Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Как правило, такое собрание назначается представительным органом в течение определенного срока после поступления письменного заявления, подписанного группой граждан, проживающих на соответствующей части территории муниципального образования и обладающих избирательным правом. Дата проведения собрания граждан согласовывается с его инициаторами. Срок между поступлением заявления о проведении собрания и его проведением не должен превышать определенного срока (обычно — месяц).
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется его уставом.
Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Под сходом понимается собрание жителей всего муниципального образования, для решения вопросов местного значения. Проводится сход исключительно в муниципальных образованиях-поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.
Предметы ведения местного самоуправления и вопросы местного значения
... ]. Вопросы местного значения Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.[3] На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы ...
В отношении организации и проведения схода Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено:
1) сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;
2) сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек;
3) сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции;
4) сход вправе принимать решения о согласии населения муниципального образования об изменении границ муниципального образования;
5) проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации;
6) участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным;
7) на сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан;
8) решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан;
9) решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Организация местного самоуправления через сходы граждан предполагает:
а) реальную возможность собрания схода граждан;
- б) знакомство всех или хотя бы большинства участников схода с существом вопросов, выносимых на сход.
Необходимо указать, что нормы новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующие вопросы организации сходов, значительно развили нормативную базу осуществления местного самоуправления через непосредственное участие граждан.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Порядoк проведения и назначения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, устaвом территориального общественного самоуправления.
Итоги конфeренции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
- Сходство и различия.
Статьей 130 Конституции РФ определено, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения».
Понятие «самостоятельное решение» в данном контексте может иметь несколько вариантов понимания:
а) решение, принимаемое населением через формы прямого волеизъявления — местным референдумом, сходом (в малочисленных муниципальных образованиях);
Структура и виды органов местного самоуправления в Российской Федерации
... местном самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления ...
- б) решение, принимаемое через формы прямого волеизъявления или представительным органом местного самоуправления;
- в) решение, принимаемое через формы прямого волеизъявления или обладающим соответствующим полномочием органом (должностным лицом) местного самоуправления.
Для понимания, какой из приведенных вариантов более корректен, необходимо руководствоваться положениями Конституции РФ. Когда речь идет о прямом волеизъявлении населения, в Конституции РФ используется термин «непосредственно», в частности, в ст. 3 Конституции указано: «Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
В статье 132 Конституции в числе вопросов местного значения указаны: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление охраны общественного порядка. Решение указанных вопросов осуществляется различными органами местного самоуправления. Более того, все эти вопросы не могут осуществляться исключительно представительным органом местного самоуправления, т.к. традиционным требованием к демократической организации власти является обособленность органов, обладающих полномочиями по утверждению бюджета и по его исполнению.
В соответствии с действующими конституционными нормами концепция государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (далее — федеральная власть), государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — региональная власть) и местного самоуправления (далее — муниципальная власть).
Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен, т.е. самостоятелен в пределах своей компетенции.
Реализация указанного концептуального подхода к организации государственного устройства Российской Федерации обеспечивается установлением конституционных норм о том, что центральные (федеральные), региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) органы власти в определенной мере организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их, по существу, одинакова: все эти органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории); имеют свою компетенцию, установленную законодательно; содержание их деятельности определяется обеспечением прав и свобод человека и гражданина; их решения и действия могут быть обжалованы в суд.
В Российской Федерации наряду с общегосударственными интересами (интересами народа Российской Федерации) признаются общие интересы граждан, населения отдельных территориально обособленных частей государства (субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), и гарантируется защита этих интересов. При этом из норм Конституции РФ о государственном устройстве Российской Федерации следует, что интересы населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований признаются и гарантируются в качестве самостоятельных интересов, не подчиненных общефедеральным интересам.
Законодательная власть Российской Федерации
... органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Также рассмотреть структуру муниципальных представительных органов законодательной власти и Правовые основы организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 1. Законодательные органы Российской федерации Законодательные ( представительные) органы в субъектах РФ ...
Предусмотренное федеральной Конституцией государственное устройство Российской Федерации гарантирует возможность реализации гражданами России права участия в управлении делами государства путем выражения своего мнения через федеральные, региональные, местные выборы и референдумы.
Формирование населением органов публичной власти различных уровней обеспечивает отражение интересов различных групп граждан. А отсутствие административной соподчиненности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает их взаимодействие в качестве самостоятельных представителей интересов населения. Это создает условия для наиболее адекватного отражения системой органов публичной власти многообразных, в том числе конкурирующих, интересов различных территориальных сообществ.
Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ.