Правовой нигилизм и правовая культура

Тема правовая культура, несомненно, остаётся актуальной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр. Это связано, во-первых, с многоаспектностью, неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, что в свою очередь вытекает из многоаспектности, неоднозначности культуры вообще (что более подробно рассматривается ниже), а, во-вторых, с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, т.к. высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием обязательно необходимым для его построения.

Этой теме, на мой взгляд, до сих пор не уделялось должного внимания, несмотря на всю важность правовой культуры в современном обществе. Постоянно слышится: «демократические права и свободы!», «государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина!», «человек, его права и свободы являются высшей ценностью!», «Россия есть правовое государство!» и многое другое. А ведь для многих это слова, не несущие чётко фиксированного смысла; далеко не все люди осознают, что же до них желает донести государство, а если и осознают, то зачастую для многих является затруднительным понять, как же это всё «осуществить, применить, реализовать, использовать». Большая часть населения (я в этом больше чем уверена) и не знает, что же это такое — правовая культура и в этом главным образом повинно государство, которое не доводит данную информацию до населения. А часть 1, статьи 1 Конституции РФ содержит, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Наверное, (может быть это заблуждение) такое положение статьи «надо заслужить», а иначе, что это за «правовое, демократическое государство» с таким недостойным уровнем правовой культуры (да и культуры вообще), с низким уровнем правосознания, как же народ осуществляет свою власть, не имея элементарных, базовых представлений о том, что он делает. Это касается и людей, несвязанных, так или иначе, с правовой деятельностью и людей, специально ей занимающихся! А ведь последние в той или иной степени являются субъектами правового воспитания.

4 стр., 1603 слов

Государство и право Древней Индии

... выступают государство и право зарубежных стран. Объект – Древняя Индия. Целью данной курсовой работы является рассмотрение общественного, государственного строя Древней Индии, а также своеобразия источников права. Работа ... крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В ...

Именно поэтому выбор пал на эту тему, как одну из основополагающих во всей системе юридических знаний, на тему, которая касается каждого человека, являющегося частицей современного общества, независимо от рода его деятельности. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их использовать, осуществлять, исполнять и т.п.

Целью этой работы является рассмотрение вопросов, имеющих непосредственное отношение к правовой культуре (понятие, её структура, функции, виды и т.п., связанные с ней явления — правовой нигилизм, идеализм, демагогия, понятие правового воспитания и др.) для изучения, осмысления того, что же она собой представляет; на основании чего сделать выводы о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе, на современном этапе развития страны (кстати, весьма сложного и напряжённого).

Объектом исследования данной работы является правовой нигилизм, предметом исследования — понятие, сущность, формы проявления и пути преодоления правового нигилизма.

Глава 1. Правовая культура

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры

Слово «культура» встречается в лексиконе практически любого человека, но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие — ещё более сужают это понятие, относя к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые отношения», т. е хозяйственные задачи. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, правовые науки и каждая из наук создает свое определенное представление о культуре как предмете своего исследования. В самом широком смысле понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В этом смысле правовая культура является одной из разновидностей культуры в целом, да и все право является феноменом развития общества.

Понять сущность правовой культуры можно лишь через призму правовой деятельности, его общностей, групп, а правовая культура немыслима вне определенного субъекта права. Правовая культура не существует в отдельности от других разновидностей культуры. Она тесно взаимосвязана и функционирует с политической, нравственной и эстетической, религиозной и другими разновидностями культуры в обществе. В плане своего происхождения правовая культура явилась значительно позже, чем нравственная или религиозная культура, так как без самих правовых норм не может быть и правовой культуры общества.

Правовую культуру в юридической науке понимают неоднозначно, что обусловлено двумя моментами: во-первых, это относительно новое направление научного исследования в теории государства и права; во-вторых, в самой культурологии существует более 500 определений понятия «культуры» и несколько десятков направлений ее исследования, существенно отличающихся друг от друга по применяемым подходам и методологии.

12 стр., 5796 слов

Современное правовое государство: понятие, принципы и перспективы развития

... поэтому тема: «Современное правовое государство: понятие, принципы перспективы развития» крайне актуальна. Эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую ...

В юридической литературе существуют два основных подхода к определению правовой культуры 1 . В первом случае правовую культуру рассматривают как знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. В широком смысле правовая культура – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. При этом правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, качественное состояние процессов правотворчества судебного и административного рассмотрения дел, высокий уровень правопорядка и законности. Правовая культура немыслима без сознательного и ответственного отношения к своим обязанностям не только обычных граждан, но и должностных лиц. Поэтому ее составными элементами следует считать правовые убеждения установки, ориентирующие на восприятие правовой системы и качественное выполнение обязанностей.

Нетрудно заметить, что правовая культура тесным образом связана с правосознанием, но правосознание не является единственным компонентом правовой культуры. Помимо правосознания в структуру правовой культуры входят: система правовых норм, выражающая сбалансированную волю различных слоев населения; правовое поведение, правовая деятельность; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль и реализацию права. Все элементы правовой культуры находятся в тесном взаимодействии как между собой, так с иными элементами общественной жизни, т. е правовая культура характеризуется не только внутренними, но и внешними связями.

Таким образом, правовая культура тесно связана с правомерным поведением личности, но не любое правомерное поведение можно назвать культурным. Так, конформизм, исполнение обязанностей по маргинальным мотивам должны быть чуждыми обществу с высокой правовой культурой. Высокая правовая культура характеризуется реализацией предоставленных прав, социально-активным правомерным поведением, соблюдением требований норм права по мотивам законоуважения, а не законопослушания. Формирование высокой правовой культуры – одна из важных задач, стоящая перед современным государством и обществом.

2. Структура и функции правовой культуры

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой культуры. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду две области деятельности: 1) непосредственно в правовой сфере; 2) неправового характера, но связанная со сферой действия права. Эта деятельность непосредственно не входит в предмет правовой культуры, но своим, идейным содержанием наполняет ее.

8 стр., 3526 слов

Казахстан. Введение Культура и обычаи казахского народа

... В наше время в Казахстане активно проходят процессы по возрождению национальной культуры. Казахская жизнь тесно связана с традициями ... мед, масло, колбасу, творог, кумыс. Если человеку в Казахстане впервые довелось увидеть верблюжонка, новорожденного, или даже собственную ... опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Цель ...

В юридической литературе принято выделять следующие. Уровни правовой культуры: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки.

Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Поиски сущности и содержания правовых категорий под силу личности, обладающей такой правовой культурой, которая соответствуете научно — теоретической деятельности. Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких- то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными условиями ученых- философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.

Теория правовой культуры как форма концептуального осознания потребностей общества в правовом регулировании тех или иных сфер жизни может и должна являться идейно- теоретическим источником права. Законотворчество и законоприменение компетентными органами предполагают достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры.

Обыденный, профессиональный и научно- теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций 2 — познавательно — преобразовательную, праворегулятивную, ценностно- нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно — преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.