Главная цель взаимодействия, Объект исследования, Структура работы, Глава 1. Понятие дознания и предварительного следствия.
Перед тем как приступить к рассмотрению проблемы взаимодействия дознания и предварительного следствия необходимо дать основные юридические характеристики данным понятиям. Так, например, из курса правоохранительных органов нам известно, что предварительное расследование делится на 2 формы: дознание и предварительное следствие. Таким образом, являясь частью единого механизма, дознание и предварительное следствие
Как уже упоминалось , предварительное следствие является формой предварительного расследования. Оно осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел и органов контрразведки. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.
Круг дел, по которым обязательно
Следователь самостоятельно принимает все решения, вязанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий, кроме отдельных действий на которые необходима санкция прокурора. Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органами дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Дознание как форма предварительного расследования
... исследования является дознание, как форма предварительного расследования. Предмет исследования. Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы сущности и значения дознания в Республике Беларусь. Методы исследования, применяемые при написании курсовой работы: описательный; исторический; ...
В органах внутренних дел имеются следователи, старшие следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам. Систему следственных подразделений МВД РФ возглавляет Следственный комитет, которым руководит один из заместителей министра. В системе органов внутренних дел следственный аппарат обладает автономным статусом.
Дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Уголовно-процессуальное законодательство различает две формы дознания: по делам, по которым предварительное следствие
Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной
Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК. К ним относятся, например: милиция, органы государственной безопасности, органы государственного пожарного надзора, таможенные органы Российской Федерации и другие.
Как уже упоминалось, законодатель различает две формы дознания. Дознание по делам, по которым обязательно
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или постановлением о прекращении производства по делу (ст. 120 УПК).
Судебный контроль на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного ...
... при осуществлении судебного контроля на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Предметом исследования выступает институт судебного контроля на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, применение конституционного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующего судебно-контрольную деятельность на досудебных стадиях уголовного ...
Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности срок дознания — 1 месяц, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса просто извещаются об окончании дознания.
Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих
Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить на несколько групп:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95г.;
3. Приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам организации следственной работы;
4. Межведомственные приказы, указания, инструкции, соглашения, которыми определяются конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления;
5. Нормативные документы, издаваемые правоохранительными органами по отдельным проблемам взаимодействие, а также договоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую конкретизацию с учетом местных условий.
Взаимодействие также можно определить как основанную на законодательных актах
К основным принципам относятся:
1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона;
2. Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;
3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства);
4. Плановость взаимодействия;
5. Непрерывность взаимодействия. 11 , Рассмотрим указанные принципы более подробно:
1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе давать поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие указания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.
2. Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность в принятии решений, за исключением случаев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.
Взаимодействие следователя с органами дознания
... взаимодействия органов дознания и следователя как правового явления, института, присутствующего в российском законодательстве. 2.1 Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, ... ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются ...
При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной деятельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей решений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоятельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить следователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, принимая меры , исключающие разглашение источников и способов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию такой информации.
На стадии предварительной (до следственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от оперативного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников других заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.