Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.
Одной из важнейших предпосылок обеспечения конституционной безопасности Российской Федерации является законодательное урегулирование связанных с этим вопросом. Место и роль права в решении проблем ее обеспечения определяется, прежде всего, специально-юридическими функциями права, прежде регулятивными и охранительными. Необходимость детального урегулирования всех аспектов обеспечения безопасности государства определяется рядом важнейших обстоятельств.
Во-первых, речь идет о безопасности государства как такового, защищенности основ его конституционного строя, в том числе территориальной целостности и неприкосновенности.
Во-вторых, обеспечение безопасности государства, в том числе конституционной, — это одна из наиболее закрытых сфер деятельности органов государственной власти, призванных выполнять эти задачи, и в этом случае возможности для проявления субъективизма наиболее широкие.
В-третьих, конечным результатом обеспечения конституционной безопасности государства является обеспечение безопасности его граждан, их прав и свобод, законных интересов.
Основы конституционного строя РФ определены в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы экономических отношений, политической системы, статуса личности, общественного и государственного строя.
Объектом исследования является сфера общественных отношений, возникающих в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против основ конституционного строя.
Предмет исследования — нормы уголовного законодательства об ответственности за преступления против государства.
Цель курсовой работы рассмотрение уголовно-правовой характеристики преступлений против основ конституционного строя.
Конституционные основы экономической системы общества
... человека и общества. Смоленский М. Б. 1.2 Принципы конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации Целая группа принципов конституционного строя отражает влияние государства на различные области общественной жизни. В РФ ...
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть развитие уголовного законодательства в сфере ответственности за преступления против основ конституционного строя;
- изучить понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;
- исследовать преступления, посягающие на конституционные основы политической системы РФ;
- рассмотреть преступления, посягающие на конституционные основы национальных, расовых и религиозных отношений в РФ и на сохранность государственной тайны РФ.
Методологическую основу работы составляют современные положения теории познания социальных процессов и явлений, системный подход к изучению объекта и предмета исследования.
Нормативной базой работы являются Конституция РФ и Уголовный кодекс РФ.
Теоретическую основу работы составили труды С.Д. Гринько, Ю.С. Горбунова, С.В. Дьякова, А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова, В.М. Лебедева, С.М. Кочои и др.
Глава 1. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
1.1. Развитие уголовного законодательства в сфере ответственности за преступления против основ конституционного строя
С завершением процесса создания централизованного государства в России, который большинство историков связывают с концом XV — началом XVI в., происходит и сосредоточение власти в одних руках. По мнению многих ученых, интересы государства более или менее системно были поставлены под уголовно-правовую охрану Соборным уложением 1649 г., которое, можно сказать, было единственным нормативным правовым документом о политических преступлениях вплоть до законодательства Петра I.
При Петре I принятые Воинский и Морской уставы расширили круг наказуемых деяний о политических преступлениях. Принятые в первой половине XVIII в. указы обязывали доносить государю: о злом умысле против него; об измене или бунте; о преступлениях, направленных против порядка управления. Позже только первые два состава преступлений стали считаться политическими. На это было также обращено внимание при принятии Свода законов Российской империи, а затем и при принятии Устава о наказаниях уголовных и исправительных. Устав о наказаниях уголовных и исправительных разделял государственные преступления на два основных вида: преступления против государя императора и членов императорского дома и посягательства на верховную власть и государственную измену. Можно сделать вывод, что Устав о наказаниях уголовных и исправительных разделял деяния на преступления против обеспечения внутренней и внешней безопасности государства.
К числу преступлений против обеспечения внутренней безопасности государства относились преступления, которые в первую очередь были связаны с бунтом против государства (восстание, заговор, призывы к восстанию, заговор с целью захвата власти и др.).
Так, государственная измена каралась лишением всех прав состояния и смертной казнью, под ней понимались деяния, которые ставили под угрозу существующие отношения Российской империи с другими государствами: участие ее подданных в нападении на граждан иностранных государств; оскорбление их дипломатических представителей и др.
Данная классификация политических преступлений вначале была положена в основу проекта Уголовного уложения 1903 г., но Особым совещанием при Государственном совете было признано необоснованным противопоставление интересов монарха и верховной власти. Поэтому законодатель политические преступления разделил на посягательства на верховную власть и государя императора и государственную измену. В первую группу входили составы преступлений, посягающие на внутреннюю безопасность государства, а во вторую — наносящие вред внешней безопасности государства.
Правонарушения, борьба с которыми возлагается на государство
... делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную ... безопасность Российской Федерации как государства. Под безопасностью государства закон понимает состояние защищенности жизненно важных интересов государства - конституционного строя, ... судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого ...
Составы первой группы включали: мятеж (восстание, бунт), создание политических сообществ и политическую пропаганду. Под мятежом понимались: посягательство на жизнь, здоровье, честь и свободу самого государя и членов его семьи; попытка изменить установленную форму государственного устройства и порядок престолонаследия; самозванство и распространение ложных слухов о кончине, отречении императора либо замене формы правления.
Под уголовно наказуемой политической пропагандой признавались: публично выраженное неуважение к верховной власти или порядку престолонаследия, призывы к ниспровержению государственного строя, совершению преступлений против государства, неповиновению законам; изготовление, размножение, хранение и распространение литературы с такой же целью.
Вторая группа преступлений была закреплена в главе «О государственной измене». В то время было принято выделять измену военную, дипломатическую и общегражданскую. Военная измена под собой подразумевала: оказание содействия неприятелю в его «военных или иных враждебных против России действиях»; сдачу неприятелю армии, флота, отряда, отдельной части или команды, укрепленного места и т.д. либо лишение их возможности защиты от неприятеля, насильственное сопротивление военным силам, истребление складов, военного имущества и т.п.; вступление в заведомо неприятельское войско; шпионство.
Под дипломатической изменой понималось злоупотребление со стороны лиц, уполномоченных на заключение контракта от имени государства, в результате действий которых оно терпело убытки или было вынуждено отказаться от каких-то прав по договорам с другими государствами.
Под общегражданской изменой понимались умышленные или неосторожные деяния, выразившиеся, например, в разглашении государственной или служебной тайны иностранному государству, в тайной переписке с правительством другой страны, в побуждении ее к враждебным действиям против России.
На первом этапе после революции временные законы отражали накал классовой борьбы, стремление всеми силами, включая правовые, подавить политического противника. Суровая ответственность за контрреволюционные преступления предусматривалась Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г., обращением СНК ко всему населению от 26 ноября 1917 г. «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Дутова, поддерживаемым Центральной Радой», Постановлением кассационного отдела ВЦИК «О подсудности революционных трибуналов» (1918 г.) и т.п.
Первый кодифицированный уголовный закон РСФСР — Уголовный кодекс — был принят в 1922 г. В нем были сформулированы общее понятие контрреволюционного преступления, конкретные составы преступлений (измена Родине, шпионаж, диверсия и др.).
С момента образования Союза ССР (1922 г.) и после Гражданской войны процесс законотворчества пошел более активно, и уже в 1927 г. ЦИК СССР принял общесоюзное Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления).
Уголовно-правовая характеристика преступлений против конституционных ...
... актах и Основном законе прав и свобод личности. 1.2 Классификация преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина В ст. 2 Основного закона указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность российского государства. Кроме ...
Его нормы полностью вошли в УК РСФСР 1926 г.
25 декабря 1958 г. был принят Закон Союза ССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», в соответствии с которым раздел «Контрреволюционные преступления» УК 1926 г. трансформировался в «Особо опасные государственные преступления», а раздел «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» — в «Иные государственные преступления». Статьи общесоюзного закона без всяких изменений были включены в УК РСФСР 1960 г.
Сложность и противоречивость понятия, системы и классификации составов государственных преступлений сказались на процессе разработки, обсуждения и принятия нового УК РФ 1996 г., включая его гл. 29 о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства.
Ныне действующий УК РФ 1996 г., предусматривая главу «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», существенно отличается не только от УК РСФСР 1960 г., но и от соответствующих положений проекта нового Уголовного закона 1994 г. Его разработчики, именуя рассматриваемый вид посягательств государственными преступлениями, предлагали исключить из числа таковых деяния, затрагивающие интересы мира и безопасности человечества (пропаганда войны, нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой, производство и распространение оружия массового поражения, в том числе биологического).
Восприняв это предложение, законодатель поддержал и другую рекомендацию: об отнесении к данной группе посягательств некоторых так называемых иных государственных преступлений (разглашение государственной тайны; утрата документов, содержащих государственную тайну; возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).
Вместе с тем была признана необоснованной позиция разработчиков проекта в части ограничения предмета шпионажа лишь сведениями, составляющими государственную тайну. Аналогичное можно сказать и о понятии потерпевшего при террористическом акте против государственного или общественного деятеля: в принятом УК РФ данный состав охватывает не только убийство Президента России, но и посягательство на жизнь любого государственного или общественного деятеля.
Таким образом, в рассмотренные исторические периоды уголовное законодательство России было направлено в первую очередь на защиту государственной безопасности, а не основ конституционного строя и безопасности государства.
1.2. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
Преступления против государственной власти (раздел X УК РФ) посягают на близкие, иногда однородные общественные отношения, обеспечивающие охрану основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти и нормальное функционирование государственных и муниципальных органов, осуществление правосудия и порядка управления.
В раздел X УК РФ включены четыре главы, регулирующие более тесный круг общественных отношений, образующих видовой объект: «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (гл. 29), «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30), «Преступления против правосудия» (гл. 31), «Преступления против порядка управления» (гл. 32).
Понятие объекта преступления
... преступления между государством и лицом, совершившим это преступление. Это - уголовно-правовое отношение, которое является предметом непосредственного регулирования уголовного права. Объект преступления ... составов преступлений, ибо оказывается, что их объектом выступают: «общественный и государственный строй», «внешняя безопасность», «личность», «жизнь и здоровье человека», «права и свободы ...
Родовым объектом преступлений, включенных в разд. X УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие уголовно-правовую охрану основ конституционного строя и государства, нормальную деятельность всего государственного аппарата и органов местного самоуправления, всей структуры государства и власти в Российской Федерации.
Из всех преступлений против государственной власти в силу значимости особое место занимают преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства. Эти преступления включены в гл. 29 (ст. 275 — 284).
Отношения, регулирующие безопасность и нормальное функционирование конституционного строя Российской Федерации, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность государства, составляют видовой объект преступлений, входящих в гл. 29 Особенной части УК РФ.
В ряде составов самостоятельное значение приобретает такой признак, как предмет преступления, например сведения или документы, содержащие государственную тайну (ст. 276, 284 УК РФ).
Объективную сторону большинства преступлений составляют действия (активная форма поведения человека), и только некоторые из преступлений могут быть совершены бездействием (пассивной формой поведения человека), например разглашение государственной тайны или утрата документов, содержащих такую тайну (ст. 283, 284 УК РФ).
Субъект преступлений — физические вменяемые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Некоторые составы предполагают специальный субъект — гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства и др.
Субъективную сторону преступлений в большинстве случаев характеризует прямой умысел. Виновный осознает общественно опасный характер деяния и желает его совершить. Состав, связанный с утратой документов, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).
Некоторые составы в качестве обязательного признака субъективной стороны предусматривают специальную цель, например изменения или насильственного свержения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности государства, подрыв экономической безопасности или обороноспособности государства и др. Иногда законодатель в качестве конструктивного признака субъективной стороны выделяет мотив — месть за государственную или иную политическую деятельность.
В УК родовым объектом государственных преступлений названы «Основы конституционного строя и безопасность государства». Основы же конституционного строя составляют согласно ст. 16 Конституции РФ положения, изложенные в ст. 1-16. А в них речь идет о защите интересов личности, общества, государства.
По нашему мнению, родовым объектом рассматриваемых преступлений является государственная безопасность как состояние стабильности, прочности и защищенности конституционного строя от тех источников опасности, которые реально имеются в современных условиях перехода России к новому общественно-экономическому строго.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
... Основным Законом РФ. В этой связи, носители судебной власти в РФ - это, прежде всего судьи, которые в конституционном порядке, являющиеся наделёнными полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, имеют основы своего ...
В зависимости от понимания источников опасности, а следовательно, непосредственных объектов существуют различные взгляды на классификацию преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. А.В. Наумов предлагает следующую классификацию преступлений:
1) Преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации; государственная измена (ст. 275 УК) и шпионаж (ст. 276 УК);
2) Преступления, посягающие на легитимность государственной власти, то есть направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 278 УК); вооруженный мятеж (ст. 279 УК); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);
3) Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (как одного из составляющих основы конституционного строя), — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);
4) Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации диверсия (ст. 281 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК);
5) Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни (как одного из составляющих основы конституционного строя), — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК).
По нашему мнению, представленная классификация носит спорный характер по ряду причин.
Во-первых, не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается научной строгости и четкости и приобретает характер спонтанности и умозрительности.
Во-вторых, преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. 278, 279, 280), посягают не на легитимность государственной власти, а на внутреннюю безопасность или политическую систему Российской Федерации. Легитимность как «признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия» безусловно страдает при совершении указанных преступлений. Однако не она является объектом рассматриваемых преступлений, а сама внутренняя безопасность как состояние защищенности конституционного строя от внутренних угроз. Вполне правомерно можно ставить вопрос о легитимности существующего конституционного строя вне ситуаций совершения преступлений указанной группы.
На наш взгляд, непосредственный объект преступления позволяет распределить все преступления, входящие в гл. 29 УК РФ, на две группы, а именно преступления, посягающие: а) на безопасность государства (ст. 275, 276, 279, 281); б) на основы конституционного строя (ст. 277, 278, 280, 282, 282.1, 282.2, 283, 284).
Глава 2. Преступления, посягающие на основы конституционного строя
2.1. Преступления, посягающие на конституционные основы политической системы РФ
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) связывается с совершением такого посягательства в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность.
Непосредственный основной объект преступления — отношения, обеспечивающие охрану политической системы государства, его конституционных институтов. В качестве дополнительного непосредственного объекта выступают жизнь и здоровье государственного или общественного деятеля, т.е. высокопоставленного представителя исполнительной власти, законодательных, судебных, прокурорских органов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, лидеров партии или общественного движения, общественной организации.
Преступления против государственной власти, интересов государственной ...
... характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включена в разд. X "Преступления против государственной власти" УК ...
Объективная сторона преступления выражается в действиях, посягающих на жизнь. Речь идет об убийстве или покушении на убийство.
Состав преступления формально-материальный, поскольку и начало посягательства на жизнь, и причинение смерти государственному или общественному деятелю охватываются рассматриваемой нормой и дополнительной квалификации не требуют.
Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Субъективная сторона преступления предполагает наличие прямого умысла. Виновный осознает общественно опасный характер посягательства на государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает совершения такого действия. Виновный также преследует специальную цель — прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо руководствуется мотивом — отомстить за такую деятельность. Если убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля не преследует указанной цели или мотива, такое посягательство должно квалифицироваться как посягательство на личность.
Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ) предполагает неправомерное посягательство на легитимную власть, а равно действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Непосредственный объект преступления — отношения, регулирующие конституционный порядок и стабильность законной власти в Российской Федерации.
Объективная сторона преступления выражается в действиях, направленных на: насильственный захват власти; насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации. Речь идет о таких действиях, как приход к власти группы лиц, партии, общественных объединений с помощью силовых действий (террора, диверсий, насилия в отношении населения и должностных лиц), а также о применении аналогичных действий и приемов при удержании власти. Отличие захвата от удержания власти состоит в неконституционном допуске или присвоении высших постов власти в государстве в первом случае, а во втором случае — в нежелании уступить власть с использованием насильственных действий в случае ее утраты по закону. Насильственное изменение конституционного строя государства предполагает насильственные действия при изменении формы правления, нарушение суверенитета, отделение территорий, являющихся субъектами РФ или муниципальным образованием вопреки положениям Конституции РФ.
Состав преступления является формальным и поэтому считается оконченным с начала насильственного действия с целью захвата власти, удержания власти или изменения конституционного строя Российской Федерации.
Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, при удержании власти он наделен специальными признаками представителя власти, обязанного передать власть иному пришедшему к ней конституционным путем человеку.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Виновный осознает, что неконституционным насильственным путем пытается захватить или удержать власть или изменить конституционный строй, и желает этого.
Институт соучастия в преступлении в уголовном праве Российской Федерации
... темы курсовой работы по курсу «Уголовное право Российской Федерации». Цель курсовой работы - изучение института соучастия в преступлении в уголовном праве Российской Федерации. Вышеуказанная цель обусловила решение следующих исследовательских задач: рассмотреть понятие и признаки института соучастия в преступлении в российском ...
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) предполагают обращения к населению с соответствующими призывами.
Непосредственный объект преступления — отношения, обеспечивающие стабильность законной власти в Российской Федерации.
Объективная сторона преступления состоит в деяниях, выражающихся в публичных (рассчитанных на большую или малую группу людей) обращениях к населению, в призывах к осуществлению экстремистской деятельности, проповедованию превосходства одной религии, нации, группы населения над другой.
Призыв — это активное воздействие на сознание и волю людей с целью склонить их к экстремистской деятельности. Формы, в которых осуществляются призывы, могут быть разнообразными (устными, письменными, с помощью технических средств и т.п.).
Обязательное требование к призывам — их публичность. Публичность означает, что призывы обращены к широкому кругу людей.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным при совершении публичного призыва к экстремистской деятельности.
Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 280 УК РФ) предусматривает те же действия, что изложены в диспозиции ч. 1, совершаемые с использованием средств массовой информации (телевидение, кинопрокат, периодическая печать и т.п.).
2.2. Преступления, посягающие на конституционные основы национальных, расовых и религиозных отношений в РФ и на сохранность государственной тайны РФ
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ) предполагают любые формы унижения национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
Непосредственный объект преступления — отношения, охраняющие права граждан, равенство граждан независимо от национальности, расы, исповедуемой религии во всех сферах политической и социальной жизни.
Объективная сторона преступления характеризуется действиями по возбуждению национальной, расовой или религиозной вражды, унижению национального достоинства, а равно пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации. Речь идет, во-первых, о возбуждении вражды, т.е. напряженности, непонимания, враждебности между различными группами населения в силу различий по национальной, расовой принадлежности или религиозным убеждениям. Во-вторых, это действия, направленные на унижение национального достоинства или пропаганду исключительности путем негативной оценки особенностей народа, народности, иной этнической группы или религиозной общности, а равно возвеличивание другой национальной, этнической или религиозной общности.
Взяточничество как вид коррупционных преступлений в условиях ...
... с коррупцией и взяточничеством в России. Предметом исследования является взяточничество как особый вид в системе коррупционных преступлений в условиях современной России. Целью дипломной работы является выявление недостатков и пробелов в российском ...
Состав преступления является формальным, оконченным преступление считается после совершения указанных в диспозиции действий, совершенных публично или с использованием средств массовой информации.
Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, по п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ субъект имеет специальный признак — лицо, использующее свое служебное положение для совершения преступления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает характер и направленность действий на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды либо на унижение национального достоинства и желает совершить такие действия.
Из смысла диспозиции вытекает необходимость установления цели преступления — возбуждение ненависти или вражды либо унижение достоинства человека или группы лиц по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, принадлежности к социальной группе и др.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 282 УК РФ) предполагает совершение указанных в ч. 1 ст. 282 УК РФ действий: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой.
Насилие в смысле данной статьи означает причинение легкого или среднего вреда здоровью. Совершение более опасного насилия или убийства предполагает квалификацию по совокупности, например по п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ либо п. «л» ч. 2 ст. 105 и п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ. Совершение преступления организованной группой предполагает наличие признаков, изложенных в ч. 3 ст. 35 УК РФ.
Организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за деяния, направленные на нарушение конституционного запрета экстремистской деятельности.
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие конституционный правопорядок и безопасность в обществе.
Объективная сторона преступления включает следующие деяния: а) создание экстремистского сообщества; б) руководство таким сообществом или его структурным образованием; в) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей структурных образований экстремистского сообщества для согласования их экстремистской деятельности.
Экстремистское сообщество — это специально организованное объединение лиц, которые могут провозглашать общественные, благотворительные, политические, религиозные цели, в то время как фактической целью создания данного сообщества является экстремистская деятельность политической, идеологической, расовой, религиозной и другой направленности. Экстремистским сообществом является сплоченная организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности — деяния, предусмотренные ст. 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ.
Сплоченность членов экстремистского сообщества состоит в установлении тесных контактов между участниками для разработки или планирования будущих преступлений экстремистской направленности.
Создание экстремистского сообщества предполагает организованную деятельность по подготовке соответствующей организации, готовой совершать преступления экстремистской направленности.
Под руководством экстремистским сообществом понимается осуществление задач управления сообществом или структурными подразделениями, распределение обязанностей, решающее значение при определении целей и задач сообщества, выработке планов совершения преступлений экстремистской направленности.
Создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей структур экстремистского сообщества предполагает выполнение организационной работы, согласование их экстремистской деятельности.
Все предусмотренные в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ действия являются специальным видом приготовления к совершению преступлений экстремистской направленности.
Состав преступления сконструирован как усеченный, в котором приготовительные действия признаются оконченным преступлением. При совершении любого из преступлений экстремистской направленности квалификация осуществляется по совокупности.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность создания и (или) руководства экстремистским сообществом либо создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей экстремистских структур и желает совершения указанных деяний.
Признак обязательного характера — мотив, в качестве которого обозначена идеологическая, политическая, расовая, национальная или религиозная ненависть либо вражда.
Обязательным признаком субъективной стороны является цель — разработка планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.
Субъект преступления — специальный. Наряду с признаками общего субъекта — вменяемостью и достижением шестнадцатилетнего возраста — виновный должен быть организатором либо руководителем экстремистского сообщества либо лицом, создавшим объединение организаторов, руководителей или иных представителей структурных подразделений такого сообщества.
Часть 2 ст. 282.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за участие в экстремистском сообществе.
Часть 3 ст. 282.1 УК РФ предусматривает особо квалифицированный признак — совершение деяний по организации экстремистского сообщества, совершенных лицом с использованием своего служебного положения.
Организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ) предполагает уголовную ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете.
Непосредственный основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие конституционный правопорядок и безопасность в обществе.
Непосредственный дополнительный объект — общественные отношения, обеспечивающие отправление правосудия.
Объективная сторона преступления — противоправное деяние, связанное с организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после вступления в силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением организацией экстремистской деятельности. Речь идет об организационной деятельности и (или) руководстве сообществом, признанным экстремистским.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что организует (руководит) деятельность организации, признанной экстремистской и подлежащей ликвидации или запрету, и желает этого.
Субъект преступления — специальный — лицо, организующее либо руководящее организацией, подлежащей запрету либо ликвидации по решению суда как экстремистское сообщество.
Часть 2 ст. 282.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
В примечаниях к ст. 282.1, 282.2 УК РФ предусмотрены специальные случаи освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в экстремистском сообществе либо организации, подлежащей запрету или ликвидации за осуществление экстремистской деятельности. Буквальное толкование предполагает освобождение только участников сообщества (организации) и не распространяется на организаторов и (или) руководителей таких структур.
Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) предполагает наступление уголовной ответственности за передачу или огласку лицом сведений, которому такие сведения были доверены или стали известными по службе, работе или они стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены.
Непосредственный объект преступления — отношения, обеспечивающие сохранность государственной тайны и безопасность государства.
Объективная сторона преступления выражается в разглашении (оглашении) сведений, составляющих государственную тайну, если такие сведения стали известны другим лицам. Разглашение сведений предполагает доведение их до лиц, которым они не предназначались. Способы оглашения сведений, содержащих государственную тайну, значения не имеют (это могут быть беседы, выступления, ознакомление с документами и т.п.).
При этом разглашение не предполагает выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, как это предусмотрено диспозицией ст. 275 УК РФ.
Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее специальный признак, — лицо, которому государственная тайна доверена или стала известна по службе или работе.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что оглашает сведения, составляющие государственную тайну, и желает этого.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК РФ) предусматривает такой признак, имеющий материально-правовой характер, как причинение по неосторожности тяжких последствий в виде ущерба обороне или безопасности государства.
Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ), предполагает нарушение лицом, имеющим доступ к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.
Непосредственный объект преступления — отношения, обеспечивающие сохранность государственной тайны и безопасность государства.
Объективная сторона преступления выражается в деянии (действии или бездействии), нарушающем установленные правила обращения (хранения, сбережения) с документами, содержащими государственную тайну, или с предметами, составляющими такую тайну. Правила обращения с документами или предметами, содержащими государственную тайну, могут быть совершены как действием, так и бездействием.
Состав преступления является материальным, и для признания его оконченным наряду с деянием необходимо установление общественно опасных последствий и причинной связи между ними. Такие последствия могут выражаться в нанесении вреда обороноспособности государства, экономическим интересам и т.п.
Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее специальный признак — доступ к государственной тайне по службе или работе.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной (легкомыслие или небрежность) формой вины. Виновный, нарушая установленные правила обращения с документами или предметами, имеющими государственную тайну, предвидит возможность их утраты, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на благополучный исход и непричинение тяжких последствий (легкомыслие) либо не предвидит возможности их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть эти последствия (небрежность).
Заключение
В заключение работы хотелось бы отметить, что общественная опасность указанных преступлений заключается в их прямой направленности на государственную безопасность, т.е. суверенитет и территориальную неприкосновенность Российской Федерации. Сложным периодом перехода России к новым социально-экономическим условиям рыночных отношений пытаются воспользоваться спецслужбы различных стран для добывания разведывательной информации о приоритетах внешнеполитического курса, научных достижениях, передовых технологиях и оборонном комплексе.
В УК России родовым объектом государственных преступлений названы Основы конституционного строя и безопасности государства. Основы же конституционного строя, как говорится в самой Конституции (ст. 16), — это положения, изложенные в ст. ст. 1 — 16. В них речь идет о защите интересов и личности, и общества, и государства.
Родовым объектом рассматриваемых преступлений выступает государственная безопасность как состояние стабильности, прочности и защищенности конституционного строя от тех источников опасности, которые реально имеются в современных условиях перехода России к новому общественно-экономическому строю. Функция государственной безопасности закреплена в Основном Законе как обязанность ее реализации исполнительными органами власти (ст. 114).
Она находится в ряду других видов безопасности.
В основе классификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства лежит направленность источников угроз. В обобщенной форме эти источники угроз могут быть извне, внутри страны, а также иметь место в экономической сфере.
Соответственно источникам угроз родовой объект — государственная безопасность — делится на три непосредственных: внешняя безопасность, внутренняя безопасность и экономическая безопасность.
Таким образом, классификация государственных преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства включает:
1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность: государственная измена (ст. 275 УК); шпионаж (ст. 276 УК); разглашение государственной тайны (ст. 283 УК); утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК);
2) преступления, посягающие на внутреннюю безопасность: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК); вооруженный мятеж (ст. 279 УК); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК); организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК); организация деятельности экстремистского сообщества (ст. 282.2 УК).
Преступление, посягающее на экономическую безопасность: диверсия (ст. 281 УК РФ).
Вывод очевиден: экономическая безопасность оказалась одной из самых слабых сфер защиты с помощью норм об ответственности за преступления против государства. С учетом монопольных прав государства в экономической сфере в рассматриваемую главу, по мнению авторов, имело бы смысл включить следующие составы: изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК); контрабанда (ст. 188 УК); незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК).
Таким образом, преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства признаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на государственную безопасность (внешнюю, внутреннюю и экономическую), т.е. суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prestupleniya-protiv-gosudarstva/
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954).
- Гринько С.Д. История развития уголовного законодательства об ответственности за преступления против национальной безопасности России // История государства и права. — 2015. — № 5. — С. 16 — 17.
- Горбунов Ю.С. Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория и практика // Журнал российского права. — 2015. — № 12. — С. 21 — 23.
- Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: Уголовно-правовое и криминологическое исследование. — СПб.: Питер, 2015. — 226 с.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. — М.: Юрайт-Издат, 2015. — 798 с.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев. — М.: Юрайт-Издат, 2015. — 724 с.
- Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс. — М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2015. — 416 с.
- Мусаелян М.Ф. Террористический акт и преступления, предусмотренные статьями 277, 278 и 279 УК РФ: квалификация и отграничение // Российский следователь. — 2015. — № 10. — С. 13 — 15.
- Мукиенко И.Н. Особенности уголовного правосознания: российский опыт // История государства и права. — 2014. — № 17. — С. 56 — 59.
- Наумов А.В. Уголовное право России. Особенная часть. — М.: Норма, 2015. — 654 с.
- Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) / под ред. Г.М. Резника. — М.: Волтерс Клувер, 2015. — 783 с.
- Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) / под ред. Г.М. Резника. — М.: Волтерс Клувер, 2015. — 720 с.
- Семернева Н.К. Квалификация преступлений (части Общая и Особенная): научно-практическое пособие. — М.: Проспект; Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2014. — 296 с.
- Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. — М.: Контракт, 2015. — 708 с.
- Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. А.И. Рарога. — М.: Юристъ, 2014. — 674 с.
- Уголовное право России. Часть особенная: учебник для вузов / под ред. Л.Л. Кругликова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. — 682 с.
- Уголовное право России. Особенная часть: учебник / А.А. Магомедов, Г.М. Миньковский, В.П. Ревин; под ред. В.П. Ревина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юстицинформ, 2015. — 392 с.
- Чурилов С.Н. Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве и криминалистике: научно-практическое пособие. — М.: Юстицинформ, 2014. — 136 с.
- Шаяхметова Т.Е. Законодательная регламентация противодействия преступности, обеспечения и охраны общественного порядка в Российской империи XIX — начала XX в. // История государства и права. — 2015. — № 3. — С. 7 — 12.