Историческая школа права (2)

Историческая школа права как особое направление в правовой мысли возникла в конце XVIII в. в Германии. В первой половине XIX в. это направление получил широкую популярность и влияния. В центре внимания его представителей находилось вопрос о возникновении и историческое развитие права. Основателем исторической школы права был Гуго (1764-1844) — профессор Геттингенского университета. Основной труд — «Учебник естественного права как философии позитивного права, а особенно — частного права». Последователем и продолжателем его был Фридрих-Карл Фон Савиньи (1779 — 1861), главные работы которого — «Право владения» и «Система современного римского права». Последним, наиболее ярким представителем этого направления был Георг-Фридрих Пухта (1798-1846).

Основные его труды — «Обычное право» и «Курс институций».

Представители этого направления считали, что для правильного понимания и развития государственно-правовых явлений определяющее значение имеет изучение и осмысление их исторического развития. В центре внимания исторической школы права, возникла и развивалась как своеобразная реакция на Великую французскую революцию, находились проблемы истории, традиций и, главное, само понятие народа. Базовым было понятие народа и народного духа, или духа истории.

В понимании представителей исторической школы права народ — это единство отдельных лиц, основанный на органических связях между состояниями и группами общества. Дух народа вырастает из традиции и формируется на протяжении веков. Именно поэтому он является определяющим в правотворческих процессах. С понятием народа тесно связан антииндивидуализм, характерный для представителей этого направления правовой мысли, начала в истории формировался народ, и только впоследствии на его основе витворювалися состояния и общественному прогрессу. Человек является продуктом среды, той целостности, которая создала и охватывает ее, то есть народа.

Основой концепции представителей исторической никогда права были утверждения о позитивном праве рядом объективных факторов. Позитивное право не является какой-то исключительно теоретической конструкцией, что творится в процессе правотворческой деятельности законодательных органов.

Право, которое действует в обществе, — это не только совокупность предписаний уполномоченных на то органов государства. Право, как публичное, так и частное, состоит само по себе, оно создается общественным развитием, как язык и обычаи.

9 стр., 4403 слов

Фальсификация истории

... «оттепель» не сопровождалась отказом от попыток переписывания истории, изменились только конкретные темы фальсификаций и отношение к отдельным историческим личностям[13]. - Виновниками репрессий называли лично ... историю своего народа — приписать ему как можно более древнее происхождение, как можно бо́льшие культурные заслуги, разнообразные славные деяния (так что в националистической картине истории, ...

Объект исследования историческая школа права.

Предмет исследования становление и развитие исторической школы права.

Цель курсовой работы проанализировать историческую школу права.

Задачи, ставящиеся перед работой:

  • исследовать западноевропейскую историческую школа права;
  • изучить становление и развитие исторической школы права в России.

Заключение

Социальное регулирование первобытных обществ можно рассматривать в качестве предправового социального явления. В нем по мере общественного развития, с численным ростом населения, с нарушением однородности людей, появлением различий между людьми по происхождению, по богатству все более накапливаются элементы, которые потом, когда сложились необходимые социальные факторы, являются предпосылкой появления права. Право при переходе общества к цивилизации возникло не вдруг, не на пустом месте: его появление в какой-то мере было подготовлено развитием системы социального регулирования первобытных обществ.

Обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый социальный регулятор, который смог бы выполнить по крайней мере две задачи.

Первая — обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни функционирование общества как сложной и динамической системы, целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем первобытное общество. И притом такое функционирование, которое определяет глубинные (нормативные) начала общества. Непосредственно существенную роль сыграли потребности экономических отношений, складываюшихся в условиях частной собственности, товарного производства и рынка. Потребность закрепить, сделать незыблемой собственность, создать беспрепятственное распоряжение ею, утвердить экономический статус товаровладельцев, необходимость обеспечить для них устойчивые и гарантированные экономические связи, постоянные, прочные и обязательные для всех предпосылки хозяйственной, коммерческой деятельности, надежные и стабильные предпосылки для самостоятельности, активности, инициативного действия явились исходным источником многих важнейших свойств юридической формы общественного регулирования.

Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимочть провести в жизнь исходное гуманитарное начало — закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу, следствием чего в экономических отношениях является право собственности и свобода договоров, а социально-политической сфере — личные, политические и социальные права и свободы.

Возникновение этого социального регулятора, получившего название «право», связано с формированием государственной власти, ее институционного выражения — государства. Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными началами. А вот обретение этим принципиально новым регулятором необходимых свойств, позволяющих ему быть мощной силой, способной решать новые сложные задачи, невозможно без государства, без взаимодействия с ним.

3 стр., 1436 слов

Учебно-методическое обеспечение обучение праву в современой школе

... и особенностями в организации и форме проведения урока. Анализируясовременный учебно-методическийматериал в области обучения праву в школе, мы ... модель конкретного урока по теории права для старшеклассников. Урок: Знакомство с правом. Цель: разъяснить учащимся сущность понятия «право», — показать ... в обществе?2. Знакомимся с правом. Право и правовая норма. 3. Система права. После записи темы урока ...

Ключевой, внешне зримый момент, наглядно свидетельствующий о возникновении права, — это появление в сфере официальной государственной жизни писаных норм (точнее, писаных источников права и формально-определенных норм), закрепляющих права и обязанности, поддерживаемых государственным принуждением и способных быть носителями интеллектуального содержания (плода интеллектуальной работы).

Именно этот момент выражает отрыв регулирования от естественно-необходимых, природных связей и формирование внешне объективированного институционного нормативного образования с набором строго определенных, особых свойств (нормативностью, формальной определенностью, государственной обеспеченностью, системностью).

Мистика народного духа, которую предлагали в юриспруденции представители исторической школы права, нашла мало сторонников. Однако в философско-юридическому концепции исторической школы права важное теоретическое значение имела критика представителями метафизичности рационализма естественно-правовых доктрин с присущим им принципом вечных, неподвижных и неизменных прав. Историческая школа отвергла поклонения перед такими абстракциями просвещения, как разум, личность, природа или природное право. На следующих этапах развития правовых учений значительную роль сыграла идея исторической школы, которая заключается в трактовке правовых институтов как особых социальных явлений, исторически закономерно возникают, функционируют и развиваются в едином процессе жизни народа.

Такой путь прошла в своем развитии историческая школа права в Европе. Известное сродство исторической школы права с понятиями естественно- правовой теории проявилось в трудах С.Е. Десницкого, 3.А. Горюшкина, К.А. Неволнна, П.И. Новгородцева, В.М. Гессена и других русских юристов. Однако это не было механическим копированием идей рассматриваемых школ. Взгляды отечественных ученых отличаются оригинальным содержанием в построении правовых концепций, в духе русской философской традиции, применительно к национально-культурным особенностям и социальным условиям России.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/shkolyi-prava/

  1. Пухта Г.Курс Римского права. Т.1./М.,1874
  2. Иванкина Т.В. Исследование правовых школ // Журнал правоведения. 1999
  3. Всеобщая история государства и права З.М. Черниловский, «Юрист», Москва 1995год, 576 стр.
  4. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, «Юрист», Москва 1995г.
  5. История государства и права зарубежных стран, под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой, в 2-х частях, ч. I, «НОРМА», Москва, 1996г.
  6. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, «БЕК», Москва, 1993г.
  7. История государства и права России. Исаев И.А., «Юрист», , 1994г.
  8. Общая теория права Г.Ф. Шершеневич Москва 1995 г 363 стр.
  9. Основы государства и права. А.Б.Венгеров, И.Ф.Казьмин, А.В.Миукевич и др. Под. ред. А.Д.Кашина. «Высшая школа», Москва, 1999г.
  10. Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, «Юридический колледж МГУ», Москва, 1995г.
  11. Теория права, С.С.Алексеев, «БЕК», Харьков, 1994г.
  12. Черданцев А.Ф. «Теория государства и права» учебник для ВУЗов — М.: Юрайт — М 2001 год, 432стр.

Общий объем:

4 стр., 1771 слов

Права человека в политико-правовой теории и практике Советского ...

... места в истории развития прав человека в политико-правовой теории важная задача современной российской науке. Цель настоящей работы анализ прав человека в политико правовой теории и практике советского государства. Задачи настоящего курсового исследования: ...

Год: 2010

Цена : 300 руб.