Федеральная служба исполнения наказаний — один из элементов системы государственной службы, а это означает, что поступление на службу в систему органов ФСИН, тоже регламентируется государственной кадровой политикой.
Таким образом, кадровая политика Федеральной службы исполнения наказаний — часть общей государственной кадровой стратегии, закрепленной в нормах федерального законодательства, в частности в Федеральном законе «О системе государственной службы в Российской Федерации», и политических установок Президента Российской Федерации, соответствующих стратегии развития государства.
Кадровая политика уголовно-исполнительной системы в современных условиях определяется направлениями ее долгосрочного развития на период до 2020 года и ее реформированием, однако не смотря на это нельзя сказать что данной темой интересуются многие ученые-цивилисты и она является предметом многочисленных исследований. При подготовке и изучении материала по теме курсовой работы было установлено, что основные аспекты службы в уголовно-исправительной системе закреплены законодательно и не имеют монографических исследований, не рассматривались даже направления кадровой политики ФСИН, которые заключены в следующем:
- определение приоритетов, целей;
- планирование потребностей в персонале, формирование структуры и штата, создание резерва кадров;
- обеспечение программы развития персонала, профориентации и адаптации сотрудников;
- планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров и стажировка;
- анализ соответствия кадровой политики стратегии развития службы;
- выявление узких мест в кадровой работе, оценка кадрового потенциала, прогнозирование кадровой ситуации.
Объектом курсовой работы, Предмет курсовой работы, Цель курсовой работы
- Рассмотреть понятия и виды государственной службы
- Охарактеризовать службу в органах уголовно-исполнительной системы
- Рассмотреть способы замещения вакантных должностей в системе УИС и их правовое регулирование.
Методология курсовой работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализов, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников.
Государственная служба и эффективность государственной жизнедеятельности ...
... государственного управления обществом в переходный период существенно затруднило развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы ... государственной службы в РФ» дано понятие государственной должности в современном ее значении. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти ...
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1.1 Государственная служба и ее виды в Российской Федерации
Данный параграф курсовой работы посвящен рассмотрению понятия «государственная служа» и ее видам. Дело в том, что служба в органах уголовно-исполнительной системы является государственной, однако четких критериев к какому из ее видов данная служба относится в законе нет, соответственно необходимо рассмотреть все виды государственной службы и сделать определенные выводы.
Итак, в настоящее время государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы России по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов России, лиц, замещающих государственные должности России, и лиц, замещающих государственные должности субъектов России.[1]
Вопросы, согласно которым решаются и регулируются все проблемы государственной службы закреплены в Федеральном законе «О системе государственной службы в Российской Федерации», только на этом основании определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.
Согласно вышеуказанному Федеральному закону, а конкретнее статье 2, государственная служба делится на три вида:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.[2]
Таким образом, можно установить только то, что служащие в системе ФСИН, относятся к федеральной государственной службе. Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.[3]
В Службе государственного жилищного контроля
... структурным подразделением службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, осуществляющим функции по государственному строительному надзору. Такой надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, за исключением объектов ...
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Другого федерального документа, который бы указывал к какому из видов конкретно имеет отношение ФСИН не предусмотрено, все что касается этого вида службы регламентируется Положением о ФСИН России. Будет уместным процитировать его в нужном контексте.
Итак, Федеральная служба исполнения наказаний (сокращенное наименование — ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
Цели и задачи — ФСИН России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».[4]
Основными задачами ФСИН России являются:
- Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);
- Контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
- Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
- Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
- Охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
- Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
- Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
- Управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.[5]
Пока же служба в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ является особым видом государственной службы и имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение других видов государственной служб.
Система государственной службы Российской Федерации
... государственной службы. При рассмотрении понятия "государственная служба", получившее законодательное закрепление в п.1 ст.1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", констатировано, что это должности в органах государственной власти с денежным содержанием из средств государственного бюджета, государственное ...
Для службы в уголовно-исполнительной системе характерны следующие отличительные признаки:
— профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка,
— поступление на службу в УИС требует наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций служащих, эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы , наличие особого правового статуса служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.),
- особый порядок привлечения к правовой ответственности.
Все это говорит о том, что давно необходимо решить вопрос, связанный с правовым регулированием службы в уголовно-исполнительной системе. На сегодняшний день правовая основа, формирующая службу в ФСИН России, ее учреждениях и органах, административно-правовой статус сотрудника УИС состоит из совокупности нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу, относящихся к различным отраслям права, и характеризуется отсутствием единого правового акта — источника регулирования.
Итак, подводя итог рассуждениям данного параграфа можно сказать следующее – с того момента, как будет принят и вступит в силу закон «О государственной правоохранительной службе», который вот уже несколько лет является проектом, сотрудники ФСИН, официально приобретут статус государственных служащих.
§1.2 Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
Опираясь на представленные выше результаты исследования, можно далее рассмотреть, как проходит служба в органах уголовно-исполнительной системы и из каких элементов она состоит.
Согласно статье 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.[6]
История развития уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
... жестокости и т.п. (ст. 95 УИК РФ). 1.3 Организационно-технические нормы уголовно-исполнительного права В системе уголовно-исполнительного законодательства выделяют организационно-технические нормы, которые близки к процессуальным, но отличаются от ...
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1.
Сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава.
Правовую основу службы в уголовно-исполнительной системе составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН России, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.
Гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, присваиваются следующие специальные звания:
рядовой состав:
- рядовой внутренней службы;
младший начальствующий состав:
- младший сержант внутренней службы;
- сержант внутренней службы;
- старший сержант внутренней службы;
- старшина внутренней службы;
- прапорщик внутренней службы;
- старший прапорщик внутренней службы.
средний начальствующий состав:
- младший лейтенант внутренней службы;
- лейтенант внутренней службы;
- старший лейтенант внутренней службы;
- капитан внутренней службы.
старший начальствующий состав:
- майор внутренней службы;
- подполковник внутренней службы;
- полковник внутренней службы.
высший начальствующий состав:
- генерал-майор внутренней службы;
- генерал-лейтенант внутренней службы;
- генерал-полковник внутренней службы.[7]
Звания начальствующего состава являются пожизненными. При прекращении службы к имеющемуся специальному званию добавляются слова «в отставке».
На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего. На должности среднего и старшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование.
Должности рядового и начальствующего состава замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность.
Информационные системы судебных приставов
... судебный пристав-исполнитель самоотвод не заявил, существует возможность признать все исполнительные действия с его участием незаконными. Также в этом случае судебный пристав-исполнитель может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ... всех групп должностей гражданской службы (к ним Указом Президента РФ отнесены «судебные приставы, старшие судебные приставы и судебные приставы по ОУПДС» 3 ), ...
Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в уголовно-исполнительную систему, если он:
- вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
- имел или имеет судимость;
- не отвечает вышеуказанным требованиям.
Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одном и том же учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Во ФСИН, как и в любой другой государственной службе имеется кадровый резерв, который формируется согласно определенным правилам. Рассмотрим их подробнее.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.12.2012 № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации» Федеральной службой исполнения наказаний ежегодно формируются списки кандидатов для зачисления в федеральный кадровый резерв ФСИН России, которые утверждаются руководителем Администрации Президента Российской Федерации.[8]
В соответствии с приказом Минюста России от 05.08.2005 № 127 «Об утверждении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров Федеральной службы исполнения наказаний и работе с ним» и в целях упорядочения механизма планирования продвижения по службе, а также своевременного замещения должностей руководящего состава, наиболее квалифицированными сотрудниками в ФСИН России формируется резерв руководящих кадров для выдвижения на должности начальников территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России.[9]
Все вопросы прохождения службы регламентируются законодательством и локальными правовыми актами уголовно-исполнительной системы, самыми основными из них, которые касаются именно кадрового обеспечения являются следующие:
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»;
- Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
- Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»;
- Приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»;
- Приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы»;
- Приказ Минюста России от 20.04.2006 № 123 «Об утверждении Инструкции об организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
- Приказ Минюста России от 20.12.2006 № 376 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы»;
- Приказ Минюста России от 10.07.2007 № 138 «Об утверждении форм статистической отчетности ФСИН России о состоянии профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих уголовно-исполнительной системы и инструкций по их заполнению»;
- Приказ Минюста России от 13.07.2007 № 143 «О вещевом обеспечении сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
- Приказ Минюста России от 08.11.2007 № 211 «Об утверждении описания предметов формы одежды сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и правил ее ношения»;
- Приказ Минюста России от 19.05.2008 № 109 «Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовно-исполнительной системы и Табеля отчетности по кадрам уголовно-исполнительной системы»;
- Приказ ФСИН России от 02.07.2007 № 354 «Об утверждении Положения о порядке работы квалификационной комиссии Федеральной службы исполнения наказаний»;
- Приказ ФСИН России от 17.04.2008 № 284 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений работникам уголовно-исполнительной системы и федеральным государственным гражданским служащим ФСИН России и образца защитной голографической марки к служебным удостоверениям ФСИН России»;
- Приказ ФСИН России от 05.06.2008 № 379 «Об утверждении Порядка подготовки должностной инструкции работника уголовно-исполнительной системы»;
— Таким образом, в первой главе курсовой работы было установлено, что уголовно-исполнительная система относится к структуре государственной службы номинально и правового обеспечения в этом отношении не имеет, однако прохождение службы регламентируется на федеральном уровне.[10]
Уголовно-исполнительная система
... Законом РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” в уголовно-исполнительную систему России. Исполнение наказания в виде направления военнослужащего в дисциплинарный ... виде лишения свободы (исправительные учреждения), образуют в своей совокупности уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется ИК, Законом РФ “Об учреждениях и органах, ...