Управление земельными ресурсами

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление.

Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.

Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления — некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ).

Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.

Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм .

Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.

Создание системы государственного управления земельными ресурсами является основной задачей, решение которой позволит создать механизм регулирования земельных отношений.

Задачи управления земельными ресурсами на каждом территориальном уровне подразделяют на законодательные и исполнительные органы власти. В связи с различным целевым использованием земель деятельность отраслевых министерств, ведомств и учреждений по управлению земельными ресурсами характеризуется системой как общих, так и специальных функций.

Эти функции и задачи реализуются всеми субъектами управления и существенно различаются с учетом условий жизнедеятельности конкретных регионов и перспектив их развития. Поэтому необходимо дифференцировать задачи для ведомств и регионов, что позволит определить место и значение каждого субъекта управления в конкретном регионе, избежать дублирования в их действиях или пропусков в системе управления по важным процессам землепользования.

5 стр., 2166 слов

Функции государственного управления земельным фондом

... УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ Учетная функция земельного кадастра отражена в тексте ст. 4 Закона о ГЗК и постановления РФ (функция, не порождающая факт установления, перехода или прекращения прав на земельный участок). По ... системы учета земель. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Орган кадастрового учета ...

К основным задачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести:

  • наделение органов управления политическими и организационно регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества;
  • обеспечение взаимно согласованности решений органов государственного управления;
  • регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;
  • обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений.

2 Государственная структура управления земельными ресурсами

Структура (лат. structure) — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

Структуру систем можно классифицировать:

1. По числу уровней иерархии — одноуровневые и много-уровневые. Последние могут быть однородными и неоднородными.

2. По принципам управления подчиненности

децентрализованные, централизованные и смешанные.

Систему называют децентрализованной, если отдельные элементы системы принимают решения независимой не корректируются системой более высокого уровня.

В централизованной системе задания отдельными элементам сис — темы выдает лишь один элемент более высокого уровня.

В смешанных системах управления некоторые функции или

этапами их выполнения происходит централизованно, а другими — децентрализовано.

Среди разнообразных систем управления наиболее распространены системы с иерархической структурой. Их характерные особенности: автономность отдельных управляемых подсистем (каждая из них управляет ограниченным числом подсистем и управляется подсистемой более высокого уровня); управление подсистемами при неполной информации ( т.е. подсистеме более высокого уровня могут быть неизвестны цели и ограничения нижестоящих подсистем); уплотнение (агрегирование) информации при движении вверх по иерархии; наличие целей управления для каждой подсистемы и общей цели для всей системы; взаимовлияние подсистем из-за наличия общих ограничений.

3. По выполняемым функциям и целевому назначению (структуры систем планирования, оперативного управления, информации и др.).

В зависимости от постоянства числа элементов системы и связей между ними различают системы с фиксированной (жесткой) и изменяемой (управляемой или переменной) структурами.

4. По принципам разделения элементов системы на подсистемы различают структуру систем, в которых элементы объединяются по функциональному и (или) объектному признакам.

При объектном разделении различают структуру отраслевых систем, региональных систем и т. д.

Структура систем управления в масштабах государства строится по отраслевому или территориальному принципу. Отраслевой принцип позволяет осуществлять единую техническую и экономическую политику в каждой отрасли, и его применяют там, где идет речь о сложных специфических видах производства, проектирования и строительства, о развитии научных исследований и их внедрение в производства. Территориальный (региональный) принцип преобладает, когда ставится задача комплексного использования различных материальных ресурсов в данном районе страны.

10 стр., 4520 слов

Управление силами и средствами на пожаре

... нештатных оперативных штабов пожаротушения предусмотрено следующими нормативными правовыми актами: 1. Приказ МЧС России от 05.05.2008 г. № 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно ...

В организационных структурах управления выделяется ряд типовых структур: линейная, функциональная, линейно-штабная и функционально-штабная, матричная и свободная.

Классическая линейная структура является одноуровневой, однако существующие линейные структуры, как правило, — иерархические, что объясняется сложностью управляемых объектов.

Линейная структура управления обеспечивает сочетание прямого воздействия на систему и сосредоточение в одном органе всех функций управления. Положительные стороны линейного управления — получение непротиворечивых и увязанных между собой заданий и распоряжений, полная ответственность руководящей системы за результаты работы, оперативность, простота.

Недостаток этой структуры — необходимость каждого руководящего звена обладать разносторонними знаниями в объеме, необходимом для руководства специализированными участками.

В рамках функциональных структур в пределах определенных функций создаются ячейки управления, которые направляют нижестоящим ступеням управления или звеньям производства обязательные для них решения. В результате создается управление, дифференцированное по функциям и осуществляемое функциональными звеньями (ячейками) управления.

Функциональное управление позволяет привлечь к руководству специалистов и более компетентно решать вопросы, а также разгрузить линейных руководителей и упростить их работу. Функциональные структуры обладают достаточной оперативностью при решении специальных вопросов, однако оперативность резко снижается при решении комплексных вопросов, касающихся компетенции нескольких функциональных руководителей. Попытки скомпенсировать недостатки линейных и функциональных структур вызвали появление линейно-штабных и функционально-штабных структур организационного управления.

В зависимости от уровня системы управления, назначения и выполняемых функций можно выделить штабы различного типа. В структуре управления выделяют следующие штабы: генеральные, консультативные и специализированные.

Генеральными называют штабы, ведающие наиболее общими проблемами управления, т. е. определением целей, критериев эффективности, стратегических планов развития, кадровой политикой, анализом ситуаций и т. д.

Консультативные штабы предназначены для предварительной проработки и выработки рекомендаций по вопросам, которые не являются предметом постоянного внимания организации.

Специализированные штабы создают в тех случаях, когда постоянно требуются специальные знания для выработки решений по конкретным вопросам (анализ рынка, общественных отношений,

юридические проблемы и т. д.).

Наиболее существенные тенденции в построении организационных структур учитывая динамичность изменения современного общества) связаны с программно-целевым управлением. Необходимость быстрой адаптации организационных структур к изменениям внешней среды привела к созданию матричных структур организационного управления, под которыми понимают структуру с линейно-функциональным управлением, дополняемым управлением по специальным программам и проектам.

Таким образом, основное назначение матричных структур — интеграция управления по реализации программ с учетом конкретных условий.

2 стр., 853 слов

Контракты об управлении гостиницами, как эффективный организационный ...

... условия, выполнение которых будет способствовать эффективному исполнению контракта, и как следствие управлением отеля. 3. НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНТРАКТУ Специфика гостиничного бизнеса состоит в том, что отель – это не только источник ...

Достоинства матричных структур организационного управления:

  • возможность долговременного планирования работ по проблемам, обеспечивающего их комплексное развитие и интеграцию ресурсов;
  • централизация руководства по проблеме и единоличная ответственность;
  • гибкость, динамизм, оперативность;
  • компетентность в принятии решений;
  • возможность обеспечения программ (в соответствии с их приоритетами) ресурсами;
  • централизованное использование достижений научно-технического прогресса и др.

Недостатки матричных структур:

  • нарушение принципа единоначалия (отдельные сотрудники одновременно могут участвовать в реализации двух и более программ);
  • размытая ответственность за выполнение отдельных работ;
  • двойная отчетность;

сложные, как правило, взаимоотношения между проектными и функциональными подразделениями.

Таким образом, матричные структуры пока наиболее гибкие и универсальные, не требуют существенной перестройки в связи с изменяющимися условиями внешней среды и позволяют комбинировать устойчивость и профессионализм функциональных подразделений и способность к междисциплинарной реакции групп свободной структуры.

Новый тип организационных структур — свободные структуры, которые непрерывно меняют свою форму с целью сохранения эффиктивного функционирования организации в высоко динамичных,

сложных и конкурентных условиях.

Общее государственное управление осуществляется государственной органами законодательной , исполнительной и судебной власти.

Основной формой деятельности законодательных или представительских органов власти является законодательных правовых актов по вопросам регулирования, земельных отношении.

Исполнительные органы власти осуществляют оперативно распорядительную деятельность по разработке и осуществлению государственными программами реализации земельной политики.