Особенности отношений приёмных детей и замещающих родителей в родственной и неродственной опеке

Особенности отношений приёмных детей и замещающих родителей в родственной и неродственной опеке.

Фрагмент работы для ознакомления

  • мотивация приема;
  • актуальное функционирование;
  • характер семейных ценностей;
  • основных ориентиров в воспитании.

3. Тест «Человек под дождем», тест ориентирован на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. В контексте изучения структуры семьи позволяет осуществить диагностику личностных резервов детей в семье и особенностей защитных механизмов. На сколько, ребенок, в преодолении трудностей рассчитывает на родителей.

4. Тест «Лесенка», проективная методика, с помощью которой исследуется уровень самооценки ребенка.

5. Тест «Шкала отверженности ребенка», тест позволяет определить, насколько ребенок чувствует себя в семье, ненужным, отвергнутым, а также причины, вызвавшие отверженность ребенка.

6. «Цветовой тест отношений» (ЦТО), разработанный А.М.Эткиндом (1980) на основе теста цветовых выборов Люшера. В контексте изучения структуры семьи тест позволяет определить структуру аутоидентификации членов семьи друг с другом.

7. Тест «Рисунок семьи» (Хоментаускас, 1985).

Данная методика позволяет изучить представления о структуре семьи у детей, дает возможность проанализировать переживания ребенка по поводу его места в семье, его отношение к семье и отдельным его членам, способ переработки этих чувств.

8. Анкета «Семейные роли» (Ogden, Zevin, 1970); модификация А.В. Черникова (1997).

Назначение методики выявление ролевой структуры семьи. Методика позволяет определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли — взаимодействия).

9. Практическая и теоретическая значимость исследования

Изучение особенностей детско-родительских отношений в замещающих семьях в условиях пубертатного кризиса у подопечных подростков позволит выделить мишени психологического сопровождения семьи на сложном этапе приема, использовать наиболее эффективные методы психологической помощи для сохранения семьи и предупреждения отказа от воспитания приемного подростка. Результаты дипломного исследования могут быть использованы в работе Уполномоченных организаций по сопровождению замещающих семей при осуществлении психолого-социального сопровождения, а также практикующими психологами, оказывающими помощь подопечным подросткам и их семьям, педагогами учреждений как общего и дополнительного, так и профессионального образования, в которых обучаются подростки.

26 стр., 12867 слов

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ

... у детей с интеллектуальной недостаточностью преодолеваются лишь в ходе целенаправленного обучения. При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью словесные методы малоэффективны, так как дети имеют ... информации в ходе ее теоретического анализа, написание теоретической главы курсовой работы, организация и проведение эмпирической части исследования (констатирующего, формирующего и ...

В теоретическом плане работа расширяет представления о детско-родительских отношениях в замещающих семьях. Выявленные особенности детско-родительских отношений в семьях с родственной и не родственной опекой позволяют уточнить проблемы функционирования семьи в зависимости от типа опеки, особенности аффективно — личностной сферы подростков в зависимости от наличия институционального опыта, влияния пубертатного кризиса на семью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что особая актуальность изучения проблемы детско-родительских отношений в замещающих семьях в условиях пубертатного кризиса у подопечного подростка связана с тем, что понимание особенностей детско-родительских отношений в замещающих семьях в условиях пубертатного кризиса у подопечного подростка позволяет разработать систему психологического сопровождения, которая позволит предотвратить дисфункциональное развитие семьи и отказ замещающих родителей от воспитания приемного подростка.

Замещающая семья представляет собой такую форму жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, которая наиболее приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания. В результате этого замещающая семья обеспечивает достаточно благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Замещающая семья, как субъект воспитания приемного ребенка, осуществляет деятельность, направленную как на самоизменение самой семьи как целостного сообщества, так и на самоизменение каждого члена семьи, включая ребенка, лишенного родительского попечения.

Замещающая семья как социально-педагогический феномен, призвана решать комплекс задач:

1. Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка.

2. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности, его профессиональное, жизненное и социальное самоопределение, приобщение к культурным традициям общества.

3. Поддержка ребенка в развитии самостоятельности, собственной инициативы и социальной взаимопомощи.

4. Обеспечение безопасности и защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, уменьшение возможных рисков при взрослении.

Анализ трудностей замещающих семей при воспитании приемных детей указывает на наличие таких общих проблем у замещающих родителей, как: незнание особенностей возрастного развития детей, имеющих негативный опыт проживания в биологической семье и впоследствии воспитывающихся в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в семейных отношениях, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи; отсутствие знаний юридического и медицинского характера; конфликты с кровными детьми и/или близкими родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты с одноклассниками, учителями, улучшать успеваемость, предупреждать немотивированные уходы из дома.

7 стр., 3161 слов

Имею право на семью

... дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом. Замещающая семья – форма семейного ... нагрузка на женщин в семье – и на работу, и на семью. 4.Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей. 5.Бытующее ...

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить сделать следующие выводы.

Для родственной опеки характерно следующее:

  • выше стресс, неспособность адаптивно и адекватно реагировать на изменения семейных циклов;
  • возникновение проблем при постановке задач, разработке решений и их воплощений;
  • уже небольшие стрессы могут усилить кризис;
  • хуже распределены роли, не хватает согласия в плане ролевых ожиданий от членов семьи. Неспособность приспосабливаться к новым ролям, которые возникают в процессе семейного развития;

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/vospitanie-priemnyih-detey-v-seme/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/vospitanie-priemnyih-detey-v-seme/

1.Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 2003. – 213 с.

2.Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с.

3.Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.

4.Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Екатеринбург, 2004. — 468с.

5.Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 244-268.

6.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1991.- № 4. — С. 5–19.

7.Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. — Воронеж: МОДЭК, 1994. — 491 с.

8.Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.

9.Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитанияприемного ребенка в замещающей семье. – Кострома: Авантитул, 2009. – 265 с.

10.Захарова Ж. А., Осипова И. И. Замещающая семья /Под ред. Э. А. Манукян. – М: Полиграф сервис, 2005. – 112 с.

11.Зенина О.И. Психологическое сопровождение семьи // Социальная работа.- 2008.-№6. — С. 25-29.

12.Казакова Е.П. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества.- СПб.: Питер, 1995. — 129с.

13.Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

14.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

15.Муравьева С.Г. Социальное сопровождение семей с детьми // Социальная работа.- 2008.-№4.- С. 57-60.

16.Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985.

17.Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. — М., 2006. . — 368 с.

18.Ослон В. Н. Организационная модель службы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. — 2009. — № 1.

19.Ослон В.Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. — 2009. — №3. – C. 44 – 53.

13 стр., 6459 слов

Приемная семья как отдельная форма устройства детей на воспитание ...

... правовой природе данного понятия не сложилось. А.М. Нечаева квалифицирует приемную семью как «суррогатную семью, где сложно переплетаются проблемы педагогического и правового характера» [5, 3]. Наиболее полное ... мнение, что замещающие родители должны брать на себя обязанности по воспитанию детей-сирот на общественных началах и энтузиазме. Современный этап развития института приемной семьи учитывает ...

20.Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. — № 28 (3’2008) – С.4-8.

21.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. — 2001.- № 4. — С. 39–53.

22.Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. Кн. 1. М. 1999.

23.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: «Питер», 2000.

24.Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. -М.: Ювента, СПб.: КСП , 1999. — 347 с.

25.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.

26.Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

27.Спиваковская А.С. Психотерапия — игра, детство, семья. – М: Эксмо-Пресс, 2000.

28.Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург: «Деловая Книга», 1998.

29.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447с.

30.Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб, 2008 — 328 с.

31.Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. —— Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 208 с.

32.Шайдо Т.Н. Сопровождение замещающих семей // Социальная работа.- 2008.- №5.- С.42-43.

33.Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 432 с.

34.Шарфф Дэвид Э., Шарфф Джил С. Основы теории объектных отношений. — М.: Когито-Центр, 2009. – 304 с.

35.Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.Н. Никольская. – СПб., 2003. – 269 с.

36.Юринова Н. Человек под дождем // Школьный психолог. -2000 — №33. – С.23-26.