Китайская традиция не знала понятия собственно права, принятого в классических системах европейского законодательства. Китайский иероглиф, обозначающий писаный закон (фа), выражает идею нанесения человеку увечья, то есть наказания за совершенное преступление. Не случайно идея закона в древних китайских текстах почти сливается с понятием наказания (еж).
Теоретики законодательства в Древнем Китае полагали, что государь вправе по собственному усмотрению вводить и отменять любые законы. Впрочем, господствующие школы китайской мысли — конфуцианство и даосизм — всегда с большим недоверием относились к писаным законам, истребляющим в людях природную доброту и радушие.
Примечательно, что предание приписывало изобретение законов не мудрым царям древности и даже не китайцам, а южным варварам, которые по причине своей дикости были вынуждены поддерживать порядок в своих землях при помощи законов (наказаний).
Истинно же возвышенные мужи, по представлениям китайцев, в законах не нуждаются, ибо они «знают ритуал».
В противоположность
Безусловно, эти два направления, а так же особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древнего Китая повлияли как на развитие права, так и на его источники, поэтому целями данной контрольной работы будет являться выяснить следующее:
- особенности возникновения законодательства;
- влияние конфуцианства и легизма на развитие права, общие и отличные черты этих течений;
- выявить этапы в процессе возникновения и становления права;
- какие отрасли права получили наибольшее развитие;
- какой вид собственности преобладал и почему;
- устройство семьи; ее место и роль с точки зрения конфуцианства и легизма;
- устройство судебной системы и системы наказаний.
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне реки Хуанхэ, здесь же появилась иероглифическая
История Древнего Китая делится на четыре периода:
Институты и нормы уголовного права Древнего Китая
... нормы уголовного права Древнего Китая. Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы ... Уголовному преследованию, например, подвергались не выплатившие долг должники. Уже чжоусскому законодательству, ... право древнего Китая, и уже одно это утверждение являет нам яркую, неповторимую особенность ... государством наиболее ярким представителем легизма Шан Яном, отстаивающим ...
1. Шан Инь (XVIII-XII вв. до н. э.).
В этот период появилось
2. Чжоу (ХII-III вв. до н. э.).
В конце ХII века до н. э. с запада Китая пришли чжоуские племена и установили свое господство. Характерной чертой данного
3. Цинь (221-207 гг. до н. э.).
Это новый этап в развитии Китая, когда возникло сильное
4. Хан (II в. до н. э. — III в. н. э.).
В этот период была конфискована земельная
Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.
В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньско-иньском и
В VI веке до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Конфуций учил различать пороки современного ему общества – бедствия простого народа, продажность и алчность чиновников, междоусобные распри аристократов и правителей, отказ от древних традиций и моральных устоев. Идеалом провозглашался совершенный человек (цзюнь-цзы), который должен обладать двумя главными достоинствами – гуманностью и чувством долга. Гуманность (жэнь) подразумевала сдержанность, скромность, ум, доброту, беспристрастность, чувство справедливости (любовь к людям).
Гуманность есть то, чего не нужно искать, разъяснял мудрец, а стоит только захотеть.
Долг предполагал моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей и совершенства сам накладывает на себя.
«Благородный человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах. В сомнении – справляться, в гневе – обдумывать поступок, в выгодном предприятии – думать об опасности. В юности он должен избегать вожделения, в зрелости – ссор, в старости – скряжничества. Высокий человек безмятежен и свободен; он безразличен в еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поискам истины. Постигнув истину утром, спокойно умереть вечером» 1 .
Основные черты права Древнего Китая
... основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э). 2. Древний Китай ... а) поземельная подать каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, ... В Китае существовал обычай регулярного перераспределения пашни внутри общины. Развитие товарноденежных отношений, рост ...
Основная философская идея конфуцианства — идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а, следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать «естественному порядку», т.е. добродетели и морали. Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.
Учение Конфуция также основывалось на принципах верховенства ритуально-этического начала в делах управления, почитания старших в семье или в отношениях государь — поданные. К кодифицированному законодательству Конфуций относился отрицательно, поскольку все необходимое можно было отыскать в ритуалах и традициях. Основу общественной гармонии и порядка, по Конфуцию, составляет дисциплинированный человек в иерархии семейных отношений, где царит сыновняя почтительность и почитание старших. Контроль за соблюдением этих правил, а также за честностью, послушанием и добронравием людей Конфуций возлагал на держателей власти. В связи с этим можно утверждать, что ритуально-этические нормы и требования составляли основу данного способа регулирования отношений властвующих – подвластных и рядовых граждан между собой, выполняя тем самым функцию законов с одновременной политической и моральной санкцией за их неисполнение.
Требование строгого соблюдения «ли», находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально отличное от легистов, отношение конфуцианцев к законодательной форме как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.
На второй этап развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V—III вв. до н.э.), приходится оформление школы китайского легизма, ориентирующей на использование командной силы закона и жесткое подчинение дисциплине закона (Шан Ян, Хань Фэй-цзы и др.).
Китайские легисты исходили из постулата о злой, порочной человеческой природе, которую не в состоянии исправить образование и культура. Поэтому легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих «хорошее управление», отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное «равенство» перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. В связи с этим, легисты считали необходимым систематически обновлять чиновничество и назначать на должности за заслуги. Внутри чиновничества должна существовать жесткая иерархия и действовать единый порядок присвоения рангов знатности, наград и поощрения.
Специальные вопросы назначения наказания
... как дополнительное. В части пятой ст. 69 УК говорится, что изложенные правила назначения наказания по совокупности преступлений применяются и тогда, когда после вынесения приговора по делу будет ... ст. 68 У К. 3. Назначение наказания по совокупности преступлений Понятие совокупности преступлений дано в ст. 17 УК. Правила назначения наказания при совокупности преступлений излагает ст. 69 УК. ...
«Закон не должен потворствовать знатным, отвес не должен подделываться под кривизну. Там, где действует закон, умный не может его обойти, храбрый не смеет ему противиться; наказания за проступки не минуют и сановников, награды за добрые дела не обходят и простолюдинов. Вот почему ничто не сравнится с законом, когда надо исправить поступки знати и показать преступления простолюдинов, усмирить мятеж и осудить заблуждение, избавиться от излишеств и устранить нелепость, установить единые правила для всего народа» 2 .
Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства. Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права, относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней форме становится официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых — конфуцианцев.
Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на «рациональных», «справедливых» началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.
С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н.э.) — этапе формальной победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм «ли», официально признанного ритуала.
Закон, как источник права
... и социальные программы. Объект работы: закон. Предмет работы: законотворчество. Цель работы исследовать вопрос «Закон как источник права» [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/zakon-i-pravo/ Задачи работы: исследовать понятие и сущность закона как источника права; изучить действие закона. ... сложившемуся в обществе) либо, напротив, о несправедливости наказания. Со справедливостью ...
Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона (фа), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: «там, где недостает «ли», следует применять «фа», или то, что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли», то, что позволено по «ли», не может быть наказуемо по «фа» 3 . Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы «ли» приобрели большую обязательность и формализм.
Первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу существовал Уголовный кодекс, насчитывающий три тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов — дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель «не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их». Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI—V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго «Воюющих царств», в V—III вв. до н.э., было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой. Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие «у син» — пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V — IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из шести глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III — II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах. Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.