конце ХХ века социально-экономические преобразования, произошедшие в России, вызвали серьезные изменения в системе права Российской Федерации. 31 июля 1998г. была принята часть первая Налогового кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 1999г., заменившая Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которая положила начало унификации налогового законодательства. Одновременно с произошедшими изменениями дальнейшее свое развитие получили отношения по взиманию государственной пошлины.
Государственная пошлина является одной из составляющих пополнения бюджета Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов. Королев Д.А. Правовая природа государственной пошлины и нотариального тарифа. // Пробелы в российском законодательстве, 2010. — № 2. — С. 403-407.
На современном этапе развития законодательства РФ регулирование государственной пошлины реализуется при помощи НК РФ, однако, существуют определенные недостатки в законодательном регулировании, что обуславливает актуальность их диагностики и разработке рекомендаций по их устранению.
Целью работы является выявление недостатков в регулировании государственной пошлины и разработка предложений по их устранению. Задачи:
- Определить понятие государственной пошлины и ее назначение.
- Рассмотреть виды государственной пошлины.
- Изучить роль и место государственной пошлины в налоговой системе РФ.
- Изучить нормативно-правовое регулирование государственной пошлины.
- Определить элементы налогообложения государственной пошлиной.
- Описать механизм исчисления и уплаты государственной пошлины.
- Рассмотреть пути совершенствования государственной пошлины.
Объектом исследования является регулирование государственной пошлины в РФ. Предметом исследования является комплекс нормативно-правовых элементов регулирования государственной пошлины и проблемы реализации прав граждан РФ на оплату государственной пошлины.
1.1 Понятие государственной пошлины, её назначение
Государственная пошлина — это сбор, который взимается как с физических, так и с юридических лиц в случае их обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы к соответствующим должностным лицам за совершением юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями понимаются выдача документов.
В данном случае к юридически значимым действиям приравнивается выдача документов. Исключением являются действия, которые совершаются консульскими учреждениями Российской Федерации. Налоги и налоговая система РФ: учебное пособие для бакалавров / под науч. редакцией Л.И.Гончаренко. — М.: ИНФРА-М, 2009. — С.233.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИК
... в Российской Федерации, права человека в сфере языковых отношений можно поделить: 1. свободу выбора и использования языка общения; 2. право на сохранение и развитие национального (родного) языка; 3. право на государственную защиту национального (родного) языка; 4. право на использование языка ...
Государственные органы наделены специальными полномочиями, при помощи которых они регулируют отношения между хозяйствующими субъектами и гражданами с государственными органами. Такими взаимоотношениями могут быть дела в судах, государственная регистрация предпринимателей, оформление актов гражданского состояния и т.п.
Оформление таких дел осуществляется за плату, которая поступает в бюджет в виде государственной пошлины.
К таким действиям российское законодательство относит: Налоги и налогообложение: учебник./под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 292.
1. прием и рассмотрение заявлений и жалоб, подаваемых в суды разных инстанций;
2. совершение нотариальных действий государственными нотариусами или уполномоченными должностными лицами;
3. государственную регистрацию актов гражданского состояния;
4. рассмотрение и выдачу документов в связи с приобретением или выходом из гражданства Российской Федерации;
5. другие юридически значимые действия либо выдачу документов государственными органами, органами местного самоуправления или другими уполномоченными органами и должностными лицами, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Государственная пошлина в отличие от налогового платежа:
- является возмездным платежом за оказание юридически значимых услуг в пользу конкретного налогоплательщика;
- поступает в качестве доходов в бюджеты различных уровней, в зависимости от того, на каком уровне власти были оказаны юридически значимые услуги;
— не имеет налогового периода и, таким образом, не является регулярным платежом, уплачивается только по факту оказания юридически значимых услуг. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 453.
При взимании сборов отсутствует существенный признак налога — безвозмездность. Сбор представляет собой плату за определенные государственные услуги плательщику. Так, заплатив пошлину за выдачу паспорта, гражданин получает собственный паспорт, а при уплате пошлины за государственную регистрацию юридического лица зарегистрирована будет именно фирма-плательщик. Поэтому в методике исчисления и уплаты сборов отсутствуют такие обязательные при налогообложении элементы, как объект налога, налоговая база, налоговый период.
По большинству пошлин не установлены определенные сроки их уплаты. Поскольку уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий, а значит, платеж носит предварительный характер, то за уплатой сборов не нужен налоговый контроль.
Если плательщик не заплатит, то он просто не получит соответствующую услугу. Поэтому плательщик сборов не подает налоговые декларации по уплаченным сборам. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 193-194.
В статье 333.16 НК РФ законодатель выделяет такой основной признак сборов — как уплата его за совершение юридически значимых действий. Королев Д.А. Правовая природа государственной пошлины и нотариального тарифа. // Пробелы в российском законодательстве, 2010. — № 2. — С. 403-407.
Глава 25.3 Налогового кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина.
Как отмечает Н.А. Шевелева Шевелева Н.А. Публичные услуги и их финансирование. «Публичные услуги. Правовое регулирование. Российский и зарубежный опыт». Сборник статей. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С.217. необходимо отличать персонифицированные публичные услуги, оказываемые федеральными органами исполнительной власти, от юридически значимых действий, которые совершаются в отношении конкретного гражданина или юридического лица уполномоченными органами и которые оплачиваются государственной пошлиной: «формально юридически законодатель разграничивает публичные услуги, за которые взимается плата, и юридически значимые действия, оплачиваемые государственной пошлиной. Однако, отождествление публичных услуг и юридически значимых действий недопустимо, так как в последнем случае орган реализует свои властные полномочия, и направлены они не только на удовлетворение частных интересов заявителя, но и публичного интереса — обеспечение правопорядка, законности, защиты прав и интересов иных лиц. Юридически значимые действия уполномоченные органы обязаны совершать независимо от размера государственной пошлины и в ряде случаев от её наличия (налоговое законодательство предусматривает льготы по уплате госпошлины, а также рассрочку и отсрочку платежа)». Там же. — С.218.
По мнению Шевелевой Н.А., «если относить юридически значимые действия к публичным услугам и таким образом рассматривать оплату публичных услуг как налоговые платежи, то «растворяется» понятие «публичные услуги» как самостоятельное явление: вся деятельность государственного аппарата становится публичными услугами, а все поступления в бюджет — налоговыми». Там же. — С.218.
Критерии разграничения юридически значимых действий и публичных услуг важны с точки зрения определения правовой природы платежей, порядка установления и определения размера платежа за их совершение, возможности их установления законодательством иным, чем законодательство о налогах и сборах. Королев Д.А. Правовая природа государственной пошлины и нотариального тарифа. // Пробелы в российском законодательстве, 2010. — № 2. — С. 403-407.
1.2 Виды государственной пошлины
На сегодняшний день существует огромное количество видов государственной пошлины, которые регламентируются гл. 25.3 НК РФ. Данные виды отличаются друг от друга в основном:
- органами, которые непосредственно оказывают юридически значимые действия;
- бюджетами, в которые поступают зачисления от государственных пошлин;
- главными распорядителями.
В таблице ниже приведены основные виды государственной пошлины с учетом выше изложенных отличий:
Виды государственной пошлины (ГП) |
Органы, оказывающие юридически значимые действия |
Бюджеты, в которые зачисляется госпошлина |
Главные распорядители |
Основание для уплаты(НК РФ) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ГП по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями |
Суды общей юрисдикции и мировые суды |
Местные |
Верховный Суд РФ |
Статья 333. 19 |
|
ГП по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ |
Верховный Суд РФ |
Федеральный |
|||
ГП по делам, рассматриваемым в арбитражных судах |
Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ |
Федеральный |
Высший Арбитражный Суд РФ |
Статья 333.21, 333.22 |
|
ГП по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации |
Конституционный Суд РФ |
Федеральный |
Конституционный Суд РФ |
Статья 333. 23 |
|
ГП по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации |
Конституционные суды субъектов РФ |
Субъектов РФ |
|||
ГП за совершение нотариальных действий |
Нотариусы государственных нотариальных контор и (или) уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления |
Местные |
Министерство юстиции РФ |
Статья 333.24 |
|
ГП за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений) |
Органы записи актов гражданского состояния и иные уполномоченные органы |
Федеральный |
Федеральная , регистрационнаяслужба |
Статья 333. 26 |
|
ГП за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации |
Территориальные органы Федеральной миграционной службы, паспортно-визовые службы МВД РФ |
Федеральный |
Федеральная , миграционнаяслужба |
Статья 333. 28 |
|
ГП за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы |
Территориальные органы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, ‘ патентам и товарным знакам |
Федеральный |
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам |
Статья 333. 30 |
|
ГП за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора |
Государственные инспекции пробирного надзора |
Федеральный |
Министерство финансов РФ |
Статья 333. 31 |
|
ГП за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий |
Все органы, осуществляющие юридически значимые действия, за которые предусмотрена ГП |
Федеральный, субъектов РФ, местные |
Все администраторы |
Статья 333. 33 |
|
ГП за государственную регистрацию: юридического лица, а также его ликвидации; физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица |
Налоговые органы |
Федеральный |
Федеральная налоговая служба РФ |
Пп. 1, 3,8 п. 1 ст. 333. 33 |
|
ГП за государственную регистрацию политической партии |
Учреждения юстиции |
Субъектов РФ |
Федеральная регистрационная служба |
Пп. 2 п. 1 статьи333.33 |
|
ГП за государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации |
Территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия |
Субъектов РФ |
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия |
Пп. 11, 12 п.1 статьи333.33 |
|
ГП за выдачу (повторную выдачу) и обмен паспорта гражданина Российской Федерации |
Органы МВД РФ |
Федеральный |
Федеральная , миграционнаяслужба |
Пп. 16, 17 п. 1 ст. 333. 33 Налоги и налогообложение: учебное пособие / под общей редакцией профессора Л.И.Гончаренко. — М.: Дашков и К, 2008. — С.324. |
|
1.3 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ
Государственная пошлина является одной из составляющих пополнения бюджета Российской Федерации.
Согласно ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) государственная пошлина зачисляется в качестве налогового дохода в федеральный бюджет (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ).
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Королев Д.А. Правовая природа государственной пошлины и нотариального тарифа. // Пробелы в российском законодательстве, 2010. — № 2. — С. 403-407.
Представим ниже данные официальной статистики по доходам бюджета по государственной пошлине.
Уплата государственной пошлины в 2014 — 2016 гг. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». — М.: Счетная палата РФ, 2013. — С. 133-134.
Расчет прогнозируемой суммы государственной пошлины на 2014 год выполнен с учетом размера государственной пошлины по видам юридически значимых действий и количества юридически значимых действий.
Исполнение по данному виду дохода за 2012 год составило 66,7 % (22,7 млрд. рублей) прогнозного значения, за первое полугодие 2013 года — 30,5 %. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» обязанности по осуществлению государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним осуществляются полицией до 1 января 2014 года, а положениями нового Административного регламента предусмотрено значительное сокращение количества административных процедур. В связи с этим существуют риски недопоступления указанных доходов в федеральный бюджет.
Анализ показал, что с 2010 года поступления указанных доходов существенно возросли по сравнению с предыдущим периодом в связи с внесением изменений в статью 333 Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров государственной пошлины и составляли величину в интервале от 838,2 млн. рублей до 907,3 млн. рублей ежегодно.
В пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2014 — 2016 годы уменьшение объемов указанных доходов обосновывается планируемым сокращением количества золотых изделий иностранного производства на опробование и клеймение, изделий из серебра отечественного и иностранного производства. Аналогичное обоснование содержалось в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2013 — 2015 годы.
При этом оценка поступления указанных доходов в 2013 году превышает прогнозный показатель на 0,35 млрд.рублей, или на 58,3 %.
Учитывая объемы исполнения указанных доходов в 2010 — 2013 годах, а также ежегодное перевыполнение их прогнозных показателей, фактическое поступление указанных доходов в 2014 — 2016 годах может превысить прогноз. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». — М.: Счетная палата РФ, 2013. — С. 133-134.
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственной пошлины
Государственная пошлина является одной из составляющих пополнения бюджета Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов. Статья 19 Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 527. Закон был введен в действие с 1 января 1992г., признан утратившим силу с 1 января 2005 г. содержала перечень федеральных налогов, к которым относилась государственная пошлина. Пункт 2 данной статьи предусматривал следующее «Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории» — Там же., но самого определения понятия «государственная пошлина» в Законе РФ «Об основах налоговой системы» не содержалось. Такое определение было дано в Законе РСФСР от 09.12.1991г. №2995-1 «О государственной пошлине» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 521, согласно которому государственная пошлина стала четко идентифицированным платежом «Под государственной пошлиной понимается установленный настоящим Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами». — Там же..
Первая часть Налогового кодекса РФ включила государственную пошлину в статью 13, которая предусматривала перечень федеральных налогов и сборов. Поскольку данный перечень был единым как для федеральных налогов, так и для сборов, то вопрос о том, к налогам или сборам причислена государственная пошлина, остался открытым.
Федеральным законом № 127-ФЗ Федеральный закон № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2004 г. N 45 ст. 4377 раздел VIII («Федеральные налоги») части второй Налогового кодекса РФ был дополнен новой главой 25.3 «Государственная пошлина». Вступила в силу 1 января 2005г.
В статье 333.16 НК РФ содержится новое определение государственной пошлины. «Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса (организации, физические лица), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации». — В редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»// «Российская газета» от 29 декабря 2009 г. N 252.
Таким образом, законодатель указанным выше федеральным законом №127-ФЗ отнес государственную пошлину к федеральным сборам. Королев Д.А. Правовая природа государственной пошлины и нотариального тарифа. // Пробелы в российском законодательстве, 2010. — № 2. — С. 403-407.
На современном этапе порядок исчисления и уплаты государственной пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса РФ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2014), которая была введена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. 127-ФЗ Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и вступила в действие с 1 января 2005 г. В соответствии со ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — это сбор, взимаемый при обращении в государственные органы или к должностным лицам, которые уполномочены совершать юридически значимые действия, предусмотренные главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом иные платежи, кроме государственной пошлины, не взимаются. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 453.
2. Экономические основы уплаты государственной пошлины
2.1 Элементы налогообложения государственной пошлиной
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица. Также в число плательщиков могут входить также иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они:
- обращаются за совершением юридически значимых действий;
— выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями и если при этом решение принято не в их пользу, в результате чего истец освобожден от уплаты ГП Налоги и налоговая система РФ: учебное пособие для бакалавров / под науч. редакцией Л.И.Гончаренко. — М.: ИНФРА-М, 2009. — С.234..
Объектом налогообложения ГП признается факт непосредственного совершения, осуществления и предоставления Там же. :
1) услуг судебных учреждений;
2) нотариальных действий;
3) действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния;
4) действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства;
5) официальной регистрации программ для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
6) действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
7) государственной регистрации юридического или физического лица, государственной регистрации выпуска ценных бумаг, средств массовой информации;
8) права вывоза (временного ввоза) культурных ценностей;
9) прочих юридически значимых действий.
Определение размера (ставок) государственной пошлины имеет особенности. Например, при подаче исковых заявлений в суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды пошлина уплачивается при подаче как имущественных, так и неимущественных исков. При этом цена иска определяется истцом или судьей. — Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 459-460. Размер платы за совершение юридически значимых действий (ставок) устанавливается по каждой группе юридически значимых действий.
Применяются следующие варианты определения размера платежей (виды ставок): Там же. — С. 459-460.
1. Фиксированные (рублевые) платежи в стоимостном эквиваленте за юридически значимое действие, например при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера с физических лиц взимается 200 руб., а с организаций — 4000 руб. Наибольшее число ставок госпошлины представлено именно этим видом ставок. Цена иска определяется в соответствии со ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ (в редакции от 28 июня 2009 г.).
«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
2. Платежи в стоимостном эквиваленте за 1 единицу объекта сделки или юридически значимого действия — твердые (рублевые) ставки, например за регистрацию судов в Российском международном реестре при валовой вместимости судна от 80 до 3000 единиц валовой вместимости включительно — 52 000 руб. плюс 9,4 руб. за каждую единицу валовой вместимости. В этом случае применяются смешанные ставки — одновременно фиксированные и твердые.
3. Проценты от суммы сделки с предельным ограничением (комбинированные ставки) — адвалорная (процентная) ставка с предельным ограничением, применяется, например, при государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс и составляет 0,1% стоимости имущества, входящего в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 руб.
4. Проценты от суммы сделки без предельного ограничения — адвалорная (процентная) ставка без предельного ограничения, взимается, например, за право вывоза культурных ценностей, созданных более 50 лет назад, в размере 10% стоимости вывозимых культурных ценностей.
5. Проценты, убывающие в зависимости от суммы сделки, цены иска и др., — адвалорные (процентные) сложные регрессивные ставки с предельным ограничением, применяются, например, при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: Налоги: учебник. / под ред. Д.Г. Черника, И.А. Майбурова, А.Н. Литвиненко. — М.: Юнити-Дана, 2011. — С. 312.
- до 50 000 руб. — 4%, но не менее 500 руб.;
- от 50 001 до 100 000 руб.
— 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 тыс. руб.;
- от 100 001 до 500 000 руб. — 3500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 тыс. руб.;
- от 500 001 до 1 000 000 руб.
— 11 500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 500 тыс. руб.;
- свыше 1 000 000 руб. — 16 500 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 млн. руб., но не более 100 тыс. руб.
6. Убывающие платежи в стоимостном эквиваленте за 1 единицу объекта сделки или юридически значимого действия — сложные (рублевые) регрессивные ставки, например за регистрацию судов в Российском международном реестре при валовой вместимости судна: Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 456.
- при валовой вместимости судна от 80 до 3000 единиц включительно — 52 000 руб. плюс 9,4 руб. за каждую единицу валовой вместимости;
- при валовой вместимости судна от 3000 до 8000 единиц включительно — 54000 руб. плюс 8,8 руб. за каждую единицу валовой вместимости;
- при валовой вместимости судна от 8000 до 20 000 единиц включительно — 96000 руб. плюс 5,0 руб. за каждую единицу валовой вместимости;
- при валовой вместимости судна свыше 20 000 единиц — 134 000 руб.
плюс 3,2 руб. за каждую единицу валовой вместимости.
Сложный регресс (прогресс) — налоговая база раскладывается на интервалы (шкалы), в налогообложении каждого последующего интервала учитывается сумма налога, рассчитанная по предыдущему интервалу:
- при валовой вместимости судна свыше 8 000 до 20 000 единиц валовой вместимости включительно — 48 000 руб. плюс 2,5 руб. за каждую единицу валовой вместимости;
- при валовой вместимости судна свыше 20 000 единиц — 67 000 руб.
плюс 1,6 руб. за каждую единицу валовой вместимости. Налоги и налогообложение: учебное пособие. / под ред. Г.Б. Поляка, А.Е. Суглобова. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 428.
7. В отдельных случаях предусматривается увеличение платежей (повышенные ставки) в определенных пределах. Например: Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 457.
- за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в 1,5 раза (подп. 1 п. 1 ст. 333.25 НК РФ);
- при регистрации средств массовой информации рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 5 раз (п.
3 ст. 333.34 НК РФ);
- в случае вынесения решения о взыскании алиментов, как на содержание детей, так и на содержание истца размер государственной пошлины увеличивается в 2 раза (подп. 14 п. 1 ст. 333.19 НК РФ;
— по пробирному надзору при проведении клеймения или экспертизы в более короткие сроки размер платежа увеличивается в определенных размерах в зависимости от времени получения результата, от состояния изделия и от места проведения экспертизы или клеймения (ст. 333.32 НК РФ).
Согласно гл. 25.3 НК РФ плательщики государственной пошлины имеют право на определенные льготы, а именно: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (см. схему) Пинская М.Р. Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины // «Бухгалтерский учет и налоги. Документы. Комментарии. Методические рекомендации» — №2 — 2005. .
В освобождении от уплаты ГП различают две разновидности:
1. в зависимости от категорий плательщиков;
2. в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина.
В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот:
1) для отдельных государственных органов или организаций, финансируемых из бюджета, например, налоговых органов, государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек в случаях, особо оговоренных в налоговом законодательстве, для Центрального банка РФ и т.д.;
2) льготы для социально защищенных граждан: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордены Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп;
3) льготы для других категорий граждан.
В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, различают следующие пять видов льгот:
1) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
2) при обращении в арбитражные суды;
3) при обращении за совершением нотариальных действий;
4) при государственной регистрации актов гражданского состояния;
5) при совершении прочих юридически значимых действий.
Налоговое законодательство предусматривает возможность отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины. Она предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок не более шести месяцев. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
В частности, не уплачивают государственную пошлину налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета; Пенсионный фонд и его органы по искам о взыскании с граждан обязательных платежей; органы государственной власти и местного самоуправления при защите государственных и общественных интересов и т.д. Не взимается пошлина по искам о взыскании заработной платы, алиментов, о возмещении вреда, по спорам об авторстве и т.д. Налоги и налогообложение: учебник. / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 296.
2.2 Механизм исчисления и уплаты государственной пошлины
Как уже говорилось ранее, обязанность по уплате государственной пошлины возникает:
- в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
— если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Государственная пошлина должна быть уплачена до совершения и по месту совершения юридически значимых действий. Только в одном случае госпошлина уплачивается после совершения юридически значимого действия, а именно в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда, если плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если решение принято не в его пользу. — Налоги и налогообложение: учебник. / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. — М.: Юнити-Дана, 2012. -С. 293. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определяются ст. 333.18 НК РФ.
Государственная пошлина может уплачиваться как в наличной, так и безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Если уплата осуществляется в безналичной форме, то непосредственно факт уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком.
Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25 3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины. Особенности уплаты госпошлины устанавливаются соответствующими положениями налогового законодательства в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий Налоги и налоговая система РФ: учебное пособие для бакалавров / под науч. редакцией Л.И.Гончаренко. — М.: ИНФРА-М, 2009. — С.237..
Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности, так как зависит от вида совершаемых юридически значимых действий.
Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.
При расчете размера государственной пошлины в некоторых случаях необходимо определить стоимость объектов, являющихся предметом юридически значимых действий, — стоимость жилого дома, квартиры, дачи, транспортных средств и т.п. Такая оценка осуществляется органами технической инвентаризации, местного самоуправления или страховыми организациями, а при оценке транспортных средств — судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспорта. При этом, если договоры отчуждения имущества заключаются на сумму ниже оценочной, государственная пошлина определяется исходя из суммы оценки, указанной в оценочном документе.
При исчислении государственной пошлины следует учитывать и другие правила, установленные действующим налоговым законодательством. Так, при удостоверении сделок, совершаемых в иностранной валюте, оценка стоимости имущества или денежных знаков для расчета государственной пошлины осуществляется в рублях по курсу Банка России, действующему на день совершения сделки. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Судебные органы исходя из имущественного положения плательщика вправе предоставить отсрочку или рассрочку уплаты госпошлины на срок от 1 до 6 месяцев, при этом в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются (ст. 333.41 НК РФ).
Например, при отсутствии денег из-за приостановления операций по счетам организации налоговыми органами Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 455..
Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:
- справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);
- банковские выписки по этим счетам.
В некоторых случаях уплаченную пошлину можно вернуть, например, если: выигран спор в суде с государственным органом; ошибочно уплачена пошлина в большем размере, чем необходимо; иск был оставлен судом без рассмотрения. Подлежащие возврату суммы должны быть выплачены заявителю в течение одного месяца со дня принятия решения о возврате.
При желании вернуть сумму пошлины, следует написать заявление в налоговый орган. Специального бланка для такого заявления не существует, поэтому заявление составляют и оформляют в произвольной форме. Если пошлина была уплачена по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, то в налоговый орган также следует представить справку на возврат пошлины. Ее выдает арбитражный суд.
Пошлина должна быть возвращена на расчетный счет в течение месяца после подачи заявления. Если этот срок нарушен, сумму пошлины должны вернуть с учетом процентов, начисленных по ставке рефинансирования Банка России Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с..
Сроки уплаты государственной пошлины определяются в зависимости от вида юридически значимых действий, оказываемых плательщику.
Сроки уплаты государственной пошлины «Налоговый кодекс РФ(часть вторая)» от 05.08.2000 №117 ФЗ (ред. от 28.12.2013)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2014)
Случай уплаты |
Срок уплаты |
|
1 |
2 |
|
Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям |
До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной |
|
Обращение за проставлением апостиля |
До проставления апостиля |
|
Обращение за совершением нотариальных действий |
До совершения нотариальных действий |
|
Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов) |
До выдачи документов (их копий, дубликатов) |
|
Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу |
В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда |
|
В других случаях |
До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов |
|
2.3 Пути совершенствования государственной пошлины
Рассмотрим сначала правовые проблемы регулирования государственной пошлины в РФ.
В гл. 25.3. «Государственная пошлина» НК РФ, в частности в пп. 1 п. 1 ст. 333.19 и пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, сохраняются пробелы в последовательности мыслительных операций, используемых при применении построения норм законодательства о налогах и сборах. В названных статьях установлены размеры госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, а также арбитражными судами. К примеру, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается на основании ст. 333.19 НК РФ в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.; от 20 001 руб. до 100 000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 000 руб.; от 100 001 руб. до 200 000 руб. — 3 200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб., и т.д. В случае если цена иска равна 20 000 руб. 01 коп., 100 000 руб. 15 коп. или 200 000 руб. 50 коп. и т.д., то каким способом расчета государственной пошлины следует воспользоваться плательщику сбора, если отсутствует прямая норма о том, что цена иска определяется в полных рублях и нет нормативных правил округления цены иска. По общим правилам математики округление должно производиться до целых рублей, а именно при цене иска менее 0,5 руб. не учитывается, а 0,5 руб. и более увеличивается до целых рублей. Вместе с тем, Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине», утративший силу с 01.01.2005, наглядно содержал четкие и логично последовательные нормы о цене иска при расчете госпошлины; к примеру, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина взималась на основании ст. 4 Закона в следующих размерах: с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: до 1 млн руб. — 5% от цены иска, свыше 1 млн руб. до 10 млн руб. — 50 тыс. руб. + 4% от суммы свыше 1 млн руб. и т.д., исключая неясности в толковании норм права — Мурашкина Е.Б. Практика разрешения проблем применения норм законодательства о налогах и сборах. // Вестник Томского государственного университета, 2011. — № 345. — С. 122-125.
В нынешнее законодательство также стоит внести подобную диверсификацию.
Далее рассмотрим современные проблемы совершенствования уплаты государственной пошлины в свете развития информационных технологий и реализации программы электронного правительства в Российской Федерации.
Реализация мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов, предоставляющих услуги, в период 2002-2013 гг. позволила решить следующие задачи: Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»
- сформировать основы ведомственной, региональной, а в некоторых случаях и муниципальной информационно-технологической инфраструктуры;
- начать формирование общефедеральной инфраструктуры электронного правительства;
- начать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и с использованием межведомственного взаимодействия;
- сформировать основы нормативного правового обеспечения использования информационных технологий в деятельности органов, предоставляющих услуги.
В то же время практика выполнения мероприятий по формированию электронного правительства выявила ряд проблем в целеполагании, а также организационных и технических проблем, которые снижают эффективность деятельности.
По состоянию на лето 2013 г. 4,2 % граждан страны По состоянию на 2010 г. — 0,15 % и на 2012 г. — 1,8 % (по данным Минкомсвязи России) зарегистрированы на Едином портале, где опубликованы сведения о 745 федеральных и более 100 000 региональных и муниципальных услугах. Вместе с тем доля корректной и актуальной информации о порядке предоставления федеральных услуг и формах заявлений, размещенной на ЕПГУ (I и II этапы перевода предоставления услуг в электронную форму), составляет Здесь и далее, если не указано иное, по данным Минэкономразвития России по состоянию на август 2013 г. 47,5 %. По состоянию на 2010 г. — 66 % и на 2012 г. — 43,5 %.
Аналогичный показатель по региональным и муниципальным услугам — 54%.
Техническая возможность подать заявление через ЕПГУ (начальная фаза III этапа) реализована для 11,3 % федеральных услуг (84 из 745) и 16,9 % — региональных и муниципальных услуг (оценка по выборке из 2004 услуг), тогда как, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 2415-р, к настоящему времени должен был быть реализован перевод на III этап всех услуг.
Возможность получить результаты предоставления услуги через ЕПГУ в электронной форме (V этап) реализована для 4,2 % федеральных информационных услуг Услуги, не требующие принятия решений в процессе их предоставления (31 из 745).
Из 2004 вошедших в выборку региональных и муниципальных услуг результаты в электронной форме доступны лишь для 42 из них (2,1 %).
Основной канал удаленного доступа к услугам — ЕПГУ — недостаточно ориентирован на потребности пользователей. Например, поисковая доступность Доля услуг, которые можно найти на ЕПГУ с помощью поиска и навигационных инструментов. размещенных на ЕПГУ федеральных государственных услуг составляет 67 % По состоянию на 2010 г. — 76 % и на 2012 г. — 60 %.. Услуги, размещенные на ЕПГУ, практически не могут быть обнаружены через внешние поисковые системы по ключевым словам. Лишь для малого числа услуг реализована возможность предварительного заполнения электронных форм и заявлений. Не налажено информирование граждан о текущем статусе получения услуги. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»
Несмотря на требования действующего законодательства, значительное число востребованных федеральных государственных услуг По данным Департамента контроля и исполнения поручений Правительства Российской Федерации, лето 2013 г. не представлены на ЕПГУ и доступны в электронной форме только через официальные сайты органов, предоставляющих услуги, или специализированных операторов, в том числе — за плату.
При этом такие сайты часто не интегрированы с ЕПГУ и Единой системой идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА).
Аналогично обстоят дела с региональными и муниципальными услугами. Указанные обстоятельства требуют от граждан многократных регистраций и предоставления одних и тех же персональных данных различным операторам.
При переводе предоставления услуги в электронную форму, так же как и при организации межведомственного взаимодействия, не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. Расходы органов, предоставляющих услуги, на взаимодействие с заявителями, несмотря на значительные бюджетные расходы на информационно-коммуникационные технологии, не сокращаются.
Не созданы удобные и доступные механизмы перевода документов из бумажной формы в электронную, а правовая база предоставления услуг часто не предусматривает электронных каналов взаимодействия. Например, лишь для единичных услуг установлена допустимость дистанционной подачи заявления и получения результата услуги, электронные формы заявлений утверждены нормативным правовым актом, а результаты услуги, предоставленной в электронной форме, имеют все необходимые реквизиты, заверены электронной подписью и могут использоваться при взаимодействии с органами, предоставляющими услуги, и в гражданском обороте. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»
Обращение к электронному каналу получения услуги в редких случаях уменьшает для заявителя число посещений органа, предоставляющего услугу, или устраняет необходимость подачи бумажных документов.
Заявитель должен получить услугу с минимальными временными затратами, включая затраты на подготовку документов, регистрацию на порталах, обучение работе с новыми технологиями, посещение ведомств, ожидание в очереди, ожидание результата услуги, а также с минимальными финансовыми затратами, включая как затраты на оплату государственной пошлины.
Процедуры получения услуги должны быть насколько возможно формализованы, прежде всего, в части причин для отказа в предоставлении услуги. Все необходимые процедуры, требования к гражданину, критерии принятия решений должны быть установлены нормативно, а также дополнительно изложены на доступном для заявителя языке. Услуги должны пройти аудит и оптимизацию, направленные на сокращение требований к заявителям, их финансовых и временных расходов.
Должна быть обеспечена возможность использования нескольких каналов при получении одной услуги: например, подача заявления с использованием персонального компьютера, отслеживание хода предоставления услуги с помощью SMS, получение результата услуги в МФЦ по месту временного пребывания. Набор доступных для граждан каналов и инструментов взаимодействия должен быть нормативно определен для каждой административной процедуры в составе услуги, предполагающей такое взаимодействие. Не должна допускаться организация каналов доступа к услугам через платных специализированных посредников. Там же.
Гражданину должен быть доступен сервис, обеспечивающий отображение текущего статуса предоставления государственных и муниципальных услуг, сохранение истории обращений за получением услуг, включая хранение результатов таких обращений, документов в электронной форме, а также отображение информации о ходе рассмотрения жалоб, поданных на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных или муниципальных услуг, и решений по ним (единый личный кабинет) независимо от того, каким органом, предоставляющим услугу, и по какой процедуре (традиционной или электронной) предоставлялась услуга или подавалась жалоба. Гражданин должен иметь возможность предоставлять органу, предоставляющему услугу, документы (подтверждать юридические факты), хранящиеся в личном кабинете, посредством предоставления к ним заинтересованным органам регламентированного защищенного доступа. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».