Сущность, содержание и форма права

Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.

Соотношение государства и права

Нормы права не могут возникнуть, развиваться и функционировать без государства, поскольку государство является тем политическим механизмом, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения , то есть юридических норм

Нормы права являются результатом правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства и т.п.)

Таким образом, юридические нормы становятся общеобязательными в силу того, что они устанавливаются (либо санкционируются государством).

Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе.

Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства. 1

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

  • право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

  • право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

  • право частной собственности является основой всех прав человека;

  • право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Одной из фундаментальных задач науки является познание природы права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание. Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве.

Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление (Цицерон, Локк), то для другой — выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей — защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой — империативное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой — система правоотношений, поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле — право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).

норму свободы

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении друг с другом.

Сущность и содержание права

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы),

действовавшие в родовой общине племени

Нормы обычаев,

регулировавшие труд,

охоту, рыбную ловлю,

быт,

семейные отношения

Многие из обычаев

являлись одновременно

и нормами морали,

религии,

регулировали

отправление обрядов

Особенности норм поведения родовой общины

Выражали интересы

всех членов рода.

У членов рода не было разграничения прав

и обязанностей

Их исполнение

обеспечивалось привычкой,

естественной потребностью

соблюдать

укоренившиеся правила,

а также при

необходимости

общественным мнением

общины

Пути возникновения права в процессе перехода

от первобытнообщинного

к государственной организации общества

Санкционирование

государственных норм

первобытных

обычаев

и превращение

их в нормы

права (обычаи),

которые

уже стали

охраняться

от нарушений

государством

Юридический

прецедент

(судебное или

административное решение

по конкретным

делам), которому

государство придает

юридически

обязательную силу

для

аналогичных дел

Издание

государством

новых нормативных

актов,

содержащих нормы

права

Исходят от государства

выражают

волю и интересы

определенных слоев

населения

либо

большинство общества

Сущность и содержание права 1

ПРАВО

система норм,

правил поведения,

которые

Сущность и содержание права 2

Сущность и содержание права 3

сформулированы

в специальных

государственных

документах —

нормативных актах

охраняются от нарушений

не только силой

общественного мнения,

но и мерой государственного

принуждения

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ

Теория естественного права Историческая школа права

(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев) (Гуго, Савиньи, Пухта )

Кроме позитивного права, которое

создается государством, существуют

стоящие над ним естественные

неотъемлемые права, принадлежащие

человеку

от рождения

(право на жизнь, свободное развитие, труд

и т.п.)

Право — выражение духа народа,

народного правового убеждения,

формирующегося подобно языку,

постепенно, независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм

Реалистическая школа права Социологическая теория права

(Иеринг) (Эрлих, Муромцев, Паунд)

Право есть защищенный

государством интерес, оно ничто без

государственной

власти

Право — система правоотношений,

реальное поведение людей, регулируемое правом

Теория солидаризма Нормативистская теория

(Дюги) (Кельзен, Штаммер)

Объективное право составляют

правила социальной солидарности,

которым подчинено государство и граждане

Право — иерархия норм,

нормативный регулятор общественных отношений;

оно немыслимо без государства,

а государство немыслимо без права

Психологическая теория права Материалистическая (классовая)

(Мэрилл, Петражицкий) теория права (Маркс, Ленин)

Существует подлинное право,

которое представляет собой

психологические переживания

людей об их правах и обязанностях,

и официальное

право — совокупность норм

Право есть возведенная в закон

воля господствующего класса,

содержание которой определяется

материальными условиями

жизни общества

2.Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений:

а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера,

б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право — это политическая справедливость, для средневековых ученых — божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо — общая воля, Р.Иеринга — защищенный интерес, Л.Петражицкого — императивно — атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.

Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”.

Действительно, мы уже убедились, что проблема право понимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.

Сущность права

Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной и материальными производственными отношениями, социально — культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:

  1. то, что любое право — есть прежде всего регулятор (формальная сторона),

  2. то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый ,

общесоциальный ,

религиозный

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. 1

государства

Сущность любого права заключается в тех его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития.

сущностный характер

Таковыми служат свойства права, показывающие:

а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие,

б) чью организованную волю они выражают,

в) кем такая воля официально формируется,

г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно — общинного создание новых — общеобязательных и обеспеченных государством — норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, — воля, которая при определенных условиях превращается в государственную и возводится в ранг правовых норм, права.

под сущностью

Такова сущность права по общему правилу, на всех тех исторических этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных общественно — экономических формациях. А в те межформационные периоды истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и функциональными связями, которые всегда имеются между государством и правом.

содержание

Содержание права

нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность.

«Государственное происхождение» права не свидетельствует о его несовместимости с естественными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами личности. Конституция Российской Федерации 1993 года признала не только не отчуждаемость основных, в том числе естественных прав и свобод личности, но и включила общепризнанные принципы и нормы международного права в национальную, российскую систему права в качестве ее составной части.

Таким образом, содержание права состоит в системе формально — определенных, общеобязательных и специально — обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.

В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные свойства (признаки) права, как:

особая нормативность

формальная определенность

общеобязательность

системность

государственная обеспеченность

Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм выражения права, закон может не выражать сути права как целостной системы нормативных регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами справедливости, свободы и правды, с ценностями и приоритетами земной цивилизации.

3. Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во — первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), во — вторых, выделяют право в специально — юридическом смысле, как юридический связанный с государством.

Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет свою специфическую форму. Если сущностью и содержанием права олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется его природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и функционирования.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

  1. волевой характер,

  2. общеобязательная нормативность,

  3. связь с государством,

  4. формальная определенность.

Форма права: понятие и виды

Форма права

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права 3 фактора:

  1. (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

  2. (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

  3. юридическом смысле — это и есть форма права.

Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм

В самом обобщенном смысле слово означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце — источник тепла и света.

Но, что представляет собой источник права?

С экономической точки зрения, источником права являются определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие им правовые системы.

Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. Все это — лишь источники познания права.

Законы, постановления, указы и т.д. являются результатом правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность — это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

не создает право

Выделяют четыре основных формы права:

  • нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

  • правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно статье 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота), особо следует отметить: государство признает не все обычаи, а только те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его развития;

  • юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);

  • нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 года).

Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие — источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне.

формой права

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, «привязанных» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.

Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Набор предписаний — не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников — это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.

Другое основание деления нормативных актов — по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

внешняя форма воплощения и закрепления юридических норм

(официальные государственные документы)

Правотворчество

Способы осуществления правотворчества

Санкционирование

государством

определенных

правил поведения

Установление

правовых норм

полномочными

государственными

органами

Непосредственное

правотворчество

народа

Основные виды источников права

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/suschnost-i-soderjanie-prava/

(по субъекту правотворчества)

правовой

обычай

нормативно – правовой акт — официальный государственный акт правотворчества, уснавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы

Юридический прецендент

судебный

админист-ративный

Виды нормативно-правовых актов

(по юридической силе)