Конституционные права и свободы и проблемы совершенствования законодательства Республике Беларусь

Нарушения прав человека, где бы они ни происходили и какие бы масштабы ни имели, самым разрушительным образом влияют на затрагиваемых ими людей. Сейчас нарушения прав человека получили всеобщее признание и понимаются как одно из важнейших препятствий на пути общественного прогресса.

Со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, ООН и ее специализированные учреждения создали ряд механизмов защиты прав человека. Для тех, кто отстаивает права человека, целью является обеспечение самого высокого уровня защиты прав каждой личности во всех странах мира.

Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения их между собой. Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но, мечтая о счастливом будущем человечества, они не сумели дать ответ о путях освобождения человека от эксплуатации, угнетения, о становлении личности. Некоторые из них надеялись на проявление справедливого отношения к народу со стороны монархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов, устанавливающих блага для всех, и не готовили народ к борьбе со своими угнетателями, к борьбе за свободу и счастье людей.

Институт прав и свобод является центральным и в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы. Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Иное дело свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.).

В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. На пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного.

Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина).

2 стр., 861 слов

Административное обжалование нарушений прав и свобод граждан, ...

... особенности обжалования нарушений прав и свобод, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Административная жалоба — это обращение гражданина или группы граждан, адресованное соответствующему ...

Главной целью работы является изучение конституционных прав и свобод граждан, а также выявление проблем совершенствования законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и свобод граждан. Для раскрытия главной цели был поставлен ряд задач:

  • Изучить историю конституционного развития в Республике Беларусь;
  • Рассмотреть конституцию Республики Беларусь, национальное законодательство о правах, свободах и обязанностях граждан;
  • Выявить проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и свобод граждан.

Информационной базой послужили конституция, законодательные акты, учебные пособия и периодические издания.

Защита прав человека осуществляется на международном и национальном уровнях, причем главенствующая роль в этой области принадлежит международному праву. Международные пакты о правах человека 1966 г. обязывают государства принять такие законодательные меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, провозглашенных в пактах. Обязанность соблюдения государствами международных стандартов в области прав человека подтверждается в Венской декларации и Программе действий, принятой в 1993 г. на 2-й Всемирной конференции по правам человека. В ней, в частности, сказано: «Хотя значение национальной и региональной специфики и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства независимо от их политических, экономических и культурных систем несут обязанность защищать все права и основные свободы».

Итак, функции международной и национальной защиты прав человека разграничиваются следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за соблюдением их государствами. На национальном уровне государства приводят законодательства в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

Стремление максимально учесть международные стандарты, создать механизм правового государства особенно ярко проявляется в Конституции Республики Беларусь, которая в целом соответствует предъявляемым требованиям. Она воплотила в себя полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрела необходимые гарантии их реализации.

На протяжении истории развития Беларуси как суверенного независимого государства было принято пять конституций.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919г. Вторая Конституция БССР утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Третья принята 19 февраля 1937 г. вторым Чрезвычайным съездом Советов БССР. Четвертая Конституция (Основной Закон) БССР принята 14 апреля 1978 г внеочередной девятой сессией Верховного Совета девятого созыва. В этих конституциях проявлялся принцип преемственности, то есть многие положения воспринимались вновь принимаемыми конституциями: формы органов государственной власти, суда, прокуратуры; вхождение БССР в качестве субъекта федерации СССР и др.

8 стр., 3864 слов

Договор мены и обмен земельными участками в Республике Беларусь. ...

... договора мены могут являться только граждане Республики Беларусь. Обмен земельных участков между юридическими лицами не допускается. Граждане, которые получают земельные участки по условиям мены, должны обладать и правом ... на их получе-ние в частную собственность. Площадь земельного участка, полученного гражда-нином Республики Беларусь в результате ...

Все предыдущие конституции в той или иной степени закрепляли такую организацию государственной власти, которая имела явно выраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию приходилось беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но и разделы, главы. Особенно это коснулось основ общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел, посвященный правам и свободам, также необходимо было принципиально совершенствовать.

В конце 80-х — начале 90-х годов в общественном сознании с новой силой встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть и др. Совершенно иначе стали восприниматься ценности демократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении.

Огромное значение для принятия пятой Конституции имела Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете, положения которой учитывались при подготовке проекта.

Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом летом 1990 г.. внесла в ноябре 1991 г. на рассмотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой Конституции республики. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седьмой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

11 ноября 1991 г. Верховный Совет принял постановление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для обсуждения народом, а исполнительно-распорядительным органам местных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь. Итоги обсуждения проекта Основного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуждения, и вынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

Предложения и замечания стали регулярно поступать в Конституционную комиссию, ее рабочую группу, где они систематически анализировались и, если заслуживали того, включались в проект. Много интересных предложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По непринятым предложениям и замечаниям указывались мотивы невключения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько авторских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некоторые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.

14 стр., 6642 слов

Законодательный процесс в Республике Беларусь и Российской Федерации

... в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь. Мотивированное предложение о внесении в Палату представителей проекта закона в порядке реализации Советом Республики права законодательной инициативы могут внести в письменной форме Президиум Совета Республики, постоянные ...

Сейчас какого-либо давления сверху по поводу обсуждения проекта гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, что значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конституционного строя, прав и свобод граждан, системы органов государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание местным органам государственной власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей поступило от местных Советов депутатов.

Следует отметить, что в конце 1991 г. и в 1992 г. произошло много изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектом нового Основного Закона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г. Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г. Декларация, как было записано в ст. 12, является основой для разработки новой Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения).

Опубликование проекта для обсуждения оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны. В Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, но радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.

Постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.

Историческое решение — принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Конституции — объявлен праздничным днем.

Двухлетний опыт применения положений Конституции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и свобод граждан. С этой целью на республиканский референдум от 24 ноября 1996 г. Президентом и некоторыми фракциями Верховного Совета Республики Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции 1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Главой государства.

8 стр., 3712 слов

Конституция — основной закон государства (2)

... Япония, Республика Беларусь (ст.140)); принятием поправок на референдуме (Франция, Республика Беларусь - разделы I, II, IV и VIII: "Основы конституционного строя"; "Личность, общество, государство"; "Президент, Парламент, Правительство, суд"; "Действие Конституции Республики Беларусь и ...

2. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ, СВОБОДАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН

Конституция Республики Беларусь (Основной Закон) – это приведенная в единую научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченных наивысшей юридической силой, закрепляющих и регулирующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина.

К основным устоям общества, государства относятся: основы конституционною строя, его демократический, гуманный характер; структура политической системы (т.е. все формы политической власти); взаимодействие между властями государственными и общественно-политическими; государственное устройство и его принципы; правовой статус человека и гражданина; суверенитет народа, нации, государства и иные общественно-политические и экономические институты.