После демократических преобразований, современный этап развития Украины характеризуется тенденциями по укреплению государственной власти, повышению роли государства в системе управления экономикой, усилению борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно растет значение и роль финансового контроля в системе государственного управления, реформирования действующей системы финансового контроля в Украине и разработки новых концептуальных основ организации системы общегосударственного финансового контроля.
Нынешняя система финансового контроля в Украине, бесспорно, имеет достаточно мощную структуру, хотя, по мнению некоторых ученых, не в полной мере эффективно охватывает реалии переходной экономики как в практическом, так и в теоретическом плане.
Аудит и ревизия — это основные формы контроля хозяйственной деятельности предприятий и ассоциаций. В то же время контроль является одной из основных функций управления общественным производством. Велико его значение для оценки выполнения планов, смет, прогнозов, динамики хозяйствования, результатов функционирования предприятий и ассоциаций, их структурных подразделений, выявление и мобилизация резервов экономического и социального развития, внедрения в практику достижений научно — технического прогресса, выработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Аудит и ревизия как наука располагает значительным арсеналом специальных методов и приемов исследования результатов функционирования предприятий и ассоциаций. Переход на новые прогрессивные методы хозяйствования, внедрение рыночных отношений, аренды, коммерциализации, приватизации требует дальнейшего развития теории, методологии, методики и организации аудита и ревизии, совершенствования их форм, методов и инструментария.
Объектом данного исследования по изучаемой дисциплине являются теоретические и практические положения о ревизии.
Предметом исследования в курсовой работе является планирование и подготовка к ревизии на конкретном предприятии. Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- раскрыть суть и значение ревизии как метода контроля финансово-хозяйственной деятельности;
- дать характеристику деятельности конкретного предприятия и изучить систему внутреннего контроля;
- изучить процесс планирования ревизии и этапы её проведения;
- освоить методические приемы ревизии;
- обобщить результаты исследования и дать практические рекомендации по их использованию системой управления предприятием.
В основу работы положены, опубликованная экономическая практика в официальных изданиях, специальная литература.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений
... бюджетных учреждениях и организациях следует иметь в виду, что при правильной постановке учета объективно и достоверно отражаются все операции финансово-хозяйственной деятельности каждого учреждения ... или организации и обеспечивается систематический контроль: ... ревизии сообщить об этом вышестоящей организации и соответствующему финансовому ...
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.
1. Суть и значение ревизии как метода контроля финансово-хозяйственной деятельности
На сегодня большинство авторов рассматривают ревизию как метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности и способ документального разоблачения недостатков, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предотвращения финансовых злоупотреблений.
Ревизия — системная деятельность специальных органов финансового контроля по исследованию отчетной документации, правильности ведения учета и отчета. Осуществляется с целью предотвращения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляют акт ревизии — служебный двусторонний документ, который подтверждает факт проведения соответствующей ревизии, отображает ее результаты по итогам определенных финансово-хозяйственных операций или деятельности предприятия в целом, и является носителем доказательной информации об обнаруженных и систематизированных по экономической однородности недостатках ведения хозяйства и нарушения законов и других нормативно-правовых актов.
Проблемы в понимании этого понятия остаются не только не исследованными, но и периодически усложняются законодателем. В части 2 статьи 2 Закона от 26 января в 1993г. «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» закреплена следующая норма: «Государственный контроль осуществляется в форме ревизий и проверок».[3] Следовательно, из изложенного вытекает, что законодатель рассматривал ревизию как форму государственного финансового контроля. Однако после внесения изменений в названный выше нормативный акт Законом от 15 декабря в 2005г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения финансовых правонарушений, обеспечения эффективного использования бюджетных средств, государственного и коммунального имущества» эта норма приобрела такой вид: «Государственный финансовый контроль реализуется государственной контрольно-ревизионной службой через проведение государственного финансового аудита и инспекцию». [4] Относительно ревизии, то в настоящее время она рассматривается не как форма финансового контроля, а как форма инспекции и «заключается в документальной и фактической проверке». [4]
Понятие ревизии также упоминается в определении контрольного мероприятия, которое закреплено в Стандартах государственного финансового контроля: «Контрольное мероприятие — это совокупность способов и методических приемов финансового контроля (ревизия, проверка, оценка, расследование и изучение), которые применяются субъектами государственного финансового контроля в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины и другими актами законодательства, которые регулируют их деятельность, и направленные на полный комплекс (систему) или отдельные процессы (этапы) финансово хозяйственной деятельности субъектов ведения хозяйства, связанной с использованием бюджетных средств, государственного и коммунального имущества». [5] В приведенном определении ревизия уже рассматривается как способ и методический прием контрольного мероприятия.
Контроль и ревизия
... контроля относят: укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины; обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недостач, потерь и порчи; выявление и ... - от органа управления к объектам управления и обратная связь - реакция объекта управления на воздействия органа управления. Экономический контроль, выполняя функцию ...
Совсем противоположное по содержанию определение закреплено в п. 1.5 Инструкции по подготовке, проведению контрольных мероприятий по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и реализации их материалов в таможенной службе Украины: «Ревизия — система организационно контрольных мероприятий, осуществляемых контрольно-ревизионным подразделом с целью полной и всесторонней оценки финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, выявления в ней недостатков и нарушений, а также предотвращения их в будущем».[7] В данном случае уже ревизия является системой контрольных мероприятий, а не их способом или методическим приемом.
Учитывая изложенное, делаем вывод о наличии в украинском законодательстве трудностей относительно дифференциации форм и методов финансового контроля. Это усложняется также отсутствием научных разработок в данном направлении.
Современная научная литература содержит определение метода как совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности, которые подчиняются решению конкретного задания. Как метод выступает и система определенных операций из обобщения и оценки собранной информации. [13, с.15] Следовательно, учитывая задачи финансового контроля, метод финансового контроля можно определить как совокупность приемов и способов получения информации о состоянии финансовой дисциплины во время проведения финансовой деятельности с целью предотвращения и прекращения правонарушений в этой сфере. [16, с.45]
Изложенное выше дает возможность сделать вывод, что на основании нормативного определения ревизии ее нельзя рассматривать как метод финансового контроля, поскольку оно не конкретизировано ни приемами и способами, ни конкретными заданиями, а также как форму финансового контроля, поскольку не содержит элементы механизма финансового контроля.
Научные определения ревизии не позволяют рассматривать ее как метод по вышеприведенным причинам. К тому же, анализ задач ревизии, определенных в пп. 2.1.-2.5. Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок государственной контрольно-ревизионной службой в Украине, к которым принадлежат, [7]:
- проверка соблюдения требований Бюджетного кодекса Украины и других нормативно правовых актов относительно выполнения бюджетов всех уровней, состояния работы финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины;
- ревизия текущего счета соответствующего бюджета, использования средств общего и специального фондов, валютных средств органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- ревизия правильности расходования средств на содержание финансовых органов и органов Государственного казначейства, аппарата соответствующих государственных администраций и органов местного самоуправления;
- проверка обеспечения руководством учреждения выполнения действующих законодательных актов и других нормативных актов относительно финансов и финансовой деятельности, в частности, Бюджетного кодекса, указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров, которые касаются повышения эффективности расходования бюджетных средств, оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы, усиления финансово бюджетной дисциплины;
- проверка состояния соблюдения законодательства по финансовым вопросам;
- анализ обоснованности и правильности вычисления показателей общего и специального фондов сметы, соответствие взятых бюджетных обязательств выделенным бюджетным ассигнованиям;
- проверка целевого, экономного, эффективного использования и сохранение средств и имущества;
- выявление и проверка по существу финансовых операций, которые отнесены к сомнительным и необычным;
- проверка обеспечения выполнения положения о министерстве, другой центральный орган исполнительной власти Украины в части реализации государственной политики в сфере финансов и контроля;
- проверка законности и правильности образования в министерстве централизованных фондов, их размеры и расходования по целевому назначению, правильность направления и использования бюджетного финансирования, кредитных ресурсов и финансовой помощи, полученной по решению Правительства или по соглашениям с Министерством финансов Украины;
- проверка правильности расчетов расходов на содержание аппарата министерства, другого центрального органа исполнительной власти, соблюдения действующих нормативных актов при расходовании средств на их содержание, обеспечение сохранения государственного имущества;
- проверка достоверности данных в бюджетных запросах;
- проверка правильности и полноты ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности;
— проверка соблюдения действующих нормативных актов относительно целевого и эффективного расходования средств и материальных ценностей, обеспечения их сохранения, использования финансовых инвестиций и невещественных активов, целевого и эффективного использования кредитов, полученных под гарантию Кабинета Министров Украины, и установление финансовых возможностей к их возвращению, достоверности отчетности и надлежащего состояния бухгалтерского учета и тому подобное, вообще указывает на то, что для их выполнения необходимо применять комплекс методов, основной из которых является проверка.
Методы финансового контроля. Ревизия – основной метод финансового ...
... к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды. Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью ...
Таким образом, ревизия, которая вроде бы является методом финансового контроля, состоит из нескольких других методов финансового контроля, проверки, наблюдения и тому подобное. Кроме того, выполнение отличных от подконтрольных объектов, объектов контроля и контрольных методов заданий, указывает на то, что ревизия является формой выражения контрольной деятельности, объединенной по определенному признаку. При этом ревизия является более широким явлением, чем метод. [22, с.12]
Анализ изложенного выше материала показал, что основные задачи ревизии сводятся непосредственно к ревизии и проверкам. Относительно задач, связанных с проверкой, следует, что ревизия:
- это собственно и является проверкой качественных и количественных результатов финансовой деятельности. Таким образом, ревизия — разновидность проверки, объектом которой является результат финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций за определенный промежуток времени;
- последующий контроль.
Учитывая неочевидность отличий между проверкой и ревизией, в некоторых нормативно правовых актах, в том числе и в указанной выше Инструкции, эти понятия отождествляют. Выяснить особенности ревизии, которые позволяют выделять ее как самостоятельную форму финансового контроля, можно, проанализировав элементы механизма ревизии. [23, с.63]
Контрольная работа: Административно-служебный контроль: процедура деятельности
... деятельности административно-служебного контроля. Поставленные цели в работе отображены полностью. По работе можно сделать следующие выводы: Административно-служебный контроль играет все большую роль в государственно-административном управлении. При этом актуализация административного контроля ...
Контролирующим субъектом ревизии выступает специальный орган государственного финансового контроля — Главное контрольно-ревизионное управление Украины. Ревизии также проводятся и как форма внутреннего финансового контроля соответствующими подразделами предприятий, учреждений и организаций разных форм собственности, однако порядок проведения таких ревизий в действующем законодательстве определен лишь для некоторых государственных органов. [13, с.44]
Объект ревизии — процессы использования средств бюджетов всех уровней, которые входят в состав бюджетной системы Украины, и средств государственных целевых фондов, а также материальных ценностей и невещественных активов, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, бюджетных ссуд и кредитов, а также ссуд и кредитов, гарантированных средствами бюджетов. [13, с.45]
Контролируемым (подконтрольным) объектом ревизии является [3]:
1. Финансовые органы и органы Государственного казначейства областей, городов областного подчинения, районов и районов в городах, города Киева и Севастополя, Автономной Республики Крым.
2. Бюджетные учреждения.
3. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти.
4. Предприятия, организации государственной и коммунальной собственности.
5. Негосударственные предприятия, учреждения, организации в случае, когда это необходимо для решения главного задания ревизии.
Контролирующий процесс — деятельность контролирующего субъекта, связанная с выполнением задач ревизии.
Методы контроля — во время ревизии применяются методы проверки, анализа, оценки и тому подобное.
Таким образом, с учетом изложенного, можно сделать вывод, что деятельность контролирующих субъектов, направленная на выполнение задач ревизии, связана с процессами формирования, распределения и перераспределения общественных средств и материальных ценностей, является финансовым контролем. Внешне она проявляется в форме проверки, которая традиционно называется ревизией, поскольку осуществляется специализированным органом государственного финансового контроля — государственной контрольно-ревизионной службой.
Термин «ревизия» в переводе с латинского означает «пересмотр». Следовательно, применяется подразделами и другими государственными организациями для обозначения деятельности по проверке финансово — хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. [13, с.41]
Следовательно, ревизию можно определить как форму последующего финансового контроля, содержанием которой является проверка уполномоченными субъектами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации, соблюдения законодательства по финансовым вопросам, достоверности учета и отчетности с целью разоблачения недостатков, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предотвращения финансовых злоупотреблений.
Ревизия основных средств и нематериальных активов
... расчетных и кредитных операций; операции с основными средствами и нематериальными активами; полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными ... деятельности ревизуемого предприятия. Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля. Финансово-хозяйственный контроль ...
2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и организация внутреннего контроля ОАО «Азимут»
ОАО «Азимут» является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства Украины.
ОАО «Азимут» создано путем преобразования государственного предприятия «ПМК №1», являющегося правопреемником в отношении прав и обязанностей преобразованного предприятия.
ОАО «Азимут» находится в Автономной Республике Крым, г.Симферополь, ул.Узловая, 20.
ОАО «Азимут» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе.
Целью деятельности ОАО «Азимут» является извлечение прибыли.
ОАО «Азимут» осуществляет следующие вид деятельности:
- автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров;
- техническое обслуживание автотранспорта;
- ремонтно-вспомогательные работы, капитальный и текущий ремонт технологического оборудования;
- предоставление во временное пользование по договорам аренды административных и производственных помещений;
- содержание платной автостоянки.
Уставный капитал ОАО «Азимут» составляет 3096тыс.грн. Уставный капитал складывается из номинальной стоимости обыкновенных именных акций, приобретенных именных акций составляет 3096 акций, стоимостью 1000грн.
Органами управления ОАО «Азимут» являются:
- общие собрания акционеров. Это высший орган общества.
— совет директоров. В компетенцию совета директоров ОАО «Азимут» входит решение вопросов общего руководства деятельностью ОАО «Азимут» за исключением вопросов, отнесенных уставом ОАО «Азимут» к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
- генеральный директор является единоличным исполнительным органом.
Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью ОАО «Азимут» является ревизионная комиссия. Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном уставом и положениями об общем собрании акционеров, совете директоров ревизионной комиссии (Приложение №1).
Оперативное руководство деятельности ОАО «Азимут» осуществляет генеральный директор.
Генеральному директору непосредственно подчиняются: заместитель генерального директора; главный бухгалтер; главный механик; инженер отдела кадров; инженер безопасности движения; юрист.
Заместитель генерального директора обеспечивает бесперебойную работу предприятия. Координирует деятельность подчиненных ему подразделений. Принимает меры по обеспечению организации необходимым оборудованием и материалами.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает организацию учета и отчетности на предприятии. Осуществляет контроль за соблюдением оформления первичных и бухгалтерских документов. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Общество ведет бухгалтерский учет, составляет и подает финансовую отчетность в соответствии с действующим законодательством Украины. Статистическая отчетность, которая использует денежный измеритель, базируется на данных бухгалтерского учета и подается в установленном объеме органам государственной статистики.
Права юридических лиц при проведении государственного контроля предприятий
... юридических лиц при проведении проверок; выявить типичные нарушения при проведении проверки. Предметом исследования выступают права юридических лиц при проведении государственного контроля предприятий. ... 4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более "рыночную" ... Общая стратегия государственного регулирования базируется на следующих принципах: 1. Государство должно ...
Принципы бухгалтерского учета в анализируемом предприятии изложены в Приказе об ученой политике (Приложение №2).
Данный Приказ утверждается в начале календарного года и действует в течение всего года без изменений.
Как отмечалось выше, осуществления внутрифирменного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества создана ревизионная комиссия. В соответствии с указанным Положением о ревизионной комиссии (Приложение №1) на службу внутреннего контроля организации возложено выполнение следующих функций:
- контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета, разработка рекомендаций по её улучшению;
- контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;
- контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;
- контроль за деятельностью различных звеньев управления;
- контроль за эффективностью механизма внутреннего контроля;
- контроль за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;
- контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
- проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;
- разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышению эффективности управления.
Проверки и ревизии финансовой и хозяйственной деятельности предприятия осуществляются государственными налоговыми администрациями, другими государственными органами в рамках их компетенции, ревизионными органами общества и аудиторских организаций.
По своему типу ОАО «Азимут» является комплексным предприятием, в нем выполняются все виды технического обслуживания, текущий ремонт, содержание подвижного состава.
В настоящее время на балансе предприятия находится 48 единиц разномарочного подвижного состава и 6 прицепов. Весь подвижной состав содержится в теплых боксах — стоянках, что положительно сказывается на эксплуатации автомобилей в зимнее время. Для качественной работы в ОАО «Азимут» имеются укомплектованные необходимым оборудованием, оснащенные кран балками и смотровыми ямами, ремонтно-механические мастерские.
К основным показателям за период 2006-2008гг., относятся:
- среднесписочное количество автомашин, которое в 2006 году составляла 58 единиц, в 2007 году — 55 единиц, в 2008 году — 48 единиц;
- коэффициент технической готовности в 2006 году был равен 0,97, в 2007 году — 0,98, в 2008 году — 0,97;
- коэффициент использования парка составил в 2006 году — 0,34, в 2007 году- 0,38, в 2008 году — 0,33;
- грузоподъемность всего парка была равна в 2006 году — 396,5, в 2007 году- 359,9, в 2008 году — 291,8;
- фонд заработной платы (тыс.грн) составил в 2006 году — 771,2 , в 2007году — 881,5, в 2008 году — 831,2;
- себестоимость всего (тыс.грн) исчислялась в 2006 году — 5754,6, в 2007 году — 8966,1, в 2008 году — 8301,0;
- выручка всего (тыс.грн) составила в 2006 году — 5581,7, в 2007 году — 8637,7, в 2008 году — 7984,0;
- прибыль (+), убытки (-) ( тыс.грн) в 2006 году — (-) 172,8, в 2007году — (-) 338,4, в 2008 году -(-) 317,0.
- балансовая прибыль (+), убыток (-) в 2006 году — (-)651,3, в 2007 году -37,8, в 2008 году — (-)239,0.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на протяжении 2006-2008г. на анализируемом предприятии наблюдается сокращения подвижного состава, что привело к уменьшению грузоподъемности всего парка, а также к снижению коэффициента использования автопарка. На протяжении 2006-2008гг. предприятие является убыточным, что является следствием превышения затрат над полученной выручкой.
Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы
... заверенного печатью и при предъявлении удостоверения. Наряду с ревизией ценностей в операционной кассе кредитной организации (филиала), а также в операционной кассе вне кассового узла могут производиться проверки организации кассовой работы. Необходимость осуществления проверок организации кассовой работы, их ...
3. Планирование и этапы ревизии
Цель планирования контрольно-ревизионной работы состоит в упорядочении предполагаемых контрольно-ревизионных мероприятий для достижения максимальной эффективности и достоверности предстоящей проверки при оптимальном использовании временных и человеческих ресурсов.
Планы контрольно-ревизионной работы должны определить [15,с. 11]:
1. круг необходимой для проверки информации с целью выявления возможностей применения выборочных методов контроля;
2. объем проверяемой информации и время проведения проверки;
3. состав группы ревизоров, которые будут непосредственно участвовать в проведении проверки.
В плане ревизии приводятся следующие показатели: наименование и местонахождение ревизуемой организации, за какой период времени проведена предыдущая проверка, за какой период назначается данная ревизия, вид ревизии, ее сроки, руководитель ревизионной группы.
Планирование проводится заблаговременно (последний квартал предыдущего года) с учетом кадрового обеспечения. Должны проводится в организациях, в которых ревизия не проводилась более 1 года, были отмечены серьезные нарушения, наиболее крупных организациях по объему деятельности и количеству хозяйственных операций, смена руководителей. В последнюю очередь проводятся все остальные. В план могут быть внесены дополнительные расследования (внеплановые ревизии).
[27,с. 69]
Проведение ревизии хозяйственной деятельности предприятия подразделяется на следующие этапы: подготовка к проведению ревизии; проведение ревизии; оформление ее результатов; принятие решения по результатам ревизии; организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.
Четкая подготовка к проведению ревизии — залог ее своевременного и качественного осуществления с наименьшими трудовыми затратами. За несколько дней до начала ревизии издается приказ о ее назначении, в котором указывается, кому поручено проведение ревизии, срок ее проведения и дата представления руководителю предприятия акта ревизии с выводами и предложениями ревизора. До начала ревизии до выезда все участники обязаны предварительно изучить действующие необходимые законодательные акты, а также сравнить их с действовавшими в ревизуемый период, обращая внимание на изменения. Также отчетные и статистические данные, учетную политику предприятия. [29, с.112]
Основные этапы ревизии и организация ревизионного процесса
... вопросы, подлежащие проверке инспекторами-ревизорами, членами внутренних проверочных комиссий, другими участвующими в ревизии лицами и сроки выполнения. План подписывается руководителем ревизионной группы, с ... Положением о материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Если в процессе ревизии не представилось возможным установить причины, либо размер ...
Программу ревизии хозяйственной деятельности предприятия по согласованию с его руководством подготавливает ревизор. В ней указывается приемы и способы проверки. Руководитель ревизионной группы знакомит членов группы с содержанием программы и распределяет ее между исполнителями. Все пункты программы должны быть закреплены за соответствующими исполнителями. До начала ревизии члены ревизионной группы знакомятся с содержанием акта предыдущей ревизии и принятым по ее результатам решением. В процессе ревизии проверяется его выполнение. Члены ревизионной группы составляют рабочие планы по проведению ревизии порученных им участков деятельности предприятия.
В рабочем плане дается перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, указываются способ проверки, срок выполнения и исполнители. В ходе проведения ревизии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, решение которых потребует дополнительного рабочего времени. В этом случае в рабочий план вносятся соответствующие изменения и дополнения. [29, с.114]
Проведение ревизии хозяйственной деятельности предприятия подразделяется на следующие этапы.
1. Подготовительный включает планирование и подготовку ревизии до выезда (составление плана ревизии руководителем).
2. Представление плана ревизии в вышестоящее управление (для координации деятельности и оказания взаимной помощи друг другу).
Это делается также с целью обеспечения равномерной загрузки ревизионного аппарата, выделение резерва времени для выполнения внеплановых заданий и контроля за выполнением решений. Решение принимается по результатам предыдущих ревизий. Указывается форма представления ревизии (акт).
3. Оформление приказа о назначении ревизии осуществляется за несколько дней до начала ревизии. Для этого издается приказ о ее назначении, в котором указывается, кому поручено проведение ревизии, срок ее проведения и дата представления руководителю предприятия акта ревизии с выводами и предложениями ревизора.
4. Составление программы комплексной ревизии. Программу ревизии хозяйственной деятельности предприятия по согласованию с его руководством подготавливает ревизор. Руководитель ревизионной группы знакомит членов группы с содержанием программы и распределяет ее между исполнителями. Все пункты программы должны быть закреплены за соответствующими исполнителями.
5. Руководитель ревизионной группы предоставляет руководителю приказ, начинает ревизию, осуществляет ознакомление с объектом ревизии на месте (знакомство с руководителем, главным бухгалтером, со структурой объекта, с центрами ответственности, учредительными документами).
6. Проведение ревизии. Ревизия начинается, как правило, с внезапной инвентаризации кассовой наличности. Но иногда этот порядок изменяется. На начальной стадии ревизии следует проверить выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей ревизией. Результаты этой проверки надо отразить отдельным пунктом в основном акте ревизии с последующим принятием мер по исправлению положения. Содержание объекта контроля предопределяет выбор и последовательность приемов экономического анализа и специальных приемов документального и фактического контроля. Результаты ревизии оформляются промежуточным и основным актами. Промежуточный акт составляется для оформления результатов ревизии соответствующего участка деятельности предприятия, и подписывается ревизором и специалистами, участвовавшими в проведении ревизии, а также материально-ответственными лицами, деятельность которых проверяется.
Основной акт ревизии предназначен для оформления и отражения результатов ревизии, он служит основанием для принятия решения по результатам проведенной ревизии. В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты. В акте ревизии излагаются итоговые данные и содержание допущенных нарушений. В нем не должно быть помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.
Ознакомившись с содержанием акта ревизии, выводами и предложениями ревизора руководитель предприятия поручает соответствующим должностным лицам подготовить решение по результатам ревизии. Приказом оформляются результаты ревизии, в процессе поведения которой установлены злоупотребления и серьезные нарушения. В приказе выделяется два раздела: констатирующий (излагаются допущенные недостатки в работе) и приказной (перечисляются конкретные мероприятия по выправлению недочетов в работе).
7. Организация контроля за выполнением решения, принятого по результатам ревизии. За выполнением решения по результатам ревизии устанавливается систематический контроль, осуществляемый назначенными приказом работниками в установленные сроки. [21, с.205]
Таким образом, можно сделать вывод, что проведение ревизии включает несколько этапов. Первоначальным этапом является планирование и подготовка программы и плана. Основная задача, правильная организация проверки путем разграничения объектов ревизии по разделам и распределения обязанностей между проверяющими.
К этапам ревизии также относятся непосредственно проведение ревизии путем использования различных методов и приемов проверки, а также контроль за последующим выполнением решения по результатам проведенной ревизии.
4. Методические приемы ревизии
Отдельное контрольно-ревизионное действие принято называть методом. К таким методам могут быть отнесены сверка, сличение. Документальный контроль основан на нескольких методах, таких как:
- экономический анализ работы организации;
- технико-экономические расчеты;
- нормативная проверка;
- формальная проверка;
- логическая проверка;
- арифметическая проверка;
- встречная проверка;
- взаимный контроль;
- анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- восстановление количественно-суммового учета;
- проверка правильности корреспонденции счетов;
- проверка регистров бухгалтерского учета;
- исследование неофициальных материалов;
- исследование и проверка объяснительных записок, полученных в процессе ревизии. [29, с.146]
Более детально рассмотрим некоторых из вышеперечисленных методов.
Формальная проверка — проверка подлинности документов и соответствия их установленным формам, применяемых в хозяйственной практике и в период за который проводится ревизия.
Документы должны содержать реквизиты: название док-та, код, №, дата, адрес, ИНН, перечень реквизитов, удостоверение подписи руководителя и главного бухгалтера или другое ответственное лицо, печать организации. Значение этой проверки заключается в удостоверении полноты заполнения всех требуемых реквизитов, наличия данных по совершенным хозяйственным операциям, сумме операции. В ходе фактической проверки определяется также отсутствие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок, подлинность подписей соответствующих должности лиц на основе их сверки с образцами подписей и с данными других документов. Доброкачественным считается документ, составленный по форме и заполненный в соответствии со всеми требованиями. Недоброкачественный не отвечает требования, подложный (признаки: подчистки, нарушение структуры бумаги, потери глянца, появление пятен и др.), фиктивные (вымышленные лица).
[18, с.455]
Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических отчетных данных с установленными нормативами с целью определения их соблюдения. Выявленные при этом отклонения подлежат тщательному изучению с целью установления причин возникновения и предотвращению образования отклонений в будущем. [18, с.456]
Арифметическая проверка должна установить правильность произведенных расчетов, вычислений по остаткам, оборотам, суммам, начисленной и выплаченной заработной плате, суммам расходов, отнесенных на себестоимость продукции, работ, услуг, подсчетов в документах, удостоверяющих движение денежных средств в целях установления ошибок в кассовых отчетах, в расчетах с подотчетными лицами и т.д. Этот прием возможность установить правильность подсчетов в документах и выявить злоупотребления и хищения, скрытые за неправильными арифметическими действиями. Цель: выявление этих случаев на основе проверки достоверности хозяйственных операций, оформление правильности оформления документа и применения ряда приемов, присущих арифметической проверке. [18, с.456]
Технико-экономические расчеты производятся в процессе ревизии для установления расчетных плановых показателей, правильности составления смет косвенных расходов, капитального и текущего ремонтов основных средств, списания материалов на объем производства продукции, исчисления себестоимости готовой продукции, выполненных работ, услуг и т.д.
Встречная проверка документальных данных заключается том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. [12, с.244]
Хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств применяется ревизором в случаях, когда он имеет сведения о хищении ТМЦ или денежных средств, а проведенные ревизии расхождений не установили. При помощи такой проверки выявляют неучтенные ТМЦ, т.е. наличие ценностей, поступление которых документами не подтверждается и отпуск ценностей, которые по документам не числились.
Документальная проверка является ведущим приемом документального контроля. Она производится по данным первичных документов, учетных регистров, отчетности с целью установления законности, целесообразности и достоверности совершенных операций, а также выявления внутренних резервов повышения эффективности производства. На основе данных этой проверки разрабатываются мероприятия по ликвидации нарушений и привлечению к ответственности виновных за допущенные нарушения и злоупотребления. Проверка документов производится сплошным (проверяется содержание всех совершенных операций) или выборочным (проверяется содержание части операций) способами. [18, с.468]
Правильность совершения хозяйственных операций не всегда можно проверить методами документального контроля. Часто возникает необходимость провести проверку наличия денежных средств, материальных ценностей и основных фондов в натуре. С этой целью вместе с методами документального контроля в ходе ревизий применяются методы фактического контроля.
При проведении ревизии при помощи приемов фактического контроля по многим объектам контроля можно установить их реальное состояние в натуре. Существует несколько приемов фактического контроля, получивших широкое распространение.
Инвентаризация — это способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствие данным бухгалтерского учета на одну и ту же дату. Сопоставление данных инвентаризации с соответствующими остатками в учетных регистрах позволяет установить их реальное состояние, т.е. правильность фактических остатков, излишки или недостачи материальных ценностей. [8]
Для проведения инвентаризации приказом руководителя ревизуемого предприятия создается комиссия из соответствующих специалистов, включая работника бухгалтерии. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица и ревизора. При инвентаризации составляются все необходимые документы (инвентаризационные описи и ведомости, сличительные ведомости).
Данные о фактическом наличии каждого вида материальных ценностей фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих актах, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии. При обнаружении расхождений ревизор должен потребовать от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах расхождений, определить их характер и порядок урегулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт. [18, с.469]
До начала инвентаризации ревизор обязан взять у материально ответственного лица расписку о том, что все, относящиеся к приходу — расходу ТМЦ документы, проведены по складскому учету и сданы в бухгалтерию для определения остатков на момент проверки и неоприходованных и несписанных в расход ценностей не имеется. Ко времени окончания инвентаризации необходимо обработать все документы и определить остатки на дату инвентаризации. Кол-во ТМЦ определяется исходя из натуральных свойств и принятых единиц измерения путем подсчета, взвешивания, обмера и других приемов. [18, с.471]
Данные о факт наличии каждого вида средств, топлива, запасных частей, МБП фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих актах проверки, составляемых по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, ответственным за их сохранность, затем описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а у материально ответственных лиц берется расписка об отсутствии претензий к инвентаризационной комиссии. [14, с.296]
Все исправления должны быть оговорены и подписаны членами комиссии. После снятия факт остатков бухгалтерия совместно с ревизором определяет их соответствие данным бухгалтерского учета, если установлены расхождения, ревизор должен потребовать у материально ответственных лиц письменное объяснение по причинам расхождения, определить их характер и порядок регулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт. [18, с.475]
Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяется правильность, достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. При этом ревизор устанавливает соответствие фактически строящегося или ремонтируемого объекта его характеристикам, предусмотренным в титульном списке; полноту завершения работ. Проверяется соответствие объема, характера, стоимости работ, выполненных фактически и по актам, рабочим чертежам, журналам учета выполненных работ. При таком сопоставлении ревизор выявляет их соответствие или завышение, или объем незапроцентованных работ. Результаты контрольных обмеров оформляются актами и ведомостями перерасчета стоимости работ. Они подписываются ревизором, производителем работ и представителем ревизуемого предприятия. В случае приписок, завышения объемов выполненных строительных и монтажных работ ревизор выявляет виновных, получает от них письменное объяснение и разрабатывает предложения по устранению искажений и наказанию виновных. [17, с.154]
Обследование на месте производится при проверках готовности объектов собственных капитальных вложений или вышедших из ремонта объектов основных средств, установлении степени готовности объектов строительства, изношенности основных средств, порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей. [19, с.322]
Контрольный запуск сырья и основных материалов в производство используют при поверке правильности норм расхода сырья и материалов на производство продукции. [19, с.323]
Проверка качества сырья и основных материалов производится для установления причин низкого качества продукции, выполненных работ. [18, с.485]
Подводя итог, можно сделать вывод, что ревизия проводится при помощи различных методов контроля, как документальных, так и фактических. Разнообразие применяемых в ходе ревизии методов позволяет проверяющим решить основные задачи проверки.
5. Обобщение результатов ревизии и их использование системой управления предприятия
Квалифицированно провести ревизию, объективно и принципиально обосновать каждый факт, который приведен в акте ревизии, — важная и ответственная часть ревизионной работы. Ревизия считается завершенной, если обнаруженные нарушения устранены, виновных привлеченный к административной, дисциплинарной или материальной ответственности и употреблено мероприятий по недопущению таких нарушений в дальнейшем.
При условии выявления ревизией грубых нарушений действующих нормативных актов ревизор должен установить объем причиненного материального вреда, найти причины допущенных нарушений и виновных в этом конкретных лиц, указать, на основании чьего письменного распоряжения они причинены (номер и число приказа, письма, резолюции, денежного документа и кем он подписан).
[20, с.339]
От каждого винного в злоупотреблении лица нужно получить соответствующее письменное объяснение с исчерпывающими, точными и обоснованными объяснениями фактов, которые отображены в акте. После изложения каждого факта нарушений необходимо обязательно назвать документы, которые подтверждают эту запись и добавляются к акту.
В случае выявления злоупотреблений ревизор должен получить от должностных лиц предприятия, учреждения или организации, которая ревизуется, копии документов, которые свидетельствуют о злоупотреблении, а в случае необходимости — изъять нужные ему документы к окончанию ревизии или проверке, оставив по делам акт об исключениях документов и их копиях
Копии оригиналов документов ревизор получает лишь при условии, если само содержание документа является доказательством факта нарушений. Каждая копия документа должна быть заверена печатью и подписью должностного лица предприятия, учреждения или организации, которая ревизуется.
Копия с оригинала снимается в двух экземплярах. Второй экземпляр копии сохраняется вместе с актом по делам контрольно-ревизионной службы, первый экземпляр копии вместе с материалами ревизии передается к правоохранительным органам. [17, с.184]
По результатам документальной ревизии ревизором составляется акт — двусторонний документ, в котором должны быть объективно отображенные последствия ревизии финансово хозяйственной деятельности проверенного предприятия, учреждения или организации, приведен перечень фактов обнаруженных нарушений и недостатков в их работе (Приложение №3).
Форма составления акта утверждается ведомственными положениями и инструкциями. [17, с.194]
Различают два вида актов — промежуточные и общие.
Промежуточными актами оформляются результаты инвентаризации средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с дебиторами и кредиторами, результаты контрольного запуска сырья в производство, их составляют и тогда, когда обнаруженное нарушение или злоупотребление может быть скрыто, или когда на основании обнаруженных фактов нужно принять срочные меры, чтобы устранить нарушение или привлечь к ответственности винных в осуществлении злоупотреблений лиц. [21, с.305]
Промежуточные акты подписываются ревизорами, которые проводят ревизию, и должностными лицами, которые непосредственно отвечают за тот участок, где осуществляется проверка. Промежуточные акты складываются также и за результатами ревизии касс. Такие акты подписываются ревизором, главным (старшим) бухгалтером и материально ответственными лицами (кассиром).
Общий акт должен быть составлен окончание срока проведения ревизии, подписанный руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером предприятия, учреждения, организации, где была проведенная ревизия. В общем акте отображаются последствия проверок всех предусмотренных программой ревизии вопросов, в том числе и за фактами, которые приведены в промежуточных актах. [21, с.307]
Условно акт делится на несколько частей:
1) Общие сведения.
В общей части указывается основание для проведения ревизии, состав ревизионной группы, тема ревизии, полное наименование, а не аббревиатура предприятия, его подчиненность, если она есть, полное название министерства или ведомства. В этой части указывается, за какой период деятельности данного предприятия проведена ревизия, отмечается, в частности, за какой период проведена сплошным методом ревизия кассовых, банковских операций, наводятся фамилии, должности руководителей и период, в течение которого они отвечали за состояние бухгалтерского учета. В общей части акта наводится дата начала и окончание ревизии. Кроме того, отмечается, кем и когда проводилась предыдущая ревизия, устранены ли обнаруженные ею нарушения и какие проверки было после нее осуществлено. [22, с.204]
В этой части акта наводятся сведения о том, как предприятие, которое ревизуется, выполняет предложения относительно устранения недостатков, упомянутых в предыдущем акте ревизии, о возмещении причиненных убытков, оформления исков или представления материалов к следственным органам, улучшению учета, отдельно указывается на те изъяны, для устранения которых не было употреблено надлежащих мероприятий.
2) Производственно-финансовая деятельность (выполнение смет).
В этой части наводится перечень основных показателей производственной программы в течение одного-двох лет и их выполнения, анализируются финансовые результаты или выполнения смет, расчеты с бюджетом, дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами, отображается правильность выплаты наличностью из кассы и обоснованность безналичных расчетов, соблюдения норм использования сырья, материальных ценностей, их сохранения и тому подобное. [22, с.206]
В этой части акта в логической последовательности в соответствии с программой ревизии и с соблюдением суровой объективности четко, сжато и лаконично описываются все проверенные за имеются на предприятии, в учреждении или организации документами факты нарушений или злоупотреблений. При этом нельзя записывать к акту (справки) разные выводы, предложений и не подтвержденных документами данных о финансово хозяйственную деятельность объекта, который ревизуется. Запрещается также вносить в акт (справки) данные следственных материалов и ссылаться на свидетельство должностных лиц, какие они дали следственным органам. [22, с.207]
Нельзя в актах (справках) давать квалификационную оценку относительно действий отдельных должностных личностей, при составлении настоящих документов необходимо также избегать таких высказываний, как «присвоил», «разворовал средства, товарно-материальные ценности», «сфабриковал», «преступник», «мошенник», «небрежность», «злоупотребление», «преступление» и тому подобное. Эти высказывания являются прерогативой следственных и судебных органов. [17, с.199]
В этой части общего акта могут быть выделены отдельные разделы в зависимости от отраслевой специфики деятельности объекта, который ревизуется. Такими разделами могут быть:
— ревизия кассы и кассовых операций, ревизия операций по счетам в банках и других средств, ревизия кредитных операций, ревизия основных средств, ревизия расчетов по оплате труда и социального страхования, ревизия сохранности и движения материальных ценностей, ревизия операций по формированию и использованию прибыли, ревизия достоверности учета и отчетности.
3) Бухгалтерский учет и отчетность
В этой части анализируется состояние бухгалтерского учета и достоверность предоставленных отчетов.
В том случае, если во время проведения ревизии становится понятно, что материалы ревизии будут передаваться к следственным органам, то независимо от того, будет проводиться или не проводиться следствие по результатам ревизии, при составлении общего акта в нем необходимо отметить каждый факт, каждый эпизод зафиксированных нарушений или злоупотреблений. Если же установлено достаточно большое количество идентичных нарушений, которые имеют однородные признаки (за исключением объемов убытков, периода их причинения), можно применить шаблонную по содержанию формулировку существенные нарушения. [22, с.207]
В общем акте нежелательно приводить многочисленные плановые и отчетные показатели, а также мелкие нарушения, которые были устранены во время проведения ревизии. Каждое внесенное в акт исправление должно быть засвидетельствовано подписями лица, которое проводит ревизию, руководителя и главного бухгалтера объекта, который ревизуется. Один экземпляр акта ревизии дается руководителю проверенного предприятия с его подписью на первом экземпляре акта.
К общему акту добавляются промежуточные акты, описания и ведомости. Объяснения добавляются лишь к первому экземпляру общего акта, который остается у лица, которое проводит ревизию.
Общий акт подписывается лицами, которые принимали участие в проведении ревизии, а также руководителем и главным бухгалтером объекта, который ревизуется. Если же возникают какие-либо несогласования, руководитель и главный бухгалтер подписывают акт с соответствующим предостережением, давая его ревизору, или же посылают руководителю организации, которая проводит ревизию, мотивируя отрицание и объяснение по поводу всех отмеченных в акте недостатков и нарушений. [25, с.200]
Если руководителем, главным бухгалтером предприятия, учреждения или организации по акту ревизии или проверки были поданы письменные опровержения, то контролер-ревизор (руководитель ревизионной бригады) должен сделать по ним письменные выводы.
Если материально ответственными лицами к моменту напечатания акта поданы объяснения, которые в корне меняют содержание обнаруженных нарушений, то ревизор обязан внести их в акт, но при условии документального подтверждения таких объяснений или заявлений по результатам проверки.
Ревизор должен тщательным образом проверить правильность обоснований, доказательств и фактов, которые изложены в объяснениях, замечаниях или опровержениях должностных лиц (при необходимости осуществить дополнительную проверку) и составить письменный вывод, текст которого согласовывается с непосредственным руководителем ревизора и утверждается руководителем контрольно-ревизионного подраздела (отдела в районе, городе, управление) или его заместителями.