Контрольная работа №3400 Систему гражданского воспитания в школе

Воспитание Гражданина Отечества является объективной необходимо-стью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогиче-ского процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро¬вании граж¬данственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ¬ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинирован¬ность, гармониче¬ское проявление патриотических чувств и культуры межна¬цио¬нального общения. Становление гражданственности как качест¬ва лично¬сти определяется как субъективными усилиями педаго-гов, родителей, обще¬ственных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями госу-дарственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав¬ственной культуры в нем [1].

В данной работе мы рассмотрим систему гражданского воспитания в школе, выявим проблемы, с которыми сталкивается современная школа при развитии гражданских качеств личности школь¬ника и изучим учебные программы и пособия по «граждановедческим дисциплинам».

Объект: Воспитание в школе

Предмет: гражданское воспитание детей

Задачи: 1) Рассмотреть понятие «Воспитание» в педагогике 2) Изучить систему гражданского воспитания в школе 3) Выявить проблемы гражданского воспитания

1. Понятие «воспитание» в педагогике

В ходе истории и процессе развития педагогической науки понимание тео¬рии и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начи-нали ис¬следовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, по¬рой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.

В настоящее время воспитание понимают как:

  • передачу социального опыта и мировой культуры;
  • воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (пря¬мое и косвенное, опосредованное);
  • организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
  • воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
  • создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказа¬ние ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, обще¬нии или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практи¬ческую сложность и многогранность этого явления.

4 стр., 1543 слов

V000015 Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом

... особенностей гражданской правоспособности российских граждан за рубежом. Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач: изучение законодательства, регулирующего правовое положение российских граждан за рубежом, определение роли посольств и консульств в защите прав российских граждан за рубежом, определение правосубъектности российских граждан за рубежом. ...

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основ-ными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспи¬танник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протека¬ния.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство це-ли содержания способов достижения результата.

Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуще¬ствляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, улич¬ной среды, предприятия, зоны заключения.

В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объек¬тивных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализует¬ся в системе отношения «человек—человек», постольку в нем ве¬лика доля взаим¬ной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь слож¬но устанавливать закономерности воспитания.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспи¬тания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в со¬временном обще¬стве, способного разделять и приумножать ценности по¬следнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют ум¬ственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, граж¬дан¬ское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связан¬ные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отно¬шений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориен¬тироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и соци¬альном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- без-образ¬ного», «честности-беспринцип¬ности», «любви-ненависти», «дружбы-преда¬тельства», «прав и обязанностей» все¬гда оставаться человеком [2].

2. Цели и задачи гражданского воспитания

Гражданское воспитание предполагает формирование консти-туционных, правовых позиций личности. Выработанные в обще¬стве идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся лично¬сти, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная вос¬питательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются лично¬стью как свои собственные. Сформированное гражданское соз¬нание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов об¬щества.

Г.Кершенштейнер (1854 — 1932) — немецкий педагог. Автор теории гра¬жданского воспитания. Способ¬ствовал введению активных мето¬дов обучения с широким исполь¬зованием наглядных пособий, практических работ, экскур¬сий.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и других. Если первые связы¬вали проблемы гражданско¬го воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гра¬жданского воспи¬тания в свободном развитии личности, в создании усло¬вий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в за¬рубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером, отмечавшим необходимость це-ленаправленного фор¬мирования гражданского воспитания, знания истории государства, политиче¬ской образованности масс.

16 стр., 7982 слов

» «Правовая культура учителя»

... формирования и развития правовой культуры учителя. Структура курсовой работы соответствует логике ... к политическим учениям прошлого и др. Интегративная функция правовой культуры ... гражданского общества и правового государства. Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура ...

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и других. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей рус¬ского менталитета, раз¬витии национального самосознания, воспитания граж¬данина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспи-тания в аспекте общественной направленности личности, приоб¬ретения опыта кол¬лективной деятельности. В известной книге В.А. Сухомлинского «Воспита¬ние гражданина» в определенной мере обоб¬щен и систематизирован теорети¬ческий и практический опыт де¬ятельности советской школы по граждан¬скому воспитанию. Осо¬бое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских обществен¬ных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье состав¬ляет ра-бота учителей, воспитателей и родителей по патриотиче¬скому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой куль-туры, воспитанию в духе мира и не¬насилия. В гражданском становлении личности важное место за¬нимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций [3].

3. Система гражданского воспитания в школе

Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.

Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны составляет следующее: знание политики, политической системы страны, органов управления государством, лояльное отношение к политической организации общества, умение участвовать в политической жизни страны. Все это является для некоторой общей системой задач формирования политической культуры учащихся и определяет содержание и средства такой работы.

Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности — уважения к закону и стремления его выполнять. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. Нельзя, однако, думать, что возможно формировать правовую культуру, сознание отдельно от нравственности. Правовая культура — часть нравственной культуры человека.

Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение; наконец, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности.

3 стр., 1232 слов

Гражданское образование

... Модернизация базовых ценностей россиян //СОЦИС, 1996 №5 Морозова С.А. Гражданское образование в демократической России, 2000 Воспитание гражданина в советской школе.-М., 1990 Преподавание истории в школе ... //Социально-гуманитарные знания.-1999№6 С.6-7 Воспитание гражданина в советской школе. М.: Педагогика, 1990-240с. Гражданское образование. Учебно-методическое пособие /Под ред. Бордовского Г.А., ...

Воспитание в деятельности и через деятельность является основой вос-питательного процесса. Деятельность по воспитанию Гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (поси-делки, вечера, театр и т. д.).

Гражданскую направленность носит и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества.

Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изуче-нию конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т. д.

Так или иначе качественные особенности в воспитании Гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности [5].

4. Проблемы гражданского воспитания школьников

Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испыты¬вающие на прочность российскую систему образования. Миф о всесилии рынка привёл к перекосам в жизнедеятельности школ. Под влиянием воз¬росшего прагматизма деформируются сами цели образования, которые сво¬дятся к накачке молодого поколения информацией и к выработке навыков, обеспечивающих деловой успех. Что же до высоких нравственных принци¬пов, то вопрос решается просто — нравственно то, что приносит доход.

Пропагандируется «детоцентризм», ведущий к уменьшению роли педа¬гога. Ему сегодня отказано в активной позиции, ибо ребёнок провозглашён исключительно субъектом собственного развития. Задача учителя состоит будто бы в том, чтобы создавать условия для свободного, самостоятельного развития ученика и выступать в роли консультанта или в роли посредника между учеником и учебником [7].

В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомые школе: мощ-ное расслоение детей по социальному признаку, появление детей нового типа — школьников — «детей дикого рынка».

Но самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего обще-ства и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.

Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведённые поспешно и непрофессионально, — всё это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Обществен¬ному сознанию навязывается идея самотёка в воспитании. Всё это привело к резкому росту детской преступности, беспризорности, разрушению нравст¬венных ориентиров.

8 стр., 3686 слов

Граждане — субъекты гражданского права

... место среди субъектов гражданского права, да и вообще гражданских правоотношений (как впрочем, и любых других). Ибо без них гражданские правоотношения бессмысленны, беспредметны, а скорее всего невозможны. Данная курсовая работа посвящена, как раз, гражданам как субъектам гражданского права. Не ...

Возрастает роль школы и семьи. Воспитание гражданина начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к боль¬шой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, предста¬вителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. «Рыночный образ жизни» семьи накладывает свой отпечаток на воспитание детей в семье.

Изменился состав семьи. Гораздо больше стало неполных семей, где ро¬дитель занят больше вопросом зарабатывания денег, чем воспитанием ре¬бенка. Снижается влияние старшего поколения на младшее или вообще оста¬ётся невостребованным накопленная за долгие годы жизни мудрость и жиз¬ненный опыт старшего поколения. Значительно утрачены традиции на-родной педагогики.

Возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработ¬ная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях необходимого прожиточного минимума, — всё это, мягко говоря, снижает эффективность семейного воспитания. Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является со¬вместная работа школы и семьи.

Разрушение прежней воспитательной системы привело к возникновению «чёрной дыры». Назрела острая необходимость создания новой воспитатель¬ной системы, адекватной новому времени. Новая воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание Гражданина.

Воспитание Гражданина является общей целью образовательной сис-темы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Вос¬питание гражданственности является одним из основных принципов го-су¬дарственной политики в области образования (ст. 2).

Анализ педагогических исследований и практики гражданского воспи-тания учащихся свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме фор¬мирования гражданина. Однако следует заметить, что настала острая необхо¬димость в подготовке педагогических кадров, повышения их квалификации в области специальной подготовки по гражданскому воспитанию школьников [6].

Успешность осуществления решения задач гражданского образования в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, осно¬ванных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… » — писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании».

5. Учебные программы и пособия по «граждановедческим дисциплинам»

В условиях современного этапа российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства зарубежный опыт гражданского образования активно изучается и осмысливается авторами — разработчиками учебных программ и пособий, особенно по социальным дис¬циплинам.

2 стр., 765 слов

Гражданское воспитание младших школьников

... системы гражданского воспитания в отечественной педагогике; изучена проблема воспитания гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения, проведена диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников (на примере средних общеобразовательных школ города ...

У истоков гражданского образования в России стоял В. А. Сухомлин-ский.

Однако целенаправленное изучение «граждановедческих дисциплин» в нашей стране началось с 1990 года, когда в школе началось преподавание «Граждановедения». Программа учебного предмета была разработана груп¬пой научных сотрудников под руководством Я. В. Соколова. Целью курса стало создание условий для развития гражданских качеств личности школь¬ника и её самоопределения в реальной социально-экономической ситуации через формирование нравственной, политической и правовой культуры.

Курс заложил основы формирования российского граждановедения и является стержневым для развития системы гражданского образования и воспитания в отечественной школе, понимаемого как этико-политико-право¬вое образование и воспитание.

В настоящее время разрабатывается содержание граждановедения в на¬чальной школе. Профессором А. И. Лазаревым разработан курс «Народове¬дение» для учащихся начальной школы. Во 2 — 3 классах начато преподава¬ние прав человека. Систему гражданско-правового образования в 10 — 11 классах завершают обществоведческие курсы: «Мир человека», «Введение в социологию», «Экономика», «Политика и право». Таким образом, в Челябин¬ской области спроектирована вертикаль гражданско-правового образования в рамках обществоведческого образования, охватывающего все ступени обу¬чения: начальную, основную, среднюю (полную) школу.

Заключение

Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди, он является управляемым процессом. Учитель как главное лицо в управлении этим про¬цессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества. Формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризуют совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам — ведущая цель всей воспитательной системы.

Современная школа и общество располагают достаточным арсеналом средств для гражданского воспитания учащихся. К ним относятся прежде всего ряд традиционных школьных предметов (история, литература, география, обществоведение).

Во-вторых, для достижения этих целей создаются специальные школьные курсы. В школах изучается в настоящее время курс «Граждановедение», который охватывает такие области, как ответственность за правонарушения, жизнь современной семьи, гражданские права и пр. Имеются и другие специальные курсы, предназначенные для формирования нравственной, гражданской культуры школьников. В-третьих, эти задачи решаются во внеурочной деятельности учеников и во внешкольной работе с ними: это участие школьников в самоуправлении, в выборных школьных органах, в разнообразных делах школы, класса, занятия детей в клубах, кружках, молодежных общественных организациях, участие в социально-политической жизни страны.

Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпу-скника школы можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению за-конов.

12 стр., 5920 слов

Особенности гражданского, патриотического воспитания молодежи ...

... Десять лет гражданскому образованию в России; Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски; Голикова Л.В., Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи ... ркивает актуальность изучения темы российского патриотизма. Цель данного курсового проекта является изучение особенностей гражданского, патриотического воспитания молодежи в условиях развития демократии ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/chast/sistema-grajdanskogo-vospitaniya-v-shkole/

1. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Ки-шенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003, № 9.

2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство « Питер»,2000. — 304 с.

3. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. — М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.

4. Педагогика: Общие основы педагогики: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 170с.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512с.

6. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. — М.: Университет, 2001. — С.97-100.

7. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные тре-бования // Педагогика. -2002. — №4.