Расследование преступлений в финансово-банковской сфере

В данной работе рассматривается два актуальных на сегодняшний день вопроса. В первой части рассматривается первый вопрос (Использование криминалистических учетов в раскрытии и расследовании фальшивомонетничества).

Фальшивомонетничество — особо опасное государственное преступление с многовековой историей. Несмотря на постоянные усилия правоохранительных органов, направленные на борьбу с ним, в последнее время отмечается рост подобных преступлений, причем растет число подделок и сбыта поддельных денежных знаков иностранных государств.

Причины роста фальшивомонетничества:

— главная экономическая причина — растущая инфляция и связанное с нею падение курса многих национальных денежных единиц;

  • увеличение в обороте денежной массы валют ведущих стран;
  • общая неустойчивость экономики, что ведет к обнищанию многих групп населения;
  • широкие возможности приобретения красок, лаков, бумаги, металлов;
  • постоянное совершенствование полиграфического оборудования;

— широкое распространение и сдача в аренду (лизинг) многоцветных копировальных устройств с программным управлением, обеспечивающих качественное и быстрое воспроизводство сложных по рисунку и цветовой гамме денежных знаков;

В последние годы постоянно растет число стран, валюта которых подвергается подделке, и количество государств, в которых выявлены фальшивые деньги.

Во второй части рассмотрим второй вопрос (Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установ Специфика отношений в налоговой сфере, обусловленная многообразием видов налогов и специфическими особенностями их регулирования, сложностью установленного порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, а также постоянно продолжающийся процесс изменения и реформирования налогово-правового регулирования, предопределяет использование налоговыми органами особых форм и методов государственного контроля за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей, отличных от методики осуществления контрольной деятельности другими государственными органами, в том числе милицией. Обращение внимания в данном случае именно на соотнесение контрольной деятельности с требованиями налогового законодательства является обязательным условием соблюдения прав налогоплательщика. Скрупулезно разработанная налоговыми органами в течение многих лет процедура налогового контроля (включая методические рекомендации по контролю за правильностью исчисления и уплаты различных видов налогов), ориентированная на особенности применения налогово-правовых предписаний, позволяет учесть все аспекты налогообложения и квалифицированно оценивать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков с точки зрения налоговых последствий. Цели же и задачи органов внутренних дел в сфере защиты фискальных интересов государства обусловливают использование ими иных правовых средств и методов обнаружения и пресечения противоправных действий налогоплательщиков.лению по делам о налоговых преступлениях).

11 стр., 5036 слов

Налоговое представительство, арест имущества и уплата налога

... и штрафов. 6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. 7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. ...

  1. Использование криминалистических учетов в раскрытии и расследовании фальшивомонетничества.

Подделка денежных знаков и борьба с фальшивомонетничеством, является одним из приоритетных направлений деятельности Департамента экономической безопасности МВД России. Изготовление поддельных денег во все времена считалось одним из тягчайших преступлений перед государством, поскольку это подрывает его денежную систему, а значит, и в целом экономику страны. Только усилиями подразделений экономической безопасности МВД России за последние годы в стране изъято поддельных денег на миллионы рублей. Только за 2007 год подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями МВД России выявлено 42 тыс. 384 преступлений, связанных с изготовлением и сбытом фальшивых денег. Наибольшее количество выявленных преступлений пришлось на Центральный, Приволжский и Северо-Западный округа. Из общего количества зарегистрированных преступлений, связанных с подделкой денежных знаков, 65,3 процента уголовных дел возбуждены по фактам изготовления и сбыта российских рублей. В основном — номиналом 100, 500 и 1000 рублей. Среди иностранной валюты помимо долларов США фальшивомонетчики уже научились подделывать и евро.

И довольно неплохого качества. Как правило, злоумышленники для изготовления поддельных денег выбирают те купюры, которые наиболее в ходу и достаточного номинала. Понятно, что подделывать купюры номиналом 500 рублей не особо выгодно, а пятитысячные банкноты запускать в оборот преступники пока бояться, к ним еще присматриваются в магазинах и на рынке. А вот относительно тысячных купюр люди уже потеряли бдительность. Высококачественные подделки тысячных купюр появились недавно в Орловской области. Как считают сотрудники УБЭП УВД по Орловской области, поддельные деньги были изготовлены с использованием полиграфического оборудования, так как имели практически оригинальное сходство с настоящими. Достаточно отметить, что подделки светятся в ультрафиолетовом излучении. Слова «тысяча рублей» выполнены лазером, а не проколоты иголками, как делали раньше фальшивомонетчики.

За 2006 год специалистами отделения были проведены исследования более 71 тыс. денежных билетов, 20% из которых составляли банкноты иностранных государств, 91% от этого числа — 100-долларовые денежные билеты США (около 13 тыс. штук).

Среди подделок рублей Банка России чаще всего встречались денежные билеты номиналом 1.000 (64%) и 100 (20%) рублей. За 10 месяцев 2007 года было исследовано около 44 тыс. банкнот, из которых денежные билеты Банка России составили 86%. Сохраняется тенденция наиболее подделываемых номиналов — 1.000 рублей Банка Россини 100$ США. Большинство поддельных рублей Банка России изготовлено на копировально-множительной технике и печатающих устройствах для ЭВМ, что без особых усилий распознаётся экспертами правоохранительных органов, но, зачастую, вызывает затруднение у кассовых работников. Гораздо большую трудность в выявлении представляют денежные билеты, выполненные полиграфическими способами.

6 стр., 2921 слов

Контрольная работа: Банкнота — понятие, эволюция, отличие ...

... по банкноте – Центральный банк (эмиссионный); Банкноты имеют общественную гарантию в виде хранящихся в банке ресурсов, ... настоящее время российские банкноты называются билетами Банка России. Во Франции выпуск банкнот начался в 1800- ... денежного обращения. Основными отличиями банкнот от бумажных денег являются: Субъект выпуска – банкноты выпускались только банком, бумажные деньги могут помимо банка ...

С начала 2005 года из обращения изымаются поддельные 1.000-рублевые денежные билеты Банка России, на которых фальшивомонетчикам удалось с имитировать большинство визуально определяемых элементов защиты, например, такие как микроперфорация, ныряющая (оконная) защитная нить, MVC-эффект, а также часть специальных элементов защиты. Эти фальшивки с трудом определяются широкими слоями населения. В последнее время резко увеличилось количество мошеннических действий с частично измененными денежными билетами Банка России, а также с так называемыми «рекламными» банкнотами. Одновременно с этим продолжают иметь место случаи мошенничества с использованием иностранной валюты, изъятой из обращения, но выдаваемой мошенниками, за счет внесения в изображения реквизитов некоторых изменений, за подлинные платежные банкноты того или иного государства. Все эти случаи свидетельствуют об отсутствии внимательности или достоверной информации не только у большинства населения, но и у сотрудников ряда торговых предприятий или организаций, работающих с наличной денежной массой.

В целях повышения эффективности и сокращения сроков экспертных исследований, а также для профилактики фальшивомонетничества, ЭКЦ МВД России постоянно проводит работу в рамках борьбы с данным видом преступления. Специалистами отделения Федеральных учетов Центра разработаны и внедрены в экспертную практику методики исследования защищенной полиграфической продукции, разработаны экспресс-методы контроля подлинности бланков ценных бумаг и денежных билетов, в том числе новых модификаций.

Сотрудники ОФУ регулярно проводят обучение личного состава оперативных служб, следователей и экспертов органов внутренних дел, а также экспертов Центрального Банка России методам выявления поддельных банкнот, принимают участие в подготовке материалов для средств массовой информации (телевидение, газеты, журналы) и издательств, специализирующихся на выпуске справочно-информационной литературы, посвященной описанию признаков подлинных и поддельных банкнот.

Для ускорения обработки поступающих на проверку объектов и подготовки ответов на запросы заинтересованных служб силами специалистов ОФУ были разработаны и успешно используются информационно-поисковые системы, позволяющие в короткие сроки получать необходимую информацию. Все это способствует координации действий оперативных служб и следственных аппаратов как в МВД России, так и в МВД стран СНГ.

В рамках работы по раскрытию и расследованию фактов проявления фальшивомонетничества ЭКЦ МВД России осуществляет тесное взаимодействие с ДЭБ МВД России и СК при МВД России. Результаты исследований и проверок направляются в данные подразделения по каждому поддельному объекту, поступающему в Центр, если только инициатором особо не оговорена степень конфиденциальности полученных результатов.

7 стр., 3020 слов

Банки как субъекты налогового права

... С. 56. 4. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права: Дисс. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 16. 5. Егорова Е.Н., Петров Ю.А. Налоговые системы России и 20 зарубежных стран в ... бюджетного и налогового права как общего и частного, полагаем, что правовая позиция судебных органов может измениться в результате проверки Конституционным судом РФ конституционности применения к банкам норм ст. ...

При непосредственном участии НЦБ Интерпола при МВД России Центр осуществляет проверку фальшивых банкнот (в подавляющем большинстве это валюта иностранных государств) по запросам правоохранительных органов зарубежных государств, а также получает информацию о наиболее часто встречающихся подделках банкнот евро.

Данные взаимодействия осуществляются путем работы в межведомственных комиссиях и на рабочих встречах по вопросам разработки новых защитных технологий, в совещаниях-семинарах специалистов ЦБ России с целью их ознакомления с новыми проявлениями фальшивых банкнот и бланков ценных бумаг, проведения исследований образцов полиграфической продукции Гознака с целью определения надежности их зашиты от подделки и т.п.

  1. Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению по делам о налоговых преступлениях.

Анализ частоты использования различных поводов возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям показывает, что самым распространенным поводом является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное «из иных источников » и оформленное надлежащим образом (п. 3 ч. 1 ст. 140 и ст. 143 УПК РФ).

Как правило, на практике решения о возбуждении уголовного дела принимаются на основе проведенных подразделениями по налоговым преступлениям МВД РФ проверок, в том числе документальных, налогоплательщиков. На основе проверки полученных таким образом материалов возбуждается более 92 % уголовных дел по налоговым преступлениям. В этой связи некоторые специалисты небезосновательно утверждают, что применительно к уголовным делам о налоговых преступлениях поводами и основаниями к их возбуждению являются акты предшествующих документальных проверок, установивших уклонение от уплаты налогов. Такие проверки проводятся специальными подразделениями МВД РФ. Думается, что проверка документов налогоплательщиков, направленная на выявление, прежде всего, нарушений налогового законодательства, по своему содержанию, методам и кругу проверяющих субъектов имеет административно-правовой характер. В качестве нормативного обоснования данного вывода можно сослаться на п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции», который предоставляет милиции право изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.