Тема моей курсовой работы по Системе государственного
и муниципального управления звучит следующим образом: Правовые гарантии местного самоуправления. Из множества предложенных тем я выбрала ее неслучайно. Она заинтересовала меня своей актуальностью, фундаментальностью, сложностью и глобальностью поднимаемых в процессе её изучения проблем, а также огромной значимостью в теоретическом.На первый взгляд, данная тема может показаться банальной и достаточно легко усвояемой, но, погрузившись в неё более глубоко, убеждаешься в обратном.
Местное самоуправление – это особая сфера жизни общества. Оно представляет собой целостную систему
Моя работа посвящена исследованию и познанию правовых гарантий местного самоуправления.
Под правовыми гарантиями понимаются юридические гарантии местного самоуправления, целью которых является обеспечение правовыми
1. Положение ст.12 Конституции РФ о том, что органы местного
2. Самостоятельность определения населением
3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в сфере управления, в том числе и в области кадровой политики, когда формирование органов и назначение должностных лиц находится в ведении муниципального образования.
Права и обязанности муниципального служащего
... должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения муниципальной службы. В соответствии с ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» права муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ...
4. Наличие собственной компетенции органов местного самоуправления, прежде всего, по решению вопросов местного значения.
5. Право муниципального образования иметь собственную символику, которая бы
6. Учет мнения населения при изменении
7. Контроль государственных органов за деятельностью
Правовые гарантии часто интерпретируются как нечто ограничивающее законы и процессуальные действия (см. процедура рассмотрения дела с надлежащим соблюдением норм материального права), когда судьи (а не законодатели!) могут определять и гарантировать фундаментальную справедливость и свободу. Эта интерпретация была признана спорной, она сходна с понятиями естественного права и процедурной справедливости, используемыми в ряде стран. Эта интерпретация правовых гарантий иногда выражается как принуждение государства быть справедливым по отношению к народу и не применять к нему физических мер воздействия.
Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему « Правовые гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней. С выбором темы я определилася, вопрос заключается в том, удастся ли мне справиться с поставленной задачей, проникнуть в глубины рассматриваемого вопроса и не ошибиться с выводами.
Глава 1. Понятие гарантий местного самоуправления
1.1 Понятие гарантий
Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность его прав. Что под этим подразумевается? Среди правоведов существуют различные подходы к определению понятия «гарантии местного самоуправления», я хочу рассмотреть основные из них.
Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. под гарантиями местного самоуправления понимают всю совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту местного самоуправления. С их точки зрения, гарантии подразделяются на общие и специальные (юридические) 2 . В качестве общих гарантий они рассматривают экономические, политические отношения, духовные устои общества, в качестве специальных – определенные правовые средства. Они говорят о гарантиях, как о реально существующих и действующих явлениях реальной жизни, которые, так или иначе, стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности его органов, создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Профессор Князев под гарантированностью понимает обязательство государства в лице региональных и федеральных органов не только не препятствовать законной деятельности различных управленческих структур, но и благоприятствовать ей (вовремя принимать нужные законы), способствовать защите интересов местного самоуправления. Фактически Князев говорит о том, что государство настолько «обязано» местному самоуправлению, что говорить о самостоятельности местного самоуправления невозможно, так как у государства сплошные обязанности, а у местного самоуправления только права. Князев также выделяет общие и юридические гарантии. Под общими понимаются экономические, политические, социальные условия, оказывающие влияние (как позитивное, так и негативное) на процесс самоуправления.
Гарантии местного самоуправления
... местного самоуправления. Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы: свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой ...
Постовой Н. В. говорит лишь о классификации гарантий, выделяя экономические, организационные и правовые. Он указывает на источники закрепления гарантий: Конституцию РФ, федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ» и др.), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Профессор Говорилин указывает на то, что согласно законодательству, гарантии определяются и обеспечиваются государством. Он поддерживает традиционную классификацию на общие и специальные (правовые) гарантии, но рассматривает их по иному основанию — с точки зрения субъектов гарантированности: гарантии населения муниципального образования, гарантии прав отдельных граждан, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления. Фактически в муниципальном праве это единственная классификация, проведенная не по предметному, а субъектному принципу.
Васильев Р. Ф. классифицирует гарантии местного самоуправления на экономические, политические, организационные, воспитательные и правовые. Он рассматривает первые четыре группы гарантий в более широком плане, чем правовые, но не так широко, как Кутафин О. Е., и не признает их как реально сложившиеся условия.
Таким образом, в муниципальном праве сложились различные понимания гарантий местного самоуправления:
1. Гарантии понимаются как реально существующие
2. Как совокупность правовых норм, гарантирующих осуществление местного самоуправления.
3. Гарантии местного самоуправления 3 рассматриваются в первых двух смыслах сообща, это точка зрения большинства.
В отношении классификации можно сказать, что практически все авторы базируются на предметном критерии и выделяют: политические, экономические, социальные, правовые и т.д. гарантии.
1.2Виды гарантий местного самоуправления
Экономические гарантии
Экономические гарантии рассматриваются в виде самостоятельного вида. Экономические гарантии составляет экономическая система общества, в основе которой лежит свобода экономической деятельности, свобода предпринимательства, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита. Этот подход, в определенном смысле, можно назвать социологическим.
С правовой точки зрения, надо выделять в виде экономических гарантий муниципальную собственность, иные формы собственности, влияющие на развитие местного самоуправления, а также принцип финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.
Профессор Князев детализирует экономические гарантии местного самоуправления, выделяя в их структуре:
- Во-первых, принцип признания и равной защиты государством муниципальной собственности.
- Во-вторых, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и природных ресурсов.
- В-третьих, самостоятельное решение
населением, органами местного самоуправления вопросов владения, распоряжения и пользования муниципальной собственности. - В-четвертых, в случае наделения органов местного самоуправления отдельным государственными полномочиями, передача им необходимых материальных и финансовых ресурсов в полном объеме.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления является важной экономической гарантией, она проявляется:
Функции и основные принципы организации местного самоуправления
... мест-ного самоуправления. Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, выступает закрепляемая законодательством финансо-во-экономическая база местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской ...
- В принципе самостоятельности формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.
- Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы.
- Право выпускать местные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создать муниципальные банки и иные учреждения
- Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти.
Постовой Н. В., обращая внимание на экономические гарантии, относит к таковым
На сегодняшний день существует два основных взгляда на экономические гарантии:
1. Как система факторов в области муниципального
2. Не как совокупность, а как единая экономическая гарантия, в рамках которой
Политические гарантии
Под политическими гарантиями местного самоуправления традиционно понимается политико-правовой режим государства, а именно система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, принципе идеологического многообразия, осуществление народовластия непосредственно и через органы местного самоуправления, самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, полнота и гарантированность прав и свобод человека и гражданина и некоторые другие гарантии.
Васильев Р. Ф. указывает на то, что политические гарантии предполагают наличие государственной воли осуществлять и поддерживать развитие местного самоуправления, однако саму суть политических гарантий он не раскрывает. 4
Коваленко выделяет организационно-политические гарантии, понимая под ними, демократический характер политического режима в стране, который обеспечивает предоставление населению не только права на местное самоуправление, но и поддержку и защиту этого права. Анализируя его позицию, можно сделать вывод о том, что он не относит к политическим гарантиям реально сложившиеся отношения, а принимает во внимание только нормативно закрепленные принципы и определение прав, вне зависимости от степени их действительной реализованности.
Ряд учёных под политическими гарантиями понимает политические основы местного самоуправления, а их рассматривает, как совокупность правовых норм и принципов, закрепляющих политическое и идеологическое многообразие в рамках муниципального образования, а также правовое закрепление прав и свобод человека.
Конституционный принцип разделения государственной власти в РФ
... закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ...