприятно действующих на коррупцию в различных сферах жизни — вот в чем заключается антикоррупционная политика

Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на сегодняшний день. Уровень коррупции в России находится на опасно высокой отметке, согласно международным рейтингам. В государственных структурах коррупция препятствует развитию государственного управления и приводит с собой огромные дополнительные затраты для бизнеса и населения, что сильно мешает экономическому развитию России.

Важность этой проблемы осознаётся на самом высоком уровне руководства страны. Будучи президентом Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию отмечал: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла». Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. // Российская газета — 2010. — 2 декабря — № 5352. — с. 3.

Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 24 ноября 2003 г. № 1384 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссию по противодействию коррупции и Комиссию по разрешению конфликта интересов. Так же с 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

За последние несколько лет в Российской Федерации предпринимаются активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствие с мировыми нормами. Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ была ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Также, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно предоставляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

Был проведен анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. По результатам анализа из 5634 функции было признано избыточными — 1468, дублирующими — 263, требующими изменения — 868. На повышение эффективности государственного управления и ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования — именно на это направлено выявление и устранение избыточных и дублирующих функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Это напрямую ведет к снижению возможности для возникновения коррупции. Богданов, И.Я. Коррупция в России. Социально-экономические и правовые аспекты [Текст] / Богданов И.Я., Калинин А.П. — М.: Логос, 2001. — с. 56.

Одним из наиболее действенных средств преодоления коррупции является повышение транспарентности органов государственной власти, поскольку существенно затрудняет сокрытие коррупционных действий.

Рассмотрим краткую историю антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

Государственный аппарат первых лет постсоветского периода, так же как и, собственно, все общество в целом, оказался в состоянии глубокого кризиса. Органы исполнительной власти на федеральном уровне только с 1991 по 1994 гг. обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Среди государственных служащих царили коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры.

Ответным действием Президента России на это был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. В нем предусматривался ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Например, в пункте 2 данного указа было закреплено, что «служащим госаппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами». О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президента Российской Федерации № 361 от 4 апреля 1992 г. [Текст] // Российская газета. — 1992. — 9 апреля. — № 557. — с. 5-6.

За нарушение указанных требований освобождались от занимаемой должности, и следовала иная ответственность в соответствии с действующим законодательством. Помимо этого, госслужащим вменялось в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

Верховным Советом РФ в 1993 г. Так же был принят Закон РФ «О борьбе с коррупцией», но он так и не был подписан президентом. Были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ в 1995 г. и 1997 г. соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ «О борьбе с коррупцией» но также они были отклонены Президентом РФ.

На парламентских слушаниях «Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией» в 2001 году обсуждались законопроекты «Основы антикоррупционной политики», «О противодействии коррупции», «О парламентском расследовании» и «О кодексе поведения государственных служащих».

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект «О противодействии коррупции» дошел только до первого чтения.

Изменения ситуации в области противодействия коррупции были связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» был подписан Президентом РФ В.В. Путиным 8 марта 2006 года.

19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).

В 2010 году вышел Указ Президента РФ от № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы».

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США . Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты).

По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы. В 2005 году доходы чиновников, занятых в органах власти, выросли на 44,1%. Скобликов, П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России [Текст] / П.А. Скобликов. — М.: Норма, 2008. — с. 178.

По данным «Трансперенси Интернешенл», Россия по уровню восприятия коррупции занимает 146-153-е место из 180 стран, которые были охвачены исследованием.

Исходя их этих данных, в России проблема коррупции очень актуальна. Мало того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия, так ещё и пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

Непрерывно модернизируется и оптимизируется законодательная база, направленная на борьбу с коррупцией. Создаются новые структуры для борьбы с коррупцией. Но, тем не менее, уровень коррупции в Российской Федерации остается очень высоким и необходима разработка и использование современных эффективных методов, направленных на борьбу с этим опаснейшим социальным явлением.

3 Механизмы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы

3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы

Согласно федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными направлениями противодействия коррупции являются:

  • проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  • создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
  • принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  • совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
  • введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
  • антикоррупционный коррупция государственный
  • унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  • обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • обеспечение независимости средств массовой информации;
  • неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  • совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
  • совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
  • обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
  • совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  • повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  • укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  • усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  • передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  • сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  • повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

— оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации № 273 -ФЗ от 28 декабря 2008 г. [Текст] // Российская газета. — 2008. — 30 декабря. — № 4823.

При формировании антикоррупционной политики России, приоритетное направление дается развитию норм об уголовной ответственности за коррупцию и взяточничество. Для правильного решения вопросов об уголовной ответственности за должностные преступления необходимо четкое знание функциональных обязанностей должностных лиц, которые сформулированы в различных нормативно-правовых актах.

Также, работа по выявленным фактам коррупционных преступлений в основном приводит к нулевому результату в связи с трудностями доказательного процесса и проблемами квалификации преступлений. Разница в законодательных определениях близких по смыслу, но различающихся субъектами составов коррупционных преступлений приводит на практике к тому, что одинаковые действия влекут принципиально различную оценку, что вряд ли согласуется с общей теорией квалификации преступлений.

3.2 Перспективные направления политики противодействия коррупции в Российской Федерации

Так как коррупция — это результат общих проблем страны и общества, борьба с ней не должна ограничиваться лишь реализацией узкой антикоррупционной программы, но так же должна внедряться во все программы обновления. В таких случаях антикоррупционная программа является дополнительным обоснованием реализации соответствующих мер в смежных программах. Помимо этого, необходимо координироваться, с тем, чтобы избежать повторений или, наоборот, сложить усилия.

Улучшение механизмов и грамотное выделение областей государственного присутствия в экономике должны негативно влиять на развитие коррупции. Аналогичный результат достигается и при наведении порядка в сфере государственных финансов. Можно привести наглядные примеры.

  • переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками;
  • обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов;
  • совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов;

— уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции. Аминов, Д. И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления [Текст]/ Д.И. Аминов, В.И. Гладких, К.С. Соловьев. — М.: Логос, 2006. — 103 с.

Антикоррупционные меры для социальной сферы складываются, по тому же принципу уменьшения зависимости граждан от процессов теневой экономики и ограничении сфер произвола чиновников:

  • коммерциализация части социальных (например, коммунальных) услуг, введение конкуренции в этой области превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;
  • расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию;

— передача возможности решения части социальных задач в руки институтам гражданского общества (но государство должно контролировать расход ресурсов) одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю и, соответственно, менее бюрократизированы. Помимо этого, они направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, свойственное бюрократическим системам. Таким образом разом решаются три важные задачи: низовая коррупция ограничивается, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.

Одной из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы является укрепление судебной системы. Здесь понадобится:

  • дать гарантии достойного обеспечения судей и всей судебной системы;
  • усовершенствовать систему подготовки и отбора кадров;
  • укрепить арбитражные суды, ввести в их работу большую процедурную и информационную надежность;
  • уничтожить административную юстицию.

Также требуется снизить до нуля возможности для проникновения коррупции в судебный корпус.

Нужно отладить механизм прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Если установить для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающие квоты на включение в круг своих подчиненных «политических назначенцев», то это тоже даст положительный результат. Наличие в окружении начальника карьерных чиновников, менее зависимых от воли этого начальника, уменьшает возможность его коррупционного поведения.

Рост престижа государственной службы необходим для того, чтобы избавиться от стереотипа, что «воруют все», который создаёт дополнительную благоприятную почву для распространения коррупции. Средствам массовой информации нужно помогать «отделять зерна от плевел». Также положительно влияет введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии. Могут оказаться полезными как государственные усилия, так и активность негосударственных организаций.

Уничтожить коррупцию можно только при том условии, что к этому делу будут привлечены институты гражданского общества, ибо именно оно заинтересовано в такой победе больше всех. Тем более это нужно в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Если общественные организации будут полноценно сотрудничать государством при решении проблемы подобного масштаба, то государство получит хороший шанс повысить уровень доверия общества и, соответственно, шанс на достижение поставленных целей.

Следовательно, выполняя антикоррупционную программу, власти необходимо эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь предпринимательские, и независимые средства массовой информации. Большое внимание нужно уделить воспитанию правового и гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе и, в том числе, навыков антикоррупционного поведения. Все перечисленные выше меры общего характера затрагивают многие сферы активности гражданского общества и государственной жизни.

Создание сети многофункциональных центров (МФЦ) представления государственных и муниципальных услуг также является перспективным направлением в реализации антикоррупционной политики, это минимизирует непосредственное общение государственных или муниципальных служащих с получателями услуг или функций, и, следовательно, возможность совершения коррупционных действий.

Всё вышеперечисленное даёт возможность сделать вывод о том, что антикоррупционная политика должна затрагивать многие сферы отношений. Укрепление демократических основ Российского государства, открытость деятельности государственных гражданских служащих будут эффективно влиять на уменьшение объемов коррупции. Также нужно развивать институт гражданского общества как основу правового демократического государства.

Чтобы успешно противодействовать коррупции надо использовать современные технологии и современный опыт развитых стран, добившихся больших успехов в борьбе с ней.

Заключение

За время написания исследовательской работы мною были рассмотрены несколько определений термина «коррупция», смысл которых в итоге можно объединить в одно понятие: коррупция — это извлечение личной выгоды должностным лицом путём использования своего положения в обществе. И все таки, коррупция есть коррупция есть сложнейшее социальное явление, имеющее много граней.

Также, я провела классификация по различным основаниям, выделила отдельные функции. Выяснила, что в сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция выполняет различные функции, как положительные (о существовании которых говорят некоторое ученые, но сам факт их существования очень сомнителен), так и отрицательные.

Мною был изучен зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Проведено сравнение отечественного опыта антикоррупционной деятельности с опытом зарубежных стран.

В настоящее время непрерывно происходит процесс модернизации и оптимизации законодательной базы, направленной на антикоррупционную борьбу. Появляются новые структуры по борьбе с коррупцией. Но, тем не менее, уровень коррупции в Российской Федерации остается на прежнем высоком уровне. Необходимо разработать и как можно скорее начать применять современные и эффективные методы, направленные на борьбу с этим опаснейшим и разрушительным явлением.

Так же, выделены самые перспективные направления борьбы с коррупцией. Нужно проводить антикоррупционную политику абсолютно во всех сферах общественных отношений. Необходимо развивать институт гражданского общества как основу государства, где главенствует закон и демократия. Надо добиваться максимальной, но, естественно, в разумных пределах, открытости деятельности государственных гражданских служащих — это будет активно способствовать уменьшению объемов коррупции.

Для достижения наилучших результатов в столь непростом деле, как противодействие коррупции, первостепенно необходимо использовать новейшие технологии и современный успешный опыт развитых стран мира, которые добились значительных успехов в борьбе с этим страшным социальным явлением.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/parlamentskaya-korruptsiya/

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации (в ред. от 18. 07. 2009 г.) [Текст]: Федеральный закон Российской Федерации № 79 — ФЗ от 27 июля 2004 г. // Российская газета. — 2004. — 31 июля. — №3539.

2. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон Российской Федерации № 40 -ФЗ от 8 марта 2006 г. Официальный сайт компании «Консультант Плюс», www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=59047;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=CD1CFE5F05C7F9CDE5669CB9EE67C085 .