Правовой статус таможенного перевозчика

Создание рынка таможенных услуг обусловлено потребностями рынка и внешнеторгового оборота. Допуск профессиональных участников, не имеющих, по сути, прямого отношения к перемещаемым товарам через таможенную границу Российской Федерации, в сферу таможенного дела позволяет в значительной мере ускорить процесс прохождения таможенных формальностей и, как следствие, свести до минимума расходы участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, при осуществлении услуг такими хозяйствующими субъектами существенно снижается риск нарушения установленных таможенным и административным законодательством предписаний и, следовательно, привлечения лиц к ответственности, предусмотренной Таможенным кодексом Таможенного союза Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами, регулирующими внешнеторговую деятельность. В ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь такими лицами являются и таможенные перевозчики.

Значимость темы курсовой работы обусловлена также и новизной правовой базы, регулирующей правовое положение физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в области таможенного дела. Так был принят Таможенный Кодекс Таможенного Союза 2010 г. Это, на взгляд многих ученых, является не менее актуальным, поскольку присоединение Белоруссии и Казахстана послужит дополнительным стимулом для развития внешнеторговой деятельности России и, следовательно, активизации дальнейшего формирования «околотаможенной инфраструктуры», куда входят таможенные перевозчики.

Целью данной курсовой работы является анализ положений действующего законодательства о правовом статусе таможенного перевозчика. Для достижения поставленной цели в работе решены

  • дано определение таможенного перевозчика;
  • раскрыты принципы организации работы таможенного перевозчика;
  • рассмотрены виды перевозчиков;
  • охарактеризованы права и обязанности таможенного перевозчика;
  • изучены условия включения в Реестр таможенных перевозчиков и исключения из него;
  • показан порядок организации деятельности и административная ответственность таможенного перевозчика;

При написании данной работы были использованы следующие методы: форматно-логический, историко-правовой и сравнительно-правовой.

Курсовая работа состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении рассмотрены цели, задачи и методы работы. В первой главе раскрывается понятие таможенного перевозчика как участника таможенных правоотношений, а также виды перевозчиков и общие положения организации их работы. Во второй главе рассмотрен правовой аспект регулирования деятельности таможенных перевозчиков: права и обязанности, условия включения в Реестр и ответственность. В заключении подведены итоги всей работы.

3 стр., 1398 слов

Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений

... темы. Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений Субъекты таможенного права – это участники таможенных правоотношений, наделенные соответствующими правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; ...

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Исследуя и анализируя всех участников таможенных правоотношений их можно разделить на несколько основных категорий:

  • лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через таможенную территорию Таможенного союза (далее ТС);
  • таможенные органы и их должностные лица;
  • участники внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела.

К первой категории относят участников ВЭД — физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеющие в качестве контрагентов зарубежных партнеров. Эти лица перемещают через таможенную территорию товары и транспортные средства в целях получения в итоге прибыли за счет их реализации или использования.

Ко второй категории относятся таможенные органы и их должностные лица, осуществляющие контроль за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

И наконец, третья категория, куда включаются рассматриваемые данной работой таможенные перевозчики, а также юридические лица, включенные в соответствующий реестр и получившие в таможенных органах подтверждающее этот факт свидетельство: таможенные представители, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли, уполномоченные экономические операторы. Все перечисленные категории лиц осуществляют коммерческую деятельность в сфере таможенного дела и осуществляют непосредственное взаимодействие с таможенными органами, являясь связующим звеном между участниками ВЭД и должностными лицами таможенных органов.

Первые таможенные перевозчики появились в 1994 году после закрепления такого понятия в главе 25 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) 1993 года. В соответствии со ст. 164 ТК РФ 1993 года Таможенным перевозчиком могло быть предприятие, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика. 1

В настоящее время таможенный перевозчик осуществляет свою деятельность на территории РФ, руководствуясь Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в РФ».

Таможенный перевозчик — юридическое лицо государства — члена таможенного союза, отвечающее определённым условиям, включённое в реестр таможенных перевозчиков, а также осуществляющее перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза. 2

Статус таможенного перевозчика приобретается юридическим лицом после его включения в реестр таможенных перевозчиков. ФТС РФ ведет российский реестр таможенных перевозчиков. На основании национальных реестров Комиссия Таможенного союза формирует общий реестр таможенных перевозчиков (Российский реестр части таможенных перевозчиков представлен в Приложении 1).

Таможенный перевозчик строит отношения с клиентом на договорных условиях. По договору перевозки груза перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязан уплатить за перевозку груза установленную плату. Если таможенный перевозчик имеет возможность произвести перевозку товара, он не в праве отказать клиенту в заключении договора. Исключением из этого правила может стать только достаточные основания полагать, что действия клиента нарушают закон и могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность в сфере таможенного дела. Таможенный перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.

Статус таможенного перевозчика подтверждается свидетельством, условия выдачи которого определены ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Форма свидетельства таможенного перевозчика законодательно закреплена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260. Свидетельство выдается соответствующим таможенным органом РФ. 3

Таким образом, использование услуг таможенного перевозчика является одной из основных мер, предпринимаемых в целях соблюдения законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, т.е. в сфере внешнеэкономической деятельности в широком смысле.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует 96 таможенных перевозчиков. Большинство перевозчиков выбрали основным видом транспорта автомобильный – 88%. Авиационный транспорт у 9% всех перевозчиков, морской у 2%, и единственный в РФ перевозчик (ОАО «Российские железные дороги») выбрал железнодорожный транспорт в силу своего монопольного положения на этом рынке перевозок.

Основное количество таможенных перевозчиков зарегистрировано в Центральном (33%), Северо-Западном (25%), Южном (20%) и Дальневосточном (17%) федеральных округах. То есть в местах, приближенных к государственной границе. Количество таможенных перевозчиков в Приволжском (3%), Уральском (1%) и Сибирском (1%) федеральных округах минимально и практически стремится к нулю (см. таблицу 1).

Таблица 1

Распределение таможенных перевозчиков по федеральным округам

Федеральный округ

Количество таможенных перевозчиков по видам транспорта

авто

ж/д

морской

авиа

ЦТУ

26 (1)

1

нет

4

СЗТУ

24 (1)

нет

нет

нет

ЮТУ

20 (4)

нет

нет

нет

ПТУ

2

нет

нет

1

ДВТУ

13 (13)

нет

2

1

УТУ

нет

нет

нет

1

СТУ

нет

нет

нет

1

Итого

85 (19)

1

2

8

Всего

96

Таможенный перевозчик вправе перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения на депозит причитающихся сумм).

Таможенный перевозчик может быть:

  • зональным (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика только в регионе деятельности одной таможни);
  • региональным (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика в регионах деятельности нескольких таможен, подведомственных одному региональному таможенному управлению);
  • общероссийским (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений или на всей территории Российской Федерации).

Взаимоотношения между перевозчиком, отправителем, получателем товаров и таможенным перевозчиком строятся на договорной основе. Таможенный перевозчик может перевозить товары под таможенным контролем по инициативе заинтересованных лиц или по решению таможенного органа отправления. Решение таможенного органа отправления о перевозке товаров таможенным перевозчиком является обязательным для перевозчика, отправителя и получателя товаров, а также для таможенного перевозчика.

Расходы, возникшие у перевозчика, отправителя или получателя в связи с перевозкой товаров таможенным перевозчиком, подлежат урегулированию между перевозчиком, отправителем или получателем и таможенными органами не возмещаются. Расходы, возникшие у таможенного перевозчика в связи с перевозкой товаров под таможенным контролем, подлежат урегулированию между перевозчиком, отправителем, получателем товаров, с одной стороны, и таможенным перевозчиком, с другой стороны, и таможенными органами не возмещаются.4

Перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, поручается таможенному перевозчику в случае, если у таможенного органа

имеются основания полагать, что обычный перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение положений таможенного законодательства. Решение о перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенным перевозчиком принимается должностным лицом