На сегодняшний день тема курсовой работы »Производство в надзорной инстанции» является актуальной. Актуальной можно подтвердить следующими аргументами. Во-первых, надзорное производство способно предупреждать исполнение неправосудных приговоров, определений и постановлений, во-вторых, исправлять судебные ошибки даже после вступления в законную силу приговора (определения, постановления), способно повышать качество работы нижестоящих судов, направлять судебную практику в строгом соответствии с требованиями закона. Хочется отметить, что в Уголовно-процессуальном кодексе существует надзорное производство по уголовным делам, поскольку эта стадия процесса является дополнительной гарантией устранения судебных ошибок и эффективным средством, препятствующим исполнению вступившего в силу незаконного, необоснованного и несправедливого приговора. Подобный порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции способствует более полной проверке законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу судебного решения. В случае отмены данного решения производство по данному уголовному делу осуществляется на общих основаниях. В связи с актуальностью курсовой работы поставим цель – рассмотреть производство в надзорной инстанции.
Задачами работы являются:
1.Раскрыть понятие, сущность и значение данной стадии.
2.Рассмотреть суды, рассматривающие надзорную жалобу или
3.Представить порядок
4.Рассмотреть порядок и сроки рассмотрения дела судов
5.Охарактеризовать пределы
При разработке курсового проекта были использованы УПК РК, учебные пособия по уголовному процессу.
Глава 1. Общая характеристика института надзорного производства в уголовном процессе
1.1.Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора
Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном или надзорном порядке.
Система контроля качества в строительстве при производстве земляных работ
... освещения, санитарно-технического оборудования и т.д. Брак в строительстве возникает вследствие некачественных проектных разработок или отступлений от проектных решений и технических условий на производство работ, от ... 1. Основные этапы и виды контроля качества в строительстве при производстве земляных работ Контроль качества земляных работ по составу выполняемых операций определяется видом и ...
Предметом надзорного производства является судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившая в законную силу. В порядке надзора могут быть пересмотрены:
- приговоры, определения и постановления суда первой инстанции;
- кассационное определение;
- постановления, вынесенные в стадии исполнения приговоров;
- определения нижестоящих надзорных инстанций.
Надзорное производство возможно как во время отбывания, так и после отбытия наказания осужденным. Пересмотр приговора в кассационном порядке происходит только до отбывания наказания.
Дело в порядке надзора может быть пересмотрено неоднократно.
Основанием для надзорного производства является только протест в порядке надзора уполномоченных на то должностных лиц.
Надзорное производство как стадия уголовного процесса включает в себя следующие этапы:
- рассмотрение жалоб, заявлений, ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного решения;
- истребование и изучение уголовного дела для решения вопроса об опротестования судебного решения или об отказе в этом;
- принесение протеста;
- рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;
- принятие решения судом надзорной инстанции.
Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.
В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу постановления судов о
Постановления коллегии Верховного суда Республики Казахстан, вынесенные по результатам рассмотрения дела в порядке надзора, могут быть пересмотрены в исключительных случаях по основаниям, указанным в части 3 статьи 458 УПК.
Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции возможно лишь при наличии протеста Генерального прокурора Республики Казахстан (далее по тексту – прокурора) или постановления судей о возбуждении надзорного производства по пересмотру обжалуемых судебных актов. Предварительное рассмотрение ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов осуществляется в составе трех судей.
Судам следует иметь в виду, что в порядке надзора могут быть пересмотрены постановления судов первой, апелляционной, кассационной инстанций, которыми принято итоговое решение, вступившее в законную силу, находящееся на исполнении или исполненное, окончательно разрешающее дело по существу, исключающее начало и продолжение производства по делу. Частные постановления судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций также
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений ...
... дела и порядок пересмотра. Во второй, главе рассматриваются проблемы возникающие на стадии пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ СУДА ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ 1.1 Понятие и значение пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам ...
Вступившие в законную силу постановления судов, вынесенные в связи с отказом от обвинения государственного и частного обвинителя, по вопросам санкционирования меры пресечения в виде ареста и продления его срока, по разрешению жалоб на действия и решения лиц, осуществляющих дознание и предварительное следствие, или на действия и решения прокурора в стадии предварительного расследования дела, пересмотру в порядке надзора не подлежат.
В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу постановления судов о направлении дела для дополнительного расследования или на новое рассмотрение, если они обжалованы в течение 15 суток со дня их вступления в законную силу и имеются основания, предусмотренные статьей 459 УПК. Если дело принято судом и по нему начато новое судебное разбирательство или проводится дополнительное расследование, то дело не может быть истребовано для проверки доводов ходатайства или протеста. [11]
Протест, вносимый на вступившее в законную силу судебное решение, именуется протестом в порядке надзора: рассмотрение дела по протесту в соответствующей надзорной инстанции называется рассмотрением дела в порядке надзора. Надзорная инстанция — это суд, рассматривающий в порядке надзора дело по протестам на приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу (ст. 34 УПК).
Надзорное производство является одной из важных гарантий осуществления задач правосудия, охраны прав и интересов граждан.
Вышестоящие суды, рассматривающие дела в порядке надзора, своими решениями направляют деятельность судов в сторону правильного и
единообразного применения законов при осуществлении правосудия: способствуют улучшению качества рассмотрения уголовных дел, обеспечивают права участников процесса по всех стадиях судопроизводства.
Осуществление правосудия при рассмотрении дел в порядке надзора
является одним из путей реализации Верховным судом РК судебного надзора за деятельностью суда. Надзорное производство входит в систему уголовного судопроизводства как одна из его стадий, основываясь на принципах, свойственных всему уголовному процессу. Кассационное и надзорное производство сходно в задачах, целях, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет «поворота к худшему» и др.).
Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных возможно лишь по основаниям, предусмотренным ст., 465 УПК. Существенные особенности надзорного производства состоят в следующем: 1. Судами надзорной инстанции проверяются приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу. Порядок вступления судебных решений в законную силу определен в ст. 356 УПК.[11]
Предметом проверки может быть как приговор, не обжалованный и не опротестованный в кассационном порядке, так и приговор, проверенный по жалобе (протесту) и оставленный без изменения кассационной инстанцией.
2. Пересмотр в порядке надзора судебных решений допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.
3. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационном порядке. Предметом пересмотра впорядке надзора может быть постановление судьи, определение распорядительного заседания суда, приговор, определение кассационной инстанции, определения ипостановления, внесенные в порядке надзора нижестоящей надзорноинстанции, определения судов об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания и по другим вопросам, решаемым судом в стадии исполнения приговора.
Административный надзор органов внутренних дел
... административный надзор"; рассмотреть общие принципы правового регулирования осуществления административного надзора; дать характеристику задачам административного надзора; определить порядок обеспечения реализации административного надзора. ... административном надзоре проявляются уголовно-правовое значение института судимости, его фактическая принудительная сила. 3. Задачами административного надзора ...
Исключительность надзорного производства
4.Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен.
Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью
1.2.Субъекты производства в порядке надзора
Лица, имеющие право ходатайствовать о : пересмотре вступивших в законную силу, приговоров и постановлений судов, опротестовать вступившие в законную силу, приговоры и постановления судов
1. Обращения о пересмотре
2. Протест о пересмотре вступивших в законную силу приговоров и постановлений вправе приносить Генеральный Прокурор.
Уголовное дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора Генеральным Прокурором Республики Казахстан либо по его поручению заместителями Генерального Прокурора Республики Казахстан, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами.
4. Ходатайство, протест до рассмотрения дела в надзорной инстанции могут быть отозваны подавшим их лицом.
5. Правила, предусмотренные статьями 463-465 настоящего Кодекса, на протесты прокурора не распространяются и рассматриваются надзорной инстанцией непосредственно.[13]
При этом надзорная коллегия решает вопрос о наличии оснований к пересмотру дела в порядке надзора, предусмотренных статьей 459 настоящего Кодекса, после чего рассматривает протест прокурора по существу. При отсутствии указанных оснований надзорная коллегия выносит постановление об отказе в пересмотре дела в порядке судебного надзора.