Институт подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Курсовая работа

В условиях существования трех ветвей судебной власти в РФ проблемы разграничения подведомственности дел судам различной юрисдикции имеют не столько теоретическое, сколько важное практическое значение, поскольку от правильного определения подведомственности во многом зависит доступ к правосудию.

Понятие «подведомственность» употребляется в различных смыслах:

  • а) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;

б) как относимость нуждающихся в государственно- властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;

  • в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;
  • г) как предпосылка права на обращение в суд.

Институт подведомственности юридических дел, как отмечал Ю.К. Осипов 1 , решает задачу разграничения компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дела.

Являясь институтом процессуального права, подведомственность самым непосредственным образом связана с более широким понятием компетенции судов каждой из ветвей судебной власти, которая в общем плане определена, прежде всего, в Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Определены в Конституции и органы судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ (ст. 126) и арбитражные суды РФ, система которых возглавляется Высшим Арбитражным Судом РФ (ст. 127).

С уверенностью можно сказать и о том, что уголовное судопроизводство как форма осуществления правосудия по уголовным делам присуще только судам общей юрисдикции и никакие другие суды не могут рассматривать уголовные дела.

Гораздо сложнее обстоит дело с осуществлением судебной власти посредством гражданского и административного судопроизводства. Именно в этих формах судопроизводства и важно разграничить компетенцию, поскольку споры, возникающие из гражданских и административных правоотношений, рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.

4 стр., 1809 слов

Судебная власть Украины

... механизме государства. Органы судебной власти имеют свою четко установленную Конституцией и законами Украины компетенцию и действуют относительно независимо от органов законодательной и исполнительной власти, играя исключительно важную роль в общей системе ...

Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет подведомственность споров судам общей юрисдикции, перечисляя категории дел, которые рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, а также исключая из перечня те дела, которые подведомственны арбитражным судам.

Актуальность данной темы определяется тем, что институт предусмотрен ст. 46 Конституции – Основным законом страны. Положение, предусмотренное Конституцией РФ, имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение.

Объектом исследования в моей курсовой работе является институт подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции.

Предметом исследования – деятельность судов общей юрисдикции в разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений.

Цель настоящей работы – исследование института подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции.

Для ее достижения в работе предполагается последовательное решение следующих задач:

  1. Определить понятие и критерии подведомственности;
  2. Изучить виды и коллизии подведомственности;
  3. Рассмотреть подведомственность в делах, касающихся семейных и трудовых споров.

Методы исследования:

  • Структура работы выстроена в соответствии с целью, задачами и логикой исследования;
  • состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Для раскрытия темы необходимо комплексное исследование источников как процессуального (ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» (далее — Закон о судебной системе), ГПК РФ), так и материального (ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и др.) права. Использовались нормативные акты, научно–учебные пособия: Треушников М. К. «Гражданский процесс», Жуйков В.М. «Судебная защита прав граждан и юридических лиц», научные труды А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова и других; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

Ι. Понятие и критерии подведомственности

§1. Понятие подведомственности

Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами. В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев.

Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной подведомственности.

4 стр., 1631 слов

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

... указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в ...

Данное положение отражено в целом в содержании ГПК, где в зависимости от конкретного вида подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее правил (п. 1 ч. 1 ст. 134 и п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК).

Подведомственность выступает не только в качестве правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации (см., например: ч. 1 ст. 220, ч. 2 и 6 ст. 222 ГПК).

§2. Общие критерии и правила определения подведомственности

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган правомочен разрешить дело, т.е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам, международным коммерческим арбитражам и другим, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия 2 .

В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:

  • во-первых, характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание — связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);
  • во-вторых, субъектный состав (состав участников спора);
  • в-третьих, спорность либо бесспорность права;
  • в-четвертых, наличие договора между сторонами спора;
  • в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);
  • в-шестых, орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Могут использоваться в законодательстве и иные критерии разграничения подведомственности.

Первый критерий подведомственности — характер спорного правоотношения — определяет подведомственность споров органам судебной власти. В свое время данный критерий обосновал Ю.К. Осипов, отразив исключительную судебную подведомственность споров из гражданских (в широком смысле) отношений. Ведь еще до начала 90-х гг. XX в. в российском законодательстве сохранялись достаточно значительные ограничения права на обращение в суд. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.

6 стр., 2590 слов

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

... суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству. на четыре вида. Исключительная подведомственность., Альтернативная подведомственность предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рассмотрения (например, по трудовым спорам). Подведомственность ...

Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

Экономическими являются споры как из гражданских, так и из публичных правоотношений. Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Например, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» носят межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях на помощь для определения подведомственности также приходит критерий характера (предмета) дела — его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Критерий субъектного состава участников спора позволяет дополнительно более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

При этом следует иметь в виду, что ст. 27 АПК связывает подведомственность дел арбитражному суду по субъектному составу с правовым положением сторон спора. Арбитражные суды по общему правилу разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан — индивидуальных предпринимателей.

В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц. Поэтому по общему правилу если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст. 33 АПК), то он будет подведомствен суду общей юрисдикции. Следует иметь в виду и правило ч. 4 ст. 27 АПК, согласно которому вступление в арбитражный процесс граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не изменяет подведомственности дела, которое должно быть рассмотрено арбитражным судом по существу 3 .