Каждое государство стремится надлежаще урегулировать
Между тем, коренные изменения, происходящие в обществе и российской правовой действительности, предъявляют повышенные требования к современному законотворческому процессу.
Так же, некачественное законотворчество имеет негативные социальные, юридические, а порой и политические последствия.
В связи с вышесказанным, актуальным, на мой взгляд, является анализ современного правового регулирования законотворчества в РФ, поиск путей совершенствования Российского законотворчества.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику законотворчества.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и стадии
законотворческого процесса; - проанализировать современные тенденции развития правотворческого процесса;
- в заключение работы наметить проблематику
законотворческого процесса.
1.Понятие законотворческого процесса
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, цель которой — формирование правовых норм, их изменение, отмена или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание, единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих разнообразные отношения, сложившиеся в обществе. Правотворчество является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Правообразование включает в себя не только собственно правотворчество, но и весь предшествующий ему процесс формирования права.
Законотворчество — это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права.
В отличие от правотворчества, целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).
Правотворческий процесс и законотворчество
... курсовой работе, недостаточно разработаны в юридической литературе. Последние фундаментальные научные работы по этой теме относятся к 80-90 гг. и, естественно, уже не могут комментировать спорные вопросы законотворческой ... источников права в РФ выступает нормативно- правовой акт - акт государственных органов, содержащий юридические нормы. Правотворчество - составная часть более широкого процесса - ...
Законотворчество — стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества.
Как было уже отмечено, правотворчество — очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях) 1 .
Итак, принципы правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Рассмотрим наиболее важные из них. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.
Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук.
Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.
Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы.
Связь с практикой как принцип правотворчества
Традиционно в отечественной теории права выделяют три вида правотворчества:
1) правотворчество компетентных государственных органов;
2) «непосредственное
3) санкционирование норм, при котором процесс их
Правотворчество (законотворчество) высших представительных органов. Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями:
1) ограниченным кругом субъектов законодательной
2) строгой процедурой
3) последовательной сменой стадий правотворчества;
4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя;
5) обусловленностью юридического содержания правотворческого
Подзаконное правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.
К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.
Прокурорский надзор за исполнение законов органами осуществляющими ...
... в законодательных и ведомственных нормативных актах. 2. 3. Полномочия прокурора и организация работы при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Ныне действующий Закон об ОРД не обошел вниманием сферу прокурорского надзора. Статья ...
Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как
К достоинствам его относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.
К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии и др. 3 . Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству,— правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц.
2. Стадии законотворческого процесса на примере федерального законотворческого процесса
Законодательный процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов, прежде всего, характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, юридические прецеденты.
Законотворчество – сложный неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
Это так называемые первичные стадии, но выделяют и вторичные, которые имеют не менее сложное строение (рис.1).
Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива — представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.
Порядок внесения законопроектов определяется статьёй 104 Конституции РФ и Регламентом Государственной Думы. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы (рис.2), Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу в виде проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, а также поправок к законопроектам.
Рисунок 1. Стадии законодательного процесса в РФ
Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные органы), могут вносить законопроекты через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
1) проектов законов Российской Федерации о поправках к
Законодательные (представительные) органы государственной власти ...
... список. Глава 1. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа законодательный орган конституционный чеченский в Конституции РФ И. В. Законодательные, В Конституции РФ органа субъекта РФ принимать законы, определяющие статус края, ...
2) законопроектов о внесении изменений и дополнений в
3) поправок к законопроектам.
Необходимым условием внесения законопроекта в
1) пояснительной записки к законопроекту, содержащей
2) текста законопроекта, с указанием на титульном
3) перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, принятию в связи с принятием данного закона;
4) финансово-экономического обоснования (в случае
5) заключения Правительства РФ в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы.
Вторая стадия — рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой осуществляется в трех чтениях.
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта
Обсуждение законопроекта начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и содоклада представителя ответственного комитета. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатских объединений, полномочных представителей Президента РФ, Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных органов субъектов Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.