6. Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXIвеке и
реформы в России // Журнал российского права. — 2005. — N 6.
— законодательное обеспечение
— реформирование
— создание целостной правовой базы организации и
— обеспечение координации
— формирование правовой базы и институциональная реформа
- конкретизация основ
федерализма в Российской Федерации; - выработка принципиальных
направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления; - дальнейшее системное правовое обеспечение развития
экономики;
— развитие системы правового
Все эти положения актуальны и через десятилетие — в настоящее время.
Переживаемый российским государством и обществом в 90-х годах прошлого века системный кризис в самых различных отраслях — экономики, государственности, правовой системы и т.д. — до сих пор полностью не преодолен. Российская политическая и экономическая элита не смогла даже с помощью иностранных специалистов предложить эффективные программы выхода из кризиса, долгосрочную перспективную стратегию развития страны в XXI веке.
Именно на несостоятельность и
«Правовая система» и «правовая семья»: соотношение понятий
... правовых систем, которые объединены единством исторического формирования, правоприменения, структуры, ведущих отраслей и правовых институтов, источников, понятийно-категориального аппарата[8]. Соотношение понятий правовая семья и правовая система в следующем: правовая семья представляет собой совокупность правовых систем, ... Понятие «правовая семья» включает в себя комплекс правовых систем, которые ...
Отсутствие четких ориентиров, в каком направлении в целом необходимо развиваться российскому обществу и государству, стало наиглавнейшей причиной низкой эффективности реализации реформ в России.
7. Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. — 2005. — N
Как справедливо отмечает академик Г.А. Арбатов, проблем множество, и для их решения во многих сферах жизни общества требуются далеко идущие реформы. Военная и судебная реформы, реформа деятельности средств массовой информации, образования — словом, сумма реформ, которая поможет нам создать гражданское общество — демократическое и эффективное. На взгляд Г.А. Арбатова, руководству следовало бы не импровизировать в закрытом узком кругу высших чиновников, а создавать группы высококвалифицированных и безупречно честных людей для выработки программ каждой из реформ. «Эти программы должны быть прозрачными и ясными обществу. Только тогда они превратятся в большую политику, без которой нам не добиться возрождения и процветания России. И наконец, одну, наиболее квалифицированную, творческую программу, возможно, следовало бы создать для решения общих и наименее ясных для населения проблем: о наших целях, о том, куда мы хотим вести страну и какой хотим ее видеть через десять — двадцать — тридцать лет. Общая ориентация необходима для сплочения народа, для пробуждения его творческой энергии и сознания» [3]
Стало быть, российскому обществу и государству надо найти такие ориентиры и создать механизм для неуклонной их реализации.
Одним из таких ориентиров должно быть построение правового государства и
Очевидно, что главная задача, стоящая при проведении правовой реформы, создать в России правовую систему, независимую от конкретных людей. Меняются президенты, парламенты, председатели судов, но эффективность работы правовой системы от этого снижаться не должна. Жизнеспособность правовой системы, которая способна преодолевать любые кризисы, продемонстрировал Уотергейт в США, что убедительно показано в фундаментальном исследовании П. Д. Барнебойма «3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера».
К сожалению, российская правовая система, ее эффективность, во многом зависит от деятельности конкретных людей, от того, кто стоит во главе исполнительной и судебной власти, способен ли он проводить неуклонно в жизнь идеи самостоятельности и независимости судебной власти, реализовывать режим законности.
Результаты и перспективы жилищной реформы в России
... данной работы является рассмотрение результатов и перспектив жилищной реформы в России. История жилищных реформ в России Поступательное развитие экономики и совершенствование социальной сферы в любой стране или в отдельной сфере общественной жизни рано или ...
3. Арбатов Г.А. Человек системы. — М., 2004. — С. 457.
Законность в широком смысле — это принцип точного и повсеместного
Правовая система не может остаться неизменной, если в обществе произошли принципиальные изменения его экономического и политического строя. Это — с одной стороны. А с другой — невозможно проводить реформирование общества без соответствующего правового инструментария. Правовая реформа в стране, таким образом, касается:
а) пересмотра взгляда на саму природу права на основе концепции различения права и закона (право не должно рассматриваться только как результат и орудие деятельности государственной власти);
б) решения внутренних задач реформирования права;
- в) реформирования общества посредством права.
Необходимость проведения правовой реформы в современной России объективно обусловлена рядом социальных, политических, экономических и правовых факторов. Среди них можно отметить:
а) создание основ демократической правовой государственности и соответствующих ей учреждений и институтов публичной власти;
б) возникновение и
- в) становление рыночной экономики;
г) потребность в нормативной
6 июля 1995 г. был издан Указ Президента РФ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». Этим Указом признается актуальность и необходимость разработки концепции правовой реформы в целях реализации положений Конституции Российской Федерации, укрепления российской государственности и правовых основ нашего общества, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса.
Разработан и утвержден Комплексный план мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 июля 1995г.Этим планом предусматривается привлечение широкого круга общественных организаций, политических партий, научных учреждений к разработке концепции правовой реформы в России. В октябре 1995 г. в соответствии с Комплексным планом была проведена научно-практическая конференция «Пути правового реформирования российского общества», в которой приняли участие представители всех ветвей государственной власти, ряда политических партий и движений, юридических ассоциаций, научных коллективов. В рамках Комплексного плана состоялся и Всероссийский студенческий форум по вопросам правовой реформы.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
... законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ. Конституционно – правовой статус РФ характеризуются ...
С учетом предложений, высказанных научной общественностью, а также нормативных актов, посвященных современной правовой реформе в России, можно выделить следующие направления происходящего в стране реформирования правовой системы:
1. Законодательное закрепление
2. Формирование законодательных основ демократической правовой государственности.
3. Законодательное обеспечение
4. Упрочение конституционной законности, формирование конституционного правосудия.
5. Реформирование судебной
6. Законодательное развитие положений Конституции Российской Федерации.
7. Правовое обеспечение
8. Издание Свода законов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента России (февраль 1995 г.).
9. Создание целостной правовой базы правотворческой
10. Кадровое обеспечение правовой реформы, расширение подготовки юристов нового поколения.
11. Создание нормативно-правовой
12. Совершенствование правовых основ федерализма в Российской Федерации.
13. Правовое обеспечение
[11]
11. Теория права и государства. Вопросы и ответы — В.Н. Протасов.
Как справедливо указывает В.Д. Зорькин, следует признать, что Россия имеет отсталую правовую систему, и предпринимать решительные шаги по проведению правовой реформы. Нужно поставить в качестве актуальной задачи 2006-2010 гг. развертывание масштабной правовой реформы сроком до 2020 г. Программа правовой реформы должна быть не правительственной, а государственной. Ее следует утвердить законом и неуклонно осуществлять по этапам вплоть до 2020 г. Тогда появляется шанс на формирование к этому сроку развитой правовой системы, построение основ правового государства, преодоление отставания от стран с развитой правовой системой. Критически важен период 2006-2010 гг., когда будет заложена основа реформы. [7]
В.Д. Зорькин выделил три основные задачи и одновременно направления правовой реформы — правовая трансформация российского общества, трансформация и стабилизация системы права, реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения и обеспечения доступа граждан к правосудию, подчеркивая, что это именно «триединая», системная задача, которую по всем направлениям следует решать комплексно и одновременно.
Правовой статус субъектов Российской Федерации
... в области правового положения субъектов Российской Федерации, а также определение путей его совершенствования. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: Проведение правовой экспертизы нормативных актов, регулирующих правой статус субъектов РФ; Выявление ...
Представляется, что в развитие вышеуказанных положений необходимо в качестве самостоятельного направления правовой реформы выделить систему мер по реализацию доктрины разделения властей в России.
В Российской Федерации, в отличие от США, принцип разделения властей записан в текст Конституции. Но как отмечает П.Д.Баренбойм, пока это скорее конституционный лозунг, нежели реально действующий принцип Основного закона. Требуется серьезная работа по осмыслению и применению в российских условиях доктрины разделения властей, на что уйдет несколько десятилетий.