Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики республики, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения.
В Республике Беларусь перевозки пассажиров осуществляются пятью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро).
Удельный вес автомобильного транспорта в общей численности перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного — 64,5 %; воздушного и водного — около 2 % [18].
В Беларуси, так же, как и в зарубежных странах, перевозка пассажиров осуществляется транспортом общего и индивидуального пользования.
Пассажирский транспорт общего пользования для республики имеет исключительно важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек) [18].
Актуальность темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.
В ходе написания курсовой работы было проанализированы Гражданский кодекс Республики Беларусь, Воздушный кодекс Республики Беларусь, Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте», работы В. Ф. Чигира, Д. А. Колбасина, статьи практикующих юристов.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования перевозок пассажиров.
Указанная цель может быть реализована посредством разрешения следующих задач:
Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь
... счет других источников, определенных законодательством. департамент милиция охрана служба 1. Департамент охраны МВД Республики Беларусь как специальный орган охраны: задачи, функции, организационное построение Служба охраны при МВД Республики Беларусь была создана в 1952 г. ...
- рассмотреть и проанализировать понятие, особенности и обязанности сторон договора перевозки пассажира;
- рассмотреть и проанализировать договор перевозки багажа;
- рассмотреть ответственность перевозчика и пассажира за нарушение порядка оплаты транспортных услуг;
- рассмотреть особенности расмотрения в судах дел, связанных с перевозками пассажиров транспортом общего пользования.
Для достижения цели и поставленных задач курсовой работы был использован общенаучный метод, который включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы.
пассажир ответственность перевозчик суд договор
1 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА
Общее определение договора перевозки пассажира и багажа содержится в Гражданском кодексе Республики Беларусь.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется оплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 740 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК)).
Перевозки пассажиров и багажа, а значит и договоры перевозки пассажиров и багажа можно классифицировать по различным основаниям. Практическое применение имеют следующие основания:
- в зависимости от вида привлекаемого транспорта различают железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные перевозки;
- в зависимости от территории, по которой выполняется перевозка, различают национальные (внутриреспубликанские) и международные перевозки.
На некоторых видах транспорта существует деление внутриреспубликанских перевозок. Например, на автотранспорте различают перевозки:
- городские, выполняемые в пределах или за пределы города или иного населенного пункта до пунктов, установленных решением местных исполнительных или распорядительных органов;
- пригородные — в пределах административных границ района или за его приделы на расстояние не более 50 км, измеряемого от границ населенного пункта;
- междугородние — выполняемые за пределы города (населенного пункта), которые не могут быть отнесены к городским или пригородным. (ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»)
В зависимости от вида перевозки к отношениям сторон будут применяться различные правовые нормы.
Применительно к конкретному виду данного договора его определение содержится в транспортном законодательстве (ст. 90 Устава железнодорожного транспорта общего пользования (далее УЖТОП), ст. 103 Воздушного кодекса (далее ВК), ст. 48 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», ст. 143 Кодекс торгового мореплаванья (далее КТМ)).
Договор перевозки пассажиров является консенсуальным, возмездным, двусторонним.
Договор перевозки пассажиров является возмездным взаимным договором, поскольку он по своей сути представляет сделку, в основе которой лежит встречный имущественный интерес. Перевозчик заинтересован в получении определенной денежной суммы за перевозку, а пассажир в доставке в пункт назначения.
Рассматриваемый договор двусторонний, ибо права и обязанности лежат как на перевозчике, так и на пассажире. У перевозчика — обязанность перевезти пассажира в пункт назначения и право требовать от него платы за проезд. У пассажира — обязанность оплатить установленную плату за проезд и право требовать доставки в пункт назначения.
Договор перевозки пассажира и багажа автомобильным транспортом ...
... области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).Глава II. Содержание договора перевозки пассажиров автомобильным транспортом2.1 Основные обязанности перевозчикаСодержание договора перевозки пассажира представляет собой совокупность всех его условий. Сами же условия ...
Данный договор консенсуальный, поскольку права и обязанности у сторон возникают с момента достижения соглашения сторонами по всем существенным условиям договора. Так, из ст. 740 ГК следует, что стороны при самом заключении договора перевозки пассажира только принимают на себя обязанности и приобретают соответствующие права, связанные совершением действия по доставке в пункт назначения и уплате денежной суммы за проезд, но фактического совершения этих действий непосредственно для заключения договора не требуется: они необходимы для его исполнения.
Регулирование отношений по перевозке пассажиров осуществляется Гражданским кодексом Республики Беларусь, который содержит ряд положений, общих для перевозки пассажиров всеми видами транспорта. Применительно к каждому из видов транспорта более детальная регламентация прав и обязанностей сторон осуществляется транспортным законодательством (УЖДОП, Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Уставом автомобильного транспорта республики Беларусь (далее УАТ), ВК, КТМ, а также Правилами перевозки пассажиров на отдельных видах транспорта и другим специальным законодательством).
Также необходимо иметь в виду, что пассажир является потребителем услуг, оказываемых транспортной организацией, поэтому на этот вид перевозок распространяется Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Сторонами договора являются перевозчик и пассажир. В качестве перевозчика выступают транспортные организации. Пассажирами могут быть любые физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства).
Пассажиром признается физическое лицо, имеющее проездной документ (билет) и перевозимое на транспортном средстве на основании проездного документа (билета) либо на иных законных основаниях (ст.1 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
Предметом договора перевозки пассажира являются услуги, оказываемые транспортной организацией по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 145 КТМ, ст.78 УАТ, ст. 106 УВВТ, ст. 105 ВК, ст. 90 УЖДОП).
В билете указываются все существенные условия договора. На большинстве видов транспорта билет выдается на предъявителя, поэтому транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъявившего билет. Однако при перевозке воздушным, а также железнодорожным транспортом (например, при международных перевозках) в интересах безопасности билет является именным. Изменение фамилии пассажира в таком билете не допускается.
Специфику имеет перевозка пассажиров транспортом общего пользования. Здесь заключение договора осуществляется путем совершения конклюдентных действий (например, посадка в автобус, проход через турникеты метро и осуществление платежа жетоном, магнитной карточкой или талоном).
Договор воздушной перевозки гражданина
... обязанности: пассажир имеет право на перевозку, но обязан оплатить свой проезд, а перевозчик имеет право на получение от пассажира стоимости его проезда, но обязан перевезти его. Договор воздушной перевозки пассажира относится к возмездным договорам. Возмездность договора ...
Транспорт общего пользования — это автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и речной виды транспорта, используемые для выполнения перевозок пассажиров или грузов (багажа) на основании предусмотренного ст.396 Гражданского кодекса РБ публичного договора, заключаемого перевозчиком (транспортной коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем) по обращению любого гражданина или юридического лица, по регулируемым или объявленным тарифам.
Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и длительные. Разовые договоры заключаются для однократного проезда в определенном направлении. Разовыми считаются также договоры на перевозку пассажира «туда и обратно», то есть предусматривающие доставку пассажира в пункт назначения и возвращение его в первоначальный пункт отправки. Длительные договоры имеют место при покупке проездного билета на определенный срок (декада, месяц) для неоднократного проезда в городском и пригородном транспорте [13, с. 411].
В основанном на договоре пассажирской перевозки обязательстве каждая сторона наделена правами и обязанностями. Согласно ст. 740 ГК, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Оплата проезда является основной обязанностью пассажира. По общему правилу провозная плата устанавливается соглашением сторон. Но при перевозке пассажира транспортом общего пользования провозная плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством (п. 1,2 ст. 744 ГК).
Тариф — это денежная оценка стоимости единицы услуги по перевозке пассажиров и багажа (ручной клади) за одну поездку, посадку, один километр проезда, один час использования, провоз одного места багажа или ручной клади, объявление стоимости багажа и за другие услуги.
Тарифы могут быть фиксированными (устанавливаются органами ценообразования) или свободными (формируются субъектом хозяйствования в соответствии с установленным порядком).
Тарифы формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка.
Законодательством устанавливаются также определенные категории пассажиров, которые пользуются правом бесплатного проезда или правом проезда с оплатой по льготному тарифу (инвалиды Великой Отечественной войны, пенсионеры, школьники и т.д.).
Следует подчеркнуть, что право бесплатного проезда не означает безвозмездный характер договора перевозки пассажира, так как в данном случае понесенные транспортной организацией расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (п. 3 ст. 744 ГК).
Провозная плата вносится при заключении договора перевозки пассажира, за исключением перевозки автомобилями-такси, в которых окончательный расчет производится после завершения перевозки.
После приобретения билета пассажир обязан хранить его до окончания поездки и предъявить в пути следовании по первому требованию уполномоченных на проверку проездных билетов должностных лиц. За безбилетный проезд взыскивается штраф в установленном размере. Уплата штрафа не освобождает пассажира от обязанности оплатить стоимость проезда полностью либо до ближайшей станции. В последнем случае пассажир для дальнейшего проезда обязан приобрести билет либо удаляется из транспортного средства.
Договор перевозки багажа
... Подобно тому, как договор перевозки пассажира носит личный характер, так и договор перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету. К перевозке багажом обычно принимаются ...
В пути следования пассажир обязан соблюдать порядок и правила пользования транспортным средством.
Основные права пассажира сформулированы в п. 3 ст. 740 ГК:
- пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
- провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
- сдавать к перевозке багаж за плату по тарифам.
Вместе с тем права пассажира по договору перевозки не ограничиваются перечисленными. Более детально указанные права регламентируются в транспортном законодательстве (ст. 146 КТМ, ст. 54 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», ст. 110 УВВТ, ст. 107 ВК, ст. 94 УЖДОП).
После заключения договора пассажир, прежде всего, имеет право занять место согласно купленному билету. Если ввиду каких-либо причин перевозчик не может предоставить ему такое место, пассажир имеет право требовать реального исполнения договора одним из способов, предусмотренных транспортным законодательством. Поэтому перевозчик обязан разместить пассажира на другом месте. В случае, если это место более высокой категории, перевозчик не вправе требовать доплаты от пассажира. Если же взамен указанного в билете предоставляется место меньшей стоимости, пассажиру выплачивается разница в стоимости мест. При отсутствии свободных мест в данном транспортном средстве перевозчик обязан по требованию пассажира предоставить ему свободное место в другом транспортном средстве, следующем до пункта назначения пассажира (в поезде, автобусе, самолете и т.п.) (ст. 81 УАТ, ст. 107 ВК, ст. 96 УЖДОП).
Право пассажира провозить с собой бесплатно или на льготных условиях детей конкретизируется в транспортном законодательстве в зависимости от вида транспорта. На воздушном транспорте пассажир может бесплатно провозить одного ребенка в возрасте до 2 лет без предоставления ему отдельного места (ч. 5 ст. 107 ВК), на городском транспорте — до 7 лет (п. «б» ст. 81 УАТ), на железнодорожном и внутреннем водном транспорте — до 5 лет (ч. 3 ст. 94 УЖДОП, п. «б» ст. 110 УВВТ).
Другие дети могут следовать вместе с пассажиром при условии покупки льготного билета с предоставлением ребенку отдельного места.
Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм. Такие нормы содержатся в транспортном законодательстве. Так, при перевозке пассажиров автобусами ручная кладь — это любые, не запрещенные к перевозке предметы пассажира, имеющие габаритные размеры до 60x40x20 см или сумму сторон не более 120 см и перевозимые пассажиром бесплатно (п. 1.4 Правил перевозок пассажиров автобусами).
Пассажир вправе по своему усмотрению изменить условия договора: сделать одну остановку в пути, продлив срок годности билета; занять в пути следования свободное место более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда; выехать транспортным средством, отходящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем соответствующую отметку в кассе. Кроме того, на железной дороге пассажир вправе изменить один раз в течение поездки маршрут, указанный в билете, не изменяя станции назначения (ст. 94 УЖДОП).
На воздушном транспорте пассажир имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке отправления воздушного судна (ст. 107 ВК).
Правовое регулирование договоров перевозки железнодорожным транспортом
... по договору перевозки багажа. при заключении договора на перевозки пассажир обладает огромными права и обязанностями, которые регулируются различными нормативно-правовыми актами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При наличии устойчивых хозяйственных связей на железнодорожном транспорте между отправителем ...
Дополнительные права предоставляют пассажиру также транспортные уставы и кодексы других видов транспорта.
Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. При вынужденном отказе пассажира от договора ему возвращается стоимость проезда. Если отказ от договора является добровольным (по желанию пассажира), то стоимость билета возвращается полностью, если такой отказ произошел до наступления предусмотренного транспортными уставами и кодексами срока (например, на железнодорожном транспорте, за исключением пригородного, отказ от билета должен быть сделан не позднее чем за 6 часов до отправления (ст. 94 УЖДОП), на воздушном — 24 часа (ст. 109 ВК)).
Если проездной билет возвращается пассажиром перевозчику позднее указанных сроков, но до отправления, пассажиру выплачивается стоимость билета за вычетом части стоимости в размере, установленном транспортным законодательством (п. «ж» ст. 81 УАТ, ст. 150 КТМ, ст. 111 УВВТ, ст. 109 ВК, ч. 11 ст. 94 УЖДОП).
В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор. При опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение 3 часов, а вследствие болезни или несчастного случая — в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который приобретен билет, пассажир имеет право возобновить без дополнительной оплаты проездные документы на другой поезд или с разрешения начальника станции получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости спального места (п. 94 УЖДОП).
Сходные правила действуют и на иных видах транспорта (п. «е» ст. 81 УАТ, ч. 3, 4 ст. 111 УВВТ, ч. 3 ст. 109 ВК).
Основная обязанность перевозчика — доставить пассажира в пункт назначения в установленный транспортным законодательством срок. Такой срок предусматривается в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств [13, с. 415].
Перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в транспорте городского и пригородного сообщения) — перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном законодательством. Условием ответственности перевозчика является вина. Наличие вины перевозчика в просрочке отправления или прибытия презюмируется. Поэтому он несет ответственность, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающих жизни и здоровью пассажира, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Размер ответственности перевозчика ограничивается уплатой установленной транспортным законодательством неустойки (ст. 749 ГК).
Кроме того, в случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату [13, с. 416].
Таким образом, регулирование отношений по перевозке пассажиров осуществляется Гражданским кодексом Республики Беларусь, который содержит ряд положений, общих для перевозки пассажиров всеми видами транспорта. Применительно к каждому из видов транспорта более детальная регламентация прав и обязанностей сторон осуществляется транспортным законодательством.
Государственное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным ...
... по совершенствованию контроля за перевозками пассажиров автомобильным транспортом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть нормативно-правовые основы государственного регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Исследовать процесс лицензирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом как инструмент государственного контроля ...
Сторонами договора являются перевозчик и пассажир. В качестве перевозчика выступают транспортные организации. Пассажирами могут быть любые физические лица.
Оплата проезда является основной обязанностью пассажира. В пути следования пассажир обязан соблюдать порядок и правила пользования транспортным средством.
Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования.
Основная обязанность перевозчика — доставить пассажира в пункт назначения в установленный транспортным законодательством срок. Такой срок предусматривается в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств.
2. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА
Договору перевозки пассажира часто сопутствует договор перевозки багажа. Несмотря на то, что в ГК понятия договоров перевозки пассажира и перевозки багажа совмещены в одной статье, теоретики-цивилисты разделяют эти договоры и выделяют договор перевозки багажа в отдельный вид.
Договор перевозки багажа — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить багаж, сданный ему пассажиром, в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за перевозку установленную плату [13, с. 416].
Этот договор, как и договор перевозки пассажира, является двусторонним и возмездным. В отличие от договора перевозки пассажира, договор перевозки багажа является реальным, так как считается заключенным с момента сдачи багажа перевозчику. При перевозке транспортом общего пользования этот договор, как и договор перевозки пассажира, является публичным и к нему применяются нормы о защите прав потребителей.
Право на заключение договора перевозки багажа имеет только лицо, уже заключившее с транспортной организацией договор пассажирской перевозки. Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (п. 2 ст. 740 ГК).
При этом на билете ставится соответствующая отметка о наличии багажа. Багажная квитанция является документом на предъявителя, поэтому багаж выдается любому лицу, предъявившему квитанцию.
В багаж принимаются вещи, которые могут быть свободно размещены в помещении транспортного средства. Кроме того, своими свойствами, объемом и другими параметрами они не должны создавать затруднений при перевозке и причинять вред транспортному средству или багажу других пассажиров. Поэтому легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие подобные вещества не принимаются в багаж (ст. 99 УЖДОП).
Для контроля за перевозимыми веществами перевозчик имеет право потребовать вскрытия багажа как при посадке в транспортное средство, так и в пути следования. При обнаружении запрещенных к перевозке вещей владелец багажа обязан уплатить штраф в установленном размере. В определенных законодательством случаях пассажир может быть снят с рейса, а также привлечен к административной или уголовной ответственности.
За перевозку багажа пассажир уплачивает в момент его принятия перевозчиком установленную тарифами или соглашением сторон провозную плату. На отдельных видах транспорта предусмотрены нормы по перевозке определенного количества багажа без его оплаты, а также нормы, определяющие предельный размер провозимого багажа.
Договор перевозки пассажиров и багажа
... и частноправовыми нормами, определяющими права пассажиров по бесплатной перевозке соответствующих вещей и ответственность перевозчика в случае их утраты или повреждения.Вещи, перевозимые пассажиром: ручная кладь (на железнодорожном транспорте), каютный багаж (на морском транспорте), перевозимый бесплатно багаж (на воздушном транспорте), ...
Наиболее строгие требования предъявляют к багажу авиаперевозчики. Например, авиакомпания «Белавиа» детально оговаривает провоз багажа.
В целях обеспечения безопасности полетов все вещи пассажира (багаж), которые планируется перевозить на самолете, должны быть предоставлены на регистрации для взвешивания и учета.
Багаж классифицируется по видам:
- ручная кладь (незарегистрированный багаж) — это личные вещи пассажира, которые с согласия Национальной авиакомпании «Белавиа» во время полета находятся в пассажирском салоне воздушного судна под наблюдением и ответственностью самого пассажира;
- зарегистрированный багаж — багаж, который перевозчик принял под свою ответственность за его сохранность и доставку и на который он выдал багажную идентификационную бирку. Такой багаж перевозится в багажном отсеке воздушного судна.
Нормы провоза ручной клади на одного человека составляют одно место с максимально допустимыми габаритами не более 55х40х20 см и максимально допустимым весом 12 кг [17].
Авиакомпания «Белавиа» не принимает в качестве ручной клади в салон самолета:
- предметы, реально имитирующие оружие (игрушки, макеты пластиковые и металлические);
- все острые, режущие и колющие предметы (ножи, кинжалы, ножницы, спицы для вязания, лезвия для бритья, маникюрные наборы);
- столовые приборы (ножи, вилки, ложки, штопоры);
- рабочие инструменты (ножи, молотки, отвертки, стамески, дротики, пилочки, в том числе для ногтей);
- спортивный инвентарь (биты, клюшки для гольфа, крикета, бильярдный кий, горнолыжная амуниция и др.);
- шприцы, в том числе разовые (пассажиры, которым необходимы инъекции во время полета, — диабетики, аллергики и др., должны предоставить подтверждение лечащего врача);
- огнестрельное оружие и боеприпасы к нему [17].
Нормы бесплатного провоза багажа на одного пассажира составляют одно место с максимально допустимыми габаритами не более 50х50х100 см и максимально допустимым весом 30 кг [17].
Не принимаются к перевозке или принимаются ограниченно в качестве зарегистрированного багажа следующие предметы и вещи:
- огнестрельное и холодное оружие всех видов (включая газовое и травматическое) без соответствующего разрешения компетентных властей;
- взрывчатые вещества, боеприпасы, иллюминирующие вещества и ракеты;
- сжатые и сжиженные газы;
- коррозийные и окисляющие вещества и жидкости;
- воспламеняющиеся твердые вещества и жидкости;
- ядовитые, отравляющие и раздражающие вещества;
- намагниченные вещества;
- радиоактивные материалы;
- портфели и чемоданы, снабженные устройствами обеспечения безопасности;
— ртуть или другие вещества и предметы с аналогичными характеристиками, вызывающие сомнения в безопасности их перевозки, которые могут быть использованы для поджога, взрыва или угрожающие безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна [17].
Перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения в предусмотренный транспортным законодательством или договором срок. По прибытии в пункт назначения багаж выдается предъявителю багажной квитанции. В случае утери пассажиром багажной квитанции багаж может быть ему выдан при предоставлении достаточных доказательств принадлежности данных вещей именно этому пассажиру (точное описание вещей или упаковки, показания свидетелей и т.д.).
Договор перевозки морским транспортом
... размере, установленном законодательством или соглашением сторон. В моей дипломной работе речь пойдет о договоре перевозки морским транспортом. В частности мы рассмотрим договор морской перевозки груза, договор морской перевозки пассажира, ... правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением ...
Однако пассажир имеет право требовать выдачи ему багажа, не доезжая до конечного пункта назначения в любом промежуточном пункте. В случае неприбытия багажа в установленные сроки пассажир вправе считать багаж утраченным и требовать выплаты его стоимости.
Ответственность перевозчика за несохранность багажа наступает с момента принятия багажа к перевозке до момента выдачи уполномоченному лицу. Субъективным основанием ответственности за рассматриваемое нарушение является вина перевозчика. Она презюмируется, поскольку перевозчик отвечает за несохранность багажа, если не докажет, что последняя произошла от обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело [13, с. 420].
Ответственность перевозчика за несохранность багажа установлена только в одной форме — возмещение убытков, объем которых законодательно ограничен и может не достигать реального ущерба, понесенного пассажиром от этого нарушения. Он определяется:
- при утрате или недостаче багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;
- при повреждении (порче) багажа — в размере суммы, на которую понизилась стоимость багажа, а если поврежденный багаж восстановить невозможно, — в размере его стоимости;
- при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости багажа.
При допущении несохранности багажа, кроме возмещения ущерба, перевозчик обязан вернуть пассажиру провозную плату, взысканную за перевозку.
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу, повреждение (порчу) багажа не наступает, если они произошли при отсутствии его вины.
Применительно к несохранности багажа действует общее правило п. 2 ст. 372 ГК: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, т.е. перевозчиком. Значит, возлагать бремя доказывания вины перевозчика на заявителя недопустимо.
Хотя вина перевозчика предполагается, ему предоставляется право освободитьс от ответственности за несохранность груза, доказав любое обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии его вины. Примерный перечень таких обстоятельств приводится в УЖТОБ (ст. 113), УАТ (ст. 132), УВВТ (ст. 191) . ВК не содержит примерного перечня обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности.
За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает штраф в размере, установленном транспортным законодательством.
Таким образом, договору перевозки пассажира часто сопутствует договор перевозки багажа. Право на заключение договора перевозки багажа имеет только лицо, уже заключившее с транспортной организацией договор пассажирской перевозки. Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции.
В багаж принимаются вещи, которые могут быть свободно размещены в помещении транспортного средства и своими свойствами не создают затруднений при перевозке. За перевозку багажа пассажир уплачивает в момент его принятия перевозчиком установленную тарифами или соглашением сторон провозную плату.
Перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения в предусмотренный транспортным законодательством или договором срок.
Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи уполномоченному лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб за несохранность багажа взыскивается по тем же правилам, что и ущерб за несохранность груза. Наряду с возмещением ущерба пассажиру перевозчик возвращает пассажиру провозную плату за багаж.
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА И ПАССАЖИРА ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОПЛАТЫ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Нарушения порядка оплаты и оформления услуг по договору перевозки пассажира могут быть совершены как одной из сторон такого договора, так и обеими сторонами одновременно. Каждая из них несет ответственность за совершенные ими действия в установленном порядке.
В первую очередь остановимся на ответственности потребителя-пассажира за нарушения, касающиеся оплаты проезда или провоза багажа. Нарушения со стороны пассажира могут выразиться в различных деяниях, влекущих административную ответственность.
Так, в силу ст.18.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) за безбилетный проезд на всех видах городского транспорта, в пригородном поезде, автобусе и маршрутном такси пригородного сообщения, а также прохождение контрольного турникета (линии контроля) в метрополитене без наличия документа, подтверждающего право на проезд (талона, проездного билета), пассажир может быть подвергнут штрафу в размере 0,2 базовой величины. Поездка без билета в поездах местного и дальнего сообщения, в автобусе и маршрутном такси междугородного сообщения чревата для него штрафом в размере 0,4 базовой величины.
В ситуации, когда пассажир, купив билет и доехав до места назначения, не покидает транспортное средство, а продолжает поездку, но уже без оплаты проезда, он также признается лицом, осуществляющим безбилетный проезд. Его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.18.30 КоАП. Если пассажир проехал населенный пункт, до которого им был куплен билет, по неосторожности (например, уснул в пути), он не подлежит административной ответственности по указанной статье КоАП, поскольку предусмотренное в ней действие наказуемо только при наличии умышленной вины.
Неоплаченный провоз багажа на всех видах транспорта грозит пассажиру установленными ст.18.31 КоАП штрафными санкциями в размере 0,2 базовой величины.
Если лицо одновременно совершило оба указанных административных правонарушения, то штраф налагается за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности. По совокупности этих правонарушений окончательно административное взыскание в виде штрафа определяется путем полного сложения (ст.7.4 КоАП).
К сожалению, не искоренены случаи, когда водитель как лицо, уполномоченное перевозчиком на получение от пассажира денег за проезд, не выдает пассажиру билет. Делается это им либо по умолчанию, либо со ссылкой на неисправность кассового аппарата, либо под каким-то другим благовидным предлогом. Пассажир полагает, что выполнил свою обязанность, оплатил проезд и не предпринимает попыток получить билет у водителя.
Очевидно, что со стороны водителя имеет место грубейшее нарушение правил оформления оплаты пассажиром проезда. Такое нарушение влечет административную ответственность водителя автомобильного транспорта общего назначения, проводника железнодорожного транспорта общего назначения или иных лиц, ответственных за соблюдение правил перевозки на транспортном средстве пассажиров и багажа. Эта ответственность предусмотрена ст.18.32 КоАП в виде штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.
Представляется, что пассивность пассажира в отстаивании своих прав, когда он не требует у водителя (проводника и др.) положенный ему билет, означает его согласие на безбилетный проезд. Для пассажира административная ответственность установлена не за то, что он не оплатил проезд, а за то, что этот проезд является безбилетным. Поэтому потакание водителю, по каким-то причинам не выдавшему билет, должно влечь ответственность пассажира по ст.18.30 КоАП. Внесение пассажиром денег за проезд может быть учтено в этом случае как обстоятельство, смягчающее ответственность (ст.7.2 КоАП).
Такой ответственности пассажир может избежать лишь при условии, что он потребовал от водителя билет, но тот не выдал его. В этом случае безбилетный проезд хотя и имел место, но совершен невиновно.
Если водитель выдал пассажиру билет меньшей стоимости, чем тот оплатил, а пассажир, сознавая это обстоятельство, не потребовал у водителя билет реальной стоимости, то поездка с ним сверх тарифа, указанного в билете, является безбилетным проездом. Она наказуема по ст.18.30 КоАП. Если пассажир не обратил внимания на то, что в билете проставлена заниженная стоимость проезда, безбилетный проезд не влечет административной ответственности ввиду того, что он совершен по неосторожности, невнимательности.
Ошибка водителя в этом случае по ст.18.32 КоАП ненаказуема, поскольку он действовал неумышленно. Умышленное совершение водителем указанных действий является провозом пассажира без билета (ст.18.32 КоАП) с момента, когда билет, выданный им по пониженному тарифу, утрачивает свою силу, т.е. когда транспортное средство проедет населенный пункт, до которого был выдан билет.
Если водитель присваивает разницу между платой за проезд, внесенной пассажиром, и стоимостью билета, выданного пассажиру, его действия являются мелким хищением — административным правонарушением, предусмотренным частью первой ст.10.5 КоАП. Это правонарушение влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.
Ответственность по этой статье КоАП наступает при условии, что размер похищенных путем присвоения денежных средств является мелким. Для юридического лица — перевозчика мелким признается хищение денежных средств на сумму, не превышающую 10-кратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния. Если таким способом похищаются денежные средства индивидуального предпринимателя — перевозчика, то размер присвоенных денежных средств не должен превышать 2-кратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния.
При наличии совокупности административных правонарушений, предусмотренных ст.18.32 и 10.5 КоАП, в соответствии со ст.7.4 КоАП окончательно административное взыскание в виде штрафа определяется путем полного сложения штрафных санкций, назначенных за каждое из этих правонарушений отдельно. Если по ст.18.32 КоАП лицо было оштрафовано, а за мелкое хищение подвергнуто административному аресту, то постановления о наложении указанных административных взысканий приводятся в исполнение самостоятельно.
Занижение стоимости билета либо умышленная, объединенная единым умыслом невыдача его нескольким пассажирам, внесшим плату за проезд, совершенные с целью присвоения денег, которые водитель обязан внести в кассу перевозчика, повлекшие причинение ему ущерба в размере большем, чем указанный выше размер мелкого хищения, влекут уголовную ответственность за присвоение по ст. 211 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).
Возможны ситуации, когда при указанных выше обстоятельствах деньги, не оприходованные водителем с помощью кассового суммирующего аппарата, не присваиваются им, а передаются индивидуальному предпринимателю — перевозчику, как правило, не бесплатно (хотя данное обстоятельство и несущественно для правовой оценки действия водителя).
Главное, и водитель, и индивидуальный предприниматель сознают, что полученные таким образом денежные средства выводятся из-под налогообложения и при этом осуществляется умышленное занижение налоговой базы. Если следствием таких умышленных действий становится неуплата или неполная уплата плательщиком (индивидуальным предпринимателем) суммы налога, сбора (пошлины), то содеянное образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью восьмой ст.13.6 «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа» КоАП. Данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 5 базовых величин.
В рассматриваемом случае исполнителем административного правонарушения, именуемого неуплатой или неполной уплатой суммы налога, сбора (пошлины), является специальный субъект — индивидуальный предприниматель — плательщик (перевозчик).
Оказание водителем помощи такому индивидуальному предпринимателю в сокрытии дохода от налогообложения является соучастием в форме пособничества, но в силу предписаний части седьмой ст.2.4 КоАП такие действия водителя не влекут административной ответственности.
Если полученные указанным выше способом денежные средства частично присваиваются водителем, а частично передаются им должностному лицу юридического лица — перевозчика исключительно в связи с занимаемым им должностным положением за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (за закрепление за водителем новой машины, первоочередной ремонт и т.п.), то наряду с ответственностью за присвоение водитель подлежит уголовной ответственности за дачу взятки по ст. 431 УК.
Таким образом, за безбилетный проезд на всех видах городского транспорта, в пригородном поезде, автобусе и маршрутном такси пригородного сообщения, а также прохождение контрольного турникета (линии контроля) в метрополитене без наличия документа, подтверждающего право на проезд (талона, проездного билета), пассажир может быть подвергнут штрафу в размере 0,2 базовой величины. Поездка без билета в поездах местного и дальнего сообщения, в автобусе и маршрутном такси междугородного сообщения чревата для него штрафом в размере 0,4 базовой величины. Неоплаченный провоз багажа на всех видах транспорта грозит пассажиру штрафными санкциями в размере 0,2 базовой величины.
Нарушение правил оформления оплаты проезда перевозчиком автомобильного транспорта (невыдача билета при его оплате) влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин. Если перевозчик присваивает разницу между платой за проезд, внесенной пассажиром, и стоимостью билета, выданного пассажиру, то предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.
4 РАССМОТРЕНИЕ В СУДАХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕВОЗКАМИ ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Процедура организации и перевозки пассажиров транспортом общего пользования можно разделить на две стадии:
1. Стадия организации перевозок пассажиров транспортом общего пользования включает отношения между заказчиком перевозок (республиканским или местным органом власти) и перевозчиком. Основанием их возникновения является: договор об организации перевозок пассажиров в регулярном сообщении — для автомобильного транспорта; акты, издаваемые государственной организацией, которая наделена правом хозяйственного ведения (оперативного управления) — для перевозок городским электрическим транспортом (в том числе метро); властные предписания республиканского органа государственной власти — для железнодорожного или водного транспорта.
В соответствии со ст. 39 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, споры между государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности подсудны хозяйственным судам Республики Беларусь.
2. Стадия выполнения перевозок пассажиров транспортом общего пользования включает отношения между перевозчиком и пассажиром. Вне зависимости от видов транспорта, такие отношения всегда основываются на публичном гражданско-правовом договоре (договоре перевозки пассажира), заключение которого подтверждается билетом установленного образца. В таких отношениях у каждой из сторон возникает договорная (гражданско-правовая) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Одним из субъектов отношений (перевозчиком) всегда является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Большинство споров, возникающих между сторонами договора перевозки, в соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь по своему характеру подсудны общим судам страны [16, с. 33].
В судебной практике общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, можно выделить следующие категории дел, связанных с перевозками пассажиров:
1) дела, подсудные хозяйственным судам: по спорам между субъектами хозяйствования — перевозчиками, пассажирскими терминалами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с организацией и выполнением перевозок пассажиров транспортом общего пользования; по спорам между заказчиком перевозок и перевозчиком;
2) дела, подсудные общим судам: по спорам, вытекающим из законодательства о защите прав потребителей; по обязательствам из причинения вреда; по спорам, вытекающим из административных правонарушений.
Из дел, подсудных Хозяйственным судам, наиболее часто встречаются дела по спорам между субъектами хозяйствования, осуществляющими перевозки пассажиров транспортом общего пользования или деятельность, сопутствующую таким перевозкам. Как правило, споры возникают в результате ненадлежащего исполнения сторонами своих договорных (гражданско-правовых) обязательств. Чаще всего — это взыскание задолженности за перевозки, за оказанные услуги по реализации билетов и иные услуги автовокзалов, а также взыскание ущерба, причиненного ДТП.
Что касается дел о рассмотрении споров между заказчиками перевозок и перевозчиком, то в практике Хозяйственных судов Республики Беларусь такие споры встречаются редко. Так, в 2009 г. Хозяйственный суд Витебской области рассмотрел требования перевозчика о признании недействительным решения, принятого заказчиком перевозок (Витебским городским исполнительным комитетом) от 23 января 2009 г. «О порядке распределения выручки от реализации проездных документов». Заявитель (автотранспортное предприятие) полагал, что изменение показателя измерения объема выполненной транспортной работы приведет к необоснованному обогащению предприятия электрического городского транспорта и искусственному занижению выручки заявителя. Городской исполнительный комитет, возражая против заявления, ссылался на то, что оспариваемое решение было принято в силу наличия противоречий между перевозчиками по выбору показателя измерения объема выполненной транспортной работы для распределения выручки от реализации проездных билетов, а также в соответствии с п. 5 Методических рекомендаций о порядке распределения выручки от реализации проездных документов (билетов) на проезд в городском транспорте общего пользования в регулярном сообщении между организациями автомобильного и электрического транспорта. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что городским исполнительным комитетом решение было принято правомерно, не нарушает права и охраняемые интересы заявителя, и отказал в удовлетворении заявления [16, с. 34].
Что касается дел, подсудных общим судам, то Верховным Судом Республики Беларусь выработан единообразный подход к толкованию законодательства в данной области и рассмотрению судами таких дел. Постановлением Пленума Верховного Суда «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей» установлено, что законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям, возникающим, в том числе, и из договора перевозки пассажиров.
Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами», разъясняет порядок применения судами положений законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, взыскании с владельца транспортного средства ущерба и убытков, причиненных данным транспортным средством.
Применение судами законодательства о компенсации морального вреда обобщается в соответствующем обзоре судебной практики Верховного Суда. Суд отмечает, что моральный вред, независимо от наличия вины, компенсируется, если он причинен, в частности, источником повышенной опасности (ст. 969 ГК).
Также Верховный Суд отмечает необходимость отграничения дел о защите прав потребителей и дел по обязательствам из причинения вреда. Основной признак, по которому данные дела (применительно к спорам, вытекающим из отношений по перевозке пассажиров транспортом общего пользования) должны быть разграничены, — наличие между сторонами спора договорных правоотношений. Как отмечает Верховный Суд, в случае возникновения спора между сторонами договора перевозки, такой спор подлежит разрешению на основании законодательства о защите прав потребителей. Вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается на основании законодательства об обязательствах из причинения вреда в том случае, если такой вред причинен лицу, которое не является пассажиром по договору перевозки пассажира.
Таким образом, Верховным Судом Республики Беларусь выработан единообразный подход к толкованию законодательства в области перевозки пассажиров транспортом общего пользования и рассмотрению судами таких дел. Постановлением Пленума Верховного Суда «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей» установлено, что законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям, возникающим, в том числе, и из договора перевозки пассажиров.
Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами», разъясняет порядок применения судами положений законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, взыскании с владельца транспортного средства ущерба и убытков, причиненных данным транспортным средством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование отношений по перевозке пассажиров осуществляется Гражданским кодексом Республики Беларусь, который содержит ряд положений, общих для перевозки пассажиров всеми видами транспорта. Применительно к каждому из видов транспорта более детальная регламентация прав и обязанностей сторон осуществляется транспортным законодательством.
Сторонами договора являются перевозчик и пассажир. В качестве перевозчика выступают транспортные организации. Пассажирами могут быть любые физические лица.
Оплата проезда является основной обязанностью пассажира. В пути следования пассажир обязан соблюдать порядок и правила пользования транспортным средством.
Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования.
Основная обязанность перевозчика — доставить пассажира в пункт назначения в установленный транспортным законодательством срок. Такой срок предусматривается в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств.
Договору перевозки пассажира часто сопутствует договор перевозки багажа. Право на заключение договора перевозки багажа имеет только лицо, уже заключившее с транспортной организацией договор пассажирской перевозки. Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции.
В багаж принимаются вещи, которые могут быть свободно размещены в помещении транспортного средства и своими свойствами не создают затруднений при перевозке. За перевозку багажа пассажир уплачивает в момент его принятия перевозчиком установленную тарифами или соглашением сторон провозную плату.
Перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения в предусмотренный транспортным законодательством или договором срок.
Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи уполномоченному лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб за несохранность багажа взыскивается по тем же правилам, что и ущерб за несохранность груза. Наряду с возмещением ущерба пассажиру перевозчик возвращает пассажиру провозную плату за багаж.
За безбилетный проезд на всех видах городского транспорта, в пригородном поезде, автобусе и маршрутном такси пригородного сообщения, а также прохождение контрольного турникета (линии контроля) в метрополитене без наличия документа, подтверждающего право на проезд (талона, проездного билета), пассажир может быть подвергнут штрафу в размере 0,2 базовой величины. Поездка без билета в поездах местного и дальнего сообщения, в автобусе и маршрутном такси междугородного сообщения чревата для него штрафом в размере 0,4 базовой величины. Неоплаченный провоз багажа на всех видах транспорта грозит пассажиру штрафными санкциями в размере 0,2 базовой величины.
Нарушение правил оформления оплаты проезда перевозчиком автомобильного транспорта (невыдача билета при его оплате) влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин. Если перевозчик присваивает разницу между платой за проезд, внесенной пассажиром, и стоимостью билета, выданного пассажиру, то предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.
Верховным Судом Республики Беларусь выработан единообразный подход к толкованию законодательства в области перевозки пассажиров транспортом общего пользования и рассмотрению судами таких дел.