» Правовой механизм защиты прав граждан на получение страховых пособий по беременности и родам»

Тема исследовательской работы актуальна, так как у граждан возникают проблемы с защитой своих прав на получение страховых пособий по случаю временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Цель и задачи исследования вытекают из степени научной разработанности проблемы.

Целью данной работы является рассмотрение проблем социальной и судебной защиты прав женщин и иных лиц на получение страхового пособия по беременности и родам.

Задачи для успешного выполнения исследовательской работы:

  • изучение обязательного социального страхования женщин и иных лиц;
  • определение порядка обязательного социального страхования женщин и иных лиц;
  • рассмотрение на конкретном примере проблемы защиты права на получение страхового пособия по беременности и родам;
  • выявить проблемы и предложить пути их решения.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей работы является деятельность органов социальной защиты и судебных органов по защите прав женщин и иных лиц на получение страховых пособий по беременности и родам. Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы нормативно-правовых источников, научных теоретических положений, порядка социальной и судебной защиты прав, а также рассмотрением проблемы на конкретных примерах из жизни.

В первой главе данной работы рассмотрено понятие и сущность страхования по беременности и родам, круг лиц, подлежащие страхованию по беременности и родам, порядка назначения пособий и выплат по временной нетрудоспособности, в связи с материнством, и нормативно-правовые акты, которые регулируют социальное страхование беременных женщин и иных лиц. Что дает нам более обширное представление по страхованию данной категории граждан.

Во второй главе рассмотрены механизмы социальной и судебно-правовой защиты прав граждан на получение страхового пособия по беременности и родам.

В третьей главе определены проблемы защиты прав женщин и иных лиц по получению страхового пособия по беременности и родам.

5 стр., 2281 слов

Охрана и гигиена труда женщин

... беременных женщин и женщин, имеющих детей Законодательством о труде Российской Федерации установлен особый порядок исчисления и предоставления отпуска беременным женщинам, женщинам с детьми. Рассмотрим эти особенности подробно. Работающим женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам ...

При выполнении работы были использованы нормативно-правовые акты, учебная литература и Интернет-ресурсы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1. Понятие и сущность обязательного социального страхования беременных женщин

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Из этого понятия следует, что обязательное социальное страхование в связи с материнством необходимо для того, чтобы возместить беременным женщинам их заработок во время декретного отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Данному виду социального страхования определен вид страхового обеспечения — пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком.

В социально-политическом аспекте социальное страхование на случай беременности и родов представляет собой способ реализации конституционных прав беременных женщин на материальное обеспечение в связи с материнством. Размеры получаемых при этом пособий зависят от среднего заработка беременной женщины.

1.2 Порядок назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством

Для назначения пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством нужно определить круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

9 стр., 4106 слов

Понятие и установление временной нетрудоспособности (2)

... необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу. временная нетрудоспособность экспертиза пособие Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, ...

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

  1. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», являются застрахованными лицами.

Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении предусмотренных условий:

1) застрахованные лица вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

2) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года;

3) стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в двенадцать раз;

4) уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

5) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом;

6) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в размере за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай;

7) в случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.

8) порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством Российской Федерации.

5 стр., 2338 слов

Понятие и установление временной нетрудоспособности

... дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. . Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости ...

Также обязательному социальному страхованию подлежат:

— адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

— застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных Федеральными законами. Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода — не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

  • лица, работающие по трудовым договорам, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

— могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пособие выплачивается застрахованной женщине за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности –восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей –сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения семьдесят (в случае одновременного усыновления двух и более детей –сто десять) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

В случае усыновления ребенка обоими супругами пособие выдается тому супругу, которому предоставлен отпуск в связи с усыновлением ребенка.

Работодатель назначает пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

3 стр., 1030 слов

Правовое обеспечение экспертизы временной нетрудоспособности

... трудиться в своей профессии. 2.2 Правовая основа экспертизы временной нетрудоспособности Правовое регулирование медицинской экспертизы осуществляется различными нормативными правовыми актами. В Основах этим вопросам ... стороны органов управления здравоохранением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом ...

Работодатель осуществляет выплату пособия застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы (через кассу организации, путем перечисления на лицевой счет в Сбербанке России или ином кредитном банке, перечислением на пластиковую банковскую карту).

Территориальный орган страховщика в случаях, предусмотренных законодательством, назначает и выплачивает пособие в течение десяти календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов. В этом случае выплата пособия осуществляется в установленном размере территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, назначившим указанное пособие, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по беременности и родам выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине работодателя или территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суммы пособий, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

Удержание производится в размере не более двадцать процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Начисленные суммы пособий, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

При обращении за пособием по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01. 2007 № 74.

Пособие выплачивается в размере сто процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.

В случае если женщина в расчетном периоде не имела заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая с учетом районных коэффициентов.

7 стр., 3340 слов

Система принципов права социального обеспечения

... темы курсовой работы. Цель курсовой работы – исследовать систему принципов права социального обеспечения. Для осуществления поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи, а именно рассмотреть: 1.общеправовые принципы; 2.межотраслевые принципы; 3.отраслевые принципы; 4.внутриотраслевые принципы. Методологическую основу дипломной работы составили ...

  • Нормативное регулирование страхования на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством

Нормативное регулирование обязательного социального страхования регламентируется следующими нормативными документами на федеральном уровне:

  • Конституцией РФ, где сказано, что материнство находится под защитой государства. Так же в ней сказано, что каждому гарантируется социальное обеспечение в связи с материнством;
  • Трудовой кодекс РФ, где прописаны все трудовые права и обязанности беременных женщин;
  • Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;
  • Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;
  • Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь;
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который разъясняет все новые особенности и тонкости исчислений пособий по беременности и родам;
  • Закон Свердловской области «О ежемесячном пособии на ребенка», в нем устанавливаются порядок назначения и выплаты в Свердловской области ежемесячного пособия на ребенка, а также размер и порядок индексации этого пособия;
  • Закон Свердловской области «Об областном материнском (семейном) капитале», настоящим законом регулируются отношения, связанные с предоставлением областного материнского (семейного) капитала.

Таким образом, рассмотрев основные положения социального страхования на случай временной нетрудоспособности, необходимо рассмотреть социальную и судебную защиту прав граждан на обязательное социальное страхование в виде стразового пособия по беременности и родам.

5 стр., 2161 слов

Понятие и виды страхования.Соотношение гражданско-правового страхования ...

... зависимости oт способа вовлечения субъектов в страховые правоотношения. Пo данному признаку выделяют добровольное и oбязательное страхование. 1. Добровольное страхование осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом ...

Глава 2 РЕАЛИЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПОСОБИЙ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

2.1 Социально-правовая защита женщин в связи с беременностью и родами

Демография России является для правительства одной из приоритетных задач, именно поэтому каждый регион страны самостоятельно разрабатывает региональные целевые программы для улучшения ситуации. Правительством для реализации этих концепций разрабатываются мероприятия в различных сферах жизни, целью которых является увеличение численности населения и продолжительности его жизни. Параллельно с этим ведется активная информационно-просветительская деятельность, направленная на пропаганду демографической политики.

Демографическая политика – это деятельность, которая осуществляется государственными органами и прочими социальными организациями для того, чтобы регулировать процесс стандартного воспроизводства жителей страны.

Для поддержания материнства государством созданы благоприятные условия в социальной, трудовой, медицинской сферах.

Сегодня, благодаря государственным и региональным программам поддержки семей с детьми, социальная помощь оказывается гражданам в виде льгот, пособий и иных социальных выплат, начиная с периода беременности, продолжается по случаю рождения детей и сопровождает период их развития, осуществления ухода и воспитания — вплоть до наступления совершеннолетия.

Все виды детских пособий, выплачиваемых на территории Российской Федерации, по периодичности начисления можно разделить на:

  • единовременные — начисляются и выплачиваются однократно при возникновении определенного основания;
  • ежемесячные — выплаты осуществляются каждый месяц до достижения ребенком определенного возраста или до завершения действия иных предусматриваемых оснований.

Кроме того, по форме предоставления выплат можно выделить следующие виды пособий на ребенка:

  • по обязательному социальному страхованию — начисления производятся из взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых работодателем в соответствующий внебюджетных фонд;
  • по государственному социальному обеспечению — выплаты предоставляются из федеральных бюджетных ассигнований в территориальных Управлениях социальной защиты населения или учреждениях уполномоченных Министерств и ведомств.

В соответствии с указанными классифицирующими признаками можно представить следующий перечень государственных пособий гражданам, имеющим детей:

  • пособие по беременности и родам. Каждая работающая беременная женщина, имеет право на декретный отпуск, продолжительность которого составляет:
  • 70 дней до родов, а при многоплодной беременности — 84 дня;
  • 70 дней после родов (либо 86 дней в случае сложных родов) при рождении одного ребенка или 110 дней — при рождении двух малышей и более.

Расчет и выплата декретного пособия женщинам производится организацией-работодателем перед уходом в декретный отпуск. Его размер составляет 100% среднего заработка за все дни отпуска. Законодатель ограничивает максимальный размер этих выплат максимальной базой отчислений в государственный Фонд социального страхования;

12 стр., 5993 слов

Социальная защита социальное обеспечение семьям, имеющим детей в России

... помощь семьям с детьми, совершенствовать механизмы социального обеспечения. Это позволяет сделать вывод о несоответствии правового регулирования пособия по безработице потребностям граждан и ... негосударственными некоммерческими организациями государственного социального заказа. Представляется необходимой активная работа регионов в сфере охраны и защиты семей имеющих детей. Заключение В заключение ...

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности. Единовременная (однократная) выплата для женщин, вставших на учет на ранних сроках беременности — до 12 акушерских недель. В этом случае дополнительно выплачивается пособие. Чтобы получить полагающиеся денежные средства, необходимо предоставить своему работодателю медицинскую справку о постановке на учет по беременности с указанием акушерского срока;
  • единовременное пособие при рождении ребенка.Однократная государственная помощь. Выплачивается она на новорожденного ребенка, поэтому при рождении одновременно двух или трех детей выплата производится на каждого ребенка.

За получением этого единовременного пособия работающие родители обращаются по месту своей работы, а безработные оформляют материальную помощь в Управлениях социальной защиты населения:

  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • пособие на ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Гражданам, которые принимают на воспитание в семью ребенка (усыновление, приемная семья, опека и попечительство), также предоставляется единовременная помощь. Получить это пособие в местных Управлениях социальной защиты населения могут усыновители, приемные родители и опекуны ребенка, передаваемого на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Женам военнослужащих, проходящих службу по призыву, предусмотрен еще один вид фиксированных денежных выплат. Право на получение этого пособия появляется при достижении срока беременности 180 дней.

Таким образом, главным условием для начисления выплаты является срочная армейская служба мужа и будущего отца ребенка при сроке беременности жены 6 месяцев. Указанные факты подтверждаются соответствующей справкой, которая выдается по месту армейской службы, и справка о постановке беременной на учет. За получением этой выплаты следует обращаться в региональное Управление социальной защиты населения;

  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Женам военнослужащих, которые проходят срочную военную службу, государство гарантирует ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3-х лет (но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву);
  • материнский (семейный) капитал, право на который получают семьи при рождении второго ребенка. Сертификат на материнский капитал можно оформить в отделениях Пенсионного фонда России. Расходование этих средств возможно только путем безналичных перечислений на приобретение или строительство жилья, обучение детей семьи или формирование накопительной пенсии матери. Направлять выделяемые денежные средства можно по достижении ребенком 3-летнего возраста, за исключением случаев оплаты ипотечных кредитов на приобретение жилья.

По перечню данных пособий видно, что государство с особым вниманием относится к естественному производству населения и помогает в этом социальными гарантиями. Так же имеются ряд трудовых и медицинских гарантий.

5 стр., 2097 слов

Реферат экспертиза стойкой нетрудоспособности

... направление больных с признаками стойкой нетрудоспособности (инвалидности) на МСЭ; определение ... социальной экспертизы), осуществляющие экспертизу стойкой утраты трудоспособности и инвалидности. Профилактическая направленность экспертизы трудоспособности ... беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия ...

Труд беременных женщин действующее законодательство регулирует более строго. Им предоставляются не только льготы и гарантии, но и право на работу в условиях, отвечающих их состоянию здоровья. Поэтому рабочее место беременной женщины должно быть обеспеченно следующим:

  • оптимальными параметрами температуры, влажности и подвижности воздуха в помещении, где она работает;
  • переводом на рабочее место:
  • без воздействия вибрации, ультразвука, повышенного ионизирующего излучения;
  • не превышение интенсивности шума на рабочих местах 50-60 дБА;
  • с уровнем естественного и искусственного освещения, не ниже величин, соответствующих действующим оптимальным гигиеническим нормативам (работа в безоконных помещениях не допускается).

  • предоставление видов деятельности, не связанных с намоканием конечностей, одежды и обуви или с возможностью оказаться на сквозняке;
  • перевод на другую работу, не связанную с использованием персональных компьютеров, либо ограничение время работы – не более 3 часов за рабочий день.

Организации, в которой работает беременная женщина, запрещается:

  • снижать заработную плату;
  • привлекать беременную женщину к работам:
  • в ночное время;
  • сверхурочным;
  • в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • вахтовым методом.
  • направлять ее в служебные командировки;
  • заменять ей ежегодный оплачиваемый отпуск денежной компенсацией, за исключение выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск, если женщина решит сама уволиться;
  • отзывать ее из ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • переводить и перемещать женщину на работу, противопоказанную ей по состоянию здоровья.

Организация, в которой работает беременная женщина, обязана:

  • предоставлять по заявлению беременной женщины ежегодный оплачиваемый отпуск перед или непосредственно после отпуска по беременности и родам;
  • предоставлять отпуск по беременности и родам на основании заявления или листка временной нетрудоспособности;
  • выплатить пособие по беременности и родам;
  • выплатить единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • в соответствии с медицинским заключением:
  • снизить ей нормы выработки или нормы обслуживания в среднем на 40% от постоянной нормы;
  • перевести беременную женщину на другую работу – более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего среднего заработка;
  • освободить ее от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя, до предоставления другой работы;
  • установить по ее просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Беременные женщины так же имеют права на бесплатную специализированную медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной системе здравоохранения по программе обязательного медицинского страхования.

Из этого можно сделать вывод, что в приоритете государства стоит не только повышение демографии нашей страны, но и сохранение при этом социальной стабильности, рабочих ресурсов и здоровье будущего населения страны.

2.2. Судебно-правовая защита граждан на обязательное социальное страхование в связи с беременностью и родами

При реализации гражданами своих прав на обязательное социальное страхование между ними и государственными или муниципальными органами могут возникнуть различного рода разногласия. Споры по обязательному социальному страхованию рассматриваются судами общей юрисдикции – в районных судах.

Например, отказ в возмещении расходов по выплате страхового пособия по беременности и родам по обязательному социальному страхованию. Такие разногласия возникают между работодателями и Фондом социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования может отказать в выплате пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, если работнице незадолго до ее ухода в декретный отпуск повысили оклад.

Часто встречается ситуация, когда страхователи незадолго до ухода в декретный отпуск, повышают работнице оклад. Делается это для того, чтобы увеличить размер пособий, предоставляемых Фондом социального страхования при рождении ребенка. Если работодатель не сможет доказать целесообразность, а не предумышленность повышения зарплаты, отказывают в выплате пособия или ограничивают ее размер до минимального.

Также, тщательно рассматривают работники Фонда социального страхования ситуации, когда работницу приняли на работу за несколько месяцев до ухода в декретный отпуск, а также, если организация не ведет финансово-хозяйственной деятельности.

Обратившись в Фонд социального страхования за возмещением расходов на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, работодателем предоставляются следующие документы:

  • заявление о назначении пособия;
  • приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
  • копия свидетельства о рождении ребенка, за которым осуществляется уход, а также копия свидетельства о рождении предыдущего ребенка (если есть);
  • расчет пособия;
  • справка с места работы второго родителя о том, что он не использует отпуск и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
  • копия листка нетрудоспособности по беременности и родам.

Сотрудники Фонда социального страхования могут дополнительно запросить:

  • трудовую книжку сотрудницы (трудовой договор для совместителей);
  • подтверждение выплаты данного пособия.

В случае, если орган Фонда социального страхования решил отказать в выплате страхового обеспечения, согласно Федеральному закону№ 255-ФЗ, такой отказ должен быть мотивирован, что подкрепляется решением об отказе, с указанием причин. Решение, в трехдневный срок, с момента вынесения, направляется страхователю.

Страхователь, в свою очередь, вправе обжаловать отказ в вышестоящем органе Фонда социального страхования, либо обратившись в суд.

Однако, суды поддерживают органы Фонда социального страхования, в случаях, когда очевидна преднамеренное создание искусственной ситуации работодателем, несмотря на то, что формально все документы соответствуют установленным требованиям.

Если данный факт очевиден, то страхователю будет отказано в возмещении. Несмотря на то, что Трудовой кодекс не ограничивает работодателя в определении размера заработной платы работников, при этом, в Трудовом кодексе содержится прямой запрет на отказ в приеме на работу в связи с беременностью. Отказ на таком основании, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации образует состав преступления.

Поэтому, сам факт приема на работу женщины, незадолго до ее ухода в декретный отпуск не может рассматриваться в качестве основания для отказа в возмещении расходов на выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком. Однако совокупность причин может рассматриваться, как злоупотребление служебным положением и преднамеренность действий, в целях получения необоснованной выгоды.

Случаи, когда судьи признают обоснованным отказ органов Фонда социального страхования в возмещении пособий:

  • наличие родственных связей между лицом, занимающим руководящую должность в компании, либо являющимся его учредителем (участником) и беременной женщиной.
  • квалификация беременной работницы не соответствует занимаемой должности (отсутствует соответствующее образование, опыт и т.д.).

  • незадолго до приема работницы, внесены изменения в штатное расписание. То есть введена новая должность, либо штатная единица при отсутствии экономической обоснованности.
  • должность, занимаемая работницей, была указана в штатном расписании, однако установленный оклад был ниже.
  • после ухода в декретный отпуск, на освободившуюся должность не поставили другого работника, либо работнику установили более низкий размер оклада.
  • при поступлении на новое место работы, беременная работница предварительно уволилась с прежнего места работы по собственной инициативе.
  • заработная плата работницы, собравшейся в отпуска по беременности и родам, не соответствует уровню заработной платы коллег.
  • выплачиваются премии, превышающие размер премий, выданных другим работникам, либо премируется только беременная работница с размытой формулировкой.
  • необоснованно повышена зарплата работницы, в то время, как трудовые функции остались без изменений, в т.ч.

не изменилась должность.

  • отсутствие документов, подтверждающих фактическое выполнение трудовых функций работницей, отсутствуют также кадровые документы: должностные инструкции, табели учета рабочего времени и т.д.

Вероятность отказа Фондом социального страхования в возмещении расходов и вероятность того, что суды поддержат фонд, возрастает, если одновременно будет обнаружено несколько случаев.

Так, например, из Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №16688/12 от 19.12.2012 по делу №А35-7900/211 «Оценив фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что доказательства фактической деятельности Ш. отсутствуют, выполнение ею должностных обязанностей документально не подтверждено.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у фонда оснований для возмещения предпринимателю спорных расходов, произведенных на выплату пособия.»

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении №15163/10 от 28.12.2010 приводит следующие доводы:

Работница была принята на работу непосредственно перед уходом в отпуск по беременности и родам, при отсутствии экономической обоснованности и необходимости введения штатной единицы. При этом, не подтверждено фактическое исполнение работницей своих должностных обязанностей.

Однако, если работодатель сможет доказать обоснованность своих действий, суд принимает это во внимание.

Федеральный Арбитражный Суд Дальневосточного округа в Постановлении №Ф03-2676/2012 от 29.06.2012 по делу №А04-6683/2011 признал неправомерным отказ Фонда социального страхования в возмещении расходов, поскольку работодатель доказал, что работница фактически осуществляла трудовые функции.

Само по себе одновременное наличие нескольких вышеперечисленных факторов, хоть и увеличивают риск получения отказа, однако если работодатель сможет доказать в суде обоснованность своих действий, подтвердив все документами, суды выносят определение с учетом этих факторов.

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИИЕ СТРАХОВОГО ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Существует ряд проблем, связанных с защитой прав граждан по обязательному социальному страхованию по нетрудоспособности в связи с материнством, которые создают множество проблем с применением этого страхования на практике.

Частым случаем является смерть ребенка или матери во время родов. В нормативных правовых актах нету прямого ответа на решение этих проблем. Для того, чтобы граждане могли пользоваться на практике по такому случаю, стоит ввести статью в Федеральный закон № 255 о страховании на случай смерти матери или ребенка во время родов. В которой было бы разъяснено, куда переходят все выплаты этих пособий, что для этого нужно сделать и куда с этим обратиться. Трактовка этой статьи могла бы звучать так:

  1. В случае смерти ребенка во время родов, женщине так же выплачиваются пособие по беременности и родам.
  2. В случае смерти матери во время родов, пособия по беременности и родам будут выплачиваться второму родителю (отцу ребенка), попечителю или опекуну ребенка. Если перечисленных лиц нету, то пособия распределяются на усмотрение суда.

Так же очень часто сталкиваются с проблемами женщины, которые до рождения ребенка еще не имели трудового стажа работы, либо имели трудовой стаж менее шести месяцев. В этом случае нужно обратиться к Федеральному закону № 255 и Положению Правительства Российской Федерации №375.

Лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам, в соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ, выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Порядок реализации данной нормы, в свою очередь, закреплен в п. 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 375. В частности, размер дневного пособия не может превышать значения, определяемого делением минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районного коэффициента) на число календарных дней в месяце, на который приходится отпуск по беременности и родам.

Если заработок сотрудницы за 2-летний расчетный период позволяет ей рассчитывать на получение большего пособия, исчисление пособия следует производить согласно вышеуказанным правилам.

Кроме того, при расчете пособия по правилам ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ и п. 20 Положения № 375 значение дневного пособия следует рассчитывать отдельно для каждого календарного месяца, так как число календарных дней месяца отличается.

Еще проблема возникает в случаи, если женщина на период беременности и родов работала у нескольких работодателей.

С 2013 г. прекратилось действие прежнего порядка расчета пособий по беременности и родам (сотрудница вправе была требовать исчисления пособия по правилам 2010 г.) и порядка выдачи «больничных» по беременности и родам.

В частности, согласно п. 4.3 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) в случае, если отпуск по беременности и родам наступал в период до 31 декабря 2012 г. (включительно), женщине выдавалось несколько листков нетрудоспособности для представления по каждому месту работы, если ею был выбран порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, действовавший до 1 января 2011 г.

Данная норма с 2013 г. утратила силу, и применяться более не может. А потому выдача «больничных» по беременности и родам женщинам из числа внешних совместителей должна производиться по правилам п. 4, 4.1 и 4.2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

При этом, по мнению значительного числа территориальных отделений Фондов социального страхования Российской Федерации, право требовать несколько листков нетрудоспособности имеют только те лица, которые на дату начала отпуска по беременности и родам полные 2 предшествующих календарных года работали у одних и тех же работодателей. Если работодатели были разные или женщина отработала неполные 2 календарных года, согласно такому мнению, может выдаваться только один листок по одному из мест, на котором занята совместитель. Отсюда следует и возможность оплаты декретного листка только одним из работодателей.

Как представляется, такое мнение сотрудников территориальных отделений Фондов социального страхования Российской Федерации является спорным. О необходимости отработки полных двух лет для назначения пособия каждым из работодателей в Федеральном законе № 255-ФЗ не сказано. Для назначения пособия достаточно факта занятости данного лица у каждого из работодателей в расчетном периоде. При этом расчет пособия может производиться только исходя из заработка у данного работодателя, который назначает пособие совместителю. Как вариант, возможен расчет пособия из суммарного заработка за расчетный период одним из работодателей, но с представлением справки о том, что пособие по другому месту работы не назначалось и не выплачивалось.

Так же возникают вопросы по назначению пособия по беременности и родам усыновленных детей.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его (их) усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей –ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Еще одна распространенная проблема – это отказ в оформлении страхового пособия по беременности и родам в связи с неточностями оформления пакета документов для получения данного пособия. Лечебные учреждения при выдаче листков нетрудоспособности допускают такие нарушения, как: не заполнение всех обязательных реквизитов, неправильное оформление исправлений и наличие более двух исправлений, выдача больничного на срок, превышающий установленный.

Решением этой проблемы могло бы быть оснащение лечебных учреждений компьютерными технологиями, что позволило бы автоматизировать и упорядочить выдачу листка нетрудоспособности в печатном виде. А также при использовании сети Интернет была бы возможность направлять листки нетрудоспособности сразу на место его назначения, что сократило бы список предоставляемых документов.

Наибольшее количество отказов по выплате пособий связано непосредственно с расчетом суммы пособия, а именно с расчетом среднего заработка. При расчете среднего заработка учитываются выплаты, которые должны исключаться из расчетного периода.

Эта проблема сложно решаема, так как всю информацию о расчетном периоде предоставляет работодатель. Для решения данной проблемы можно ввести статью в Кодекс об административных правонарушениях которая могла трактоваться так: «Нарушение или не выполнение обязанностей работодателем по передачи информации по расчетным периодам работника» и которая несет за собой административное наказание.

В данной работе рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с обязательным социальным страхованием по временной нетрудоспособности в связи с материнством. Проанализировав проблемы можно сделать вывод, что некоторые вопросы еще не имеют своего решения в законодательстве, но большинство проблем решаемы, но для этого нужны юридические знания и умения пользоваться нормативные актами. Было бы гораздо проще, если все особенности, страховые случаи и решение проблем по страховым случаям, связанные с временной нетрудоспособностью в связи с материнством были оформлены в одном нормативном документе, для более четкого понимания населением всех тонкостей обязательного социального страхования беременных женщин.

Заключение

Рассмотрев механизмы социальной и судебной защиты прав граждан на получение пособия по беременности и родам можно сказать, что тема исследовательской работы действительно является актуальной на данный момент, так как возникает много трудностей с его применением на практике. В работе мы разобрали только самые популярные проблемы защиты прав граждан на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Цели и задачи исследования достигнуты. Рассмотрены проблемы механизма защиты прав граждан на получение пособия по обязательному социальному страхованию временно нетрудоспособных в связи с материнством, но перед этим изучили обязательное социальное страхование беременных женщин, обозначили порядок и назначение пособий, изучив при этом нормативную базу на федеральном и региональном уровне. А также механизм защиты прав граждан на получение данного пособия.

По проделанной работе можно сделать выводы.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством – правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию гражданам утраченного заработка по причине временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Страховыми случаями в этом случаи будут являться: беременность и роды, рождение ребенка и уход за ребенком.

Размер пособия зависит от среднего заработка застрахованного лица.

Пособие выплачивается застрахованному лицу за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят дней (при многоплодной беременности восемьдесят четыре дня).

Пособие выплачивается в размере сто процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Социальное страхование временной нетрудоспособности в связи с материнством регламентируется на федеральном и региональном уровне.

Назначение, исчисление и выплата пособия производится в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Социальная и судебно-правовая защита прав граждан по выплате страхового пособия по беременности и родам осуществляется на законодательном уровне и имеет некоторые проблемы с ее реализацией.

В законодательство, действующее в данный момент необходимо сделать поправки, для решения проблем, связанных с назначение и выплатой, а также защитой прав граждан по случаю временной нетрудоспособностью в связи с материнством.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoe-regulirovanie-naznacheniya-i-vyiplatyi-posobiya-po-beremennosti-i-rodam/

  1. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 г. в ред. от 21.07.2014.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.03.2016)
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят 21.12.2001г. в ред. от 30.12.2015.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.03.2016)
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят 13.06.1996 г. в ред. от 30.03.2016.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.04.2016)
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в ред. от 09.03.2016.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 24.03.2016)
  5. Федеральный закон от 16 июня 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательном социальном страховании» в ред. от 01.12.2014.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.03.2016)
  6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в ред. от 29.12.2015.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.03.2016)
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в ред. от 30.12.2015.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.03.2016)
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в ред. от 25.03.2013.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.03.2016).

  9. Закон Свердловской области от 14 декабря2004г. № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» в ред. от 21.12.2015.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.03.2016).

  10. Закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 86-ОЗ «Об областном материнском (семейном) капитале» в ред. от 21.12.2015.// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (Дата обращения: 01.03.2016).

  11. Закон Свердловской области от 22 июля 2005 г. № 96-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области в связи с необходимостью их приведения в соответствие с федеральными законами в сфере пенсионного обеспечения» в ред. от 05.11.2014.// СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (Дата обращения: 01.03.2016)
  12. Фонд социального страхования Российской Федерации// URL: http://fss.ru/ (Дата обращения: 01.03.2016)
  13. Галаганов В. П. Право социального обеспечения // Учебник: Издательство КноРус, 2014. – 372 с.
  14. Беляев А. Н. Пособия по социальному страхованию. Применяем новые правила расчета // Заработная плата. Расчеты. Учет Налоги. – 2013. – № 1. – с. 17
  15. Демография России. Демографическая ситуация за последние 20 лет в России // SYL.Ru: ежедн. интернет-изд. 2015. 16 авг. URL: http://www.syl.ru/article/200190/new_demografiya-rossii-demograficheskaya-situatsiya-za-poslednie-let-v-rossii
  16. Пособия по беременности и родам и уходу за ребенком – когда ФСС может отказать в выплате // Парус.ru: ежедн. интернет-изд. 2013. 14 мая. URL:http://paruscbp.ru/poleznaya-informaciya/posobiya-po-beremennosti-i-rodam-i-ukhodu-za-rebenkom-kogda-fss-mozhet-otkazat-v-vyplate.html