Создание основ советского права — Курсовая Работа, — 2007 год — Проблемы методологии истории отечественного государства и права Создание Основ Советского Права. Для Процесса Формирования Основ Новог…
Создание основ советского права.
Для процесса формирования основ нового права характерны следующие черты: а) Советское право возникало во взаимосвязи и одновременно с созданием нового государства и права, что обусловлено органическим единством государства и права. Советское право создавалось в ходе слома старых государства и права. б) Наряду с новым законодательством более года действовали некоторые старые законы.
Это преимущественно те акты, которые содержали не узко классовые, а общечеловеческие нормы. в) При революционном переустройстве всех сфер жизни неизбежно возникают “пробелы в праве”, т.е. некоторые вопросы остаются не урегулированными никакими нормативными актами. В силу этих обстоятельств рассматриваемый период специфическими источником права являлось революционное правосознание трудящихся.
При этом право применяющие органы и лица выносили решение с позиций “революционной целесообразности”, “пользы для революции”, что не могло не приводить и к разнобою, и к субъективизму. г) Правотворческую деятельность в этот период осуществлял довольно широкий круг структур: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, отдельные наркоматы, местные Советы, а в ряде случаев и общественные организации, в частности, профсоюзы активно участвовали в создании норм трудового права.
Это обусловливалось как потребностями, так и первоначальной не разграниченностью компетенции центральных и местных органов. Существенных различий между законом и ведомственным нормативным актом в тот период не просматривалось. Законодательные акты тогда назывались по-разному: декреты, постановления, декларации и т.п. Многие акты вводились в действие по телеграфу. Далее целесообразно рассмотреть процесс становления основных отраслей советского права.
Многие нормативные акты гражданского права юридически оформляли национализацию, т.е. переход земли и ее недр, банков, предприятий и др. в собственность государства. В результате сфера частной собственности граждан и договорные отношения сокращались. Законы пресекали также сделки, направленные на распродажу и разделение крупной собственности с целью избежать ее национализации.
Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном на административном, а не на гражданском праве. Декрет ВЦИК “Об отмене наследования” от 27 апреля 1918 г. отменил наследование имущества стоимостью свыше 10 тыс. рублей как по закону, так и по завещанию. Интересы основной части населения этот декрет не затрагивал, поскольку стоимость его имущества не превышала этой суммы.
Реально же декрет отменил наследование буржуазной частной собственности, но не трудовой. Наследникам переходило имущество не более 10 тыс. рублей. Остальное становилось общественным достоянием. Особым декретом запрещалось дарение или всякая передача имущества на сумму более 10 тыс. рублей. Для справки: прожиточный минимум тогда определялся в 240 руб. в месяц. Нельзя было передавать по наследству и авторские права. В этих ограничениях проявились попытки законодателя как-то исключить возможность нетрудового обогащения.
Как самостоятельная и новая отрасль формируется трудовое право, в нормах которого отражались марксистские воззрения на трудовые отношения. Уже 29 октября 1917 г. СНК принял постановление “О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени”. Этот акт устанавливал 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму. Рабочая неделя не должна была превышать 46 часов. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере.
В декабре того же года декретом ВЦИК введено социальное страхование. В апреле 1918 г. СНК ввел оплачиваемые отпуска. В целях ликвидации паразитических слоев и оживления экономики в январе 1918 г. была введена всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет. В декабре 1918 г. принят первый Кодекс законов о труде (КЗОТ).
Он подробно регулировал трудовые отношения и связанные с ними социальные права (нормы о трудовой повинности, о переводе и увольнении трудящихся, о вознаграждении за труд, об охране труда и т.д.) КЗОТ действовал как на государственных, так и на частных предприятиях. Кодекс заменял социальное страхование социальным обеспечением из фондов государства.
Разумеется, начавшаяся гражданская война ограничивала реализацию норм КЗОТ-а. Семейное право также стало формироваться как самостоятельная отрасль. Декреты ВЦИК и СНК “О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния” и “О расторжении брака” (декабрь 1917 г.) содержали важные новые нормы, регулирующие сферу семейных отношений. Государство признавало лишь гражданский брак, а церковный брак объявлялся частным правом супругов.
Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия супругов и моногамная форма брака. Теперь для вступления в брак не требовалось согласия родителей или начальства, не имела значение принадлежность к сословию, расе, религии. Для мужчин брачный возраст был установлен – 18 лет, для женщин – 16. Внебрачные дети уравнивались с брачными в правах и обязанностях. Вводился свободный развод (через суд или загс).
16 сентября 1918 г. ВЦИК принял “Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве”. Этот кодекс был первым в истории советского права.
Он более подробно регулировал семейно-брачные отношения. В частности, подробней регламентировались права и обязанности супругов: брак не создавал общности имущества супругов, перемена места жительства супруга не создавала для другого обязанности следовать за ним, супруги могли вступать между собой во все имущественно договорные отношения и т.д. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать или оспаривать отцовство судебным порядком.
Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Таким образом, кодекс, упразднив ряд феодальных правил, установил более цивилизованные нормы семейных отношений. Данный кодекс широко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачной сфере.
Уголовное право с победой Октября не могло не подвергаться коренным изменениям. Прежде всего, ломались основные понятия и институты старого уголовного права. Если до революции преступлением считалось просто всякое нарушение закона, то теперь в понятие преступления включалась общественная опасность деяния. Другими словами, преступным считалось все, что вредило интересам рабочих и крестьян, делу революции (заговоры, мятежи, саботаж, погромы, мародерство и пр.) Во взглядах на наказание стала оформляться идея сочетания принуждения с убеждением.
Соответственно изменился перечень наказаний. Теперь применялись и такие наказания, как общественное порицание, объявление виновного врагом народа, принуждение к обязательным общественным работам и др. Смертная казнь как высшая мера наказания была восстановлена летом 1918 г. по делам, проходящим через трибунал. На практике высшей мерой было лишение свободы, чаще всего от семи дней до одного года. Только весной 1918 г. был установлен высокий срок лишения свободы – не ниже 10 лет. Известная мягкость системы наказаний вытекала из представлений (в чем-то наивных), что с устранением капитализма преступность лишится своей материальной основы – частной собственности. Характерна для этого периода и неопределенность санкций, когда вместо установления конкретных мер наказания указывалось на необходимость “карать виновных по всей строгости революционных законов”, руководствуясь “велениями революционной совести” и т.п. Вместе с тем этот период характеризуется активным законотворчеством в уголовно-правовой сфере.
К концу июля 1918 г. было принято 40 уголовно-правовых декретов и 69 актов об отдельных преступлениях.
Были сделаны продуктивные попытки сформулировать составы преступлений, отнесенных к компетенции трибуналов, раскрыть содержание понятие “контрреволюционная деятельность”. Особенность действия уголовного права этого периода – возможность привлечь к суду ревтрибунала провокаторов, осведомителей или иных служащих старого режима, деятельность которых до 1917 г. приносила вред революционному движению.
Однако для этого требовалось всякий раз специальное постановление местного Совета. Формально в этой части закону придавалась обратная сила. По сути это была превентивная мера с целью обезвредить потенциального противника. Таким образом, в рассматриваемый период начали складываться основные отрасли советского права, составившие в последующем новую правовую систему.
Правовое строительство проходило одновременно с ломкой старого госаппарата, с вытеснением прежних правовых норм. Беспрецедентность задач и острейшая политическая и социально-экономическая ситуация в стране обусловила классовый характер изменений в государственно-правовой сфере. Однако это не исключало и глубокий демократизм преобразований, и их творческую сущность, и некоторую наивность, и революционный романтизм. 2.5 Изменение в государственном строе после 1956 года. Смерть И. В. Сталина в 1953 году привела к серьезным изменениям в общественной и государственной жизни Советского Союза, открыла новый период в истории нашей страны.
Изменились с сторону либерализации и демократизации утверждения законности внешняя и внутренняя политика Советского государства, государственный механизм и форма государственного единства, общие принципы и отдельные отрасли права. Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея социалистической законности, практика реабилитации нашли своё отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 года), на котором был прочитан “секретных доклад” Хрущева, посвященный анализу феномена “культа личности”. Доклад разоблачал культ Сталина, в нем говорилось о фактах массовых репрессий и нарушений законности.
Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и “коллективного руководства” страной.
Началась либерализация общественных отношений, наступили годы так называемой “хрущевской оттепели”; период реформ, протянувшийся до 1964 года – октябрьского Пленума ЦК КПСС, на котором Н. С. Хрущев был освобожден от должности первого секретаря ЦК КПСС. Реформирование велось в трех направлениях: экономика, право, государственный аппарат. С точки зрения развития государства период характеризуется как разумными реформами, так и надуманными. Общей тенденцией являлось стремление децентрализовать управление государством, что привело к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления.
В решениях XX съезда КПСС указывалось на необходимость устранения изменений централизации народным хозяйством. В целях реализации решений съезда ЦК и Совет Министров СССР 30 мая 1956 года приняли постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тысячи предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, строительных материалов, некоторых других отраслей народного хозяйства, автомобильного транспорта, речного флота.
Следует, однако, отметить, что ведущие отрасли экономики оставались в строго централизованном управлении Союза. В рассматриваемый период были расширены, а фактически восстановлены права союзных республик в области законодательства и осуществлению правосудия. В 1957 году был принят Закон “Об отнесению к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов”. Он позволял обновлять законодательство союзных республик, полнее учесть в нем национальные и бытовые особенности.
Вместе с тем, с учетом федерального устройства государства, за Союзом СССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия. Ещё одно право, право регулирования областного, краевого, административно территориального движения перешло от Союза СССР к союзным республикам.
Соответствующий закон был принят Верховным Советом СССР в 1957 году. За Союзом сохранялось лишь право по утверждению новых автономных республик и автономных областей. Изменился и состав союзных республик. В 1956 году была ликвидирована искусственно созданная Карело-Финская ССР, а на её место была воссоздана Карельская АССР в составе РФ. Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Отечественной войны народов.
Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая АССР, восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Однако были и такие народы, чьи права небыли восстановлены (Крымские татары, немцы Поволжья) Стремление преодолеть сложившейся чрезмерный централизм привела и к перестройке государственного механизма. Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на повышение роли Советов.
В январе 1957 года ЦК КПСС принял постановление “об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их в связи с массами” . Результаты сказались скоро – деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировать деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением. Однако следует отметить, что некоторые политические компании не имели здравого смысла, к ним можно отнести и разделение в 1962 году краевых, областных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельскохозяйственные районы, в результате чего нарушилось единство власти, началась неразбериха в управлении. Управление народным хозяйством было также малоэффективным, так как привычная централизованная система сковывала инициативу предприятий.
Поэтому в соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 года, отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным.
Были упразднены многие министерства, ведавшие промышленностью и строительством. Всю страну разделили на 105 экономических административных районов. В каждом из них Совет народного хозяйства (Совнархоз), который руководил предприятиями и стройками. Однако радикальных изменений в развитии промышленности и строительства так и не произошло. Главная причина неудачности эксперимента была в том, что в основу управления промышленностью и строительством не были положены экономические методы.
Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 года из МВД СССР выделился комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В октябре 1956 года управления МВД и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел, исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. В 1960 году было ликвидировано МВД СССР. Однако это лишь усложнило координацию работы республиканских органов охраны общественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью. Существенно были реорганизованы органы правосудия.
Принятом в феврале 1957 года Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны надзорные функции Верховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены. В декабре 1958 года в соответствии с Основанием законодательства о судоустройстве Союза ССР, участковая система народных судов была заменена единым Народным судом города или района.
Законом от 25 декабря 1938 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь единым для всех судов принципами правосудия, трибуналы учитывали организационную структуру армии. Заключение Значение методологии в познании истории государства и права трудно переоценить. Поистине условие, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология.
В общем плане любая наука это есть способ или метод добывания и истолкования фактов. Древние греки, введя в научный оборот понятие метода – «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования человечного общества и окружающего его мира. Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях.
Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существующих средств теории государства и права смогут решить и свою важнейшую внутреннюю задачу – сводить в единую систему все знания о своем предмете. Значение подлинно научной методологии теоретической государственно-правовой науки, не подвергаемое сомнению, в обычные времена, резко возрастает в периоды социально-политической напряженности, вызванной крупными общественными реформами, экономическим кризисом, национально-этническими конфликтами, ростом преступности, неэффективностью государственного управления.
Передовая методология – это резкий прогресс науки, отсталая методология – это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее.