Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции РФ, является органом принудительного исполнения, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
Таким образом, объектом изучения данной курсовой работы являются правоохранительные органы в целом, предметом же является непосредственно служба судебных приставов. В данной работе подробно раскрывается сам предмет, а также его взаимосвязь и взаимодействие с объектом, то есть место службы судебных приставов в системе правоохранительных органов РФ. Из этого вытекает основная задача данной курсовой работы: изучение структуры службы судебных приставов РФ, организации деятельности, иерархии судебных приставов, взаимодействия с иными государственными органами.
Теперь расскажу о целях данной курсовой работы. Как пишут К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев, «любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и иных предписаний. Эти знания крайне нужны также студенту-правоведу, будущему юристу, при усвоении многих дисциплин, которые ему предстоит познать в ходе всего обучения в юридическом вузе» 1 . На примере службы судебных приставов можно получить представление об организации всех органов государственной власти на территории РФ (так как принципы организации деятельности органов, получающих финансирование из федерального бюджета, очень схожи между собой).
Таким образом, основная цель данной работы – дать характеристику того, как строятся и какие функции выполняют органы службы судебных приставов, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными органами, каково их социальное назначение.
Актуальность данной работы напрямую связана с её целями и задачами. Также в процессе написания курсовой работы я постараюсь дать ответ на вопрос: нужна ли современному гражданскому обществу служба судебных приставов как институт исполнения судебных актов и актов других органов? Безусловно, обеспечивать установленный порядок деятельности судов необходимо, и в этом плане нет необходимости что-то кардинально менять. Но нам следует оценить работу судебных приставов-исполнителей за почти пятнадцатилетнюю историю их существования в РФ. В России рассматривается проект Федерального закона «О коллекторской службе», по которому специалисты по взысканию задолженности будут наделены теми же полномочиями, что и судебные приставы-исполнители. Кроме того, данным законом будет установлена оплата работы коллектора за счет средств должника (на сегодняшний день практикуется продажа дебиторской задолженности кредитором коллектору, что бывает невыгодно взыскателю).
Служба судебных приставов
... данной службы, а так же отсутствием четкого представления о деятельности судебных приставов в современной России. Предмет исследования - само понятие института судебных приставов. Объект исследования - особенности деятельности и полномочий судебных приставов. Цель работы - рассмотреть работу службы судебных приставов. ... и первой попыткой отделить судебные органы от государственной администрации. Так, ...
Естественно, расформировывать службу судебных приставов еще рано, так как целиком переложить полномочия судебных приставов-исполнителей на коллекторские агентства сегодня невозможно (трудно себе представить взаимодействие государственных органов с коллекторами при взыскании налогов, а также административных штрафов, размеры которых зачастую не превышают ста рублей).
Законом также не разграничена ответственность коллектора и коллекторского агентства, не предусмотрен сам процесс привлечения коллекторов к ответственности (в то время как ответственность пристава как должностного лица вполне определена).
Однако все эти вопросы со временем вполне разрешимы, преимущество частных коллекторских агентств уже сейчас не вызывает сомнений.
Я надеюсь, что проведенная мной работа поможет сделать правильный прогноз дальнейшему существованию службы судебных приставов в нашей стране.
§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие службы судебных приставов
В 1997 г. вступили в силу ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», и была создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, которая получила название «служба судебных приставов». Основной задачей этого органа стало «осуществление функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также исполнение вступивших в силу судебных актов» 1 . Конечно, подобные органы существовали и ранее, так как наличие правовых норм (в более древние времена – норм обычаев, мононорм), подразумевает их исполнение, а наличие санкции – принудительное исполнение. Однако я считаю, что исполнительное производство (или исполнительное право, что фактически одно и то же, как считает А.А. Максуров2 ), начало формироваться достаточно недавно, буквально 10 – 13 лет назад. Поэтому и результаты деятельности службы судебных приставов на данный момент довольно скромны. Вполне возможно, что в скором будущем коммерческие организации будут пользоваться только услугами коллекторских фирм (организаций, специализирующихся на «выбивании долгов»), а Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП РФ), после очередного сокращения численности работников, будет обеспечивать установленный порядок в судах и осуществлять символические действия по исполнению судебных актов об административных правонарушениях3 .
Я считаю, что столь критичная оценка службы судебных приставов нисколько не умаляет актуальности взятой мной темы. Наоборот, тщательное уяснение и раскрытие темы курсовой работы поможет найти эффективные рычаги воздействия на службу судебных приставов (так как действующим законодательством предусмотрена лишь формальная «ответственность» судебного пристава-исполнителя за его бездействие, что позволяет ему оставаться безнаказанным, ссылаясь на «невозможность взыскания» долга. Эта пресловутая «невозможность взыскания» стала причиной, из-за которой судебные приставы порой не торопятся совершать некоторые исполнительные действия, затягивают сроки исполнения судебных актов).
Дознание в системе службы судебных приставов
... осуществлении полномочий дознания и повышения уровня профессиональной подготовки территориальными органами ФССП России в структурных подразделениях были проведены занятия с начальниками районных (городских, межрайонных) отделов - старшими судебными приставами, их заместителями, судебными приставами-исполнителями, ...
Также в данной работе мы рассмотрим возможность сотрудничества юридических лиц со службой судебных приставов, наподобие сотрудничества ФССП РФ с Федеральной налоговой службой (далее – ФНС РФ) 1 и с таможенными органами2 . Конкретным примером может служить взаимодействие подразделений ФССП РФ с управляющими компаниями, созданными для обслуживания жилого фонда на основании ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007 г.).
^
В данном пункте я проведу общую классификацию судебных приставов, для того, чтобы впоследствии было проще, опираясь на данную классификацию, раскрыть в подробностях их полномочия и статус.
ФЗ «О судебных приставах» делит судебных приставов на два вида: «на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей» 3 . Основанием для классификации в данном случае служит специфика выполняемой ими работы, а также другие факторы, о которых будет рассказано в других разделах.
Кроме этого, в зависимости от того, на каком уровне судебный пристав осуществляет свои полномочия (на федеральном, на уровне субъекта РФ, или же на местном уровне), судебные приставы делятся на главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ и на старшего судебного пристава.
Также в данном пункте курсовой работы я расскажу о статусе судебных приставов, применительно ко всем судебным приставам в целом.
Судебные приставы (вне зависимости от их статуса) не вправе разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, а также обязаны хранить государственную и иную (коммерческую) охраняемую законом тайну. Об этом говорится в статье 4 ФЗ «О судебных приставах», которая является новеллой по сравнению с ранее действовавшей редакцией ФЗ «О судебных приставах».
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» граждане РФ, проходящие службу в органах и подразделениях службы судебных приставов, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации 1 . Однако уточню, что данная норма является императивной в отношении лишь некоторых должностных лиц ФССП РФ (в центральном аппарате ФССП России дактилоскопическую экспертизу проходит директор ФССП России (главный судебный пристав РФ), а также его заместители; в территориальных органах ФССП России – руководитель территориального органа ФССП России (главный судебный пристав субъекта РФ), а также его заместители, старший судебный пристав, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебный пристав-исполнитель)2 .
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
... достоинства граждан, вовлекаемых в сферу деятельности судебных приставов. Таким образом, надзор за исполнением законов судебными приставами является одним из направлений прокурорского надзора. Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами ...
Также, учетом возлагаемых на них задач, все судебные приставы обязаны проходить профессиональную подготовку. Необходимость проведения и порядок прохождения профессиональной подготовки судебных приставов в настоящее время детально регламентируются Приказом ФССП России от 20 декабря 2007 г. № 643 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов». Согласно данного Приказа гражданские служащие ФССП России в соответствии с характером должностных обязанностей проходят профессиональную подготовку, которая представляет собой систему плановых мероприятий по обучению гражданских служащих ФССП России, формированию и привитию практических навыков выполнения задач в соответствии с их должностными обязанностями.
«Профессиональная подготовка проводится с целью приобретения судебными приставами теоретических знаний, а также практического освоения и закрепления ими навыков по исполнению должностных обязанностей. Профессиональная подготовка кадров для ФССП России осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом и государственными образовательными стандартами на основе заключения договора между ФССП России и гражданином на обучение с обязательным последующим прохождением государственной гражданской службы в ФССП России в течение установленного срока» 1 .Также по мере надобности судебные приставы проходят профессиональную переподготовку, повышение квалификации (по мере необходимости, но не реже одного раза в три года), стажировку в учебно-методических центрах ФССП России2 . Все судебные приставы проходят боевую подготовку, которая представляет собой «единый учебный процесс, включающий в плановом порядке изучение необходимых учебных предметов (тем, вопросов) на занятиях и постоянное повышение профессионального уровня в ходе повседневной практической деятельности. К основным предметам обучения относятся: правовая подготовка, тактико-специальная подготовка, огневая подготовка, правила и техника применения специальных средств, физическая подготовка; к общим предметам обучения относятся: медицинская подготовка, психологическая подготовка, подготовка по связи»3 .
Судебным приставам присваиваются классные чины и выдаются удостоверения установленного образца. Образец удостоверения единого образца утверждается Министром юстиции Российской Федерации.
Классные чины судебным приставам как работникам органов юстиции присваиваются в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденной Приказом Министра юстиции РСФСР от 16 октября 1991 г. № 152/13-3-23. Указанная Инструкция принята на основании Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. № 1506-1 «Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР» и утвержденного этим Постановлением Положения о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР. В данных нормативных актах установлены порядок присвоения классных чинов, предъявляемые квалификационные требования. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная Инструкция подлежит применению с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», из п. 3 которого усматривается, что всем федеральным государственным служащим, в том числе судебным приставам, присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.
Судебная власть в Российской Федерации
... свобод» Особое внимание Монтескье уделял судебной системе в своих работах: - «И снова не может быть свободы, если судебная власть не разделена на законодательную и исполнительную. Если ... приведении российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права. Но главной задачей судебной реформы было признано закрепление судебной власти в ...
Установление классных чинов работникам органов юстиции рассматривается как важное средство повышения ответственности работников за выполнение служебного долга, укрепления дисциплины и организованности. Указано на то, что «при решении вопросов о присвоении классных чинов необходимо обеспечить максимально объективную оценку деловых и личных качеств работников, отражающую их реальный личный вклад в деятельность органов юстиции. При этом доплата к должностным окладам за классные чины производится со дня подписания приказа о присвоении классного чина» 1 .
Согласно названной Инструкции классные чины присваиваются руководителям и специалистам, имеющим высшее юридическое образование. Однако в исключительных случаях классные чины могут присваиваться работникам, имеющим иное высшее образование, а также незаконченное высшее или среднее специальное образование, если они успешно справляются со своими обязанностями, определенными должностными инструкциями, а полученное ими образование соответствует профилю работы.
Также судебные приставы имеют право и обязаны носить специальные «знаки различия, которые выдаются судебным приставам одновременно с выдачей предметов форменной одежды, на которых предусмотрено ношение этих знаков. Кроме того, при присвоении судебным приставам очередного классного чина им выдаются погоны на все предметы форменной одежды, сроки носки которых к моменту присвоения классного чина не истекли» 2 .
В соответствии с Указом Президента РФ от 24 января 2006 г. № 42 «Об учреждении геральдического знака – эмблемы и флага Федеральной службы судебных приставов» и Указом Президента РФ «Вопросы ФССП РФ», «ФССП России имеет геральдический знак — эмблему и флаг, учреждаемые Президентом РФ» 1 .
^
Общие положения по организации деятельности службы судебных приставов заложены в Федеральном законе «О судебных приставах», в частности, в статье 5, в которой говорится, что «положения о ФССП, её структура и штатная численность утверждаются Президентом РФ, а организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ (далее – КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ соответственно), определяются федеральными конституционными законами (далее – ФКЗ) об этих судах» 2 . В дальнейшем, при более подробном изучении темы, мы будем опираться именно на эти нормативные акты, а также на комментарии к ним. В этом же пункте нашей курсовой работы мы расскажем о том, какие органы и должностные лица организуют деятельность службы судебных приставов, согласно ФЗ «О судебных приставах».
Высшим контролирующим органом в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) 3 .
Прохождение государственной службы в судебных учреждениях Российской Федерации
... Объект курсовой работы — Советский районный суд г. Челябинска. Предмет — организация прохождения государственной службы Советском районном суде г. Челябинска. Л Теоретической основой работы являются положения трудов отечественных и зарубежных ученых в отношении прохождения государственной службы в Российской Федерации, российского ...
По Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), которой было передано большинство полномочий Минюста РФ, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, которые были сохранены за Минюстом РФ. 4 ФССП РФ возглавляет главный судебный пристав РФ. В его полномочия входит осуществление руководства деятельностью ФССП.
На уровне субъектов Российской Федерации создаются территориальные органы ФССП РФ, каждый из которых возглавляет главный судебный пристав субъекта РФ.
По районам созданы подразделения службы судебных приставов субъектов РФ. Их возглавляют старшие судебные приставы.
Старшему судебному приставу подчиняются судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также судебные приставы-исполнители.
Подводя итог, представим схематично структуру органов, которые осуществляют организацию деятельности службы судебных приставов:
Президент России
Правительство РФ
Министерство юстиции РФ
Федеральная Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ
Федеральная служба судебных приставов
Федеральная Служба судебных приставов субъекта РФ
Подразделение службы судебных приставов субъекта РФ
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
^
В статье 5 ФЗ «О судебных приставах» сказано, что Положение о ФССП РФ, её структура и штатная численность утверждаются Президентом РФ. Таким образом, первым органом, организующим деятельность ФССП РФ, является Президент РФ.
Президент России уполномочен не только утверждать штатную численность ФССП РФ (на 1 января 2009 г. установлена предельная численность работников центрального аппарата ФССП России в количестве 483 единиц (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий), а также предельная численность работников территориальных органов ФССП с 1 января 2010 г. – в количестве 84 352 единиц 1 ), но и может изменять структуру органов исполнительной власти в целом, что безусловно отражается на организации службы судебных приставов. Для примера приведу развитие службы судебных приставов в конце XX – начале XXI вв.
В 1998 году был образован департамент судебных приставов, входивший в структуру Минюста России 2 , который в рамках проводимой административной реформы в 2004 г. был упразднен, и в соответствии с Указом Президента РФ № 314 создана ФССП России.
13 октября 2004 г. последовал Указ Президента РФ № 1316, утвердивший Положение о ФССП России.
В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти в 2000 г. был учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, призванных обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе. 3
Опираясь на вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что именно Президент играет главную роль в развитии службы судебных приставов в России.
Координацию и контроль деятельности ФССП России, согласно общей концепции административной реформы, осуществляет Министерство юстиции РФ (Минюст РФ) 4 . Данное положение подчеркивает, что Федеральная служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации и находится непосредственно в его ведении.
«Министерство юстиции Российской Федерации принимает нормативные акты, касающиеся вопросов организационного и методического обеспечения службы судебных приставов, ее кадрового обеспечения и вопросов обеспечения службой судебных приставов установленного порядка деятельности судов Министерства юстиции Российской Федерации. В ряде случаев нормативные правовые акты принимаются совместно с другими ведомствами. Это могут быть инструкции, приказы, распоряжения» 5 (для примера приведу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23 мая 2001 г. № 156 «Об утверждении Положения о порядке координации действий и осуществления контроля над исполнительным производством главным судебным приставом Российской Федерации и главными судебными приставами субъектов Российской Федерации», в котором закреплены положения, касающиеся упорядочения и координации исполнительных действий между службами судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, оказания методической поддержки по исполнению наиболее сложных и актуальных исполнительных производств, к которым относятся исполнительные производства, реализация которых взята на контроль главным судебным приставом Российской Федерации, а также главными судебными приставами субъектов РФ).
«ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации». 1
Полномочия главного судебного пристава РФ закреплены в статье 8 ФЗ «О судебных приставах», а также в Положении о Федеральной службе судебных приставов.
В рамках общего руководства службой судебных приставов главный судебный пристав Российской Федерации в пределах установленной компетенции издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками этой службы. Данное полномочие направлено на решение различного характера организационных вопросов, обеспечивающих выполнение судебными приставами их обязанностей.
В частности, «главный судебный пристав Российской Федерации осуществляет федеральный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполнительных производств (например, особая экономическая, социальная или общественно-политическая значимость исполнительного производства для Российской Федерации; ситуация, когда одной из сторон исполнительного производства является Российская Федерация; поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; наличие фактов возбуждения исполнительных производств в отношении одного и того же должника в нескольких подразделениях службы судебных приставов субъекта Российской Федерации или в подразделениях служб судебных приставов различных субъектов Российской Федерации; поступление подтвержденной документально информации об оказании неправомерного воздействия органами власти на судебного пристава-исполнителя при исполнении им должностных полномочий; возможные действия судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения, имеющие в дальнейшем значение для обобщения практики и разработки конкретных методических рекомендаций для службы судебных приставов в целом» 1 и др.
Среди множества полномочий, возложенных на главного судебного пристава РФ, хотелось бы выделить функции, осуществляемые им в качестве нанимателя в отношении гражданских служащих, замещающих должность руководителя территориального органа ФССП России.
Директор ФССП России «заключает, расторгает и перезаключает служебные контракты о прохождении гражданской службы по согласованию с Министром юстиции Российской Федерации; определяет (изменяет) существенные и иные условия служебных контрактов (в том числе денежное содержание); утверждает должностные регламенты; устанавливает порядок выплаты премии и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы; утверждает графики отпусков; предотвращает конфликт интересов при заинтересованности гражданского служащего при исполнении должностных обязанностей; назначает служебные проверки; применяет (снимает) дисциплинарные взыскания» 2 а также осуществляет иные функции, предусмотренные законом.
В части реализации полномочий по осуществлению финансового и материально-технического обеспечения службы судебных приставов главному судебному приставу Российской Федерации по согласованию с заместителем Министра юстиции РФ, курирующим финансово-экономическую и хозяйственную деятельность Министерства юстиции РФ, предоставлено право «распределять бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание служб и подразделений судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации; определять объемы и номенклатуру централизованных поставок материально-технических средств и имущества для нужд служб и подразделений судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации; в установленном порядке заключать финансово-хозяйственные договоры (контракты) на банковское обслуживание, страхование и централизованные поставки материально-технических средств и имущества для нужд служб и подразделений судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации, а также на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Департамента судебных приставов; утверждать сметы расходов по использованию централизованных внебюджетных средств развития исполнительного производства; быть распорядителем кредитов по счетам: бюджетному и централизованному — внебюджетного фонда развития исполнительного производства и иметь гербовую печать для финансовых и хозяйственных документов» 1 .
Главный судебный пристав Российской Федерации рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности. При этом следует отметить, что «главный судебный пристав Российской Федерации рассматривает не только жалобы, поданные на действия судебных приставов, но и жалобы работников самой службы судебных приставов в случае возникновения трудовых конфликтов» 2 .
Наличие личной ответственности главного судебного пристава Российской Федерации за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов, показывает степень важности задач, поставленных законодателем перед службой судебных приставов: обеспечение установленного порядка деятельности судебной власти и обеспечение исполнения судебных актов и актов других органов.
В частности, «к главному судебному приставу Российской Федерации как к государственному служащему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации» 3 .
Статьей 9 ФЗ «О судебных приставах», а также в иных нормативно-правовых актах, в частности, в Приказе Минюста России от 9 апреля 2007 г. N 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов», закреплены полномочия главного судебного пристава субъекта РФ в организации деятельности службы судебных приставов. По существу многие полномочия главного судебного пристава субъекта РФ схожи с полномочиями главного судебного пристава РФ, основаны на них и с ними корреспондируют.
Одной из обязанностей главного судебного пристава субъекта РФ является его взаимодействие с представителями Президента РФ (ранее я о них упоминал).
«Главный судебный пристав субъекта РФ представляет полномочным представителям по их запросам информацию в пределах своей компетенции; осуществляет их информирование по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; обеспечивает участие представителей ФССП России в работе совещательных и консультативных органов, создаваемых для обеспечения деятельности полномочных представителей; создает рабочие группы с приглашением полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах для решения вопросов, имеющих значение для социально-экономического развития федеральных округов (субъектов РФ)» 1 и др.
Непосредственным «начальником подразделения судебных приставов (районного, межрайонного или соответствующего им согласно административно-территориальному делению подразделения субъектов Российской Федерации)» 2 является старший судебный пристав. Он «осуществляет непосредственное руководство подчиненным ему подразделением службы судебных приставов»3 .
Исходя из возложенных на судебных приставов задач, условно разделю деятельность старшего судебного пристава на два основных направления: исполнение актов юрисдикционных органов; обеспечение установленного порядка деятельности судов. Так, именно он обеспечивает принятие мер, направленных на правильное и своевременное исполнение судебными приставами-исполнителями требований судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Указанные меры заключаются как в общем руководстве деятельностью подразделения судебных приставов по направлению исполнительного производства, так и в возможности принятия им ряда конкретных процессуальных решений по наиболее значимым и ответственным вопросам исполнительного производства. В частности, «судебному приставу-исполнителю для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 до 6 часов в обязательном порядке требуется получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава. Последний же незамедлительно уведомляет об этом главного судебного пристава субъекта РФ» 4 .
В отдельных случаях к полномочиям старшего судебного пристава относится утверждение постановлений судебных приставов-исполнителей. В соответствии с Законом об исполнительном производстве такому утверждению подлежат: постановление о приводе (ч. 5 ст. 24); постановление о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применению мер принудительного исполнения (ч. 6 ст. 33); акт передачи исполнительного документа и материалов исполнительного производства (ст. 33); постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства, а также акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (ст. 46); постановление о розыске должника-гражданина (розыске ребенка), постановление о розыске должника-организации, имущества должника-гражданина или организации (ч. 1 ст. 65); постановление о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника (ч. 3 ст. 66); постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ч. 3 ст. 67); постановление о передаче нереализованного имущества должника взыскателю (ч. 14 ст. 87); постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление (ч. 3 ст. 103); постановление о взыскании исполнительского сбора, а также постановление о наложении штрафа (ч. 2 ст. 115); постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (ч. 3 ст. 117).
Также при обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя жалоба (за исключением обжалования постановлений, утвержденных старшим судебным приставом), подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится данный судебный пристав-исполнитель.
Обязанности старшего судебного пристава в организации надлежащего обеспечения установленного порядка деятельности судов закреплены в Инструкции № 226.
«В соответствии с указанной Инструкцией старший судебный пристав обязан:
1) согласовывать с председателем суда порядок охраны зданий и судебных помещений с учетом конкретных условий;
2) проводить инструктажи судебных приставов непосредственно перед заступлением на службу;
3) организовывать и проводить профессиональную и специальную подготовку личного состава возглавляемого подразделения;
4) обеспечивать необходимые условия для надлежащего несения службы судебными приставами;
5) осуществлять контроль за безопасностью проведения мероприятий по обеспечению установленного порядка деятельности судов» 1 и др.
Для более полного изучения составных частей службы судебных приставов, а также деятельности контролирующих органов (таких как Президент РФ и Минюст РФ), я специально не придерживался схемы, представленной в п. 1.3 работы, выделив деятельность ФССП РФ, территориальных органов ФССП РФ и подразделения службы судебных приставов субъекта РФ в отдельный пункт.
^
В данном пункте курсовой работы я расскажу о том, какие органы службы судебных приставов образованы и действуют на всей территории РФ, прослежу их иерархию и взаимодействие.
На федеральном уровне образована Федеральная служба судебных приставов РФ (ФССП РФ) – «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности» 2 .
Данное определение можно применить к общему понятию «служба судебных приставов». Кроме того, как уже говорилось раньше, служба судебных приставов – орган федеральный, имеющий четкую структуру, все части которой подчинены строгой иерархии (об этом свидетельствует также большое влияние на всю структуру в целом высших органов государственной власти, таких как Президент РФ и Минфин).
Деятельность службы судебных приставов регламентирована общими федеральными законами. Таким образом, я считаю возможным перед тем, как рассказывать особенности того или иного уровня, охарактеризовать службу судебных приставов в целом. С этой целью я сравнил два нормативно-правовых акта, на которых основывается деятельность службы судебных приставов в России: Положение о ФССП, утверждённое Указом Президента РФ № 1316 «Вопросы ФССП» от 13 октября 2004 года (далее – Положение о ФССП), и Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов (приложение № 1 к Приказу Минюста РФ от 09.04.2007 № 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (далее – Положение о территориальном органе ФССП РФ)).
Данные акты имеют много общего, прежде всего потому, что первый заложен в основу второго. После внимательного изучения указанных документов, я пришел к выводу, что нагляднее будет изобразить описание структуры службы судебных приставов на территории РФ в виде таблицы. Это позволит избежать лишних повторений, будет способствовать компактному изложению материала.
ФССП РФ |
Территориальный орган ФССП РФ (отдел ФССП на территории субъекта) |
^ |
||
Общие положения |
1. Обеспечение установленного порядка деятельности судов: |
|||
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов 1 |
судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации 2 |
судов общей юрисдикции, мировых судей |
||
2. организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — акты других органов).
|
||||
3. Управление нижестоящими органами: |
||||
Территориальными органами ФССП России |
межрайонными и специализированными отделами (структурными подразделениями) |
|||
В своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минюста РФ, а также: |
||||
Положением о ФССП РФ. |
правовыми актами ФССП России, Положением о территориальном органе ФССП РФ. |
правовыми актами ФССП России, территориальных органов ФССП РФ. |
||
Осуществление деятельности непосредственно и (или): |
||||
«через территориальные органы; во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской |
«через подразделения судебных приставов; во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе Российской Федерации, территориальными органами |
совместно с территориальными органами ФССП РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и |
||
Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями». 3 |
федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями». 4 |
иными организациями. |
||
Полномочия |
«установленный порядок деятельности судов;
хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам»: 1 |
|||
«руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности |
«руководит деятельностью структурных подразделений территориального органа ФССП РФ, их контролирует |
|||
анализирует деятельность территориальных органов» 2 |
анализирует деятельность структурных подразделений» 3 |
|||
«создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, |
||||
«обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности» 4 ; |
||||
«обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности |
||||
и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию |
и вносит в центральный аппарат ФССП России предложения по его совершенствованию» 5 |
|||
«проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности |
||||
разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты государственных служащих и работников службы судебных приставов, в том числе меры, направленные на охрану жизни и здоровья судебных приставов, их имущества от преступных посягательств, связанных с их служебной деятельностью |
||||
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок» 6 |
||||
участвует в программах международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров по вопросам ФССП России |
обеспечивает функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности, осуществляет справочно-информационное сопровождение деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России |
|||
«запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций информацию, необходимую для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях;
— образовывать совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные и консультативные органы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности». 7 |
В данной таблице я привел сравнение только двух первых разделов названных выше положений, так как третий раздел был раскрыт в пункте 2.1. моей работы.
В пункте 1.3. моей работы было сказано, что так как «организация деятельности службы судебных приставов в КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ определяется в ФКЗ об этих судах» 1 , то при более подробном изучении темы мы будем опираться именно на эти нормативные акты. Однако следует сказать о том, что часть 2 ст. 5 ФЗ «О судебных приставах», «являясь отсылочной, в настоящее время фактически не действует. Связано это с тем обстоятельством, что ФКЗ, регламентирующего деятельность судов общей юрисдикции и Верховного Суда РФ, в нашей стране до настоящего времени не принималось. Кроме того, нормы ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не содержат каких-либо указаний относительно специфики организации деятельности службы судебных приставов в высших судебных органах страны»2 . В результате деятельность службы судебных приставов в указанных высших судебных органах в полном объеме подчинена ФЗ «О судебных приставах».