За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой государственного контроля и надзора. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.[1]
В настоящее время в России на различных предприятиях и производствах эксплуатируется до 70 % изношенного оборудования, которое морально и физически устарело и не соответствует требованиям современного технического прогресса и требованиям рыночной экономики. Следовательно, административный надзор должен отвечать современным потребностям государства, так как без данного института невозможно осуществлять эффективное публичное управление.Проводимые исследования показывают, что более 90 % граждан Российской Федерации считают необходимым усилить меры государственного контроля и надзора в различных сферах жизнедеятельности. Данное обстоятельство указывает на потребность общества в подобной деятельности государства.
Актуальность темы курсовой работы. Современная жизнь сопряжена с множеством самых разнообразных угроз, непосредственно связанных с деятельностью человека. Безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от этих угроз обеспечивается установлением технических регламентов, стандартов, правил, нормативов, введением юридических запретов, ограничений, правил и условий осуществления различных видов деятельности. Все более точной и адресной год от года становится юридическая, преимущественно административная ответственность за нарушение установленных запретов, несоблюдение правил и превышение ограничений, размеры административных наказаний повышаются, значительно опережая темпы инфляции.
В качестве предмета курсовой работы является изучение административного надзора как государственного института.
Объект нашего исследования административный надзор рассматривается в рамках такой дисциплины как административное право.
Методы осуществления административного надзора:
- постоянное наблюдение;
- периодические проверки;
- обследование поднадзорного объекта;
- истребование и анализ документов;
- изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.
Цель курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.
Реферат гражданин государства
... деятельности негосударственных политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием классификации государств ... пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают ...
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность и значение административно-надзорной деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности органов исполнительной власти;
- исследовать содержание и формы административного надзора в Российской Федерации;
- дать характеристику субъектам административно-надзорной деятельности;
- определить основные элементы организации административного надзора;
ГЛАВА 1.
СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти.
В современных социально-экономических условиях все большее значение приобретает научное управление обществом. Неотъемлемым элементом такого управления является административный надзор, представляющий собой особый вид государственной деятельности органов исполнительной власти.
Органично вписываясь в систему способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, административный надзор как юридическое явление представляет собой самостоятельный институт административного права Российской Федерации.
По нашему мнению наибольший интерес вызывают взгляды ученых-административистов на сущность административного надзора и его место среди других способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. По мнению одних, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля[2], другие же — утверждают и обосновывают в своих работах то, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти[3].
На протяжении довольно длительного времени научный спор между учеными идет вокруг понятий контроля и надзора в государственном управлении.
В научном и практическом обиходе термины «контроль» и «надзор» употребляются для обозначения сходных, а зачастую и не сходных управленческих и иных действий, осуществляемых государственными или негосударственными органами.
Термин «надзор» употребляется для обозначения прокурорской деятельности, судебной деятельности, в том числе и Конституционного Суда, определенных видов административной деятельности милиции (надзора за безопасностью дорожного движения, административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы), деятельности специальных органов исполнительной власти (надзор государственных инспекций), деятельности профсоюзов (надзор за соблюдением законодательства о труде), и т.д.
«Прокурорский надзор за административной деятельностью ОВД» (артикул 0010941)
... исполнением законов органами, осуществляющими административную деятельность. Предмет дипломной работы — теоретические, организационные, правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими административную деятельность в органах внутренних дел. Цель дипломной работы — разработка теоретических, организационных, методических, ...
Каково же соотношение понятий «контроля» и «надзора»? Если обратиться к филологическому толкованию данных терминов, то выясняется: «контроль» — учет, проверка счетов, отчетности; «надзор» — деятельность по присмотру, наблюдению. «Контроль» -наблюдение, надсмотр за чем-либо с целью проверки; «надзор» -деятельность по наблюдению, присмотру, сопряженная с ответственностью за ее ведение.[4] «Контроль» — проверка деятельности кого-либо, чего-либо, наблюдение с целью проверки; «надзор» — наблюдение с целью присмотра, проверки.[5] Мы можем сделать вывод, что смысловое совпадение: и в том, и в другом случае — наблюдение за чем-либо. Может быть эти термины действительно синонимы?
Положительный ответ на этот вопрос, казалось бы, можно найти в тексте ряда нормативных актов, где термины «контроль» и «надзор» употребляются в одном значении, что особенно заметно при анализе организационно — правового статуса государственных инспекций.
Так, в Законе РФ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения»[6] в главе 5, которая называется «Государственное регулирование в области обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения», одним из направлений Госсанэпиднадзора названо: «… осуществление контроля за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор». В Законе РФ «О стандартизации»[7] раздел 3 называется «Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов», а в тексте статей этого раздела разграничения понятий «контроля» и «надзора» нет.
Аналогичное совмещение понятий «надзора» и «контроля» характерно для большинства нормативных актов. Однако, юридическая наука с ее выводами, требующими точности употребления различных терминов, не дает оснований для положительного ответа на поставленный вопрос. И хотя научные выводы не всегда последовательно используются в процессе подготовки нормативных актов, думается, есть необходимые основания для того, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью.
Если рассматривать закрепленный в Российской Конституции принцип разделения властей с этой точки зрения, то можно заметить, что контрольно-надзорная деятельность присуща всем органам, реализующим функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти, а также прокурорского надзор.
Небезосновательно В.Е.Чиркин, основываясь на данных сравнительного анализа конституционных положений различных государств мира, делает вывод о сформировавшейся в настоящее время тенденции выделения, наряду с законодательной, судебной и исполнительной властями, самостоятельной ветви власти — «контрольной власти».[8]
Общий характер контрольно-надзорной деятельности обусловлен прежде всего наличием для любого вида государственной деятельности управленческих аспектов.
И если для реализации исполнительной власти управленческий аспект преобладающий, он является целью этой реализации (не случайно до недавнего времени для обозначения этого процесса использовался термин «государственное управление»), то достижение реализации законодательной и судебной властей — законотворчество и отправление правосудия, также невозможно без управления. Другими словами, управленческая деятельность есть общая функция для всех ветвей власти, и соответственно, контрольно-надзорная деятельность, являясь частью управленческой деятельности, также является для них общей.
Государственный надзор и контрольно-надзорные органы исполнительной власти
... государственного надзора и деятельности контрольно-надзорных органов исполнительной власти. Объектом исследования является контрольно-надзорная деятельность государства. Предметом исследования выступают государственный надзор и контрольно-надзорные органы исполнительной власти. ... предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон №294 ...
Что же собой представляет контрольно-надзорная деятельность?
Существующая обширная научная литература определяет сущность и значение контрольно-надзорной деятельности со всевозможных сторон и в различных аспектах. Ее называют одной из общих функций управления, рассматривают как важное условие эффективной организации управления и одним из способов обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти, как проверка правильности тех или иных действий, как один из важных каналов получения объективной информации о жизни общества, как стадия управленческого цикла и т.д.
Как представляется, во всех этих характеристиках нет противоречий, так как они рассматривают один и тот же процесс контроля в различных аспектах, с различных точек зрения: либо в общеуправленческом, либо в юридическом смысле.
Процесс управления как определенное целенаправленное воздействие в целях упорядочения соответствующей системы, носит циклический характер и состоит из целого ряда постоянно сменяющих друг друга стадий: определение целей и принятие решений; организация исполнения решений; контроль за исполнением этих решений.[9] Таким образом, если рассматривать контрольно-надзорную деятельность применительно к каждому принятому решению, то ее можно определить как стадию управленческого цикла.
Если не связывать контрольно-надзорную деятельность с каждым отдельным решением, а рассматривать ее как в известной мере обособленный, самостоятельный, однородный по содержанию и имеющий особую целенаправленность вид деятельности, присущий всем органам управления независимо от их основных задач, то она (контрольно — надзорная деятельность) является функцией управления.[10]
Административный надзор, являясь имманентным в целом государственному управлению, функционируя в этой системе, пронизывает практически весь процесс государственного управления. Именно поэтому для раскрытия его содержания необходимо обращение к понятиям более общего характера: государственное управление, его функции, межотраслевое управление и другим.
Однако, прежде всего следует рассмотреть общее понятие административного надзора как самостоятельной формы правовой деятельности.
Подводя, итог мы можем говорить о том, что, в правовом и организационном отношении понятия «контроль» и «надзор» являются близкими, но не тождественными категориями. Контроль, отражая в первую очередь управленческий, организационный аспект функционирования органов государственной власти, является интегрирующей, универсальной организационно-правовой категорией, объединяющей различные виды и формы проверочной деятельности, а также различные формы государственного реагирования на выявленные нарушения. В силу этого контроль охватывает как проверку законности тех или иных действий и решений должностных лиц, так и их целесообразность.