Изменения в судебном праве, происходившие в начале XX в., своими корнями уходили в постреформенный период второй половины XIX в.
Судебная реформа 1864 г. опиралась на исторический опыт России и учитывала законодательный опыт других европейских государств. В результате была создана российская модель процессуального порядка. По этому поводу профессор И.Я. Фойницкий писал: «В нашем новом процессе много сходного с английским и особенно французским, в общих очертаниях он приближается к тому же типу, который выработан этими лучшими представителями европейской культуры, и устанавливает наши родственные с нею отношения. Но в тоже время почти ни один процессуальный институт уставов не может быть признан ни английским, ни французским: на каждом из них лежит печать самобытности, каждый из них имеет самостоятельную русскую физиономию, приспособленную к русским нуждам, непонятную без изучения русских условий». Разделяя оценку многих либерально мыслящих деятелей, Фойницкий И.Я. характеризовал Судебные уставы как одно из «самых ценных украшений се дикого освободительного царствования».
Однако судебная реформа шла гораздо медленнее, чем замышлялось и даже было определено законодательно. Она растянулась на долгие годы и не была завершена к 1917 г. Вскоре после принятия законов, положивших начало судебной реформе, последовали меры, которые не без оснований можно считать контрреформой. С начала XX в. в связи с революцией 1905 г., а затем первой мировой войной судебная реформа утратила актуальность. С победой февральской революции Временное правительство объявило о намерении отменить законы, ухудшившие Судебные уставы, подвергнувшие их «порче». Однако вскоре были учреждены военно-полевые суды, названные ускоренными военно-революционными, и стали применяться крайние меры подавления противников власти.
1. Судебная система России в начале ХХ века
Попытки коренного изменения системы судебной власти начались фактически сразу после произведенных в 60-х годах реформ в области судоустройства и судопроизводства.
Среди судебных реформ России в конце XIX – начале XX вв. особое значение занимает реформа местного суда, т.е. тех судебных органов, которые решали относительно незначительные гражданские и уголовные дела, являясь судом первой инстанции в подавляющем большинстве случаев обращения в суд.
Правовая реформа в современной России
... И очень скоро". Очевидно, что главная задача, стоящая при проведении правовой реформы, создать в России правовую систему, независимую от конкретных людей. Меняются президенты, парламенты, председатели судов, но эффективность работы правовой ... Арбатов, проблем множество, и для их решения во многих сферах жизни общества требуются далеко идущие реформы. Военная и судебная реформы, реформа деятельности ...
Реформа составлявших основу местной юстиции волостного и мирового суда начала ХХ в. связанна с принятием и вступлением в силу закона 15 июня 1912 г. о местном суде. Анализ положений данного закона, а также процесса его принятия и реализации позволяет затронуть целый ряд проблем в истории отечественного государства и права.
Реформа местного суда затронула в той или иной степени все звенья судебной системы России того времени, что позволяет оценить преимущества и недостатки всей системы органов судопроизводства.
Причин серьезного недовольства системой местного суда было две. Первая состояла в том, что волостные суды, являвшиеся одним из основных институтов местной юстиции, выпадали из общего строя судебных установлений. Волостной суд был создан манифестом 19 февраля 1861 года, на три года раньше опубликования Судебных Уставов 1864 года. Система волостных судов во многом противоречила либеральным принципам реформы 1864 года, главный из которых – равенство всех перед законом. Следовательно, местная юстиция попадала под огонь критики тех, кто считал реформы 60-70 гг. 19 в., в том числе судебную, незавершенными.
С другой стороны, система местных судов подвергалась критике тех слоев общества, политических и общественных деятелей кто считал реформы 60-70-х годов преждевременными для России. Особое раздражение вызывал у критиков мировой суд, в котором достаточно широко были отражены принципы независимости, несменяемости, выборности суда.
Нельзя не отметить, что системе местной юстиции был присущ целый ряд недостатков, вытекающих из особенностей общественно-политического, экономического, культурного развития России. Многие регионы и целые слои общества не были готовы к восприятию тех идей, которыми руководствовались создатели судебной реформы. Кроме того, необходимо учесть, что создание судебной системы — сложнейший процесс, протекавший во многих европейских государствах в течение столетий, а реформа судоустройства в России протекала в сжатые сроки, часто без опоры на существующие правовые традиции. Система судебных установлений противоречила существовавшему тогда государственному строю – неограниченной монархии с соответствующей системой органов власти.
Указанные причины породили две тенденции в области переустройства местного суда. В соответствии с первой готовились проекты, связанные с ликвидацией или существенным ограничением полномочий мирового суда, установлением административного контроля за мировой и волосной юстицией. В соответствии со второй готовились проекты по совершенствованию системы местного суда в духе реформы 1864 года. Характерным этапом в развитии консервативных и реакционных течений в области судебной реформы служит преобразования 12 июня 1889г., упразднившие мировую юстицию на большей части Российской Империи и поставившие волостной суд под контроль земских начальников. Попытки создания новой системы местного суда завершились в 1912 г. с принятием новых законодательных актов о местном суде.
Проект закона о местном суде был разработан в Министерстве юстиции к весне 1906 г., во исполнение указа 12 декабря 1904 г. По обсуждении в Совете министров он был внесен в Государственную думу первого созыва, но до ее роспуска рассмотрен не был. Новый проект реформы местного суда, рассмотренный и утвержденный Советом министров 23 января 1907 г., был представлен во II Государственную думу в марте 1907 г. и передан (22 марта) в комиссию из 33-х депутатов. 10 мая 1907 г. доклад комиссии был внесен в общее собрание Думы. Обсуждение проходило 28, 29 мая и 2 июня 1907 г., но до своего роспуска II Дума не успела завершить рассмотрение проекта. 1 ноября 1907 г. он был представлен в III Государственную думу и 27 января 1908 г. оглашен в общем собрании Думы, по постановлению которой передан в комиссию по судебным реформам. Доклад комиссии был внесен в общее собрание 20 сентября 1909 г. Суть проекта – упразднение волостных судов, а также судов земского начальника, городского судьи и уездного члена окружного суда. Взамен устанавливался один общий для всех граждан, независимо от сословных различий, единоличный мировой судья, положение которого проект стремился определить, по возможности сохраняя те нормы судебных уставов 20 ноября 1864 г., которые относились к мировому суду.
Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента
... судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента; обеспечение доступа граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента; интеграция информационных ресурсов. Заключение Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного ...
Проект ориентировался на возможно большее приближение суда к населению. Одновременно он предусматривал ряд мер, направленных к упрощению и облегчению действующего гражданского процесса. Обсуждение законопроекта проходило с 30 октября 1909 г. по 31 марта 1910 г. По внесении исправлений редакционной комиссией одобренный Государственной думой законопроект был передан, 28 мая 1910 г., в Государственный совет. Там проект обсуждался с 29 октября 1910 г. по 13 января 1912 г. в особой комиссии под председательством сначала кн. П.Н. Трубецкого, а затем С.С. Манухина. Для согласования возникших разногласий Государственный совет постановил образовать согласительную комиссию из 10 членов Думы и 10 членов Совета. Наиболее важным пунктом разногласий между Государственной думой и Государственным советом явилось предложенное Думой упразднение волостного суда. Совет высказался за его сохранение, хотя и в преобразованном виде. Доклад согласительной комиссии слушался в Думе 16, 17, 19 и 21 мая 1912 г., затем был передан в редакционную комиссию. Дума согласилась с изменениями, внесенными в проект Советом. Получив одобрение Думы, законопроект вновь поступил в Государственный совет, где также был принят. 15 июня 1912 г. законопроект был Высочайше утвержден. В мае 1913 г. на рассмотрение IV Государственной думы поступил законопроект о введении в действие закона 15 июня 1912 г., который 26 июня 1913 г. был принят Думой. Закон вводился в действие с 1 января 1914 г. в 10 Юго-Западных губерниях: Харьковской, Екатеринославской, Курской, Полтавской, Киевской, Волынской, Подольской, Черниговской, Херсонской и Таврической. К 1917 г. закон 15 июня 1912 г. действовал в 20 губерниях.
Таким образом, Закон 15 июня 1912 г. являлся результатом восьмилетней работы различных органов государственной власти, то есть характеристика реформы может способствовать общей оценке эффективности работы государственного аппарата того времени. Реформа местного суда в России начала XX в. была связана с реформированием всех институтов местного управления и самоуправления, что позволяет говорить о необходимости учета основных положений данной реформы при характеристике данных общественных и государственных институтов.
Следует отметить, что судьба преобразований судебной части в России того периода решалась не только в правовой, но и в политической плоскости. Преобразование местного суда – часть реформ начала XX в., связанных с именем П.А. Столыпина. Будучи неразрывно связана с земельной реформой того времени, реформа местного суда являет пример попытки осуществления преобразований в общероссийском масштабе.
Административная юстиция в РФ и перспективы ее реформирования
... административной юстиции. 2. Охарактеризовать процесс развития административной юстиции в России. 3. Выделить положительные черты КАС РФ, касающиеся деятельности органов административной юстиции. 4. Проанализировать некоторые проблемные вопросы норм КАС РФ, регулирующих деятельность органов административной юстиции в России. ...
Значительное влияние на преобразования судебной части оказали политические партии, группы, движения. В ряде случаев принятие или непринятие тех или иных преобразований судебной системы зависело не от реальных потребностей общества, а от политической конъюнктуры, что отрицательно сказывалось на формировании новых судебных органов.
В системе общих судебных мест низшей судебной инстанцией, рассматривавшей уголовные дела, выходившие за пределы подсудности мировых судей, являлся окружной суд. Предварительное следствие по преступлениям и проступкам, подсудным окружным судам, производилось состоявшими при них судебными следователями при содействии полиции и под наблюдением лиц прокурорского надзора (ст. 249 Устава уголовного судопроизводства).
Вэто же время была введена и система военно-полевых судов. Военно-полевые суды – исключительные, или чрезвычайные, суды, действующие вне норм существующего в данном государстве уголовного законодательства и юрисдикции, на основе особого положения, при упрощенном (до крайности) судопроизводстве и при отмене всяких гарантий нормально-законного течения процесса и охраны прав подсудимого. Военно-полевые суды были введены 19 августа 1906 г. по инициативе Столыпина и просуществовали до 20 апреля 1907 г. Действовали и в период Первой мировой войны до революции 1917 г., а в июне того же года были введены Временным правительством для действия на фронте.
Генерал-губернаторам и лицам, облеченным равной им властью в местах, объявленных на военном или на положении чрезвычайной охраны, предоставлено предавать военно-полевому суду лиц, захваченных на месте преступления, или виновность коих в совершении, или покушении, или приготовлении террористического акта (нападение на чинов полиции, патрули, нападение с целью грабежа, нахождение взрывчатых снарядов и пр.) очевидна по мнению администрации. Одновременно главнокомандующим, командующим округами и лицам, пользующимся равной властью, предоставлено было учреждать военно-полевые суды для лиц военного ведомства, а главным командирам и командирам портов военно-полевые морские суды для лиц морского ведомства.
Суд и исполнение приговора (обыкновенно смертная казнь) должны немедленно следовать за поимкой преступника и не далее 2-3 дней. Ни обжалование, приговора, ни пересмотр в кассационном порядке не допускаются.
В течение первых 4 месяцев действия военно-полевых судов было казнено повешением и расстрелянием около 600 чел.
Назначение в судьи офицеров без юридического образования, отсутствие элементарных правовых гарантий при производстве следствия и суда, возможность множества судебных ошибок при неимоверной быстроте процесса, вызвали в обществе и печати резкую критику этой не достигающей цели меры борьбы с революционным движением.
Во второй половине XIX-начале ХХ веков в России функционировала также система органов административной юстиции (Сенат, губернские присутствия смешанного состава),которые были выработаны исторически, соответствовали национальным государственно-правовым традициям и медленно, но неуклонно развивались в сторону улучшения своей структуры, компетенции и деятельности. Особое место в данной системе органов занимал земский участковый начальник, правовой статус которого в целом нацелен на единоличное осуществление административно-юстиционных функций и разрешение спорных дел в области крестьянского управления.
Социально-правовые проблемы становления и развития системы военных судов России
... с другими судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных ... военных судов России § 1. История возникновения военных судов и их развитие в допетровский период отечественной истории Военные суды в современном понимании возникли в России ... военной юстиции на события трехсотлетней давности объясняет некоторые существующие исследовательские неточности. В 1706 г. на базе немецкого военно ...
В первые десятилетия XX века (до октября 1917 года) система органов административной юстиции выходит на качественно более высокий уровень развития: происходят изменения в правовом статусе 1-го департамента Сената в сторону превращения его в полноценный высший административно-судебный орган; в плане административной реформы П. А. Столыпина предусматривается образование уездных органов административной юстиции с целью их приближения к населению.
Осенью 1908 г. Министерство внутренних дел составило по тезисам П.А. Столыпина доклад под названием «Проект преобразования учреждений губернского управления статс-секретаря Столыпина», в котором определялось понятие административной юстиции и предлагалась программа административных мероприятий, призванных создать систему уездно-волостных органов административной юстиции и качественно улучшить деятельность как губернских присутствии, так и Сената. Однако, последовавшая после этого цепь трагических обстоятельств, — убийство П.А. Столыпина в 1911 г., первая мировая война 1914 г., февраль — октябрь 1917 г. помешали и проведению этой программы в жизнь. В октябре 1917 г. на смену «старому порядку» пришел новый, в котором институт административной юстиции получил другое место в системе возникших государственных учреждений и в определенной степени новое научное осмысление.
Становление института административной юстиции в России завершается в законодательстве Временного правительства, которое в Законе о судах по административным делам от 30 мая 1917 года создает стройную систему органов административной юстиции, включавшей Сенат как единый высший суд страны, губернские административные отделения окружных судов, административных судей в уездах, осуществлявших свои функции единолично.
В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. В губернских городах учреждались административные отделения при окружных судах. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. Ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты. Названный закон закреплял за каждым гражданином России право на административный иск.
2. Судопроизводство в России в начале XX в.
2.1. Уголовное судопроизводство
Судоустройство и судопроизводство неразрывно связаны. Если единообразная система всесословных судов с четко определенной компетенцией представляла собой форму, то демократические начала судопроизводства – содержание Судебной реформы 1864 г., самой последовательной в ряду преобразований 2-й половины XIX в. в России. Были введены: презумпция невиновности, предварительное рассле¬дование по уголовным делам, гласность, устность, состязательность судопроизводства, гарантии прав обвиняемого на защиту, участие адвоката, суд присяжных, всестороннее, объективное исследование и оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи, кассационный и апелляционный порядок обжалования приговоров. Устав уголовного судопроизводства 1864 г., закрепивший демократические принципы и институты, воспринял опыт зарубежных стран с учетом отечественных традиций. Это означало качественный скачок, даже переворот в сфере юстиции в России.
Защита прав потребителей. Административно-правовые гарантии
... и конституционного судопроизводства. 1 Общая характеристика юридической ответственности за нарушение прав потребителей В современном законодательстве РФ уделяется большое внимание юридической ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя. От наиболее существенных нарушений потребителей защищает административное, гражданское и уголовное ...
Однако в оценке уголовного судопроизводства России второй начала XX в. следует исходить не только из содержания Устава… 1864 г., провозглашавшего прогрессивные начала, но и из практики его применения. Последняя подчас выявляла несоответствие этих начал устоям общества и государства, в котором отсутствовали демократические традиции. Важно иметь в виду и последующее законодательство, которое пыталось это несоответствие корректировать.
Как уже отмечалось, мировая юстиция с присущими ей началами судопроизводства была восстановлена в России в 1912 г.
Мелкие уголовные дела (если санкция не превышала 1 года лишения свободы) рассматривались мировыми судебными установлениями: единоличными мировыми судьями и уездными съездами мировых судей. Порядок рассмотрения дел в мировом суде строился на общих началах уголовного судопроизводства, таких, как гласность, устность, состязательность, право обвиняемого на защиту, но в то же время имел особенности, отличавшие его от процедуры в общих судебных установлениях. Процесс в мировом суде носил упрощенный характер, формальности в нем были сведены до минимума.
Функции полиции по производству дозания сводились преимущественно к сбору сведений посредством розысков, словесных расспросов, негласного наблюдения. В случаях, не терпящих отлагательства, полиции разрешалось производить осмотры, освидетельствования, обыски, выемки. Закон устанавливал пределы полномочий чинов полиции при производстве дознаний, запрещая формальные допросы обвиняемых и свидетелей.
Защитник в стадии предварительного расследования не участвовал. Он появлялся в процессе тогда, когда принималось решение о необходимости судебного разбирательства по делу. Это было существенным недостатком уголовного процесса дореволюционной России, ограничивавшим право обвиняемого на защиту, состязательность. Однако С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. Право обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи даже со стадии судебного разбирательства стало значительным шагом вперед.
Вместе с тем уголовный процесс был не свободен от политической ситуации в обществе, исследуя преступление, устанавливая истину по делу, решая вопрос о виновности лица, совершившего преступление, которое очень часто оказывается своеобразной формой протеста против существующей действительности. Властям подчас присуще стремление превратить уголовный процесс в орудие политических репрессий, особенно в государствах, где политический режим нельзя считать демократическим, и где политическая атмосфера в обществе накалена, как было в России рассматриваемого периода.
Признавая наличие демократической формы судопроизводства в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г., следует также учесть ряд законодательных актов, усиливших репрессивный характер процесса, особенно в сфере преследования политических преступлений: закон 19 мая 1871 г., предоставивший чинам корпуса жандармов широкие полномочия по производству дознаний; порядок производства по делам о государственных преступлениях, менявшийся четырежды за полтора десятилетия, начиная с 1864 г., предусматривавший, в частности, подсудность преступлений, совершенных лицами гражданского ведомства военному суду, в котором демократические начала судопроизводства были свернуты; Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия 14 августа 1881 г., предусматривавшее широкий комплекс мер судебного и административного преследования, к примеру, применение ареста, ссылки, высылки во внесудебном порядке; закон о военно-полевых судах 1906 г. как крайнее проявление произвола самодержавия в сфере судебного преследования.
Конституционное право России как отрасль права
... материалов периодических изданий. Проблеме норм права вообще, норм государственного (конституционного) права в частности всегда уделялось повышенное внимание. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких авторов, как: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, ...
2.2. Гражданское судопроизводство
По Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. начало делу давало исковое прошение, поданное заинтересованной стороной в письменной или устной форме. В нем указывались обстоятельства дела и цена иска. Вызов ответчика в суд производился повесткой. При личной явке обеих сторон в суд рассмотрение дела могло состояться без предварительной подготовки. Словесное производство с рассмотрением доказательств сторон завершалось принятием решения.
В других случаях судебному слушанию предшествовала письменная предварительная подготовка. Обе стороны могли подготовить к нему 4 состязательные бумаги (по 2 каждая): исковое прошение, ответ, предоставлявшийся в суд до наступления срока явки, возражение истца и опровержение его ответчиком. Доклад дела и словесное состязание, на котором стороны предъявляли доказательства, свидетельства, ходатайства, происходили в открытом заседании суда. В закрытом заседании дело могло слушаться по просьбам сторон или по решению суда в связи с тем, что «публичность» могла быть «предосудительна для религии, общественного порядка или нравственности». Основное бремя доказывания, естественно, лежало на стороне, предъявившей иск. Сам суд не собирал доказательств или справок, а основывал свое решение «исключительно на доказательствах, представленных тяжущимися». Обязательной, но чаще формальной, была попытка судей закончить дело миром.
В начале или в ходе разбирательства дела могло осуществляться обеспечение иска соразмерно его цене, если он представлялся обоснованными. К видам обеспечения относились положение запрета на не-движимое имение, арест движимости и поручительство. Вид обеспечения выбирал проситель. Но закон допускал замену всех способов обеспечения иска достаточной наличной денежной суммой без согласия истца.
По вынесении решение оформлялось окончательно в 3-дневный срок, определялись судебные издержки и те, на кого они возложены: на одного из тяжущихся или на обе стороны. Последние имели право обжаловать решение во второй инстанции (из окружного суда в судебную палату).
Кассационные жалобы рассматривал Сенат.
На основании принятого решения оформлялся исполнительный лист, в котором четко прописывалось определение суда, вступившее в законную силу. Исполнителем являлся судебный пристав, а все местные власти, в том числе полиция и военные, обязывались оказывать ему «надлежащее содействие без всякого отлагательства».
Заключение
Как уже отмечалось, судебная реформа 1864 г. установила основу российского судоустройства и судопроизводства. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).
История становления суда России
... появился суд и судебная система. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие суд, его особенности и виды; рассмотреть основные этапы развития суда; рассмотреть периоды развития суда в России. 1 Понятие суд и ...
Реакционные круги противостояли ее осуществлению. Реакционная печать подвергала травле суд присяжных и другие демократические установления Судебных уставов.
Однако законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе – они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд).
С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.
В годы войны процессуальное и судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
Новым явлением стала административная юстиция – прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/izvestnyie-sudebnyie-protsessyi-vtoroy-polovinyi-nachala-veka/
1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002.
2. Двуреченский А. В. Военно-полевые суды в России в начале XX в. // Юридическая мысль, 2006. № 4.
3. Исаев И.А. История государства и права России – М.: Юристъ, 2003.
4. История отечественного государства и права. Часть 2. / Под ред. О.И. Чистякова – М.: Издательство БЕК, 1999.
5. История государства и права России. / Под ред. С.А. Чибиряева. – М.: Издательство “Былина”, 1998.
6. Красильникова Т.К. История государства и права России – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
7. Рустамова С.М. Административная юстиция в дореволюционной России. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.
8. Терентьев Р.В. Правительственные законопроекты по реформированию местного судопроизводства в России в конце XIX — начале ХХ вв. СПб: РИО СПб филиала РТА, 2006.
9. Терентьев Р.В. Реформа местного суда в России в начале ХХ в. (историко-правовой аспект).
Автореф. дис. канд. юрид. Наук. – СПб: РИО СПб филиала РТА, 2005.
10. Терентьев Р.В. Реформа местного суда и применение обычая в качестве источника права в России в начале ХХ века – СПб: РИО СПб филиала РТА, 2004.
11. Фойницкий И..Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2-х т – М.: Альфа-книга, 1996.