Особенности отношений приёмных детей и замещающих родителей в родственной и неродственной опеке.
Фрагмент работы для ознакомления
- мотивация приема;
- актуальное функционирование;
- характер семейных ценностей;
- основных ориентиров в воспитании.
3. Тест «Человек под дождем», тест ориентирован на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. В контексте изучения структуры семьи позволяет осуществить диагностику личностных резервов детей в семье и особенностей защитных механизмов. На сколько, ребенок, в преодолении трудностей рассчитывает на родителей.
4. Тест «Лесенка», проективная методика, с помощью которой исследуется уровень самооценки ребенка.
5. Тест «Шкала отверженности ребенка», тест позволяет определить, насколько ребенок чувствует себя в семье, ненужным, отвергнутым, а также причины, вызвавшие отверженность ребенка.
6. «Цветовой тест отношений» (ЦТО), разработанный А.М.Эткиндом (1980) на основе теста цветовых выборов Люшера. В контексте изучения структуры семьи тест позволяет определить структуру аутоидентификации членов семьи друг с другом.
7. Тест «Рисунок семьи» (Хоментаускас, 1985).
Данная методика позволяет изучить представления о структуре семьи у детей, дает возможность проанализировать переживания ребенка по поводу его места в семье, его отношение к семье и отдельным его членам, способ переработки этих чувств.
8. Анкета «Семейные роли» (Ogden, Zevin, 1970); модификация А.В. Черникова (1997).
Назначение методики выявление ролевой структуры семьи. Методика позволяет определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли — взаимодействия).
9. Практическая и теоретическая значимость исследования
Изучение особенностей детско-родительских отношений в замещающих семьях в условиях пубертатного кризиса у подопечных подростков позволит выделить мишени психологического сопровождения семьи на сложном этапе приема, использовать наиболее эффективные методы психологической помощи для сохранения семьи и предупреждения отказа от воспитания приемного подростка. Результаты дипломного исследования могут быть использованы в работе Уполномоченных организаций по сопровождению замещающих семей при осуществлении психолого-социального сопровождения, а также практикующими психологами, оказывающими помощь подопечным подросткам и их семьям, педагогами учреждений как общего и дополнительного, так и профессионального образования, в которых обучаются подростки.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ
... у детей с интеллектуальной недостаточностью преодолеваются лишь в ходе целенаправленного обучения. При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью словесные методы малоэффективны, так как дети имеют ... информации в ходе ее теоретического анализа, написание теоретической главы курсовой работы, организация и проведение эмпирической части исследования (констатирующего, формирующего и ...
В теоретическом плане работа расширяет представления о детско-родительских отношениях в замещающих семьях. Выявленные особенности детско-родительских отношений в семьях с родственной и не родственной опекой позволяют уточнить проблемы функционирования семьи в зависимости от типа опеки, особенности аффективно — личностной сферы подростков в зависимости от наличия институционального опыта, влияния пубертатного кризиса на семью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что особая актуальность изучения проблемы детско-родительских отношений в замещающих семьях в условиях пубертатного кризиса у подопечного подростка связана с тем, что понимание особенностей детско-родительских отношений в замещающих семьях в условиях пубертатного кризиса у подопечного подростка позволяет разработать систему психологического сопровождения, которая позволит предотвратить дисфункциональное развитие семьи и отказ замещающих родителей от воспитания приемного подростка.
Замещающая семья представляет собой такую форму жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, которая наиболее приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания. В результате этого замещающая семья обеспечивает достаточно благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Замещающая семья, как субъект воспитания приемного ребенка, осуществляет деятельность, направленную как на самоизменение самой семьи как целостного сообщества, так и на самоизменение каждого члена семьи, включая ребенка, лишенного родительского попечения.
Замещающая семья как социально-педагогический феномен, призвана решать комплекс задач:
1. Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка.
2. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности, его профессиональное, жизненное и социальное самоопределение, приобщение к культурным традициям общества.
3. Поддержка ребенка в развитии самостоятельности, собственной инициативы и социальной взаимопомощи.
4. Обеспечение безопасности и защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, уменьшение возможных рисков при взрослении.
Анализ трудностей замещающих семей при воспитании приемных детей указывает на наличие таких общих проблем у замещающих родителей, как: незнание особенностей возрастного развития детей, имеющих негативный опыт проживания в биологической семье и впоследствии воспитывающихся в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в семейных отношениях, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи; отсутствие знаний юридического и медицинского характера; конфликты с кровными детьми и/или близкими родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты с одноклассниками, учителями, улучшать успеваемость, предупреждать немотивированные уходы из дома.
Имею право на семью
... дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом. Замещающая семья – форма семейного ... нагрузка на женщин в семье – и на работу, и на семью. 4.Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей. 5.Бытующее ...
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить сделать следующие выводы.
Для родственной опеки характерно следующее:
- выше стресс, неспособность адаптивно и адекватно реагировать на изменения семейных циклов;
- возникновение проблем при постановке задач, разработке решений и их воплощений;
- уже небольшие стрессы могут усилить кризис;
- хуже распределены роли, не хватает согласия в плане ролевых ожиданий от членов семьи. Неспособность приспосабливаться к новым ролям, которые возникают в процессе семейного развития;
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/vospitanie-priemnyih-detey-v-seme/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/vospitanie-priemnyih-detey-v-seme/
1.Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 2003. – 213 с.
2.Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
3.Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.
4.Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Екатеринбург, 2004. — 468с.
5.Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 244-268.
6.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1991.- № 4. — С. 5–19.
7.Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. — Воронеж: МОДЭК, 1994. — 491 с.
8.Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
9.Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитанияприемного ребенка в замещающей семье. – Кострома: Авантитул, 2009. – 265 с.
10.Захарова Ж. А., Осипова И. И. Замещающая семья /Под ред. Э. А. Манукян. – М: Полиграф сервис, 2005. – 112 с.
11.Зенина О.И. Психологическое сопровождение семьи // Социальная работа.- 2008.-№6. — С. 25-29.
12.Казакова Е.П. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества.- СПб.: Питер, 1995. — 129с.
13.Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
14.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
15.Муравьева С.Г. Социальное сопровождение семей с детьми // Социальная работа.- 2008.-№4.- С. 57-60.
16.Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985.
17.Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. — М., 2006. . — 368 с.
18.Ослон В. Н. Организационная модель службы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. — 2009. — № 1.
19.Ослон В.Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. — 2009. — №3. – C. 44 – 53.
Приемная семья как отдельная форма устройства детей на воспитание ...
... правовой природе данного понятия не сложилось. А.М. Нечаева квалифицирует приемную семью как «суррогатную семью, где сложно переплетаются проблемы педагогического и правового характера» [5, 3]. Наиболее полное ... мнение, что замещающие родители должны брать на себя обязанности по воспитанию детей-сирот на общественных началах и энтузиазме. Современный этап развития института приемной семьи учитывает ...
20.Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. — № 28 (3’2008) – С.4-8.
21.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. — 2001.- № 4. — С. 39–53.
22.Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. Кн. 1. М. 1999.
23.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: «Питер», 2000.
24.Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. -М.: Ювента, СПб.: КСП , 1999. — 347 с.
25.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.
26.Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
27.Спиваковская А.С. Психотерапия — игра, детство, семья. – М: Эксмо-Пресс, 2000.
28.Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург: «Деловая Книга», 1998.
29.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447с.
30.Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб, 2008 — 328 с.
31.Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. —— Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 208 с.
32.Шайдо Т.Н. Сопровождение замещающих семей // Социальная работа.- 2008.- №5.- С.42-43.
33.Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 432 с.
34.Шарфф Дэвид Э., Шарфф Джил С. Основы теории объектных отношений. — М.: Когито-Центр, 2009. – 304 с.
35.Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.Н. Никольская. – СПб., 2003. – 269 с.
36.Юринова Н. Человек под дождем // Школьный психолог. -2000 — №33. – С.23-26.