Право средневековой Англии: источники, системы, этапы развития

м ассиз Генриха II, которые рассматривали присяжных как свидетелей факта. В конце XIII — начале XIV в. возникло два вида суда присяжных: большое жюри и малое жюри. В середине XVI в. функции большого жюри свелись к утверждению обвинительного акта. Малое жюри рассматривало дело по существу и выносило окончательный вердикт.

С приходом к власти Тюдоров в уголовное судопроизводство стали проникать розыскные начала. Преследование обвиняемого стало осуществляться двумя путями: в порядке суммарного производства и по обвинительному акту. Суммарное производство — форма процесса, предусмотренная «общим правом» и предназначенная для рассмотрения малозначительных уголовных дел мировыми судьями, шерифами, судами сотен или графств.

Преследование по обвинительному акту складывалось из четырех стадий: ареста, предания суду, судебного разбирательства, вынесения приговора. До дня судебного разбирательства обвиняемый содержался в заключении, не имея права ознакомиться с доказательствами своей вины, представить свидетелей в свою пользу. Оговоры одним обвиняемым другого использовались в качестве доказательства. Допрос обвиняемого нередко сопровождался пытками. Особенно тяжелым было положение обвиняемого по делам о государственной измене.

Обжалование судебных решений не допускалось. Единственным способом обжалования мог служить иск об ошибке, указывающей не на судебные ошибки, а на неточности при составлении протокола. Правом вмешиваться в судебную процедуру обладал Суд королевской скамьи посредством издания особых запретительных приказов.

Этапы развития права средневековой Англии

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

1) период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX—XI вв.;

2) период централизованной сеньориальной монархии (XI—XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

3) период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII—XV в.);

4) период абсолютной монархии (конец XV — середина XVII в.).

В течение IX-XI вв. в Англии окончательно закрепились феодальные отношения. Формирование феодального общества происходило замедленными темпами, что было в определённой степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием местных традиций. Потребности обороны страны и необходимость сплочения всех сил господствующего клана с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Английские монархи утвердили в то время своё право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, введение пошлин, право призыва на военную службу свободного населения.

4 стр., 1632 слов

Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту

... и обвиняемому права на защиту. Задачи курсовой работы: отразить понятие и значение принципов уголовного судопроизводства, раскрыть принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту; - рассмотреть и проанализировать защиту прав подозреваемого и обвиняемого на стадиях уголовного судопроизводства. Основная часть 1 Значение и роль принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права ...

Королевский двор стал центром управления страной, а королевские приближенные — должностными лицами государства. Одновременно проявлялась и тенденция к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории.

Высшим государственным органом был уитанагемот — совет уитанов, «мудрых», в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления. Низовыми единицами местного управления были сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием. Она делилась на 10 десятков — семей во главе с десятником, основной задачей которого было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела. Главными территориальными единицами являлись округа (графства), центрами которых были укрепленные города. Графства возглавляли элдормены, назначаемые королем с согласия местной знати. Собрания графств созывались дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, в том числе судебных. В них участвовали все свободные люди округа, и прежде всего представители светской и церковной знати. Города имели собственные собрания. правовой судебный средневековый англия

В рассматриваемый период на местах начал складываться механизм централизованного бюрократического управления, осуществляемого через должностных лиц, подотчетных королю. В начале XI в. английский престол был захвачен датчанами, которые правили вплоть до возвращения на трон англосаксонской династии в лице Эдуарда Исповедника.

Новый этап истории феодальной государственности был связан с завоеванием Англии нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем (ок. 1027—1087 гг.) в 1066 г., в результате которого страна стала развиваться по пути, схожему с тем, по которому проходило становление государств континентальной Европы. Отличительной чертой эволюции английского государства в отличие от феодальных государств Западной Европы стали ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти. Сеньориальная монархия в ее классическом виде здесь не утвердилась.

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. Вильгельм Завоеватель проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти. Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний.

3 стр., 1251 слов

Акты управления органов исполнительной власти: понятие, виды, значение

... исполнительной власти. Данный вид юридических актов опосредует взаимоотношения между управляющей и управляемой сторонами регулируемых управленческих отношений, между субъектами и объектами управления. Определенное место в иерархической системе юридических актов занимает правовой акт управления; ...

Король обладал верховным правом в отношении всех земель страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Более того, король требовал от всех своих подданных принесения ему присяги верности, что делало феодалов всех рангов его вассалами, обязанными своему сюзерену прежде всего военной службой.

Принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», характерный для континентальной Европы, в Англии не утвердился. Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны (в их качестве обычно выступали крупные землевладельцы) и «подвассалов», состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Под контроль была поставлена и церковь. Духовенство несло службу в пользу короля, так же как и его светские вассалы. В условиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на континенте, и были вынуждены все чаще приобретать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые привилегии.

Мероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства. Централизация обеспечивалась в основном за счет частных прав королей и зависела от их способности выступать авторитетным главой государства. Права королей могли быть в любое время оспорены недовольными вассалами. Свидетельством этому стали непрекращавшиеся мятежи баронов, обвинявших корону в злоупотреблениях ее правами. Короли вынуждены были постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и поддержку вольностей англосаксов.

Центром управления являлась королевская курия — совещательный орган, в который входили представители знати и приближенные короля. Высшими должностными лицами были маршал (командовавший войском), камерарий (управляющий землями и имуществом короля), канцлер (руководитель королевской канцелярии).

В начале XII в. из Королевской курии выделился специальный орган, ведавший вопросами финансов и доходов короны, — палата Шахматной доски.

Совершенствование государственного аппарата, позволившее сделать централизацию государственной власти в Англии необратимой, было в основном связано с реформами Генриха II (1133—1189 гг.), которые были проведены в трех главных направлениях.

Во-первых, была создана система королевских разъездных судов, выездных сессий королевских судей и постоянно действующих центральных судов. Во-вторых, была реформирована армия на основе сочетания принципов ополченческой системы и наемничества. Особенностью английского феодального государства был довольно ранний отказ от войска, состоявшего из военных дружин вассалов. Генрих II заменил для своих вассалов обязанность военной службы денежной повинностью. Средства, поступавшие от них («щитовые деньги») позволяли королю содержать наемное войско. В случае внешней угрозы был предусмотрен созыв народного ополчения. В-третьих, были установлены новые виды налогообложения населения: помимо практики взимания ?щитовых денег? с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог на движимое имущество.

Реформы Генриха II позволили резко увеличить численность королевских войск, подорвать влияние на армию со стороны крупнейших феодалов, а также получить средства на содержание профессионального чиновничества. После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась. Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской администрации в графствах стали шерифы, в сотнях — их помощники. Шерифы обладали высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории графства. Свои административно-судебные функции они осуществляли в тесном взаимодействии с собраниями графств и сотен.

8 стр., 3667 слов

Особенности феодального права Англии

... канонического права этот термин перешёл в создававшуюся в эту эпоху систему королевских судов, также общую для всей средневековой Англии и существовавшую наряду с местными феодальными судами ... в 1258 году, в период обострения борьбы крупных феодалов (баронов) с королем. Поток жалоб, поступавших к королю и не находивших судебной защиты, был столь велик, что он ...

Эти учреждения сохранились в Англии и в последующий период, хотя постепенно утрачивали самостоятельность и превращались в орудие центрального правительства на местах.

К началу XIII в. в Англии сложились объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства — монархии с сословным представительством. Признание права сословий участвовать в управлении государством происходило в Англии в ходе острых социально — политических конфликтов. В начале XIII в. король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов, который завершился подписанием в 1215 г. Великой хартии вольностей.

Большинство статей Хартии касалось вассально-ленных отношений короля и баронов. Феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями, ограничивались размеры денежных средств, выплачиваемых при передаче феода по наследству. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями. Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына и при выдаче замуж его старшей дочери от первого брака.

Из политических институтов, предусмотренных названными «баронскими» статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. Он иногда именовался «парламентом», не являясь, однако, ни сословным, ни представительным учреждением. Более скромное место занимают статьи, отражающие интересы других сословий. Хартия подтверждала существовавшие привилегии церкви и духовенства. Признавались древние вольности и обычаи городов.

Хартия подтвердила право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из страны, вести торговлю без каких-либо стеснений. В Хартии содержалось и обещание не обременять свободных крестьян непосильными налогами и штрафами. Большое значение имела группа статей, направленных на упорядочение деятельности судебно-административного аппарата государства. Статьи 39 и 40 говорили об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения, объявлении лица вне закона или изгнании лишь на основании решения суда равных, принятого согласно законодательству страны. Эти нормы считаются первым письменным закреплением принципов неприкосновенности личности. Великая хартия вольностей отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс интересов короля и баронов. Политические статьи Хартии свидетельствовали о стремлении баронов сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.

В дальнейшем короли неоднократно подтверждали действие Хартии (в 1216, 1217, 1225, 1297 гг.), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе ст.12 и 14, предусматривавшие создание совета королевства, ограничивающего власть короля в вопросах взимания «щитовых денег», и ст. 61, закреплявшая создание комитета из 25 баронов, обладавшего контрольными функциями в отношении короля.

13 стр., 6121 слов

«Поколения» прав человека

... сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение ... и "целям обеспечения для всех существования, достойного человека". Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя ...

В 1258 г. баронам удалось навязать королю Генриху III принятие так называемых Оксфордских провизий, в соответствии с которыми предусматривалась передача всей исполнительной власти совету 15 баронов. Наряду с исполнительным советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет баронов, состоящий из 27 членов. В том же году между королем и баронами началась гражданская война, закончившаяся поражением короля. Ее важнейшим итогом стал созыв в 1265 г. первого в истории Англии сословно-представительного учреждения — парламента. Наряду с баронами и духовными феодалами в него вошли представители от рыцарства и городов. Чтобы достичь компромисса между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами, в 1295 г. Эдуард I созвал парламент, получивший название образцового. Кроме крупных светских и духовных феодалов, приглашённых королем лично, в него вошло по два представителя от 37 графств и по два представителя от городов. Парламент Англии постепенно закрепил за собой следующие полномочия: право на участие в издании законов, утверждение порядка и размеров налогообложения, право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в ряде случаев в качестве особого судебного органа, полномочия по решению финансовых вопросов. Из практики подачи коллективных парламентских петиций королю возникло право законодательной инициативы парламента. Чаще всего петиции содержали просьбы о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть её. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента.

В XV в. установилось правило, в соответствии с которым ходатайства парламента должны были облекаться в форму законопроектов, получивших название биллей. Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, с конца XIV в. парламент постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления должностных лиц.

Наряду с парламентом действовали королевский совет и различные ведомства. В центральный аппарат управления входили канцлер, казначей и др. В результате во второй половине XIII в. возникла сословно-представительная монархия, ознаменовавшая собой политическую победу сословий над королем.

С XIV в. парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, состоявшую из представителей феодальной знати, и нижнюю палату общин, где заседали представители графств и городов. В период сословно-представительной монархии роль старых судов и собраний графств в местном управлении была сведена к минимуму, а их функции перешли к новым должностным лицам и новым видам разъездных судов, компетенция которых неуклонно расширялась. Собрания графств созывались главным образом для избрания местных должностных лиц и представителей в парламент.

5 стр., 2347 слов

История государства и права Италии в Новое время

... феодальные привилегии, введены новые французские Гражданский и Уголовный кодексы, проведена ... в выборах в палату депутатов парламента. Это воспринималось как косвенное ... Начало ей положил франкский король Пипин Короткий, в 756 ... основную массу населения Италии. Завершение воссоединения Италии превратило ее в ... связи с католическим миром; право дипломатических отношений с другими государствами; ...

Главами королевской администрации на местах по-прежнему были шерифы, а в сотнях — их помощники. Кроме них представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Коронеры осуществляли расследования случаев насильственной смерти, констебли были наделены полицейскими функциями. Огромная власть шерифов со временем стала вызывать недоверие короны, в связи с чем их должность стала краткосрочной и подвергалась контролю со стороны казначейства. Постепенно она стала утрачивать свое значение.

С начала XV в. значение английского парламента начало уменьшаться. В Англии стала складываться абсолютная монархия. Английский абсолютизм имел ряд особенностей. Они заключались в сохранении политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также в отсутствии некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического образца. Так, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжали существовать парламент и местное самоуправление, отсутствовали централизация и бюрократизация государственного аппарата. Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви поддерживали джентри (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному самоуправлению.

Высшим органом государства был Тайный совет, в компетенцию которого входило управление заморскими колониями, регулирование внешней торговли, рассмотрение некоторых судебных дел. Он состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда — хранителя печати и др. Отделением Тайного совета была Звездная палата, учрежденная для борьбы с противниками короля. На местах действовали две системы управления. Должностные лица одной из них назначались королем, другой — избирались.

Заключение

Английское право отличалось запутанностью, сложностью и казуистичностью. Основным источником права оставался обычай. Издавались сборники обычаев с включением в них норм, законодательно утвержденных государственной властью. Короли по каждому конкретному случаю издавали приказы, на основании которых стороны могли обосновывать свои права.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/istochniki-angliyskogo-prava/