Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России (2)

Общепризнано, что вопрос собственности — это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. Экономика — это, прежде всего хозяйство. Но там, где есть хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый экономический объект, каждый ресурс, каждый продукт должен иметь своего хозяина. С экономической точки зрения хозяин — лицо, вовлекающее объект в экономические процессы, стремящееся использовать его лучшим образом, извлечь из него больше пользы. Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до смерти. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности.

Цель данной работы — раскрытие понятия собственности, её виды и способы перехода из одного вида собственности в другой, отследить трансформацию отношений собственности в России в период переходной экономики.

Задачи работы:

  • изучить теоретические основы собственности;
  • исследовать различные виды и формы собственности;
  • проанализировать общие положения о собственности в России;
  • оценить соотношение форм собственности в России и их трансформацию;
  • выявить ключевые этапы в эволюции отношений собственности в России;
  • систематизировать полученный результат.

В данной работе использовались труды таких авторов как Маркс К., Энгельс Ф., Самуэльсон, П. А., Туманова Е. А.

Много информации об отношениях собственности и их трансформациях взято из книги И.Соколовой «Зарубежный опыт и проблемы приватизации в России».

Глава 1. Теоретические основы собственности

1.1 Определение понятия собственности, ее виды и формы

Собственность — это вещь, полностью кому-либо принадлежащая, что выясняется в отношениях господства и подчинения между людьми, которые вследствие этого называются отношениями собственности.

К. Маркс

Одно из первых определений собственности дано задолго до появления всяких «измов» в кодексе императора Юстиниана (V в.) «Римское право», где собственность рассматривается как право владения, пользования и распоряжения имуществом. В этом определении слова «право» и «владение» выражают более позднее марксистское понимание собственности (так как отражают общественный характер и присвоение), а слова «пользование» и «распоряжение» — западное понимание данной категории.

5 стр., 2151 слов

Право собственности в Римском праве

... отношения с соседними странами. Это способствовало разработке юридических норм в сфере частного права. «Индивидуальной собственности отдельного гражданина исторически предшествовала общественная собственность племени, родового объединения, семьи. Большое значение в развитии римского права имело право собственности ...

Понятие о собственности формировалось в науке и в жизни в течение многих веков. Категория собственность вошла в научный оборот задолго до возникновения экономической науки. Повышенный интерес к собственности объясняется тем, что изменения в отношении собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей. Затрагивает их кровные интересы. Собственность порождает уверенность в человеке, побуждает действовать ради её сохранения и рационального использования.

Разные экономические школы по-разному трактуют понятие собственности. Классики считали, что собственность — накопленные средства производства, неоклассики под собственностью понимали ресурсы, французский экономист Прудон считал, что собственность — это кража, теоретик анархизма Бакунин считал, что собственность — зло, которое нужно уничтожить, то есть освободить людей от собственности. Согласно современной науке собственность как экономическая категория выражает отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.

Собственность способна формировать и разрушать общество. В условиях исчерпавшего свои возможности социализма было установлено, что любое действие по приближению людей к собственности немедленно давало толчок к повышению эффективности производства: подрядовые бригады на селе без дополнительных вложений на одну треть повышали производство продукции; арендные коллективы умудрялись за один год достичь таких производственных результатов, каких в обычных условиях не удавалось достичь и за 10 лет.

Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, — это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

Главным элементом собственности, без которого она, собственно, и не существует, является присвоенность объекта собственности конкретным лицом (лицами).

Собственности делятся по двум формам:

1).

форме присвоения

А).

Индивидуальная

Б).

Коллективная

В).

Государственная

2).

форме права собственности

А).

Частная

Б).

Государственная

В).

Совместная

Говоря о частной собственности, следует заметить, что понятие «частный», «частная» имеет два вполне самостоятельных значения: частный индивидуальный и частный суверенный.

Главная черта собственника заключается не в индивидуализме, а в суверенности, юридической независимости, экономической самостоятельности.

Например, сегодня крупная частная собственность перестала быть индивидуальной, а превратилась в большей степени в коллективную. Частная собственность должна проявляться, во-первых, в хозяйственной или предпринимательской деятельности (выгода, коммерческий риск); во-вторых, в присвоении результатов труда (после всех необходимых выплат предприниматель самостоятельно решает вопрос об использовании своего дохода); в-третьих, в решении судьбы объекта собственности (использовать, продать, подарить, уничтожить).

28 стр., 13720 слов

Право собственности (2)

... производства или потребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности. ... собственностью и владением при этом, охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы Ману указывают семь возможных способов возникновения права собственности: ...

Таким образом, чистый режим частной собственности предполагает, что собственник наделен полным и исчерпывающим пакетом правомочий и что они надежно защищены от чьего бы то ни было вмешательства. Существование частной собственности является важным аспектом свободы, и в этом смысле она представляет собой особую ценность. Но помимо этого она имеет и важное институциональное значение для экономики, позволяя реализовать предпринимательский потенциал отдельных членов и групп общества, их кооперацию и специализацию, стимулируя нововведения и организационные новшества. Перераспределение частичных правомочий в соответствии с индивидуальными знаниями и талантами различных категорий собственников также способствует максимизации совокупного богатства.

Частная собственность бывает разных форм: индивидуальная, принадлежащая одному лицу; коллективная, принадлежащая небольшой группе лиц, объединенных в товарищества и кооперативы; акционерная — это тоже коллективная собственность, но объединяющая значительное число физических и юридических лиц; корпоративная собственность, объединяющая преимущественно юридические лица.

Индивидуальные частные предприятия обычно невелики по размерам и охватывают небольшое число отраслей: сельскохозяйственное и ремесленное производство (фермерские хозяйства, мастерские), а также предприятия сферы услуг (парикмахерские, химчистки, ремонт).

Владельцем таких предприятий является либо отдельное лицо, либо небольшое их число. Основаны такие производства на труде самих владельцев и членов их семей, но может привлекаться и наемный труд. Для этих производств характерна неустойчивость, высокая степень затрат живого труда, слабая техническая оснащенность и потому большая ротация и банкротство, разорение и возникновение новых. Данная форма собственности представляется, прежде всего, кооперативными предприятиями, основанными на личном труде их членов, несущих полную ответственность за результатами своей производственно-хозяйственной деятельности. Обычно собственники, работники и руководители — это одни и те же лица. Данная особенность отличает кооперативы от других видов коллективных предприятий: товариществ, акционерных обществ.

Формой частной собственности может быть акционерная собственность, как совершенная, гибкая и наиболее соответствующая крупному общественному производству. Возникновение акционерных предприятий было порождено потребностями обобществления, присущего крупному машинному хозяйству. По способу возникновения и функционирования акционерная собственность является общественной, но вместе с тем характеризуется как индивидуальная.

К. Маркс назвал ее всеобщей частной собственностью. В этом ее достоинство и универсализм. Акционерная форма собственности возникает из соединения денежных средств для осуществления хозяйственной деятельности путем выпуска акций, т.е. свидетельств о внесении участниками этого общества вкладов в его общий капитал. Например, собственность фирмы «Дженерал Моторз» принадлежит 3млн. акционеров.

В акционерной форме собственности, получившей развитие с начала XVII века, собственники-акционеры имеют отношение к управлению в зависимости от количества акций в их владении. Право на прямое представление своих интересов в управлении акционерного общества дает только контрольный пакет акций. Поскольку в корпорации действует правило «одна акция — один голос», постольку именно крупные акционеры имеют возможность удерживать в своих руках всю полноту власти, на свое усмотрение распоряжаться капиталом корпорации и выдвигать в состав управляющих «нужных» людей.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владении, распоряжении, но исключает индивидуальное. Общественная собственность деперсонифицирована, так как права собственности принадлежат всем, а конкретно — никому. Общественная собственность обладает наиболее высокой степенью социализации; она представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных организаций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему самоуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот доход выражается в равных для всех возможностях системы социального обеспечения. Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам потребления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной. Основой функционирования профсоюзов, союзов трудовых коллективов и пр. является общественная собственность. Собственность общественных организаций предполагает, что ею распоряжаются и ее присваивают члены этих объединений на равных для всех основаниях.

На основе общественной формы собственности формируются государственные и муниципальные предприятия.

Таб. 1 Распределение собственности в России

Тыс.

В процентах к итогу

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Число предприятий и организаций — всего

2250

3346

4417

4767

4507

4675

4772

4908

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

государственная

322

151

159

160

149

142

135

130

14,3

4,5

3,6

3,4

3,3

3,0

2,8

2,6

муниципальная

198

217

248

252

264

263

258

253

8,8

6,5

5,6

5,3

5,9

5,6

5,4

5,2

частная

1426

2510

3499

3838

3639

3855

3976

4128

63,4

75,0

79,2

80,5

80,7

82,5

83,3

84,1

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

95

223

253

253

239

212

197

188

4,2

6,7

5,7

5,3

5,3

4,6

4,1

3,8

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

181

209

245

265

215

203

206

209

9,3

9,3

6,1

5,6

4,8

4,3

4,4

4,3

С теоретической точки зрения, нет существенной разницы и тем более непреодолимой пропасти между государственной и частной формами собственности. Собственность на имущество (средства производства) — поверхностная характеристика более глубоких слоев общественной организации экономической деятельности — и марксистская, и современная американская неоклассическая — утверждает, что право собственности (то есть право присвоения продуктов природы и продуктов их трансформации в процессе производства) распределено по всем общественным отношениям, а не сосредоточено только и исключительно в имущественном праве.

Юридическое определение собственности содержит указание на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства, права частного (или государственного) собственника, в самом деле, неограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может ими пользоваться за пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями понятие прав собственности оно включает в себя все общественные отношения, а не только экономические и социальные. Право собственности, — неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства.

У К.Маркса широкое определение прав собственности как совокупности всех общественных отношений встречается во введении к экономическим рукописям 1857-1858. “Всякое производство, — пишет он, — есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее. В этом смысле будет тавтологией сказать, что собственность (присвоение) есть условие производства”. И добавляет: “Смешно, однако, делать отсюда прыжок к определенной форме собственности, например, к частной собственности”.

Государственная форма собственности, какие бы попытки ни предпринимали идеологи реального социализма выдать ее за единственный вид истинно-общественной собственности, всегда была и останется такой же специфической ее формой, как любая другая — индивидуальная, групповая, акционерная, кооперативная и другие. Говорить о достоинствах или недостатках одной из форм собственности можно только конкретно исторически, в противопоставлении или сравнении с другими конкретно-историческими формами. И если в отдельные исторические периоды на передний план выходит одна форма, а другие отступают назад, то происходит это не потому, что она по природе своей ближе к субстанции собственности вообще, а потому только, что в данный момент она лучше отражает потребности общественного производственного комплекса, лучше обеспечивает эффективность функционирования отдельных его частей, то есть лучше способствует минимизации затрат на единицу производимой продукции.

1.2 Содержание отношений собственности

Отношения собственности являются исторически преходящими. Они находятся в постоянном развитии, основой которого выступает прогресс в области производительных сил, адекватной социально-экономической реализацией которого они становятся. Смена отношений собственности происходит в переходный период, когда общество оказывается перед необходимостью осуществления качественно нового этапа в развитии производительных сил, невозможного в условиях сохранения прежних. Прежде всего, объектом присвоения становятся средства производства, созданные в предшествующий период. Такое присвоение осуществляется путем раздела и передела ранее созданных объектов. По мере завершения этого процесса начинается возрождение реального сектора экономики, что и становится основой расширенного воспроизводства вновь сформированной системы экономических отношений как отношений собственности.

Смена отношений собственности и составляет основное содержание любой переходной эпохи. Ею предопределяется вся совокупность институциональных преобразований, равно как и механизма хозяйствования. Преобразованию подлежит и социальная структура общества, сопровождающаяся изменением социального статуса всех членов общества. Этот процесс является крайне болезненным, а потому, как правило, сопровождается острыми социальными конфликтами, нередко принимающими крайнюю форму гражданской войны.

В содержательном плане собственность есть система экономических отношений, складывающихся по поводу присвоения средств производства, которым предопределяется присвоение потребительских благ и услуг. Присвоение средств производства осуществляется в исторически меняющихся формах. Материальной основой такого изменения является прогресс в области развития производительных сил, обеспечиваемый непрерывно углубляющимся познанием законов природы естественными науками. Результатом этих знаний становится все более усложняющаяся техника и технология. Истории известны два основных способа такого присвоения: индивидуальное и совместное. Широкое распространение форм совместной собственности порождено концентрацией, централизацией производства и укрупнением масштабов последнего в эпоху индустриального и постиндустриального развития. Шумпетер И. Теория экономического развития. — М.: Прогресс 1982, (гл.1, п.З).

Индивидуальное присвоение имеет две разновидности: основой присвоения выступает либо собственный труд, либо чужой, находящийся в различных формах личной (полной или неполной) или экономической зависимости.

В наиболее общей форме отношения собственности экономически реализуются присвоением прибавочного продукта в исторически меняющихся формах (земельная рента, прибыль, дивиденд, процент и пр.).

Таким присвоением обеспечивается не только воспроизводство субъекта присвоения, но и воспроизводство данной системы экономических отношений на расширенной основе, коль скоро именно расширенное воспроизводство является закономерностью экономического развития на протяжении всей истории человечества. В ходе такого воспроизводства реализуются достижения в области НТП, что является фактором развития отношений собственности, а вместе с тем постепенно создаются материальные предпосылки их последующей смены при переходе к качественно иному этапу в развитии производительных сил. «Курс экономической теории» Под ред. Чепурина М., Киров, 2004 (гл.5,стр.210)

Что же отличает отношения и права собственности в переходной экономике любой страны и России в том числе от в переходной «обычных» рыночных экономик развитых экономике стран.

Во-первых, эти отношения и права носят переходный характер. Это тавтологическое утверждение скрывает ряд существенных следствий.

Переходность отношений собственности означает, в частности, их чрезвычайную подвижность, изменчивость — причем эта динамика принципиально нелинейна.

Во-вторых, права собственности в условиях переходной экономики слабо специфицированы или не специфицированы вообще. Последнее характерно и для экономической, и для институциональной, и для правовой спецификаций.

В-третьих, генезис новых отношений и прав собственности в переходной экономике происходит в условиях сохранения значительной инерционности в хозяйственной, институциональной и правовой сферах.

В-четвертых, объективная необходимость определенных качественных изменений в содержании, структуре форм и правах собственности означает необходимость не только «улучшений», «исправлений», «реформ» и т. п., но и разрушения сущности прежней системы отношений собственности — бюрократического отчуждения работника от средств производства и продукта труда.

Наконец, в-пятых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированность ее прав обусловливают существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и иных волевых факторов в динамике собственности в переходной экономике и типичность разрыва (а не единства) форм и содержания собственности. Последнее, например, характерно для государственной собственности, которая в отечественных условиях, подчас, оказывается частной собственностью группы чиновников.

Опыт многих стран, ставших на путь радикальных реформ, показал, что эти реформы осуществляются успешно лишь тогда, когда им сопутствуют коренные изменения в системе собственности на средства производства. В экономике большинства постсоциалистических стран до начала реформ доминировала государственная собственность. Но в современном мире доминирует та система, где существует многообразие форм собственности, при доминировании частной. Именно таким курсом идёт Россия и другие страны СНГ, так как система, сочетающая частную, государственную и смешанную формы собственности, сопрягается с курсом перехода к рынку. Рынок предлагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, поэтому должно быть преодолено господство какой-либо одной формы. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности. В период перехода к рыночной экономике государственная собственность сохранила свою значимость. Существуют такие отрасли, в которых нецелесообразно превращение государственных предприятий в частные. Очевидно, что в России энергетика, производство продукции оборонного комплекса и некоторые другие отрасли ещё долго будут оставаться в сфере государственной собственности.

Глава 2. Эволюция отношений собственности в России

2.1 Приватизация государственной собственности в РФ

Осознание необходимости создания реального многосекторного хозяйства и устранение негативных социально-экономических последствий в принципе уже произошло в 60-е гг. XX в. И лишь во второй половине 80-х гг. начались изменения собственности, затрагивающие не только перераспределение прав, но и изменение форм собственности. Началом изменения форм собственности стал Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», принятый в 1986 г. Он послужил основой легализации частного предпринимательства и индивидуально-трудовой деятельности.

В 1988 — 1991 гг. в СССР был принят ряд важных законов и нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений и разгосударствление собственности в стране, которое предполагало многообразие форм преобразования государственной собственности. Разгосударствление имело целью перераспределение таких правомочий, как управление, использование части дохода без смены форм собственности. В процессе смены форм собственности предусматривалось превращение государственной в другие, негосударственные, формы собственности (коллективную, индивидуальную, семейную, коммунальную, муниципальную и т.д.).

Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления, но не как единственная и исключительная форма преобразования собственности. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков преобразования намечалось предоставлять трудовым коллективом. Трудовые коллективы, исходя из перспективных планов развития предприятий, могли определять очерёдность решения задач реконструкции, жилищного и социального строительства, выкупа государственного имущества. Свобода выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования государственной собственности являлись особенностями принятого в СССР подхода к реализации важнейшего направления экономической реформы.

Выбор направлений и форм преобразования собственности в России после 1991 г. осуществлялся в ходе острых дискуссий. Выдвигались предложения по постепенному, с учётом особенностей различных сфер экономики, осуществлению приватизации. Предлагалось проводить разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях, создавать коллективные предприятия как с неделимой, так и с коллективно-долевой собственностью, осуществлять бесплатное распределение государственного имущества среди населения через специальные приватизационные государственные ценные бумаги и т. д. Однако приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. Агапова, Т. А., Серегина, С. Ф. Макроэкономика /Под общ. ред. А. В. Сидоровича.-3-е изд. -М.: Дело и Сервис, 2004. -416 с

На основе соответствующих законодательных актов ваучерная приватизация началась в середине 1992 г. и завершилась к июлю 1994 г. Было выпущено и роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10000 рублей.

Класс новых собственников в процессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры, директоров государственных предприятий, трудовых коллективов, новых предпринимателей — выходцев из различных слоев населения, сумевших в короткое время накопить денежный капитал, так называемых бюджетников. Участие последних, однако, было существенно ограничено отсутствием синхронности в выпуске ваучеров и акций под них, что чрезвычайно усугублялось гиперинфляцией начала 90-х годов и обесценением вследствие этого ваучеров. К тому же в свободную продажу поступало акций значительно меньше 29%, предусмотренных соответствующим указом Президента 1993 г.

В соответствии со вторым вариантом трудовому коллективу предоставлялось право приобретения обыкновенных акций до 51% уставного капитала. При этом не предусматривалась безвозмездная передача акций и их продажа на льготных условиях. Право участия в закрытой подписке предоставлялось также работникам предприятий, входящих в единую технологическую цепочку. Этот вариант предоставления льгот был избран 70% подлежавших акционированию государственных предприятий.

Третий вариант предоставления льгот трудовому коллективу давал возможность приобретения до 20% обыкновенных акций по номинальной стоимости, но в сумме не более 20 минимальных месячных оплат труда в расчете на каждого члена. При этом варианте создавалась инициативная группа, с которой Госкомимущества заключал договор сроком на один год, по истечение которого и предоставлялось право приобретения акций, если были выполнены предусмотренные им условия. В противном случае акционирование проводилось по первому варианту.

В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в российской экономике в руках трудовых коллективов и директоратов. Так, на начало июля 1994 г. пакет акций приватизированных предприятий распределился следующим образом: трудовой коллектив — 52%, фабрично-заводская администрация — 14,2%, крупные внешние инвесторы — 11,5%, мелкие акционеры — 8,2%, государство 14,1%. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры — около 66%, аутсайдеры — 20%, государство — 14,1%. Как и ожидалось, возобладала инсайдерская модель акционирования. Она оказалась крайне неэффективной, так как инсайдеры не располагали собственным инвестиционным потенциалом, что ставило под сомнение устойчивость обретенного ими статуса собственника. Ситуация была усугублена для них прекращением государственного финансирования и недоступностью кредита в условиях гиперинфляции. Вследствие всех этих обстоятельств последующий передел акций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным.

К завершению ваучерного этапа было приватизировано 40% общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн акционеров.

С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации. Приватизация осуществлялась путем проведения инвестиционных конкурсов и специальных денежных аукционов. Так, в 1995-1996 гг. по инициативе представителей крупного денежного капитала, сформированного буквально за несколько лет преимущественно, хотя и не исключительно путем развертывания активной и весьма прибыльной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, было проведено 12 залоговых аукционов, представлявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение носило вынужденный характер и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства, обремененного непомерными долгами, составлявшими на тот период порядка 70% годового ВВП. Суть залоговых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых. Кредиторы, в свою очередь, брали обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. По истечении срока залога государство либо возвращало кредит, либо выставляло пакет акций на продажу.

Фактически ни один кредит не был возвращен, большая часть акций перешла в частные руки. Произошел своеобразный обмен акций на кредиты. Макроэкономика :Элементы продвинутого подхода /Е. А. Туманова, Н. Л. Шагас. Инфра-М, 2004. -400 с.

Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации:

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или их руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом РФ. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было выбрано превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразования государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жёстко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 1980-х гг. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценивания оборотных средств предприятий привели к снижению их доходов, так же, как и доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. Органы Госкомимущества, заинтересованные в скорейшей и массовой приватизации, не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем для проверки оценки имущества предприятий.

4. Социальная деформация при быстрой концентрации капитала. Провозглашённая социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась отторжением от собственности основной массы населения и сосредоточением государственной собственности и потоков доходов у олигархических групп.

5. Форсирование развития фондового рынка. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.

Итак, «ваучерная приватизация», выполнив задачу отсечения подавляющей части населения от передела собственности, расчистила поле деятельности для избранных властью приватизаторов. Российская модель приватизации не решила ни одной проблемы экономики страны, но создала много новых. Главные беды российской экономики ведут свой отсчет от дисбаланса внутри обозначенного треугольника: госсобственность — частная собственность (или долгосрочная аренда с правом выкупа) — эффективный менеджмент. Козырев, В. М., Основы современной экономики -4-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2006. -432 с

2.2 Пост-приватизационный передел собственности и становление корпоративного управления

В настоящее время все еще продолжается процесс передела объектов собственности. Российской практикой наработано множество способов его осуществления. К числу наиболее широко используемых относятся такие, как агрессивная или согласованная скупка пакетов акций на вторичном рынке, добровольное или принудительное вовлечение в корпоративные структуры, лоббирование конкретных сделок с пакетами акций, оставшихся у федеральных и региональных властей. В ходе передела и поныне не преодолено грубое попрание корпоративного законодательства, что проявляется в нарушении процедуры голосования на общих собраниях акционеров, в вычеркивании неугодных акционеров из реестра, в выпуске особых акций с особым дивидендом, а также конвертируемых облигаций, в утаивании и задержке информации о проведении общего собрания акционеров, во введении пороговых величин пакетов акций для участия в управлении, в принудительной скупке акций у мелких акционеров по заниженной цене и нарушении их прав при распределении дивидендов и т.д. Все еще продолжается жесткая конкурентная борьба между инсайдерами и аутсайдерами за обладание контрольным пакетом акций и функциями корпоративного управления.

Слияния и поглощения заняли особое место в формировании корпоративного сектора в российской экономике во второй половине 90-х годов. С точки зрения российского законодательства слияние выступает как реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникающему юридическому лицу. Иная картина при поглощении. Оно трактуется как приобретение поглощающей фирмой контрольного пакета акций поглощаемой. При этом фирмы остаются самостоятельными юридическими лицами. Как уже отмечалось, слияния и поглощения могут быть осуществлены агрессивно, жестко, на принудительной основе, тем паче что методы защиты от агрессора не отработаны в России ни законодательно, ни на практике. Соколова, И. Зарубежный опыт и проблемы приватизации в России.//Законность. -2006. — № 5. — С. 33 — 37.

Побудительные мотивы слияний и поглощений могут быть самыми разными: это и конкурентная борьба за привлекательный объект, и соображения вертикальной интеграции, как, например, создание замкнутой технологической цепочки в рамках единой корпорации, и повышение эффективности функционирования, и усиление монопольного положения, и вывод капитала из отраслей, оказавшихся в состоянии спада на отраслевых рынках, и проведение диверсификации производства, и отделение собственности от управления и пр. Наиболее интенсивно слияния и поглощения протекали после финансового кризиса 1998 г., явившись, по существу, способами передела собственности по итогам кризиса. Однако на этом процесс не закончился. Начавшаяся вслед за тем реструктуризация и реорганизация корпораций в ходе консолидации акционерного капитала отнюдь не воспрепятствовала сохранению и даже нарастанию высоких темпов слияний и поглощений. Более того, по их числу Россия оказалась лидером среди стран Центральной и Восточной Европы. Она продемонстрировала потрясающий рост как по стоимости сделок с капиталом, так и по их количеству. Оценочная рыночная стоимость сделок по слияниям и поглощениям возросла с 7,5 млрд. долл. в 2002 г. до 23,7 — в 2008. Большая часть инвестиций (86%) российских компаний пришлась на отечественные предприятия.

К настоящему времени четко выявились основные тенденции в формировании акционерного капитала: сокращение доли акций работников предприятий и мелких акционеров, значительное увеличение доли аутсайдеров, постепенное превращение менеджеров в собственников и собственников — в менеджеров. Реанимируются государственные холдинги в стратегически значимых отраслях путем перераспределения акций в крупных корпорациях, формируются региональные холдинги под эгидой региональных властей, более тесными становятся взаимоотношения между региональной властью и региональными компаниями, еще более окрепли естественные монополии, в связи с чем актуализировался вопрос об их реорганизации в целях подрыва — в пределах экономической целесообразности — их монопольного положения и формирования конкурентной среды путем выделения генерирующего сектора.

На фоне раздела и передела объектов государственной собственности протекает процесс становления корпоративного управления. Оно представляет собой систему экономических отношений, складывающихся между различными группами акционеров и менеджерами корпораций, суть которых состоит в защите финансовых интересов акционеров от оппортунистического поведения менеджеров. Данная проблема является актуальной и для развитых стран, о чем свидетельствует подписание Принципов корпоративного управления ОЭСР, явившихся потенциальным модельным сводом стандартов и руководств, в том числе и для стран с переходной экономикой, коль скоро одним из способов приватизации государственной собственности явилось акционирование и возникновение в связи с этим акционерной собственности. Последняя, будучи одной из форм ассоциированной собственности, характеризуется отделением собственности от управления. На исходе 1995 г. был принят Закон «Об акционерных обществах», положивший начало правовому оформлению отношений акционерной собственности. Однако российская практика 90-х годов характеризовалась грубым нарушением прав акционеров, что неизбежно в условиях становления рыночных отношений, когда процесс отделения собственности от управления едва начался. Такому отделению препятствуют незавершенность раздела и передела объектов собственности, а, следовательно, не вполне сложившийся слой акционеров-собственников и менеджеров, продолжающаяся консолидация пакета акций в целях формирования их контрольного пакета, сохранение значительной доли государственного пакета акций федерального и регионального уровня, создающее особые трудности в управлении корпорацией, малочисленный слой высокопрофессиональных менеджеров, слабая правовая защита даже крупных собственников и пр.

Тем не менее, все эти процессы в начале нового века приобретают все более цивилизованные формы. Крупные корпорации приняли кодексы корпоративного управления, в связи с чем создаются отделы по работе с акционерами, вводят в совет директоров независимых директоров и пр. Между тем реальная ситуация меняется к лучшему чрезвычайно медленно в силу отмеченных преимущественно объективных причин. Ясин, Е. Г. Российская экономика :Истоки и панорама рыночных реформ /Е.Г. Ясин. — М., 2006. -437 с.

К исходу десятилетия имущественные отношения в России изменились радикально. Государственная и муниципальная собственность сократилась вдвое с 91% в 1992 г. до 40% в 1999 г. Доля других форм собственности возросла почти в семь раз — с 9% до 60%. В государственной, удельный вес федеральной уменьшился с 66% до 45%, муниципальной, увеличился с 18% до 39%, субъектов РФ сохранился на уровне 15-17%. В общем объеме негосударственной собственности смешанная составляет 60%, частная — 36-38%. Сейчас в накопленном основном капитале и инвестициях в него на федеральную приходится соответственно 20,7% и 11%, на региональную — 7,5% и 11%, на муниципальную — 17,2 и 5%, на смешанную российскую — 35,3% и 49%, на частную — 18,2″% и 21%, на смешанную иностранную —0,8% и 3%.

Самые кардинальные перемены произошли в промышленности. Доля государственных предприятий сократилась с 15% в 1993 г. до 3% в 1996 г, муниципальных — с 4,4% до 1,4%, принадлежащих общественным организациям — с 0,8% до 0,6%, смешанных российских — с 17,3% до 6%, зато частных увеличилась с 61,3% до 87,1 %, с иноучастием — с 1,2% до 2,2%.

По удельному весу занятых показатели государственных производств уменьшились с 47,1% до 13,6%, муниципальных — с 2,2% до 1,5% общественных организаций — с 0,7% до 0,6%, но возросли на частных предприятиях — с 14,2% до 35%, смешанных без иностранного участия — с 15,1% до 47,2%, с инокапиталом — с 0,7% до 1,9%.

По производственной продукции доля государственных упала с 43,6 до

9,2%, муниципальных — с 1,3% до 1,2%, общественных организаций сохранилась на уровне 1,3%. Резко нарастили выпуск товаров частные предприятия — с 9,3% до 25,2%, смешанные российские — с 43,7% до 60,8%, совместные иностранные — с 1,8% до 3,4%. Производительность труда на государственных предприятиях снизилась по сравнению со среднеотраслевой с 93% до 68%, с инокапиталом 257% до 179%. Но на остальных повысилась на муниципальных — с 59% дo 80%, общественных организаций — с 43% до 50%, на смешанных российских — со 125% до 129%.

2.3 Распределение предприятий и организаций по формам собственности в России

собственность приватизация корпоративный передел

Для определения доли государственных предприятий в совокупном капитале российской экономики, Росстат использует иную классификацию ГП. Тут государственная собственность охватывает государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, а также предприятия с долей участия государства более 50% (прямой или косвенной).

Основные фонды — средства, которые используются для производства товаров и услуг, например, строительства зданий, оснащения оборудованием, транспортными средствами и т.п. В табл.3 представлены данные о доли государственных и частных компаний в общем объеме основных фондов российской экономики.

Таб. 3 Основной капитал — доли частной и государственной собственности

Показатели

1990

1996

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Основные фонды (на начало года)

1834

13072

20241

24431

30329

2541

38366

43823

54246

60473

в том числе, % государственная собственность

91

23

26

27

30

23

23

23

25

24

частная собственность

9

77

74

73

70

77

77

77

75

76

Взвешенное по основному капиталу присутствие государства в российской экономике на протяжении последних четырех лет оставалось неизменным — приблизительно на уровне 23%. Эта картина подтверждается анализом капиталовложений в российскую экономику (табл. 4).

Тут мы возвращаемся к исходной классификации полностью государственной, смешанной, частной, зарубежной и совместной иностранной и российской собственности.

Данные табл. 4 демонстрируют стабильное снижение доли ГП в капиталовложениях, хотя за последние годы этот процесс замедляется.

Табл.4 дает лучшее представление о государственной доле в корпоративном секторе российской экономики из всех, представленных до сих пор данных (с учетом оговорок, относящихся к уместности классификации собственности для измерения масштаба государственной собственности выше).

Данные о капиталовложениях не пострадают от переоценки совокупного капитала, так как капиталовложения должны быть менее важны в государственных учреждениях, которые «отвечают» за значительную долю занятых.

Таб. 4 Капиталовложения по формам собственности

Показатели

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал*

267,0

1165,2

1504,7

1762,4

2186,4

2865,0

3611,1

4730,0

6716,2

8764,9

В том числе по формам собственности, % государственная

31,3

23,9

22,1

20,2

21,0

17,1

18,8

17,5

17,7

17,4

муниципальная

6,3

4,5

4,9

4,7

4,3

4,1

3,8

3,8

4,4

4,1

смешанная госу дарственная и частная, российская

46,2

27,8

21,6

18,6

17,4

15,5

12,9

12,0

11,1

9,8

частная российская

13,4

29,9

36,7

42,0

41,2

46,5

44,9

49,1

49,7

53,8

общественных и религиозных организаций

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

иностранная

1,5

2,3

3,6

4,1

6,9

8,2

7,3

7,1

6,6

совместная российская и иностранная

2,7

12,2

12,2

10,7

11,8

9,7

11,2

10,1

9,8

8,2

В идеале хотелось бы измерить долю ГП в экономике как часть ВВП, которую они производят. К сожалению, эти данные в России недоступны.

Официальная статистика предоставляет данные по промышленному производству, но только до 2004 г. В табл. 5 приводится классификация промышленного производства по формам собственности. Снова наблюдается снижение доли государства

Таб. 5 Доля промышленного производства по формам собственности

Показатели

1994

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Государственная

19,9

8,2

8,2

8,1

8,2

7,9

6,7

Муниципальная

1,6

1,2

1,1

1,2

1,3

1,4

1,3

Смешанная государственная и частная, российская

60,9

51

33,1

29,9

24,3

22,4

20,4

Частная, российская

15

29,6

41,1

43,2

43,8

45,2

47,2

Общественные и религиозные организации

0,2

0,2

0,2

0,3

0,2

0,3

0,3

Иностранная и совместная российская и иностранная

2,4

9,8

16,3

17,3

22,2

22,8

24,1

Совокупные данные о числе компаний, занятости, основных фондах, капиталовложениях и промышленном производстве демонстрируют снижающуюся роль государства в российской экономике. Этот вывод противоречит широко распространенному представлению о том, что российское правительство в последние годы занимает более активную позицию в российской экономике.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что сама приватизация:

  • осуществлялась в радикальном варианте как по характеру, так и масштабам, срокам и методам;
  • имела своим основным направлением превращение абсолютной монополизированной государственной собственности в некоторые разновидности частной собственности;
  • преследовала прежде всего политические цели, которые преобладали перед экономическим подходом (критерием);
  • привела к значительному расслоению общества, сосредоточению многих объектов госсобственности в руках олигархических групп и номенклатуры разных властных уровней;
  • пока еще мало способствовала созданию действительной конкурентной среды, финансовой стабилизации в экономике, повышению эффективности деятельности предприятий, привлечению иностранных инвестиций.

К сожалению, следует констатировать, что те цели и задачи, которые ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства населения страны. Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла лишь смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения — это процесс длительный и достаточно сложный и пока не состоявшийся.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: тотальная смена формы собственности (приватизация) без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не решает и не может решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы. Именно поэтому формальная и массовая передача титула собственности в частные руки не только не привела Россию к выходу из экономического кризиса, разразившегося еще в период господства государственной собственности, но и усугубила его.

Заключение

Подводя итог, отметим, что собственность — это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.

Можно выделить два главных типа собственности: частную и государственную (общественную).

Частная собственность — это отношения собственности, при которых субъект осуществляет функции распоряжения и присвоения независимо от других, а все основные правомочия находятся у него.

Государственная (общественная) собственность — это отношения собственности, при которых различные субъекты совместно осуществляют функции распоряжения и присвоения, а также наделены определенными правомочиями собственника. В рамках общественной собственности возникают различные ее виды: 1) коллективная собственность; 2) государственная собственность. Государственная собственность в свою очередь может быть: общенародной, региональной; муниципальной.

После 1991 г. в Российской Федерации произошло отделение средств производства от рабочей силы в форме преобразования общегосударственной формы собственности в частную.

Для превращения государственной формы собственности в частную в России был использован наиболее развитый в социалистическом обществе инструмент выполнения решений — команда сверху. На высшем государственном уровне приняли решение и организовали сначала кампанию разгосударствления, а потом приватизации общественной собственности. После чего высшая власть отстранилась от управления государственной собственностью, подстегивала темпы приватизации, сквозь пальцы смотрела на нарушение законности использования и присвоения общественной собственности, сама нарушала законы.

Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной государственной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству.

После более чем десятилетнего опыта приватизации в России можно констатировать, что задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны не нашла своего решения. Мелкий и средний бизнес не получил ни прочной правовой, ни серьезной экономической основы для цивилизованного конкурентного развития.

Перспективы развития частной собственности в стране имеются пока только у крупного и отчасти среднего бизнеса и совсем призрачны у малого частного предпринимательства.

Таким образом, российское общество и его властные структуры оказались перед сложнейшей дилеммой: приватизация, проведенная по принятой в стране схеме, стала тормозом экономического развития, но возврат в исходную точку с целью использования более эффективных приватизационных моделей является утопией.

Выход из этого тупика лежит в выработке выверенной целенаправленной политики, суть которой в афористичной форме можно выразить достаточно кратко: трансформировать не разрушая. Трансформация отношений собственности должна преследовать цель постепенного (но не размытого во времени) нахождения цивилизованного консенсуса между обществом (государством), собственником и менеджментом.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/peredel-sobstvennosti/

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).

2. Извлечения из «Гражданского кодекса РК» от 27.12.94 г.(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.02.2007 г.)

3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями).

4. Агапова, Т. А., Серегина, С. Ф. Макроэкономика /Под общ. ред. А. В. Сидоровича.-3-е изд. -М.: Дело и Сервис, 2004

5. Букреев, В. В., Рудык, Э. Н. Государственная собственность в России : К 20-летию радикального реформирования / В. В. Букреев, Э. Н. Рудык. // Имущественные отношения в Российской Федерации . -2008.