В последние несколько лет в России отмечается стабильный рост преступных посягательств экономической направленности, в том числе связанных с производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными и (или) контрафактными.
Непродовольственные товары занимают значительный удельный вес в общем объеме оборота товаров, что определяется, с одной стороны, их широким ассортиментом, а с другой — необходимостью их использования в быту. Формирование рыночных отношений в России приводит к проявлению негативных явлений — обмана, обвеса, обсчета, продажи некачественных и фальсифицированных непродовольственных товаров[3, с.36].
Государство отстаивает права потребителей, заставляя продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя закреплены в различных законодательных актах — Конституции Российской Федерации, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном, Гражданском кодексах Российской Федерации, Законе РФ «О защите прав потребителей» и других актах.
В списке наиболее значимых для жизнедеятельности человека предметов, обувь занимает одно из первых мест. Благодаря своим влагозащитным, теплозащитным и ударозащитным свойствам она оберегает ноги человека от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. Кроме этого, обладая эстетическими свойствами, обувь украшает людей, подчёркивает их социальный статус и стиль жизни. Во всём ассортименте обувных товаров, кожаная обувь занимает восемьдесят пять процентов. Ассортимент кожаной обуви характеризуется разнообразием моделей, фасонов, цветов, видов и материалов отделки, которые должны соответствовать потребностям человека [16, с.11].
Обувь относится к предметам первой необходимости и является товаром сложного ассортимента. Она выступает важным элементом современного художественно-организованного, гармоничного ансамбля одежды.
Возникновение обуви неразрывно связано с естественной потребностью защитить стопу от повреждений и неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. Поэтому наиболее важной функцией обуви является защитная, утилитарная.
Утилитарная функция, призванная обеспечить условия для нормальной деятельности стопы, может рассматриваться с точки зрения необходимости предупреждения заболевания стоп (профилактическая обувь), восстановления утраченных функций стопы (ортопедическая обувь)[16, с.20].
Как элемент костюма обувь выполняет и эстетическую функцию, заключающуюся в создании определенного зрительного эффекта и психологического восприятия. Современное развитие обуви осуществляется во взаимосвязи этих двух функций.
Оценка качества обувных товаров
... товарам. Качество обуви играет большую роль и обувь обязательно должна отвечать комплексу требований. Основные требования – эргономические, гигиенические, физиологические, эстетические, эксплуатационные. Эргономические требования отражают способность обуви удовлетворять потребности человека ... на обувные материалы и обувь. Качество обуви является одним из важнейших факторов в определении уровня ...
Кожаной обуви принадлежит ведущая роль в производстве и потреблении. К ней относят обувь с верхом из натуральных, искусственных и синтетических кож, текстильных материалов, меха, а также комбинированных материалов. Кожаную обувь вырабатывают предприятия кожевенно-обувной промышленности.
Обувная промышленность является механизированной отраслью, в ней применяются даже полуавтоматические машины. Сейчас на рынке преобладает обувь импортного производства, а наши предприятия, к сожалению, не заявили о себе как фирменные производители обуви. Большая часть обуви – около 75 % — выпускается с верхом из натуральных кож, остальное количество приходится на ткань, искусственные и синтетические кожи, прочие материалы. Подошвы в обуви преобладают синтетические, и только около 8 % обуви выпускается на кожаной подошве [19].
Изделия из кожи являются товарами постоянного спроса, имеют большое значение для удовлетворения потребностей человека. Мотивы приобретения изделий из кожи различны и могут трактоваться как утилитарные, эстетические, профессиональные, по уровню престижности, традиционные.
Актуальность темы заключается в том, что обувь является товаром постоянного спроса и чаще всего попадает под экспертизу по причине подозрения на некачественную продукцию. На Российский обувной рынок попадает огромное количество фальсифицированного товара, что, безусловно, влияет на здоровье потребителей.
Цель данной курсовой работы: провести идентификацию и фальсификацию кожаной обуви.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- исследовать теоретические аспекты идентификации и фальсификации товаров;
- представить обзор рынку кожаной обуви;
- провести идентификацию и фальсификацию кожаной обуви.
Объектом исследования является кожаная обувь. Предметом исследования являются методы и виды идентификации и фальсификации кожаной обуви.
Курсовая работа состоит из введения, двух основных частей, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ
1.1 Идентификация: понятие, виды, методы
Идентификация (от лат. identificare — отождествлять).
В толковом словаре термин «идентификация» определяется как «отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо». При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях[5, с.6].
Идентификация товаров относится к важнейшим составным элементам системы качества на производстве и в сфере обращения. Основные положения по организации работ по идентификации и прослеживаемости установлены международными стандартами 150 серии 9000, а также рекомендациями « Система качества. Идентификация и прослеживаемость продукции на предприятии» ( Р 50-601-36-93).
На товарной стадии указанные элементы системы качества не менее важны, особенно когда это относится к идентификации и прослеживаемости товарных партий на этапах хранения и предреализационной подготовки товаров.
Идентификация — это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.
Управляющая функция регламентируется международными стандартами (МС) ИСО серии 9000«Управление качеством, обеспечение качества». В России они введены без изменений (ГОСТ ИСО 9000-2011)[4,с. 21].
Идентификация призвана выполнять несколько функций, которые представлены в рисунке 1.1.
Рис.1.1. Функции идентификации
Средствами идентификации являются нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); маркировка и сопроводительные документы.
Методы идентификации:
- сенсорный ( с помощью органов чувств человека);
- лабораторные;
- физические (измерение плотности, массы, деформации и др., изделий);
- химические (применяют, для определения химического состава, содержания примесей);
- микробиологические( идентификация на безопасность товара, при определении на обсемененности микроорганизмами);
- тестовые методы ( определение степени безопасности по пределу чувствительности химической и биохимической реакции);
- экспресс – методы (ускоренные методы установления подлинности товара, основанные на пределе чувствительности химической реакции)[16, с.29]
В соответствии с поставленными целями индентификационной экспертизы непродовольственных товаров идентификацию подразделяют на следующие виды, представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Виды идентификации
Вид |
Цель проведения |
Потребительская |
Проводится с целью установления возможности использования той или иной продукции или сырья. |
Товарно-партионная |
Один из наиболее сложных видом идентификации, в ходе которой устанавливается принадлежность представленного товара конкретной товарной партии. |
Ассортиментная |
Установление обмана потребителя за счет не соответствия товара его наименованию. |
Качественная |
Установление обмана потребителя за счет значительных отклонений характеристик качества товаров в худшую сторону, указанных на упаковке и в товарно-сопроводительных документах. |
Сортовая |
Установление обмана потребителя за счет реализации товара низкого качества под видом товара высокого качества. |
Специальная |
Установление отношения данного изделия к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения. |
Информационная |
Выявление обмана потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, к информационной идентификации товаров относятся нормативные документы, регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также технические документы, в том числе товарно-сопроводительные. |
Количественная |
Установление обмана потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, габарита, размера, роста, объема), превышающих предельно-допустимые нормы отклонений. |
Стоимостная |
Установление обмана потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших. |
1.2 Фальсификация: понятие, виды, методы
Фальсификация ( от лат. falsifico — подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам. Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, так как фальсификация является одним из двух возможных результатов идентификации. При использовании термина «фальсифицированные товары» многие путают его с такими понятиями как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих).
И это происходит не случайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю или потребителю либо умышленно не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная.
Выделяют следующие виды фальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная, комплексная[16, с.36].
Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной — сочетание различных двух, трех или всех пяти видов. Естественно, что при комплексной фальсификации необходимо устанавливать значимость каждого отдельного вида на подделку товара в целом.
Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации представлена на рисунке 1.2.
Рис. 1.2.Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации
При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной его замены другим сортом, видом или наименованием с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Для ассортиментной фальсификации той или иной группы товаров необходимы
- наличие в продаже товаров других групп, близких по потребительским свойствам и некоторым показателям качества;
- подразделение качества товара на сорта;
- производство и реализация имитаторов данной группы товаров;
- производство и реализация товаров, отличающиеся по показателям качества и наличию дефектов;
- унификация упаковки, используемой для разных групп товаров;
— В зависимости от используемых средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации: пересортица, замена высококачественного продукта низкоценным заменителем, имеющего сходные признаки, подмена натурального продукта имитатором[14, с. 45].