Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике

Всем, безусловно, известно, что, достаточно продолжительный период времени в нашем обществе существовали лишь государственная и

кооперативно-колхозная формы собственности, причем первая выполняла ведущую роль. Однако со временем стало ясно, что для прогресса обществу необходимо многообразие форм собственности. И сейчас в России идет реформирование собственности и государственной формы в частности.

Данные преобразования актуальны, прежде всего, тем, что в настоящей России необходимо определить, что должна включать в себя категория «государственная собственность» и какую роль она должна играть. Важность данной темы обуславливается и тем, что государственная собственность является одной из характеристик общественно-экономического строя, её рассмотрение позволит ответить на вопрос: каковы тенденции развития экономики нашей страны.

Актуальность проблемы государственной собственности в постсоветской России обусловлена двумя причинами. С одной стороны значительная часть объектов бывшей «общенародной» собственности в настоящее время формально осталась закрепленной за государством, но в отсутствии эффективной системы управления реально не получила определенного статуса и нуждается в управляющих воздействиях, направленных на спецификацию прав собственности и достижение общегосударственных целей.

С другой стороны неудачи экономических реформ в России обычно связываются с низкой управляемостью народного хозяйства. Стремление «усилить» роль государства в экономике часто понимается как усиление государственного регулирования, расширение масштабов прямого участия государства и аккумулируемых им ресурсов в процессах производства, распределения, обмена и потребления. При этом особая роль отводится институту государственной собственности, объекты которой считаются наиболее управляемыми в силу использования методов непосредственного административного воздействия.

14 стр., 6584 слов

Государственная собственность и государственное предпринимательство ...

... источником информации об ориентирах и приоритетах текущей и перспективной государственной экономической политики для остальных секторов. Государственная собственность вне госсектора должна использоваться главным образом в интересах государства, в то время как ...

В своей курсовой работе я рассмотрю сущность государственной собственности, её значение на разных этапах развития России; её положение в различных капиталистических страна, а также тенденции перспективы развития государственной собственности.

  1. Сущность государственной собственности

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный характер, понятие сущности государственной собственности было иное, нежели чем сейчас.

Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной).

В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной) собственности (изменение количества государственной собственности в России 1996 и 2003 года представлено в графике №1).

Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

В результате эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству так или

иначе препятствует его нормальному функционированию.

Однако можно выделить и положительные моменты в преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.

2 стр., 964 слов

Государственная собственность в Российской Федерации: состав, ...

... задачи работы достигнуты. Целесообразно сформулировать основные теоретические выводы. 1. Российская Федерация через свои федеральные органы исполнительной власти осуществляет пользование, владение и распоряжение государственной собственностью, предпринимает меры по защите государственной собственности, осуществляет ...

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Так какова же должна быть сущность государственной собственности страны, в которой стремятся построить рыночную экономику?

На мой взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения.

При определении сущности государственной собственности необходимо учитывать «потребности» государства в лице его полномочных органов для осуществления вышеназванных функций. Таким образом, сущность государственной собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности должна принять иные формы: индивидуальной, коллективной.

(Булатов А. С. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория, — Москва: Бек, 1999. – 632 с.)

Под собственностью понимают ту или иную форму (способ) присвоения различных вещей, созданных человеком или имеющим естественное происхождение.

Согласно Гражданскому кодексу РФ гл. 13

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

4. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

(Гражданский кодекс РФ глава 13, статьи 214, 215, 294, 296)

Государственная собственность – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью, либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

3 стр., 1215 слов

Особенности правового регулирования движимого имущества государственного ...

... К движимому имуществу государственного и муниципального собственника относятся: — находящиеся в собственности государства, субъекта федерации, муниципального образования акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ; — движимое имущество, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и государственным ...

(«Краткий политический словарь», Абаренков В. П. и др., Москва-1989г., 523с.)

Имущество, составляющее государственную собственность, предназначено для удовлетворения общественных интересов собственника имущества – государства, его органов и служб, местных органов управления.

Для государственного имущества в целом установлен общий принцип не отчуждаемости. Неприменим срок давности к оспариванию приобретения доли государственного имущества, добровольных пожертвований и завещательных отказов. Государство приобретает имущество либо в результате, либо в соответствии с правилами гражданского и торгового оборота (государство как частное лицо).

Государство может экспортировать или реквизировать необходимое ему имущество.

(Талапина Э. В. статья «Вопросы государственной собственности» Журнал Российского права №3 2001 год)

Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:

1. На уровне всей федерации — федеральная собственность.

2. На уровне субъектов федерации (их 89).

Каждый из них имеет свою региональную собственность.

3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).