В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств. Только судами общей юрисдикции ежегодно рассматривается около двух миллионов дел об административных правонарушениях. Органами внутренних дел и другими органами исполнительной власти ежегодно возбуждается и рассматривается около 70 миллионов дел об административных правонарушениях, хотя точных данных статистики в настоящее время не существует.
Являясь составной частью административного процесса, производство по делам об административных правонарушениях отграничивается от других видов производств по ряду критериев. К ним относятся особенности органов, осуществляющих производство, специфика актов, которыми оформляется процессуальная деятельность, процедуры их оформления, его быстрота и экономичность.
Процессуальная деятельность развивается последовательно, и каждая из стадий характеризуется присущими только ей особенностями. Каждая стадия необходима для достижения общих целей и разрешения закрепленных в законе задач производства. Различают четыре стадии: 1) возбуждение дела об административном правонарушении. 2) рассмотрение дела и вынесение по нему постановления. 3) обжалование и опротестование постановления по делу.
4) исполнение вынесенного постановления.
Предметом данной контрольной работы является первая стадия административно-процессуального производства – возбуждение производства по делу об административном правонарушении.
Целью работы является исследование возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Для достижения цели, определились следующие задачи:
1. рассмотреть нужные и относящиеся к теме работы статьи действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изучить научную и учебную литературу;
2. раскрыть основания и поводы возбуждения дела об административном правонарушении;
3. рассмотреть должностных лиц, уполномоченных возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
4. рассмотреть компетенцию вышеуказанных должностных лиц.
Поскольку большая часть производств по делам об административных правонарушениях возбуждается органами внутренних дел, тему контрольной работы буду освещать на примере органов внутренних дел.
Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
... по делам несовершеннолетних; изучить производство предварительного расследования по делам в отношении несовершеннолетних; - рассмотреть особенности производства по делам несовершеннолетних в суде. 1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 1.1 Общая характеристика особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Обеспечение прав несовершеннолетних ...
^
Вопросам, касающимся производства по делам об административных правонарушениях, в КоАП РФ посвящена отдельная 28 глава, где сформулированы поводы к возбуждению дела, определены реквизиты , сроки составления и направления протокола по подведомственности или подсудности дела.
Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определения подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.
Рассматриваемая стадия создает условия для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к нарушителю предусмотренных законом мер воздействия.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
-
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
-
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
-
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 Кодекса).
Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.21–14.23 Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей части, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, обозначенных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
-
составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса;
-
составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
12 стр., 5725 слов«Производство по административным делам»
... но не конкретизирует их формы. Объект данной курсовой работы – административные правонарушения. Предмет – особенности производства по делам об административных правонарушениях. Цель работы – рассмотреть и проанализировать процесс производства дел об административных правонарушениях. Задачи: Рассмотреть классификацию участников процесса Выяснить доказательства ...
-
вынесения при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса;
-
оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется.
О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
^
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21, 5.35 — 5.43, 6.3, 6.6, 6.7, 6.9 — 6.14, 7.1, частями 2 и 3 статьи 7.2, статьями 7.3 — 7.9, 7.11 — 7.15, 7.17 — 7.20, 7.27, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, частями 1 и 3 — 5 статьи 8.13, частью 2 статьи 8.17, статьями 8.21, 8.28 — 8.32, частями 1 и 2 статьи 8.37, статьей 9.4, частью 1 статьи 9.5, статьями 9.7, 9.10, 10.2, 10.3, частью 2 статьи 11.1, частями 1, 3 и 4 статьи 11.3, частью 2 статьи 11.6, статьей 11.16, частями 4 и 5 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.25 — 11.29, частью 3 статьи 12.2, статьями 13.1 — 13.4, 13.10, частями 1 и 2 статьи 13.12, статьями 13.13 — 13.15, 13.21, 14.1 — 14.5, 14.7, 14.10 — 14.18, 15.1, 15.2, 15.12 — 15.24, 17.1 — 17.3, 17.7, 17.9 — 17.13, 18.2 — 18.4, 18.10 — 18.14, 19.1, 19.3 — 19.7, 19.11 — 19.14, 19.19 — 19.21, 19.23, 20.2 — 20.6, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.22, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьей 20.25 Кодекса.
В развитие положений Кодекса РФ об административных правонарушениях МВД России 2 июня 2005 года был принят приказ № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», который определяет перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. Такими правами наделены:
Административные правонарушения, посягающие на права граждан, ...
... в связи и по поводу административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную ... Н.А., Кашкина Е.В. Статья: Административно-правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере предупреждения правонарушений // «Административное и муниципальное право», 2010, № 9. Воробьев Н.И. Статья: Административная ...
-
Сотрудники:
-
дежурных частей, (дежурных смен дежурных частей) главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов, отделений) внутренних дел городов, районов, районов в городе, в иных муниципальных образованиях, управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также сотрудники подразделений дознания указанных министерств, главных управлений, управлений (отделов, отделений);
-
дежурных частей, подразделений дознания (дежурных смен дежурных частей) и сотрудники, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел в управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах, при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей;
-
милиции, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, непосредственно обнаруживших административное правонарушение;
-
-
Участковые уполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей;
-
Сотрудники органов внутренних дел, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел в подразделениях органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, по административным правонарушениям, совершенным на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
-
Сотрудники патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при несении службы в составе патрульно-постовых нарядов;
-
Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
-
Государственные инспекторы безопасности дорожного движения;
-
Государственные инспекторы дорожного надзора;
-
Сотрудники вневедомственной охраны;
-
Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
-
Сотрудники подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
-
Сотрудники подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и подразделений по борьбе с организованной преступностью;
-
Сотрудники специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
-
Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних;
-
Сотрудники милиции, исполняющие обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
6 стр., 2962 словКодекс чести рядового и начальствующего состава внутренних органов РФ
... сотрудником, … не щадя своей жизни охранять установленный конституцией и законам РФ правовой порядок». 9. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, № 4002-1, от 23.12.92г. Кодекс чести ... нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. Например, сотрудник органов внутренних дел может быть уволен «за совершение поступков, ...
-
Офицеры органов управления, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России, дежурные по органам управления, соединениям, воинским частям, военным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, учреждениям и войсковым нарядам внутренних войск, коменданты, заместители комендантов, дежурные помощники комендантов внутренних войск, а при отсутствии вышеуказанных должностных лиц в местах несения боевой службы – начальники караулов и войсковых нарядов внутренних войск.
Надо отметить, что в законодательстве об административной ответственности предусмотрена возможность проведения на стадии возбуждения дела об административном правонарушении административного расследования как особой формы возбуждения дела. Речь идет о наиболее сложных и объемных делах: о нарушениях антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды и некоторых других отраслей законодательства, если возникает необходимость в проведении экспертизы и других процессуальных действий. Это позволяет более тщательно в установленный срок обеспечить объективное исследование обстоятельств дела и зафиксировать их в составляемом по итогам расследования протоколе об административном правонарушении.
^
Представляется необходимым рассмотреть отдельные меры обеспечения, которые применяются органами внутренних дел на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо органа внутренних дел вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
-
проверку документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы;
-
доставление;
-
административное задержание;
-
личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
-
отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
-
медицинское освидетельствование на состояние опьянения и др.
Проверка документов. Проверка документов сотрудниками милиции осуществляется в целях подтверждения (установления) личности данного конкретного лица, подозреваемого в совершении преступления или административного правонарушения.
Доставление нарушителя – это правовая принудительная мера, состоящая в фактическом административном задержании, т.е. кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица, и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, орган местного самоуправления, служебное помещение государственных органов, осуществляющих функции в пределах предоставленной им компетенции. Таким образом, доставление нарушителя по своей юридической природе выступает в качестве составной части административного задержания, однако с той особенностью, что срок административного задержания начинается только с момента доставления правонарушителя в орган, полномочный рассмотреть дело об административном правонарушении и принять по нему то или иное решение.
Понятие и виды административных правонарушений
... за нарушение правовых норм (правонарушения) определяются Уголовным Кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским Кодексом. Прежде чем перейти к основной теме - административному правонарушению и его видам, считаю необходимым разобраться в некоторых ...
Общая цель доставления – составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения нарушения, если составление протокола является обязательным.
Правом доставления нарушителя пользуются специально уполномоченные лица различных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с Законом РФ «О милиции» все сотрудники органов внутренних дел (милиции) имеют право осуществлять доставление лиц, совершивших административные правонарушения, и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, независимо от того, находятся они в форменной или в гражданской одежде, в период несения службы или вне ее, например находясь в отпуске. Таким же правом в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также исполняющие другие обязанности военной службы.
Фактическим основанием доставления является деяние лица, содержащее признаки административного правонарушения. Однако признаки административного правонарушения – это лишь одно из условий, необходимых для применения данной меры. Кроме того, должны быть обстоятельства, препятствующие составлению протокола на месте правонарушения.
Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП).
Сколько конкретно времени требуется для доставления в ОВД привлекаемого к ответственности лица, закон не устанавливает. Следует полагать, что это время не должно превышать того объема, который требуется для немедленного препровождения доставляемого в служебное помещение ОВД (орган местного самоуправления сельского населенного пункта).
Административное задержание. Развернутое понятие административного задержания содержится в определении В. К. Гижевского, раскрывающем в основном содержание этого института: «… административное задержание – это мера принуждения, выражающаяся в кратковременном ограничении личной свободы лица, совершившего правонарушение, применяемая уполномоченными на то представителями органов государственного управления в пределах и в порядке, установленных законом, в целях пресечения противоправных действий, обеспечения своевременного и правильного производства по делам об административных правонарушениях и привлечения виновного к ответственности».
В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения .
Каждый из вышеназванных субъектов правоприменения обладает строго определенными полномочиями по осуществлению административного задержания, т.е. вправе задерживать только за определенные виды административных правонарушений, оговоренных диспозицией ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ. В частности, должностные лица органов внутренних дел вправе подвергать административному задержанию только тех лиц, которые совершили любое административное правонарушение подведомственное органам внутренних дел как в части рассмотрения, так и в части компетенции по составлению протоколов по этим нарушениям. Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях предоставлено право должностным лицам органов внутренних дел подвергать административному задержанию лиц, совершивших любые административные правонарушения (т.е. и те, которые не подпадают под административную юрисдикцию ОВД) в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующем административном правонарушении.
Административная ответственность несовершеннолетних
... производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних; дать характеристику административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним правонарушителям; осуществить анализ правоприменительной практики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Объектом выпускной квалификационной работы являются административно-правовые отношения в ...
Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице. Целью досмотра является получение доказательств, необходимых для обеспечения своевременного правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно – обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Юридическим основанием проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является материальная норма (статья КоАП, устанавливающая административную ответственность за выявленное правонарушение) и процессуальные нормы КоАП РФ – ст. 27.1 и ст. 27.7.
Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др.
Досмотр транспортного средства представляет собой обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности. Целью досмотра, исходя из ч. 1 ст. 27.9 КоАП, является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Отстранение лиц от управления транспортными средствами может производиться работниками милиции в случаях управления транспортным средством лицом, находящемся в нетрезвом состоянии или не имеющим права на управление данным видом транспорта, а также грубо нарушающим правила дорожного движения.
Медицинское освидетельствование (экспертиза).
Исследование обстоятельств отдельных правонарушений и принятие законных решений по некоторым категориям административных дел требуют наличия информации о физическом или психическом состоянии правонарушителя (или лица, подозреваемого в совершении правонарушения).
В ряде случаев такая информация является основным доказательством, положенным в основу принятия решения по делу. Например, состояние опьянения лица, управляющего автомобилем, служит основанием для его привлечения к административной (а в некоторых случаях – и к уголовной) ответственности. Наличие хронической душевной болезни, или иного тяжкого заболевания, либо инвалидности является обстоятельством, препятствующим применению к лицу некоторых мер принуждения. Состояние невменяемости исключает административную ответственность.
Медицинское освидетельствование представляет собой проводимое специалистами (обычно врачами) по предложению уполномоченных органов государственного управления исследование физического или психического состояния человека с целью получения сведений, имеющих доказательственное значение по административному делу.
Административные правонарушения против порядка управления
... раскрою понятие административного правонарушения против порядка управления, его виды, сделаю краткую характеристику 23 главы КоАП Республики Беларусь, сделаю характеристику составов некоторых административных правонарушений против порядка управления. 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ. Правонарушения против порядка управления представляет собой ...
Заключение.
Предметом контрольной работы являлось возбуждение производства по административному правонарушению. Целью работы – исследование возбуждения производства по административному правонарушению. Для достижения цели были решены установленные задачи, т.е. были рассмотрены нужные для исследования предмета работы статьи действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормативно-правовые акты, регламентирующие административную деятельность органов внутренних дел, а так же иная юридическая литература; были раскрыты основания и поводы возбуждения дела об административном правонарушении; рассмотрены должностные лица органов внутренних дел, уполномоченные возбуждать производство по делу об административном правонарушении, а также компетенция этих должностных лиц.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
— Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определения подведомственности (подсудности) рассмотрения дела. Данная стадия создает условия для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к нарушителю предусмотренных законом мер воздействия.
— Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, регламентируется ч. 2 п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ и приказом МВД России № 444 от 2.06.2005 года «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», который определяет перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Законодательством об административной ответственности предусматривается возможность проведения на стадии возбуждения дела об административном правонарушении административного расследования как особой формы возбуждения дела в случае сложных и объемных дел, что позволяет более тщательно в установленный срок обеспечить объективное исследование обстоятельств дела и зафиксировать их в составляемом по итогам расследования протоколе об административном правонарушении.
— В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо органа внутренних дел вправе в пределах своих полномочий применять такие , как:
-
проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы;
-
доставление;
-
административное задержание;
-
личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
-
отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
3 стр., 1057 словАдминистративное правонарушение (2)
... некоторым вопросам. Также в работе приведены примеры из действующего законодательства Республики Беларусь. 1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ Поведение людей в обществе может ... субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов. В курсовой работе я использовал разные учебники российских и белорусских авторов их взгляды по ...
-
медицинское освидетельствование на состояние опьянения и другие.
Список использованных источников:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/vozbujdenie-administrativnogo-dela/
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 5 октября 2008 года. – М.: Эксмо,2008.
2. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1.
3. Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
4. . Приказ МВД РФ от 02.06.2005 № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».
5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях./ Под общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. – М.: Норма,2002.
6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях./ Под ред. Н.Г Селищева. – М.: Проспект, 2002.
7. Ю.М. Козлов. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях./ Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юрист, 2002.
8. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». – М.: Проспект, 2000.
9. Л.Л. Попов. Административное право. – М.: Юрист, 2002.
10. Гижевский В.К. Меры административного принуждения, применяемые органами внутренних дел на транспорте. – Киев: Изд-во Киевск. высш. шк. Милиции, 1986.
11. Матвиенко А.С. Производство по делам об административных правонарушениях.// Государство и Право. 2001г. № 8.