Реферат учение фомы аквинского о праве и государстве

Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. В это время по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев. Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Тогда же завершилось создание системы схоластики — католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается и вопросов государства, закона, права. За свою жизнь он написал не менее девяноста произведений и его воззрения в области юриспруденции и государствоведения изложены в таких работах, как «О правлении властителей», «Сумма теологии», «Комментарии к «Политике» Аристотеля».

В настоящей работе освещены основные взгляды Фомы Аквинского на государство и на его правовое устройство.

раздел 1

Учение о происхождении и сущности государства

Представления Фомы Аквинского о государстве — первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». Фома считает, что государство необходимо в жизни общества и является бытием, генетически и логически бо­лее ранним, чем организующие его граждане и берет свое начало от бога. Одна­ко, обосновывая генезис государства, он не ограничивается теологическими аргумента­ми, а обра­щается к рациональным посылкам. От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». Жизнь в социальной общности естественна для людей, считает Аквинат. Однако всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит пе­ред собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, что­бы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели кратчайшими, а не кружными путями. Таким именно руководителем и яв­ляется государство. Аквинат, сравнивая это последнее с рулевым, а человеческое сообще­ство с кораблем, пишет: «Так же и корабль, гонимый разными ветрами, плыл бы в са­мых различных направлениях и никогда не пришел бы в нужный порт, если бы не на­правлялся единой волей рулевого». При этом сущность государства состоит в том, чтобы вести сообщество людей к начер­танной им цели.

3 стр., 1235 слов

Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

... от друга теорию права и теорию государства. Они это обосновывали тем, что будто бы идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, которые являются общими для государства и права. Как все правоведение, общая теория государства и права имеет ...

Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться правителям, олицетворяющим собою государство.

Защита интересов папства и устоев феодализма методами схоластики порождала определенные трудности. Например, логическое толкование тезиса «всякая власть от Бога» допускало возможность абсолютного права светских феодалов (королей, князей и др.) на управление государством, т. е. позволяло обращать этот тезис против политических амбиций римско-католической церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввел дифференциацию трех следующих моментов (элементов) государственной власти: сущности, формы (происхождения), использования.

Сущность власти — это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы ее конституирования, устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат и ситуаций, при которых пользование государственной властью и вырождается в злоупотребление ею. Стало быть, такие элементы власти в государстве, как форма и использование подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда, когда правитель либо приходит к кормилу власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо. И то и другое — результат нарушения заветов бога, велений римско-католической церкви как единственной власти на земле, представляющей волю Христа.

Воспроизведя аристотелевскую классификацию форм государства (монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия), Фома придает значение лишь некоторым из этих форм. Основным признаком государственной власти является право издания законов. Так, в аристократии источником права является мнение юристов, в олигархии — судебная практика. В правильных формах существует законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных попирается то и другое.

Среди несправедливых, или превратных форм правления, уклоняющихся от общего блага, Фома различает тиранию, олигархию и демократию. Тирания есть правление одного властителя, когда он стремится извлечь из правления свой интерес, а не благо подвластного ему множества. Тиран угнетает всех остальных мощью, а не правит справедливо. Олигархия — это главенство немногих, подавляющих плебс ради собственного обогащения. Она отличается от тирана только количеством. Демократия представляет собою засилье простого народа, подавляющего богатых, когда весь народ выступает как один тиран.

11 стр., 5236 слов

Разделение властей как принцип правового государства

... Монтескье, которые оформили положение о трех властях. Разумное государство, по Ш. Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, сосредоточенных в различных органах и ... государств, таких как Центральная и Юго-Восточная Европа, а также США свидетельствует о том, что правовое государство является фундаментом хорошо организованного демократического государства, ...

К справедливым формам Аквинат относит: политию, когда управление осуществляется каким-либо множеством, например — правление множества воинов в городе-государстве; аристократию — правление немногих, отличающихся превосходными качествами людей; царское правление.

Фому Аквинского интересуют не столько различные модификации сочетаний олигархии и демократии, сколько общие отличия республик от монархий. Монархия была наиболее типичной формой феодального государства; значительным разнообразием отличались формы городских республик, к которым Фома относился отрицательно. Он против разнообразия, он за единство: в мире царствует один бог, в теле — одно сердце, в душе — разум, у пчел — царица. Фома отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам. Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и руководимым одним богом, а также из-за ее подобия человеческому организму, разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом. Во-вторых, вследствие показаний исторического опыта, демонстрирующего устойчивость и благополучие тех государств, где властвовал один, а не множество. Причем он выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую ролю играют крупные феодалы (светские и духовные, «князья церкви»).

Власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки. К этой второй разновидности монархии склонялись идеологические симпатии Аквината.

Монархия — наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. «Наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляется одним, — пишет Фома, — это подтверждается на опыте. Ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира».

Республику Фома считает государством, раздираемым беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагающей путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но, рассуждает Фома, против вырождения царя в тирана могут быть приняты меры. Громадное значение Фома придает религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещаниям ему «наивысшей награды от бога», полагающейся добродетельному и справедливому царю. Наконец, существует возможность сместить тирана «по всеобщему решению», когда подданные освобождаются от обязанности повиноваться (католическая церковь не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей феодальному правителю).

Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Аквината, оказывать этим действиям сопротивление. Фома говорит также о праве восстать против государственной власти. Он даже пе­речисляет несколько ситуаций, когда восста­ние может осуществиться, а именно: а) если власть выступает против законов бога и эле­ментарных моральных принципов, в этом слу­чае подданные должны отказаться повино­ваться ей; б) в случае превышения властью ее компетенции, например установления чрез­мерных налогов (это защита экономических интересов церкви), и в) случай очень специ­фический, когда правитель, избранный ле­гально, начинает поступать несправедливо. В последнем случае правитель может быть свергнут с престола, лишь если будет уста­новлено, что его господство не входило в планы провидения, поскольку оно вручает власть и недостойным людям. Если будет до­казано, что появление такого правителя не входило в намерения бога, то можно лишить его власти, но следует принять во внимание и такие обстоятельства, как степень зла, при­чиненного его правлением, условия времени, когда принимается это решение, а также воз­можность применения других средств, кото­рые бы устранили существующее зло, не свер­гая правителя. Окончательное решение этого вопроса зависит от церкви, конкретнее, от папства.

10 стр., 4661 слов

Государство и церковь. Правовое регулирование их отношений

... иной церкви. Религиозность ли это? Р елигия, как уже говорилось, пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия и духовного ... это, во всех известных обществах начали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро. С вященное Писание призывает власть ... случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Г осударство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее ...

Так выглядит учение Фомы о государстве; оно содержит лишь видимость демократических элементов, а в сущности выражает интересы церкви, стремящейся к верховенству церковной вла­сти над светской.

раздел 2

учение о законах и их видах

Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него.

Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения «небесного блаженства»).

Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный).

Вечным законом, Естественный закон

Человеческий закон , под которым Фома разумел действовавшее право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания.

Наконец, к божественному , или откровенному, закону Фома относил Библию. Он необходим по двумя причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его и призвано такое авторитетнейшее в глазах христиан руководство, как Библия.

По учению Фомы Аквинского получилось так, что предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом («грехом неповиновения»).

13 стр., 6275 слов

Право и закон (соотношение категорий)

... Целью работы являетсярассмотрение особенностей понятий права и закона и их соотношения. Сформулируем основные задачи нашего исследования: Определить понятие права и попытаться раскрыть его сущность. Выявить соотношение права и закона. Соотнести систему права и систему законодательства. Логическая структура, ...

Большое внимание Фома Аквинский уделяет обоснованию сословного неравенства. Одним из главных лозунгов еретических движений была идея равенства во Христе, толкуемого как отрицание сословных привилегий, осуждение приниженного положения крестьян. Обоснованию сословно-феодальных привилегий в учении Фомы служило возведение иерархии в ранг божественного установления. Согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, ибо подчинение — «добродетель подданных».

Для обоснования же феодальной зависимости крестьян использовались не только тексты священного писания, обращенные к рабам, но и все вообще доводы в защиту рабства: «Рабство установлено природой», «оно необходимо для обеспечения досуга» (оба довода взяты у Аристотеля), «рабство установлено правом народов» (довод римских юристов), «источник рабства — грех» (Августин Блаженный).

В отличие от Аристотеля, считавшего частную собственность установлением природы, естественного закона, Фома Аквинский относит ее к сфере человеческого закона и даже ставит ниже «божественной общности имуществ», восславленной Платоном и существующей в монастырях. Однако частную собственность он считает незыблемой, поскольку она является стимулом к труду, соответствует порядку общежития и устраняет ряд споров между людьми.

По учению Фомы Аквинского, человеческий закон не должен противоречить естественному. Поскольку последний понимался только как правила общежития (у людей нет другого средства самозащиты кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода, необходимость соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение.

Современная католическая теория права (неотомизм) усматривает в концепции Фомы Аквинского возведение в ранг высших ценностей прав и достоинств человека, защиту прав и свобод личности от произвола власти. Нетрудно заметить, однако, что эти права и свободы в концепции Фомы оказались столь умеренными (только право на жизнь и продолжение рода), что никак не противоречили устоям феодализма, почти бесправному положению зависимых крестьян, обремененных массой повинностей и обязанностей перед сеньором и церковью.

Достаточно практично для своего времени Фома ставит вопрос о возможности противоречий закона человеческого другим видам законов. Как быть, если правитель предписывает нечто, противоречащее естественному закону? Ответ Фомы категоричен: во избежание смуты надо подчиняться и таким предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении; не исключено также, что произвольные действия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление — грех. «Ведь Петр учит нас смиренно подчиняться не только добрым и честным, но даже, — как сказано во втором послании Петра, — дурным господам».

Если, однако, произвол правителей по отношению к подданным хотя и не одобряется, но и не влечет никаких последствий, то, согласно учению Фомы, иначе обстоит дело при произвольных действиях власти, противоречащих божественному закону.

Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Тезис о верховенстве божественных (а по существу — церковных) законов использовался Фомой Аквинским для обоснования теократических притязаний католической церкви. Подчинение светских феодалов божественному закону, настойчиво подчеркивал Фома, особенно важно в деле защиты религии. Главным средством борьбы против ересей Фома Аквинский называл физическое уничтожение еретиков. «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, — писал Фома Аквинский, — если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси».

5 стр., 2058 слов

Естественное и позитивное право (2)

... Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что: в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна; 22. Фома Аквинский придерживался концепции: г) о превосходстве веры над знанием. 23. Учение Фомы Аквинского и ... б) теологическую — метафизическую — позитивную; 8. О. Конт надеялся ... он: а) соответствует действующему закону; 13. В своей ... рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как: в) ...

Выводы

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией западноевропейского феодализма. Не только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование церковного контроля за развитием науки и философии, подчинение последней мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация «рабства» (т.е. крепостничества), концепция государства, вмещающая теократические устремления католической церкви, — все это предопределило господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии, вплоть до провозглашения его «святым», «ангелическим доктором». Его работы использовались для решения доктринальных споров, а его философия стала интеллектуальным высшим авторитетом. Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/uchenie-fomyi-akvinskogo-o-prave-i-gosudarstve/

  1. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, 1966 г. – 216 с.

  2. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2000 г. — 352 с.

  3. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. — М.: Зерцало, 2000 г. — 688 с.

  4. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Харьков: Одиссей, 2002 г. – 448 с.

  5. Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут. — М.: АСТ, Астрель, 2005 г. — 77 с.

  6. Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский. // Честертон Г.К. Вечный человек — М.: Политиздат, 1991 г. — с. 265-356.