Семья — это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и, в конечном счете, успехи и достижения всего общества.
В Республике Беларусь семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Это закреплено в основном законе страны — в Конституции Республики Беларусь. Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи.
Особое место при этом отводится правовым нормам, и, прежде всего закону. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного права, направленные на установление в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.
Отношения в семье между ее членами (семейные отношения) относятся к числу таких, где возможности применения правовых норм существенно ограничены. Это связано с их лично-доверительным характером. Они определяются главным образом не законом, а нравственными, моральными правилами. Принимая соответствующие законы, государство стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил (правовых норм), которые необходимы для укрепления семьи, для осуществления и защиты прав и законных интересов всех ее членов. Семейное право регулирует особый вид общественных отношений — отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью белорусского права.
Все важнейшие события в жизни человека, имеющие значение не только лично для него, но и для общества, государства, должны быть надлежащим образом зафиксированы, зарегистрированы в соответствующих уполномоченных государственных органах.
Такими событиями являются: рождение человека, создание семьи (брака), а также установление отцовства, усыновление (удочерение) ребенка, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть гражданина. Большинство этих событий связывается с возникновением и прекращением определенных, установленных законом прав и обязанностей. Понятия «акты гражданского состояния» и «записи актов гражданского состояния» не равнозначны. Акты гражданского состояния — это обстоятельства, которые имеют место в действительности (рождение, вступление в брак и т. д.), а записи актов гражданского состояния — это сведения об этих фактах, зафиксированные в установленном порядке уполномоченными государственными органами.
Конституция Украины про права и свободы человека. Состояние правовой ...
... как основного обеспечителя их реализации на практике. Состояние прав человека в Украине на сегодняшний день: Починаючи з серпня цього року стан з правами людини в Україні значно погіршився порівняльно з періодом ...
Тема курсовой работы: «Акты гражданского состояния».
Целью исследования является анализ правового регулирования совершения записи актов гражданского состояния по законодательству Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, задачами являются:
- дать понятие и определить сущность актов гражданского состояния;
— рассмотреть регистрацию рождения, регистрацию заключения брака, регистрацию установления отцовства и регистрацию усыновления;
- изложить изменение, восстановление записи актов гражданского состояния.
Следует отметить, что данная тема часто затрагивается в научной и периодической литературе (журналы «Юрист», «Юстиция Беларуси»).
В работе использованы труды таких учёных правоведов и юристов-практиков, как: Нечаева А.М., Белякова А.М., Захарова Е.С. и др., а также нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в исследуемой
Акты гражданского состояния и органы их регистрирующие.
Акты гражданского состояния — факты (обстоятельства) объективного мира, имеющие юридическое значение, фиксирующие основные этапы жизни человека.
К ним относятся:
рождение,
заключение брака,
усыновление,
установление
смерть.
Беря за основание юридический факт (основание возникновения, изменения или прекращения
1) действия граждан (юридические факты, зависящие от волеизъявления людей): заключение брака, расторжение брака,
2) события (юридические факты, не зависящие от
С данными актами гражданского состояния законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение ряда важных прав, которыми наделен гражданин как человек и как субъект
Так, с рождением ребенок приобретает такие
В качестве специфических прав можно отметить право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и совместное с ними проживание. С достижением совершеннолетия, гражданин наделяется всем объемом прав, позволяющих характеризовать его как субъект гражданского права. Возраст гражданина отсчитывается с даты, указанной в свидетельстве о рождении.
Акты гражданского состояния (2)
... актах гражданского состояния и их регистрации Акты гражданского состояния (англ. acts of civil status) - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан 1 . Акты гражданского состояния, ... подлежат следующие акты гражданского состояния.: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление ...
Также, с момента рождения человека определенным объемом прав и обязанностей наделяются его родители: право проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, обеспечить получение ребенком основного общего образования и т.д.
Смерть гражданина влечет возникновение правоотношений, регулируемых нормами наследственного права, порождает у наследников права относительно имущества, принадлежащего ранее умершему. Одновременно, смерть гражданина влечет прекращение всех его прав и обязанностей.
Заключение брака, расторжение брака является юридическим фактом, влекущим изменение правоотношений между брачующимися (бывшими супругами) в отношении имущества, а также изменение формы собственности на вещи (возникновение совместной собственности на имущество, нажитое после заключения брака и долевой после расторжения).
Усыновление (удочерение) ребенка — возникновение прав и обязанностей усыновителя и усыновленного.
Установление отцовства — возникновение родительских прав и обязанностей. С другой стороны возникновение прав ребенка по отношению с своему родителю (независимо от того, является ли он родителем биологическим либо записан в свидетельство о рождении по иным основаниям).
Перемена имени — это способ реализации гражданина своего права на имя. И, хотя, имя дается гражданину родителями при рождении, при достижении возраста четырнадцати лет, он самостоятельно может принять решение о его изменении. Отдельно отметим, что перемена имени не влечет каких-либо изменений в правовом статусе гражданина, однако, регистрация изменения имени, порождает обязанность гражданина уведомить определенный законом круг лиц о перемене имени, отчества или фамилии. Гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя), однако все гражданско-правовые сделки должны совершаться им под настоящим именем (именем собственным), которое зарегистрировано в актовой записи и отличает его от других участников гражданского оборота.
Акты гражданского состояния подлежат регистрации в государственных органах
Органы ЗАГС:
- в городах и районных центрах
- отделы ЗАГС местных исполнительных и
распорядительных органов; - в поселках и сельских населенных пунктах
- местные исполнительные и распорядительные органы;
— за пределами Республики Беларусь в
Административные решения по поданным заявлениям принимаются в сроки, установленные законом и перечнем, которые исчисляются со дня регистрации заявлений. Заявления должны быть зарегистрированы в день подачи письменного заявления или обращения лица в орган загса с устным заявлением.
Орган загса принимает административное решение об отказе в принятии заявления в случаях
— если не представлены документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых
Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь
... законодательством. департамент милиция охрана служба 1. Департамент охраны МВД Республики Беларусь как специальный орган охраны: задачи, функции, организационное построение Служба охраны при МВД Республики Беларусь была ... том числе радиоэлектронных) средств и систем охраны; ·охрана общественного порядка в жилых домах (помещениях) граждан с использованием ручных систем тревожной сигнализации; ...
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
- если не соблюдены требования к форме или
содержанию такого заявления.
— отказать в принятии повторного заявления
— об отказе в принятии заявления
В случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица такому лицу возвращаются представленные вместе с заявлением документы и (или) сведения.
Орган загса, отказавший заинтересованному лицу в принятии заявления либо в осуществлении административной процедуры по основаниям, предусмотренным законом, по письменному заявлению последнего в установленный срок выносит соответствующее административное решение и разъясняет порядок его обжалования.
Решение отдела записи актов гражданского состояния местного исполнительного и
Решение консульского учреждения, дипломатического представительства Республики Беларусь в случае выполнения им консульских функций об отказе в принятии заявления либо в осуществлении административной процедуры может быть обжаловано в главное консульское управление Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Решение главного управления юстиции облисполкома, Минского горисполкома, главного консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь может быть обжаловано в суд.
Граждане при
для граждан Республики Беларусь – паспорт гражданина Республики Беларусь;
для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в
для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, – действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина, лица без гражданства или международной организацией (далее – документ для выезда за границу), при наличии в нем или на миграционной карте либо на вкладыше к документу для выезда за границу отметки о регистрации иностранного гражданина, лица без гражданства в Республике Беларусь, если иное не установлено законодательными актами, регулирующими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, международными договорами Республики Беларусь;
Гражданство в Республике Беларусь
... законодателя (Верховного Совета Республики Беларусь) при принятии им 18 октября 1991 г. закона о гражданстве Республики Беларусь, которым он, в частности, признал гражданами Республики Беларусь лиц, которые постоянно проживали на территории Республики Беларусь на день вступления ...
для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, – документ для выезда за границу с маркой «Дазвол на часовае пражыванне»;