В системе социального
Правовое регулирование в российском обществе- важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Правовое регулирование- форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, повседневную практическую жизнь человека и общества.
Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии. Исходя из этих задач можно сформулировать следующее определение. Правовое регулирование- это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний) результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.
Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуется поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.
Конституционное право как ведущая отрасль системы права России
... охвачена меньшая часть конституционно-паровых норм - только конституционные нормы». Целью данной контрольной работы, является детальное рассмотрение Конституционного права, как ведущей отрасли системы права России. Объект исследования - Конституционное право. Предмет исследования: законодательные постановления и нормативно-правовое регулирование общественных взаимоотношений, ...
В процессе создания юридических норм , разработки и совершенствования нормативных актов
Актуальность изучения юридических норм в механизме правового регулирования
Научная новизна работы состоит в том, что данная тема, конкретно никем полностью не рассмотрена, исследовались лишь ее отдельные аспекты.
В ходе написания данной работы было проанализирована масса источников, в том числе Конституция, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, монографии известных ученых, таких как: Тихомирова, Марченко
Во многих изданиях содержаться очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики. У каждого автора, безусловно, какие-то части данной работы изложены намного подробнее, чем у меня, но также полно я не могу осветить эти вопросы, поскольку ограничен определенным объемом. Поэтому постараюсь изложить материал достаточно развернуто, но в то же время компактно.
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности. Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов.
Задачи моего исследования являются, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных. Структура моей работы следующая: в первой главе раскрывается понятие метода правового регулирования, во второй главе описаны средства правового регулирования в третьей главе понятия механизма правового регулирования.
Понятие метода правового регулирования
Правовое регулирование представляет собой упорядочение общественных отношений средствами правового воздействия. В целом общепризнано, что система правового регулирования состоит из трех основных звеньев:
- юридические нормы –основа правового регулирования;
- правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов- носителей прав и обязанностей;
- акты реализации прав и обязанностей Марченко М.Н.. общая теория государства и права. -М., 2006. -293..
Отсюда видно, что правовое регулирование общественных
Понятие Конституционно-правовых отношений
... наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы. Отличительная черта конституционно-правовых отношений — их высокий политический потенциал.4 Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, ...
Под методом понимается определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.
«Метод правового регулирования»-это
Метод правого регулирования определяется способом создания прав и обязанностей участников урегулированных правом общественных отношений, характером взаимоотношений субъектов права. Как для дифференцирования правовой системы важно не всякое подразделение общественных отношений, а лишь то, которое влечет за собой образование специфических методов регулирования, так и для конструирования отраслевого юридического метода следует исключать произвольный набор приемов способов воздействия права на общественные отношения, регулирующий различия между отдельными отраслями права. При этом метод отличается замкнутостью и неприменимостью к отношениям, регулируемым определенной отраслью норм, лежащих за ее пределами Теория государства и права.
Иную позицию в оценке метода правового регулирования занимает те, кто полагает, что для всей системы права присущ один и тот же набор инструментов юридического воздействия на социальные процессы, собственного, автономного и специфического метода регулирования.
В общее понятие метода правового регулирования входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
1) установление границ
2) наделение участников
3) издание соответствующих
4) определение мер
Место гражданского права в правовой системе
... правового регулирования процессуальных норм, который включает в себя общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей права. В соответствии с Конституцией в России признано пять видов процессов: гражданский, ... единые принципы и методы регулирования для всех норм, нельзя говорить о каких-либо преобразованиях в системе права. Вместе с тем структура системы права не может ...
В целом правовой метод представляет собой известный набор
Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и
Конкретные методы правового регулирования
Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений.
На основе указанных характеристик выделяют императивный, диспозитивный, поощрительный и рекомендательный методы правового регулирования.
Императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве. В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма –это властное предписание, веление государства; в то же время она даст субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.