Становление российской прокуратуры

Любому государству, если оно стремится быть суверенным и не зависимым при осуществлении своей внешней политики и стабильным при разрешении внутренних вопросов, присуща особая функция – обеспечение с помощью своих институтов (органов) полного, единообразного и безусловного исполнения принятых им законов. Российская федерация реализует указанную функцию, опираясь на систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но особую роль при этом играет прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением Конституции Российской Федерации и исполнение законов действующих на её территории. Деятельность прокуратуры осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Российской прокуратуре уже 290 лет. Её создание было связано с государственными реформами Петрa I Великого. Актуальность данной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с совершенствованием органов российской прокуратуры. Историческое исследование создания и формирования какого-нибудь государственного органа помогает лучше понять его историческое предназначение, место в системе государственных органов, а также историческую необходимость выполнения заложенных на него функций.

Исследуя данную тему, можно прийти к выводу, что актуальность проблемы состоит, прежде всего, в объективном исследовании исторических предпосылок создания и развития российской прокуратуры, начиная с царствования Петра I до октябрьской революции 1917 года. С тех пор прокуратура прошла несколько непростых исторических этапов своей деятельности. И результаты каждого отдельного этапа, становления, развития, совершенствования и реорганизации российской прокуратуры представляет большую значимость.

Также не решенным остается вопрос, который стоял и стоит перед исследователями, занимающимися проблемами прокуратуры, основной функции и о сущности этого института. Одни авторы полагают, что прокуратура в России должна оставаться в качестве, прежде всего, надзорной власти, а другие уверенны в том, что она должна превратиться исключительно в институт государственного обвинения. Поиски оптимальной модели прокуратуры в России продолжаются. Споры о прокуратуре носят политический характер и являются довольно острыми. Связано это с тем, что прокуратура, а российская в особенности, по своей сути всегда была институтом консервации общественных отношений, а не реформирования общественного и государственного строя.

4 стр., 1842 слов

Становление российской прокуратуры (2)

... новой «судебной» системой органов прокуратуры 21 . Глава 3. ПРОКУРАТУРА В РОССИИ ДО И ПОСЛЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА Своеобразный период в истории российской прокуратуры является учреждение в ... 1859-1864 гг. Они предусматривали введение состязательного гласного процесса, право обвиняемого на защиту, презумпцию невиновности, реформу следствия, создание адвокатуры и реорганизацию прокуратуры. Важным ...

В политических кругах и общественном мнении сегодня, не ослабло желание решительно реформировать российскую прокуратуру, и вопрос о роли значении этого государственного института в новых общественных условиях сохраняет свою актуальность. В решении основного вопроса о предназначении прокуратуры, естественно, важная роль принадлежит исследованиям в сфере конституционного, административного и уголовно-процессуального права. Но не меньше значение имеют и исследования теоретиков и историков права. В спорах, которые ведут сегодня представители юридической науки и практики, нередко присутствуют аргументы и доказательства исторического характера.

Исследование отечественной прокуратуры способствует лучшему пониманию ее структуры, сущности данного института в системе российского самодержавия.

К целенаправленному изучению прокуратуры, как института, учёные-юристы приступили только ко второй половине XIX века. Более ста лет назад Н.В. Муравьевым проводилось комплексное исследование истории прокуратуры Российской империи. В своих общих курсах историки уделяли внимание деятельности прокуроров. В курсах истории С.М. Соловьева и В.О. Ключевского мы находим много фактического материала из истории прокуратуры.

Большинство дореволюционных исследователей изучали прокуратуры XVIII века. Их привлекала история центральной прокуратуры и, прежде всего роль генерал-прокуроров в системе самодержавия. Это касается работ В.И. Веретникова, В.М. Грибовского, Ф.В. Благовидова. Наиболее значительный труд по истории прокуратуры был подготовлен выдающимся прокурором, государственным деятелем и ученным Н.В. Муравьевым. Он первым в российской историографии попытался собрать материал не только по истории института российской прокуратуры, но и его европейских аналогов, проследив их судьбу со времён античности.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОКУРАТУРЫ

Исторический процесс и историческое познание имеют внешне различную временную направленность. Если исторический процесс направлении из настоящего в будущее, отмечал М.А. Барг, то познание обращено из настоящего в прошлое во имя настоящего и будущего. Чтобы щире использовать познавательные возможности исторической науки, необходимо применять разнообразные методы исследования в их диалектической взаимосвязи и единстве. Возьмём, к примеру, функциональный и генетический подходы. Функции не следует рассматривать однозначно, лишь с точки зрения того. Для чего они возникли и существуют, какую роль выполняют. Важно при этом и другое: как и почему появилась эта функция, чем обусловлена и т.д. 1

Применяя функциональный и генетический подходы в их диалектическом единстве, мы обеспечиваем единство синхронного (в одном и том же временном срезе) и диахронного (по оси времени) аспектов исторического исследования. « Любое исследование, осуществляемое в плане синхронии, — подчеркивал М.А. Барг, — неизбежно применяет характер исторического исследования… Дело в том, что сама категория «генезис» содержательно богаче, сложнее, чем это предполагает формальная логика. Процесс становления какого-либо явления, прослеживаемый по оси времени.., оказывается и функцией на каждой точке этой оси. В результате мы в праве, заключит что любая из указанных исследовательский процедур в историческом исследовании неизбежно принимает характер исторический, то есть в конечном счете диалектический» 2 .

6 стр., 2661 слов

История развития российского уголовного законодательства

Предмет исследования – российское уголовное законодательство от доимперского пери ода по настоящее время. Цель – комплексный анализ уголовного законодательства РФ. Задачи: изучить историю развития уголовного законодательства России; дать характеристику уголовному законодательству России в современный период; - При исследовании использовались диалектический, исторический, формально ...

Очень важно глубоко изучить историю возникновения прокуратуры как государственного органа, учреждения прокуратуры в Российской империи, принесения на российскую действительность сложившихся в западных странах принципов организации и деятельности.

Нужно отметить, что в отличие от судопроизводства, которое зародилось в далеком прошлом, прокуратура в механизме государства возникла сравнительно недавно (в странах Европы создание прокуратуры относится к XIV – XIX вв.).

1.1. Зарождение прокуратуры в механизме государственности

Считается, что первая прокуратура была образована во Франции в XIV веке в период инквизиции. Король Филипп IV Ордонансом от 25 марта 1302 г. учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха.

У французского историка Гарро (Garroud) по этому поводу мы отмечаем следующую характерную историческую справку: «Королевский прокурор, — читаем мы его «Precis de droit criminal», — вступал в расследование всех уголовных дел, чтобы сохранить интересы королевского фиска, который обогащался за счёт штрафов и конфискаций…» 3 .

С первых лет её существования это был обвинительный, карательный орган. Прокуратура Франции была предназначена для исполнения воли короля, влияние которого на формирование органов и определения направления в её деятельности было весьма сильным.

Сначала прокуроры выступали в качестве поверенных представителей сторон и допускались только в гражданский процесс. Филипп IV ввёл для них специальную присягу. Королевским прокурорам запрещалось вести процессы частных лиц, если только эти процессы не были связаны общим процессуальным интересом с королём. В делах, в которых был заинтересован король, право уголовного преследования было признано за королевскими прокурорами с самого начала производства по ним.

Сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась. При этом функции прокуратуры с момента возникновения не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор как утверждал русский историк В.И.Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых он может следить за правильностью хода всего государственного механизма» 4 .

Во исполнение этих обязанностей прокурор «всегда и во всём» защищал интересы короны, вплоть до того что следил, чтобы кто-либо из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы промыслов и торговли, учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначением королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявленным им требованиям, чтобы и здесь не нарушались интересы короля.

Со временем в круг обязанностей прокурора был включён даже контроль за работой сеньериальных и церковных судов. Велика была роль прокуроров и при производстве дознания. Дознание проводилось в тайной форме. Материалы рассматривались судьей и возвращались прокурору для дачи заключения, после чего судья допрашивал обвиняемого. Не раскрывая материалы дела обвиняемому, ни потерпевшему. Затем дело рассматривалось судом по существу и выносился приговор, который можно было обжаловать в порядке апелляции. Постепенно складывался розыскной процесс, получивший название экстраординарного.

15 стр., 7117 слов

Прокуратура в Україні

... гілки влади. ІІ. Прокуратура є державним правоохоронним органом, на який покладається завдання здійснення нагляду за дотриманням і правильним застосуванням законів в Україні. Діяльність прокуратури, спрямована ... органами державного та господарського управління й контролю, прокурор сприяє здійсненню й виконавчої влади в рамках закону. Участь прокурора у здійсненні судочинства полягає у його праві ...

В 1586 году был принят закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил место прокуратуры в системе государственных органов. В сферу полномочий прокурорского надзора закон включил: деятельность прокурора административно-политического характера; надзор за производством следствия; судебно-правовую деятельность.

1.2. Становление прокуратуры в Российской империи в XVIII веке

Создание и становление прокуратуры в России связано с изданием трех Указов Петра I. В первом Указе от 12 января 1722 г. было записано: «…быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Как видно, указом только констатировался факт создания в России института прокуратуры, однако функции и другие основополагающие вопросы ее организации и деятельности не раскрывались. По всей видимости, и это подтверждает системный характер последующих действий российского императора, Петр I имел вполне определенное представление о назначении создаваемого им нового государственного учреждения. Определение места должностей генерал-прокурора и обер-прокурора при Сенате, органе, осуществлявшем функции высшего органа государственного управления, а также прокуроров при коллегиях, т.е. отраслевых органах государственного управления, дает веские основания для вывода о надзорной сущности данного учреждения. Уместно также вспомнить, что прообразом российской прокуратуры послужила прокуратура Франции. Это можно рассматривать в качестве дополнительного доказательства о намерениях российского государя создать орган, обладающий полномочиями надзора за исполнением законов, ибо французская прокуратура в свое время, наряду с уголовным преследованием, выполняла обязанности наблюдения за законностью действий органов власти. Однако при этом нельзя не заметить, что государственным мышлением Петра I заимствованная из опыта Франции идея о прокуратуре была преобразована настолько кардинально, что закономерно привела к созданию в России прокуратуры уникального типа, не имеющего аналогов в зарубежной практике.5

Второй Указ, посвященный прокуратуре, был издан менее чем через неделю вслед за первым – 18 января 1722 г. Им учреждались должности прокуроров в надворных судах. Очевидно, нужно пояснить, что надворные суды занимали особое место в системе государственных учреждений России петровских времен. В судебной системе Петра I надворные суды выступали в качестве инстанции для рассмотрения уголовных и гражданских дел определенной категории лиц и располагались в провинциях. Другими ее звеньями являлись провинциальные (нижние городовые) суды и юстиц-коллегия. В определенных случаях судебные функции мог выполнять Сенат. Учреждение должности прокуроров при надворных судах связывалось со значительным расширением их полномочий («не однерасправные дела делать, но и прочие…») 6 имело целью создание дополнительных гарантий для эффективной работы этого звена судебной системы.

13 стр., 6306 слов

Организация работы военной прокуратуры

... мере распространяются на военных прокуроров. 10 апреля 2008 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором издано указание № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору ... управления различными отраслями хозяйства, правосудия. Сенат стал высшим управленческим и судебным органом, сюда направляли со всей России на окончательное рассмотрение и решение ...

И, наконец, третий Указ от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора» содержал развернутую характеристику основополагающих вопросов организации и деятельности прокуратуры, развивая и значительно пополняя сформулированные в предыдущих актах положения о прокуратуре. Достаточно широкое освещение в нем получила группа положений, которые сейчас принято именовать общими. В них зафиксированы нормативные предписания принципиального характера. Согласно Указу генерал-прокурор действует при Сенате («повинен сидеть в Сенате»), имея в качестве главной своей цели содействие Сенату в надлежащем им исполнении своих обязанностей как высшего органа государственной власти в России. По формулировке Указа генерал-прокурор не входил в состав Сената, а был как бы над ним, осуществляя надзор («повинен… смотреть накрепко») за расследованием Сенатом дел, отнесенных к его компетенции. Здесь же содержалось подтверждение того, что прокурор наделялся действенными надзорными полномочиями, позволяющими ему реально следить за тем, чтобы Сенат «истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и Указам» 7 организовывал свою работу. При этом обращалось внимание на фактическое исполнение законодательных предписаний, в связи с чем Указом генерал-прокурору вменялось обязанность «смотреть… чтоб в Сенате не на столе только дела вершились, но самим действом по указам исполнялись»8 .

Другая группа норм Указа с большей долей подробности давала описание конкретных полномочий генерал-прокурора. От него требовалось, прежде всего, своевременно выявлять ненадлежащие действия Сената и оперативно реагировать на них. Что немаловажно, была даже названа основная форма реагирования прокурора на выявленные нарушения – протест прокурора, эффективно используемый до сих пор. Устанавливалась прямая связь генерал-прокурора и главы Российского государства. Генерал-прокурор обязан был незамедлительно ставить в известность императора о всех серьезных нарушениях в делах государственных. Исходя из характера возможных последствий прокурорских действий, в Указе рекомендовалось ответственно, осторожно и осмотрительно принимать решения о направлении сообщений российскому государю, «дабы напрасно кому бесчестия не учинить» 9 . Широта полномочий прокурора проявлялась также в том, что, как это сказали бы сейчас, ему давалось право законодательной инициативы. При обнаружении пробелов в законодательстве прокурору предписывалось давать соответствующие предложения Сенату, «чтоб учинили на те дела ясные Указы»10 .