Профессиональная этика сотрудников дознания

Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Среди профессий особо выделяются такие, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека. Это врач, учитель, судья, адвокат. Но общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные требования к сотрудникам органов внутренних дел (дознания).

Тема настоящей работы — «Профессиональная этика дознавателя», тесно соприкасается с понятиями нравственность, духовность, культура… Над этими понятиями мы задумываемся все чаще, размышляя о путях становления реформы МВД,о дальнейшем реформировании государственной службы.

Сегодня каждому здравомыслящему человеку понятно, что без опоры на прочные нравственные основания реализовать идеи демократии и социальной справедливости невозможно, их забвение чревато большими личностными и социальными трагедиями. Никакими общими рассуждениями типа «государственный аппарат должен служить людям, быть открытым и демократичным», «государственный служащий должен быть честным, принципиальным, заботиться об общественных интересах, не брать взяток и не использовать свое служебное положение в корыстных целях» делу не поможешь.

Актуальность исследования заявленной темы обоснована тем, что духовно-нравственные проблемы столь сложны, неоднозначны и так трудно поддаются какой-либо формализации, что практически невозможно дать в этом отношении конкретные рекомендации, создать какие-либо схемы и структуры. Не случайно право на существование этики как научной дисциплины, а, следовательно, и специального учебного предмета, обсуждается давно и вызывает немало споров. Так в настоящее время под этикой дознавателя понимается вид профессиональной этики, вместе с тем ее можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления.

Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать нравственное сознание и нравственное поведение служащих, а также нравственный облик самого государственного служащего.

Главная задача профессиональной этики заключается в том, чтобы через познание природы и специфики общих моральных принципов исследовать основные тенденции и закономерности нравственного развития федеральных органов государственной власти, определить основные нравственные требования к служащим управленческих структур.

6 стр., 2816 слов

По педагогической конфликтологии : «Этика ненасилия»

... иную ее систему. Фраза «этика ненасилия» воспринимается как тавтология и часто вызывает недоумение: «Возможна ли этика насилия?» Фактически этика, понимаемая в смысле морали, нормативного идеала, ... как кардинальных добродетелей античности, так и богословских добродетелей христианства. Соловьев положил в фундамент своей системы нравственной философии, изложенной в обширном труде «Оправдание добра» ...

Теоретической основой работы стало изучение существующей нормативно-правовой базы, федеральным законам РФ, особое внимание уделено Приказу МВД РФ от 24.12.2008 N 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета», N 237, 25.12.1993.

Также значительное внимание уделено таким авторам как 1) Гусейнов А., Апресян Р. Профессиональная этика: учебное пособие/А. Гусейнов, Р. Апресян — М.: Спарк, 2007 г. 2) Опалева А.В., Дубова Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / А.В. Опалева и Г.В. Дубова. — М., 1997 г.

История становления профессиональной этики

Этика (от греч. ethos — обычай) — философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

  • отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
  • нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
  • взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
  • особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий.

В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Например, в организации от новичка станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

60 стр., 29702 слов

Бухгалтерская профессия и профессиональная этика

... профессиональную этику бухгалтера. Выяснили, что заслуга в разработке этой концепции принадлежит американской бухгалтерской школе. Впервые идея этического кодекса ... бухгалтера; изучить профессиональную этику и действия не совместимые с бухгалтерской этикой; Отношение к ... пользователи услуг оказывают профессиональным бухгалтерам - экономистам. Для достижения задач профессиональные бухгалтеры должны ...

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания).

Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой.

Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми — объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности.

Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов

Профессиональная этика способствует формированию у сотрудника правоохранительных органов этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу.

Это сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в личные убеждения сотрудника и на этой основе развития у него способности к саморегуляции поступков, а также регуляции общественного поведения. Движущей силой этого процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между достигнутым и необходимым уровнями профессиональной нравственной культуры.

15 стр., 7193 слов

Профессиональное сознание юристов

... сознания юристов; рассмотреть другие виды сознания юристов; определить взаимосвязь правосознания и сознания юристов; рассмотреть понятие профессионального сознания юристов; рассмотреть личные и профессиональные особенности профессионального сознания юристов. ... не менее, даже негативное отношение к устаревших и неэффективных норм не позволяет адвокату нарушают свою позицию, потому что ...

Стержнем в формировании нравственных установок у сотрудников правоохранительных структур является интериоризация — перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.

Профессиональная этика способствует нравственному воспитанию в органах внутренних дел. Это прежде всего это целенаправленная работа начальников, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение служебных задач, укрепление законности и дисциплинированности.

Однако, эффективность формирования этического мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду.

Поэтому, проводя любое воспитательное (идейно-воспитательное) мероприятие, направленное на формирование привычки соблюдать нормы закона и нормы морали, необходимо думать и о том, как заставить сотрудника полиции работать над собой. Воспитательная деятельность должна стимулировать и направлять работу по самовоспитанию. Правильно продуманная и четко организованная, она в совокупности с самовоспитанием способна обеспечить высокий уровень профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел.

Морально-психологическая подготовка направлена на формирование и поддержание требуемого морально-психологического состояния сотрудников и обеспечение оптимального проявления профессиональных качеств при выполнении ими функциональных обязанностей. Она требует:

  • проведения регулярного анализа морально-психологического климата в коллективах и своевременного разрешения возникающих конфликтов (конфликтных ситуаций);
  • воздействия на различные категории личного состава и отдельных сотрудников для оказания психолого-педагогической помощи в решении острых проблем в быту и на службе;
  • нейтрализации негативных индивидуально-личностных состояний и профилактики профессионально-нравственной деформации, снятия психологических и физических нагрузок, стрессовых состояний и реабилитации сотрудников;
  • изучения причин нарушения прав и законных интересов личного состава, случаев травматизма, гибели, суицида и организации профилактических мероприятий по их предупреждению;
  • противодействия расколам служебных коллективов по различным признакам, повышения уровня готовности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях и боевой обстановке.

Острота проблемы морально-психологической и профессиональной готовности сотрудника к эффективным действиям в экстремальных условиях неоднократно подтверждалась во время специальных (и боевых) действий ОВД в условиях межнациональных конфликтов, и прежде всего в Чечне и на соседних с ней территориях.

В отличие от работы в обычной, повседневной обстановке, при выполнении задач в экстремальных ситуациях необходимо учитывать, что сотрудники действуют в крайне сложных, внезапно меняющихся условиях, нередко опасных для жизни, требующих смелости, выдержки, самоотверженности, полного самообладания и контроля над собой и другими.

12 стр., 5680 слов

Проблемы общения сотрудников ОВД с гражданами

... и находить индивидуальный подход в общении с гражданами. Во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан важную роль играют социальные нормы, приоритетными из которых в данном взаимодействии признаются нормы права и ...

Профессиональная этика способствует морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Она заключается в целенаправленном формировании моральной и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях, способности действовать профессионально, достойно переносить самые суровые испытания в ситуации подлинной опасности для жизни, сохранять способность адекватного мышления и логических рассуждений, хладнокровие и ответственность, несмотря на множество отрицательно влияющих факторов, мобилизовать волю на решение поставленных задач.

В свою очередь основными задачами формирования профессиональной нравственной культуры личности являются:

  • формирование у сотрудников устойчивых нравственных качеств и потребностей;
  • высокая культура общения и поведения, чуткое и внимательное обращение с гражданами;
  • профилактика грубости, черствости и бездушия;
  • умение творчески применять нравственно-эстетические принципы и нормы в конкретных ситуациях;
  • использование творческого богатства, содержащегося в произведениях искусства, для повышения культурного уровня личности;
  • организация содержательного культурного досуга сотрудников и членов их семей.

Важно помнить, что строгое и неуклонное соблюдение норм и правил поведения, закрепленных в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, является основным критерием нравственно воспитанной личности сотрудника.

Профессионально-этические правила поведения сотрудника

— Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.

  • Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:
  • вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;
  • постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;
  • обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;
  • оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему — старшего, подчиненному — начальника, мужчине — женщину;
  • придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить свое и чужое время;
  • в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.
  • Сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни.
  • Сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.
  • Сотруднику, управляющему автомобилем или иным транспортным средством, следует:
  • строго и точно выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства повышенной опасности;
  • быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;
  • принимать все меры по обеспечению безопасности движения и снижению риска при вождении в экстремальной ситуации, обусловленной служебной необходимостью.
  • Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от:
  • употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей;
  • организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;
  • использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;
  • курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях, во время несения службы, а также на ходу и в движении;
  • участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;
  • беспорядочных половых связей;
  • отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальное прошлое и настоящее.

— Сотрудник должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.

6 стр., 2962 слов

Кодекс чести рядового и начальствующего состава внутренних органов РФ

... сотрудником, … не щадя своей жизни охранять установленный конституцией и законам РФ правовой порядок». 9. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, № 4002-1, от 23.12.92г. Кодекс чести ... органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, гражданской ответственности за соблюдение норм морали исполнение служебного долга …». Кроме того к сотруднику правоохранительных органов ...

Общие правила служебного общения

  • В общении с людьми сотруднику необходимо руководствоваться конституционным положением о том, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
  • Сотруднику следует:
  • начинать служебное общение с приветствия (приложив руку к головному убору, будучи в форменной одежде), воздерживаясь от рукопожатия;
  • представиться, назвав свою должность, специальное звание, фамилию, кратко сообщить цель и причину обращения, по просьбе гражданина предъявить служебное удостоверение;
  • излагать свои замечания и требования в корректной и убедительной форме;
  • если требуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
  • выслушивать объяснения или вопросы гражданина внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  • быть предупредительным и внимательным к женщинам и детям.
  • При установлении личности гражданина или связанной с исполнением служебных обязанностей проверке документов сотруднику надлежит:
  • попросить в тактичной и вежливой форме предъявить требуемые документы;
  • предложить владельцу документов самому извлечь из них посторонние предметы при их наличии;
  • проверить документы быстро и внимательно, при необходимости более тщательной проверки объяснить гражданину ее причину, сроки и способы проведения;
  • поблагодарить гражданина за сотрудничество с милицией по окончании проверки и возвращении документов.
  • При общении с гражданами сотрудник должен проявлять выдержку и быть готов:
  • к неадекватному поведению с их стороны, в том числе проявлению агрессии и оказанию сопротивления;
  • к оказанию им необходимой медицинской помощи;
  • к отправке нуждающихся людей в лечебное учреждение.
  • В общении с гражданами со стороны сотрудника недопустимы:
  • любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • высокомерный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угрозы, оскорбительные выражения или реплики;
  • споры, дискуссии и действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение;
  • беспричинные, необоснованные проверки паспортов, миграционных карт и других документов.
  • Сотруднику рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, высказанных на улицах и в общественных местах, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.
  • При пользовании телефоном сотруднику надлежит говорить негромко и лаконично, не создавая неудобств окружающим;
  • отключать мобильный телефон до начала служебного совещания;
  • воздерживаться от разговоров по телефону, находясь в общественном транспорте.

профессиональный этика правоохранительный орган

8 стр., 3964 слов

Правоохранительная деятельность сотрудников полиции

... часто работа полиции связана со сведениями, которые нельзя разглашать. Например, предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ...

Особенности профессионального общения сотрудников ОВД

Во всех сферах человеческой деятельности могущественным средством, обеспечивающим ее успешность, является общение. Неслучайно психологи отмечают, что 15% финансового успеха зависит от профессиональных знаний, а 85% — от искусства человеческого общения.

В ряде профессий (педагоги, врачи, торговые работники, управленцы, юристы, актеры и др.) общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую составляющую этой деятельности. Трудно переоценить ту роль, которую выполняет психологически грамотное общение в работе сотрудников органов внутренних дел, особенно полицейских служб, ибо деятельность многих работников полиции на 90% происходит в форме общения с гражданами (потерпевшими, осужденными и т.п.) и коллегами по службе. Причем, как правило, общение сотрудников полиции происходит в далеко не благоприятных условиях и в конфликтных ситуациях.

В той трудной и напряженной жизни, в которой живут и работают сотрудники полиции, невозможно решать поставленные перед ними профессиональные задачи без достаточной культуры профессионального общения. Более того, имеются все основания утверждать, что серьезные изъяны в общении — отсутствие коммуникабельности, замкнутость, неумение устанавливать психологический контакт с людьми и др. — являются противопоказанием к деятельности оперативных работников, следователей, участковых инспекторов, работников ГАИ и др. Неслучайно в органах внутренних дел на нормативном уровне этим вопросам уделялось серьезное внимание. Так, еще в 1922 г. Наркоматом внутренних дел издается приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением». В нем изложены основные требования к личности милиционера и культуре его общения с населением. В 1969 г. МВД СССР издает не менее известный приказ «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам», в котором сформулированы требования к этике и культуре профессионального общения милицейских работников в новых исторических условиях. Однако требования этого приказа воспринимаются отдельными сотрудниками декларативно и не всегда реализуются на практике. В 2008 г. издается директива №1 МВД России от 19 июня «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД Российской Федерации», а в 2000 г. — приказ №170 ДСП от 7 марта «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России в укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам».

13 стр., 6382 слов

Стимулирование служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной ...

... области стимулирования деятельности сотрудников УИС, а так же мнения авторитетных юристов разрабатывающих вопросы стимулирования сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее сотрудников УИС). Целью данной исследовательской работы является выявление причин и условий, влияющих на стимулирование сотрудников УИС, а ...

К сожалению, уровень современной культуры полицейского общения не удовлетворяет население. Наиболее острая проблемная ситуация во взаимоотношениях населения с полицией заключается в том, что полиция не только неэффективно выполняет свою функцию гаранта прав граждан, но и сама часто выступает в качестве нарушителя этих прав (оскорбительное обращение с гражданами, применение к ним физического и психического насилия, вымогательство взяток и т.п.).

Многие из опрошенных граждан отмечают несдержанность, высокомерие работников полиции. Правда, эти оценки часто складываются в результате не непосредственного общения, а сложившегося у населения устойчивого негативного стереотипа милиционера, который создается средствами массовой информации и нарушителями порядка, вынужденными принудительно общаться с милицией. Хотя, конечно, неумение сотрудников ОВД найти адекватный стиль общения в сложных, конфликтных, нестандартных ситуациях негативно сказывается на оценке их деятельности населением. Для сотрудника милиции очень важно умение установить контакт с гражданином, вызвать доверие и желание откровенно беседовать. Сотрудник полиции должен уметь внимательно слушать, активно управлять ходом беседы, т.е. обладать искусством общения.

Но что такое общение? Общепринятого в психологии определения общения нет. Общение определяют иногда как основной способ существования человека в обществе (ребенок в процессе общения с родителями социализируется, люди развиваются, общаясь друг с другом); как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

В какой мере разнообразна, неповторима возникшая ситуация, в такой же мере должно быть гибким, неординарным, разнообразным общение. Трудности общения для сотрудников органов внутренних дел обусловливаются следующими особенностями их деятельности: необычайная широта и многоплановость общения. Приходится вступать в контакт с представителями разнообразных возрастных, профессиональных, культурных, этнических групп, а также с лицами, психическое состояние которых непредсказуемо (потерпевшими, подозреваемыми, свидетелями и т.п.).

По широте общения деятельность сотрудников органов внутренних дел можно сравнивать с общением в актерской, педагогической, пропагандистской деятельности. Но и они не столь богаты и разнообразны по содержанию и по условиям спонтанного, т.е. заранее неподготовленного общения. Учителя, актеры, пропагандисты общаются с определенной и заранее для них известной категорией людей, кроме того, у них имеется возможность предварительно подготовиться. У сотрудников органов внутренних дел такой возможности нет.

3 стр., 1227 слов

Полиция в системе органов внутренних дел

... заключения, списка использованных источников и приложений. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РФ, Полиция в системе органов внутренних дел Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по охране ...

Их общение:

спонтанное, непредсказуемое, неповторимое,

происходит в неблагоприятных условиях и ситуациях часто имеет вынужденный, а порой навязанный характер, осуществляется при несовпадении интересов в условиях резкого противоборства и несогласия сторон, к тому же при дефиците информации и времени;

— обладает высокой степенью конфликтности. Итак, общение — сложный, многоплановый процесс взаимодействия людей в обществе, установления и развития контактов между людьми. Чтобы овладеть всеми формами общения, сотруднику необходимы импровизация, находчивость, гибкость, уверенность в себе и другие качества.

Основные формы культуры общения: поведение, речь, внешний облик, профессиональный этикет

Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Среди профессий особо выделяются такие, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека. Это врач, учитель, судья, адвокат… Но общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные требования к сотрудникам органов внутренних дел.

Соответствует ли образ сотрудника органов внутренних дел столь значимой цели? В результате научных исследований и опросов граждан получен такой обобщенный социологический портрет: грубый — 44%; безразличный — 39,8%; некультурный — 31,8%; энергичный — 30%; смелый — 25%; вежливый — 19,1%; профессионально подготовленный — 9,1%. Достаточно противоречивый образ. Он имеет и свои исторические корни, и социально-психологические предпосылки: низкая правовая культура населения, в том числе и сотрудников органов внутренних дел; восприятие органов внутренних дел, прежде всего, в их карательной, пресекающей роли; извечная российская оппозиция власти и всем ее институтам; высокая степень проникновения в общественное сознание морали преступного мира, тюремных нравов, блатной лексики и, как следствие этого, — негативное отношение к органам внутренних дел в целом.

Общение с гражданами также предполагает ряд особенностей. Сотрудникам правоохранительных органов приходится бывать в различных ситуациях, сталкиваться с разными проблемами. Нередко от участкового, инспектора ГИБДЦ, следователя зависит судьба человека и его близких. Все; это предполагает знание и понимание людей, а также способность сочувствовать чужой беде.

Практика показывает, что контактирование с лицами, способными «преступить черту», разделяющую добро и зло, действует крайне отрицательно.

Зло, как чума, заразно, поэтому многие работники правоохранительных органов остро нуждаются в постоянном подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в моральном оправдании сделанного профессионального выбора, наконец, в нравственной самозащите, «иммунитете» ко злу во всех его проявлениях. Как активизировать этот иммунитет, как и из чего выстроить духовную защиту ~ — вот важнейшие вопросы профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов.

Речь — языковая система знаков, с помощью которой человек может передавать свои мысли, чувства, переживания, настроения и влиять на ум, чувства, волю, действия и поступки других людей. Посредством речи сотрудник предъявляет определенные требования к гражданам, выражает сочувствие, оказывает поддержку, хвалит, советует, запрещает, одобряет и т.п. В милицейской практике учет и понимание воздействующей силы речи имеют исключительно большое значение. Сотрудник может удачно или неудачно выразить свою мысль, лучше или хуже достигнуть поставленной цели, многое в этом отношении зависит от убедительности и выразительности его речи.

В социальной психологии существует большое количество исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи.

Под каналом передачи информации имеется в виду зрительное или слуховое (или и то, и другое) восприятие. Остановимся подробнее на слуховом, речевом восприятии, поскольку мы говорим о вербальной коммуникации.

Для сотрудника полиции, который должен в процессе общения с гражданами выяснять обстоятельства того или иного происшествия, одним из важнейших качеств является умение задавать вопросы (хотя, конечно, это не единственное необходимое качество).

Сотрудника полиции в данном случае можно сравнить с журналистом, интервьюером. В процессе интервьюирования журналист должен соблюдать определенные правила:

  • ясность и краткость: задавая вопрос, надо учитывать образовательный уровень, возраст, привычный лексикон собеседника;
  • не допускать односложных ответов, т.е. надо избегать так называемых «закрытых вопросов», на которые можно ответить «да» и «нет»;
  • конкретность: конкретно поставленные вопросы свидетельствуют о знании материала, о компетентности сотрудника милиции;
  • не бояться паузы. Пауза — элемент общения. Она позволяет собеседникам собраться с мыслями, осмыслить значение услышанного;
  • корректность и уважение к собеседникам. Это этическая предпосылка всякого общения;

— «хотите получить интересный ответ — поломайте голову над интересным вопросом». Здесь уместно вспомнить о существовании таких вопросов, которые называются «проективными». Это вопросы-ситуации, на которые собеседник как бы проецирует себя. «Если бы можно было начать сначала, что бы вы выбрали?» «Представьте себе, что…, а как бы вы поступили?» «А что бы вы сказали, если бы…?» Для сотрудника милиции важно не только правильно задавать вопросы гражданам (пострадавшим, обвиняемым и т.п.), но и уметь слушать. Для этого психологи рекомендуют так называемую технику активного слушания, которая опирается на «трехкратную схему выслушивания»: Поддержка — Уяснение — Комментирование. В каждом такте в зависимости от цели уместны определенные реакции.

Воздействующая сила речи (пройдет ли она мимо собеседника или окажет на него воздействие) и ее выразительность тесно связаны между собой. Неслучайно великие мастера слова (ораторы, политические деятели, актеры, адвокаты, психотерапевты) уделяли огромное внимание выразительности речи. Выразительность в свою очередь зависит от многих факторов: выбора необходимых слов и выражений, конструкции предложений, интонации, темпа речи.

Побуждение к действию усиливается, если сотрудник не просто повествует, сообщает, но выражает свое отношение к тому, что говорит, т.е. вкладывает в содержание своей речи душу, испытывает искреннюю заинтересованность в предмете разговора, проникнут глубоким чувством важности своего дела.

Умение задавать вопросы, активно поддерживать беседу опирается на речевую знаковую систему. Но существуют и неречевые знаковые системы, и их роль нельзя недооценивать. Чувства говорящего передаются тембром голоса, интонационными особенностями речи, жестами — это невербальная коммуникация.

Рассмотрим невербальную коммуникацию. Различают четыре группы неречевых знаковых систем:

  • оптико-кинестазическая система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму;
  • паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков: первая — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность;
  • вторая — это такие «добавки» к речи, как паузы, покашливания, смех, наконец, сам темп речи;
  • пространственная и временная организация общения, или «пространственная психология»;
  • «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении.

Нравственный смысл Кодекса профессиональной этики сотрудников ОВД Российской Федерации: Приложение к приказу МВД России от 24.12.2008 г. №1138

Нравственный смысл, Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, можно проанализировать, детально ознакомившись с каждым положением данного документа.

Считаю необходимым, выделить из Кодекса основополагающие начала, которые непосредственно раскрывают нравственный смысл и значение, данного документа.

Нравственные основы службы в органах внутренних дел

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: гражданственность — как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственность — как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; патриотизм — как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

Также, в данном вопросе следует указать и нравственные принципы службы в органах внутренних дел.

Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами: гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности; законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона; объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений; справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения; толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел

Относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания; быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей; проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства; в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда — средством; руководствоваться в профессиональной деятельности и общении «золотым правилом» нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе;

Заключение

Нравственность — одно из немногих измерений духовной жизни, специальным образом определяющее и оценивающее человеческие действия. Но как одно из многих, она не может претендовать на абсолютность или всеобщность. Этика консервативна в силу традиционности менталитета, социальных норм и обычаев, социальных долженствований. Но движущейся нравственной силой общества является не этическая статика, а этическая динамика, этический либерализм, способность к «переоценке всех ценностей».

Современный этап развития институтов профессиональных отношений сложен и противоречив. Постановка многих вопросов административного, кадрового, технологического, технического, духовного характера отражают общую тенденцию качественного изменения жизни и деятельности людей вообще. В профессиональной сфере деятельности государственной службы исторически сформировался специфический свод норм, правил поведения и деятельности, в котором особо фиксируются нравственные императивы. Корпус государственных служащих, представленный в совокупности профессий и специальностей выполняет роль задающего общие направления и приоритеты развития культурных и деловых качеств и отношений.

В настоящее время в этой сфере деятельности профессиональные отношения претерпевают изменения, обусловленные появлением новых факторов и образованием новых условий. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • Конструктивную и энергичную реорганизацию системы государственного управления в стране, сложный и противоречивый процесс сопряжения усилий субъектов федерации, различных государственных структур, отдельных руководителей;
  • Противоречие между потребностью и необходимостью качественной оптимизации государственного устройства и невозможностью в условиях современной России оперативно, последовательно и в полном объеме реализовать задуманное;
  • Повышение общих и специально-профессиональных требований к личности государственного служащего, его интеллектуальному, деловому, духовно-нравственному облику;
  • Значительное расхождение норм, приоритетов, установок прошлого, которому привержено большинство представителей «старой закалки» и современности, все более активно проявляющейся в молодых, энергичных кадрах и др.

Проблемы профессиональной этики сотрудника дознания неотделимы от социальной сферы человеческой деятельности, его профессии. Профессиональная деятельность пронизывает всю жизнедеятельность человека, придает ей особый смысл и оттенок, влияет на его нравственность. Поэтому методологические средства социальной философии эффективно работают в исследовании аспектов профессиональной этики государственного служащего. Генезис, формирование и развитие содержания профессиональной этики государственного служащего происходят в диалектической взаимосвязи со многими социальными факторами и условиями.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/professionalnaya-etika-sledovatelya/

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета», N 237, 25.12.1993.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.

О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный Закон №58-ФЗ // «Российская газета», 27.05.2003. N 104 — С. 4-8.

О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон №79-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, — ст. 3215.

Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ №885 от 12.08.2002 // «Собрание законодательства РФ», 19.08.2002, N 33. — ст. 3196.

Гусейнов А., Апресян Р. Профессиональная этика: учебное пособие/А. Гусейнов, Р. Апресян — М.: Спарк, 2007 г.

Опалева А.В., Дубова Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / А.В. Опалева и Г.В. Дубова. — М., 1997 г.

Ветрова Г.Н. Закон и нравственность в уголовном судопроизводстве // Вестник Московского университета. — 2008 — №1.

Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1138″Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. — М.: Культура и спорт, 2001. — 279 с.